Когда я впервые прочитал главу «Ки таво» я испытал шок от двух вещей: от строгости наказаний и проклятий за неисполнение заповедей и от понимания того, что наша история столь трагична небеспричинно.
«И будет: если не будешь слушать гласа Господа, Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди и Его законы, которые я заповедую тебе сегодня, то сбудутся над тобой все проклятия эти и настигнут тебя... Уведет Господь тебя и царя твоего, которого поставишь над собою, к племени, какого не знал ни ты, ни твои отцы, и служить будешь там божествам чужим, дереву и камню. И будешь ты к изумлению, притчей и присловьем, среди всех народов, куда направит тебя Господь».
Это было сказано ещё в пустыне, до завоевания евреями Земли Израиля!
А вот практически дословное описание истории разрушения Второго Храма римлянами (их символом был орёл), совпадающее с описанием историков:
«Поднимет Господь против тебя народ издалека, с края земли, как налетает орел, народ, языка которого ты не поймешь. Народ дерзкий, который не почтит старика и отрока не пощадит. И будет есть он плод скота твоего и плод земли твоей до уничтожения твоего, не оставляя тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни приплода твоих быков, ни богатства твоих отар, пока не погубит тебя. И осаждать будет тебя во всех вратах твоих, пока не падут стены твои, высокие и укрепленные, на которые ты полагаешься, на всей земле твоей; и осаждать будет тебя во всех вратах твоих на всей земле твоей, которую дал тебе Господь, Б-г твой. И будешь есть плод чрева твоего, плоть твоих сынов и твоих дочерей, которых дал тебе Господь, Б-г твой, — из-за осады и нужды, какой притеснит тебя твой враг».
Или вот об антисемитских погромах:
«И рассеет тебя Господь меж всех народов от края земли и до края земли… И будет жизнь твоя висеть пред тобою, и в страхе будешь ты ночью и днем и не будешь уверен в жизни твоей. Утром скажешь: Будь (теперь) вечер! А вечером скажешь: Будь (теперь) утро! — от страха сердечного, которым объят, и от видения глаз твоих, что будешь видеть».
Всё написано, всё описано – правила «игры» обозначены, а история, следуя принципу “Historia est Magistra Vitae”, пытается научить нас жизни, но, как правило, безуспешно. Мы не хотим принимать эти ограничивающие правила и раз за разом «наступаем на одни и те же грабли», будучи уверенными в том, что уж с нами-то такого не случится, мы будем умнее и в этот раз точно сумеем обойти острые углы, что вообще всё происходившее было случайностью...
Возьмём, например, антисемитизм как одну из наиболее очевидных проблем, с которой сталкивается наш народ из поколения в поколение. Мы воспринимаем его как неадекватную реакцию далеко не самых умных людей на наше поведение. Мы уверены, что стоит нам лишь исправить то, за что нас сегодня недолюбливают, и антисемитизм тут же развеется как дым.
Однако Дэвид Ллойд Джордж, который был премьер-министром Великобритании с 1916 по 1922 г.г. и который хорошо знал историю, считал иначе: «Из всех вариантов экстремистского фанатизма, разрушающего природу человека, нет ни одного столь иррационального, как антисемитизм… Если евреи богаты, то [эти фанатики] их грабят. Если бедны – они насмехаются над ними. Если евреи принимают чью-то сторону в войне, то это потому, что они хотят извлечь выгоду из пролития нееврейской крови. Если они стремятся к миру, то это потому, что они – трусы или предатели. Если еврей живет в чужой стране, его преследуют и изгоняют. Если он хочет вернуться в свою собственную страну, ему не дают этого сделать».
Нас ненавидели и за то, что мы жили обособленно, а потом и за то, что мы стали интегрироваться в жизнь окружающих нас народов – обстоятельства меняются, но, удивительным образом, ненависть остаётся неизменной.
Если антисемитизм существует вне зависимости от обстоятельств, то, возможно, причина не в обстоятельствах, а в чём-то другом?
Наша недельная глава даёт однозначный ответ на этот вопрос.
В предыдущем выпуске мы говорили о том, что Всевышний наказывает нас за наши проступки по принципу мера за меру, а награждает нас за наши добрые дела в большей пропорции, сверх меры. Он даёт нам грозные предупреждения не для того, чтобы наказать нас посильнее, а для того, чтобы мы, опасаясь возмездия, избегали бы дурных дел.
В нашей же главе написано: «Откроет Господь для тебя Свое сокровище доброе, небеса, чтобы дать дождь земле твоей во время свое и благословить всякое дело рук твоих. И ты будешь ссужать многих племен, но сам занимать не будешь. И поставит тебя Господь главой, а не хвостом, и будешь только вверху, и не будешь внизу, если будешь слушать заповеди Господа, Б-га твоего, которые я заповедую тебе сегодня соблюдать и исполнять».
Давайте дадим Б-гу возможность благословить нас – сделаем Ему такой подарок на Новый год!