KEРООР DIGEST #10
Глава "Ки таво"
14 Элуля 5780 (3 сентября 2020)
ТЕМЫ НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ
Краткое содержание главы "Ки таво"
Моше-рабейну продолжает наставлять народ Израиля перед своей смертью. Он также напоминает им о заповедях, которые Всевышний заповедовал на горе Синай.
В этой главе не так много заповедей, как в предыдущей. Всего шесть: три повелительные и три запретительные. Перечислим их кратко в порядке их появления в недельной главе:

1. Заповедь произнесения определённых стихов Торы, приведённых в нашей главе, во время приношения бикурим – первинок от урожая, выросшего на Святой Земле. В этом отрывке вспоминается история народа от Якова, через египетское рабство, выход из него, наследование Земли Израиля и до времени принесения первых плодов урожая в Храм.
Суть заповеди – прославить Всевышнего за его милосердие и тем самым удостоиться благословения.

2. Заповедь сделать заявление в Храме, что мы отделили все виды трумот и маасрот от нашего урожая и что в нашем владении не осталось ничего от них. Суть заповеди заключается в том, что способность к речи – это то, что отличает человека от животного, и потому человек должен крайне бережно относиться к своим словам. В особенности люди будут бояться произнести ложь в Храме и, как следствие, будут аккуратны с отделением трумот и маасрот.

3. Запрет кушать маасер шени (один из видов маасрот) и все другие кодшим (освящённую еду) в состоянии скорби по умершему родственнику с момента смерти до момента похорон в светлое время суток.
Суть заповеди – кодшим нужно кушать в святости и с возвышенными мыслями о Б-ге. Человек, у которого только что умер родственник, не может целиком и полностью направить свои мысли к Б-гу.

4. Запрет кушать маасер шени в состоянии ритуальной нечистоты. Речь идёт и о той ситуации, когда сами отделённые плоды стали ритуально нечистыми (в таком случае их необходимо выкупить) или же человек, кушающий их стал нечистым.
Суть заповеди – поскольку ритуальная нечистота ослабляет силу интеллекта человека и создаёт преграду между человеком и Б-гом, то не подобает ритуально нечистому человеку особо приближаться к Б-гу (и это сравнивается с прокажённым, который хочет приблизиться к царю).

5. Заповедь тратить деньги от выкупа маасер шени только на еду и питьё, а также на умащения тела.
Суть заповеди – Всевышний желает, чтобы народ Израиля занимался изучением Торы, но при этом знает, что многие по слабости своей будут заниматься мирскими делами, а не изучением Торы. Поэтому в Своей мудрости он постановил, чтобы периодически все люди приходили бы в Иерусалим – место скопления мудрецов Торы – изучали бы там Тору, получали духовную подзарядку и были бы связаны с мудрецами Торы. Поэтому человек должен на эти деньги приобрести продукты питания, прийти в Иерусалим и скушать их там.

6. Заповедь стараться подражать Б-гу, идя Его путями. То есть вести себя праведно, добродетельно и милосердно, быть святым. Суть заповеди очевидна.

Кроме этих заповедей в недельной главе перечисляются благословения и проклятия (98 проклятий!), которые ожидают еврейский народ за исполнение и неисполнение законов Б-га.

Также Моше сообщает народу, что когда они войдут в Землю Израиля, то должны будут соорудить жертвенник у горы Эйвал и принести на нём жертвы Б-гу. А также они должны будут установить на горе 12 камней, покрытых известью, на которых будут написаны слова Торы.
История с этими камнями очень интересна: первые 12 камней народ Израиля взял на горе Синай. Каждое колено несло свой камень на протяжении 40 лет странствий по пустыне. Эти камни были положены на дно реки Ярден, а оттуда вместо них были взяты другие 12 камней, которые были установлены в Гильгале на берегу Ярдена в знак памяти о чудесном переходе через реку.
На горе Эйваль же были установлены другие 12 камней, которые народ Израиля взяли у берега реки Ярден - уже на территории Земли Израиля. На этих камнях и была написана Тора. Есть разные мнения как именно Тора была написана, в том числе есть и мнение, согласно которому Тора была написана на этих камнях на 70 языках.

В конце главы Моше напоминает народу о чудесах, свидетелями которых являлся еврейский народ в Египте и во время странствий по пустыне, призывая евреев к соблюдению заповедей.

КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Когда я впервые прочитал главу «Ки таво» я испытал шок от двух вещей: от строгости наказаний и проклятий за неисполнение заповедей и от понимания того, что наша история столь трагична небеспричинно.

«И будет: если не будешь слушать гласа Господа, Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди и Его законы, которые я заповедую тебе сегодня, то сбудутся над тобой все проклятия эти и настигнут тебя... Уведет Господь тебя и царя твоего, которого поставишь над собою, к племени, какого не знал ни ты, ни твои отцы, и служить будешь там божествам чужим, дереву и камню. И будешь ты к изумлению, притчей и присловьем, среди всех народов, куда направит тебя Господь».
Это было сказано ещё в пустыне, до завоевания евреями Земли Израиля!

А вот практически дословное описание истории разрушения Второго Храма римлянами (их символом был орёл), совпадающее с описанием историков:
«Поднимет Господь против тебя народ издалека, с края земли, как налетает орел, народ, языка которого ты не поймешь. Народ дерзкий, который не почтит старика и отрока не пощадит. И будет есть он плод скота твоего и плод земли твоей до уничтожения твоего, не оставляя тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни приплода твоих быков, ни богатства твоих отар, пока не погубит тебя. И осаждать будет тебя во всех вратах твоих, пока не падут стены твои, высокие и укрепленные, на которые ты полагаешься, на всей земле твоей; и осаждать будет тебя во всех вратах твоих на всей земле твоей, которую дал тебе Господь, Б-г твой. И будешь есть плод чрева твоего, плоть твоих сынов и твоих дочерей, которых дал тебе Господь, Б-г твой, — из-за осады и нужды, какой притеснит тебя твой враг».

Или вот об антисемитских погромах:
«И рассеет тебя Господь меж всех народов от края земли и до края земли… И будет жизнь твоя висеть пред тобою, и в страхе будешь ты ночью и днем и не будешь уверен в жизни твоей. Утром скажешь: Будь (теперь) вечер! А вечером скажешь: Будь (теперь) утро! — от страха сердечного, которым объят, и от видения глаз твоих, что будешь видеть».

Всё написано, всё описано – правила «игры» обозначены, а история, следуя принципу “Historia est Magistra Vitae”, пытается научить нас жизни, но, как правило, безуспешно. Мы не хотим принимать эти ограничивающие правила и раз за разом «наступаем на одни и те же грабли», будучи уверенными в том, что уж с нами-то такого не случится, мы будем умнее и в этот раз точно сумеем обойти острые углы, что вообще всё происходившее было случайностью...

Возьмём, например, антисемитизм как одну из наиболее очевидных проблем, с которой сталкивается наш народ из поколения в поколение. Мы воспринимаем его как неадекватную реакцию далеко не самых умных людей на наше поведение. Мы уверены, что стоит нам лишь исправить то, за что нас сегодня недолюбливают, и антисемитизм тут же развеется как дым.
Однако Дэвид Ллойд Джордж, который был премьер-министром Великобритании с 1916 по 1922 г.г. и который хорошо знал историю, считал иначе: «Из всех вариантов экстремистского фанатизма, разрушающего природу человека, нет ни одного столь иррационального, как антисемитизм… Если евреи богаты, то [эти фанатики] их грабят. Если бедны – они насмехаются над ними. Если евреи принимают чью-то сторону в войне, то это потому, что они хотят извлечь выгоду из пролития нееврейской крови. Если они стремятся к миру, то это потому, что они – трусы или предатели. Если еврей живет в чужой стране, его преследуют и изгоняют. Если он хочет вернуться в свою собственную страну, ему не дают этого сделать».
Нас ненавидели и за то, что мы жили обособленно, а потом и за то, что мы стали интегрироваться в жизнь окружающих нас народов – обстоятельства меняются, но, удивительным образом, ненависть остаётся неизменной.

Если антисемитизм существует вне зависимости от обстоятельств, то, возможно, причина не в обстоятельствах, а в чём-то другом?

Наша недельная глава даёт однозначный ответ на этот вопрос.


В предыдущем выпуске мы говорили о том, что Всевышний наказывает нас за наши проступки по принципу мера за меру, а награждает нас за наши добрые дела в большей пропорции, сверх меры. Он даёт нам грозные предупреждения не для того, чтобы наказать нас посильнее, а для того, чтобы мы, опасаясь возмездия, избегали бы дурных дел.
В нашей же главе написано: «Откроет Господь для тебя Свое сокровище доброе, небеса, чтобы дать дождь земле твоей во время свое и благословить всякое дело рук твоих. И ты будешь ссужать многих племен, но сам занимать не будешь. И поставит тебя Господь главой, а не хвостом, и будешь только вверху, и не будешь внизу, если будешь слушать заповеди Господа, Б-га твоего, которые я заповедую тебе сегодня соблюдать и исполнять».

Давайте дадим Б-гу возможность благословить нас – сделаем Ему такой подарок на Новый год!

Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР



Законы взаимоотношений
Запрет обижать и причинять страдания
- Запрещено без причины откладывать судебное разбирательство или не принимать человека, пришедшего за советом.

- Запрет наносить обиду усиливается, когда речь идет о герах (прозелитах), вдовах или сиротах. По поводу гера сказано: «Не обижай гера и не вреди ему». Этот запрет упоминается в Торе тридцать шесть раз. Насчет вдовы и сироты тоже сказано прямо: «Не обижай никакую вдову или сироту». Т.е. речь идет даже об обеспеченных людях, которых вдовство или сиротство делают очень ранимыми и беззащитными.

Рав Йеошуа Лейб Дискин переоборудовал одну комнату, чтобы пользоваться ею в Песах. Это была вторая кухня, которая открывалась только в дни Песаха. Каждый год там ставили новую печь, хотя сам рав Йеошуа Лейб ел мацу только в первую пасхальную ночь. Пшеницу тоже брали не простую. Ученики приносили пшеницу, которую скосили специально для приготовления мацы. Мешок с этой пшеницей хранился у одного из его близких учеников уже с начала лета. Этот мешок был подвешен на крюке, вбитом в потолок выше человеческого роста. До него не могли добраться даже самые проворные мыши.
Перед наступлением праздника ученик приносил мешок с зерном, и после тщательной проверки его перебирали. Воду приносили за два дня до Песаха из источника Моца (под Иерусалимом), а мацу пекли только перед наступлением праздника (эрев Песах). За всем процессом приготовления мацы следил сам рав Йеошуа Лейб.
Однажды его близкий ученик заболел и умер. Теперь нужно было решить, кто будет отвечать за хранение зерна. Ученики пришли сами спросить об этом, но рав Дискин попросил оставить мешок в том же месте. «Неужели вдова будет следить за зерном лучше, чем мы»? — спросили ученики. «В следующем году мы решим, у кого будет храниться зерно, но пока пусть все останется у нее, — ответил учитель. — Если вы сейчас придете, чтобы забрать мешок, это будет еще одним горьким воспоминанием о ее потере. Все наши устрожения не стоят одного ее маленького вздоха!»
-----
Духовный наставник ешивы в г. Радине спросил Хафец Хаима, что делать с учеником, обидевшим вдову, у которой часто обедал. (В те времена в ешивах не было столовых, а ученики питались в семьях местных жителей.) Женщина рассказала, что юноша вел себя нагло, и ее очень ранило его поведение.
Наверняка произошел какой-то конфликт, но Хафец Хаим не стал разбираться в этом. Он был шокирован произошедшим до такой степени, что велел юноше оставить ешиву и вернуться домой, несмотря на то, что этот ученик считался одним из лучших. Наставник не мог понять, что заставило великого еврейского мудреца поступить с мальчиком так резко. Когда он спросил об этом, рав ответил: «Тот, кто грубит одинокой вдове, наверняка имеет хороший запас наглости и дурных качеств. А ведь мудрецы говорили: "Наглому человеку дорога в ад, а стыдливому — в рай". И все почему? Потому что стыдливый — даже если что-то натворил, еще есть надежда, что сделает тшуву, а наглый человек не сможет раскаяться!».

Рав Ицхак Сильвер, книга "Пути мира и добра"


Мишна брура
О важности намерения при исполнении заповеди слушать трубление в шофар
ШУЛЬХАН АРУХ (Орах хаим 589:8-9):

- Если человек трубил в шофар с целью научиться трубить[1], то он не исполнил свою обязанность, также тот, кто слышал тренировочные трубления - не исполнил.
Также не исполнил обязанности и тот, кто трубил в шофар с целью игры на музыкальном инструменте, при этом не имея намерения, что делает это в качестве исполнения заповеди.
Если ситуация такова, что слушающий трубления имел намерение исполнить обязанность, но трубящий не имел намерения чтобы слушающий исполнил свою обязанность, слушающий своей обязанности не исполнил. И наоборот, если намерения исполнить свой долг не было у слушающего трубления[2], хотя у трубящего были намерения, чтобы слушающий его трубления исполнил свою обязанность, то в таком случае слушающий своей обязанности не исполняет до тех пор, пока ситуация не будет такова, что намерение будет присутствовать с обоих сторон.

- Если тот, кто трубил в шофар имел намерение, чтобы посредством его трубления свою обязанность исполнил всякий, кто его слышит, и слушающий его трубление также имел намерение исполнить свою обязанность посредством того, что слышит это трубление, считается что он свою обязанность исполнил. И это верно даже в том случае, когда трубящий в шофар не имел ввиду, чтобы свою обязанность исполнил конкретно данный человек, который слышит его трубление (трубящий может даже лично не знать того, кто слышит его трубление) – достаточно, чтобы трубящий имел намерение, чтобы свою обязанность исполнили все, кто его слышат[3].
Исходя из этого, тот, кто шёл по дороге или сидел в своём доме и услышал трубление посланника общины[4], исполнил свою обязанность если намеревался это сделать[5] посредством того, что услышит трубление, поскольку посланник общины имеет намерение, чтобы с помощью его трубления свою обязанность исполнили все, кто его слышат.

-----

МИШНА БРУРА

[1] Элия Рабба пишет, что если при этом у него было также намерение исполнить заповедь, то считается, что он её исполнил. Но это при условии, что трубления были сделаны им так, как полагается по закону.

[2] Речь идёт о ситуации, когда человек пришёл в синагогу без каких-либо мыслей (об исполнении обязанности услышать трубление в шофар), но если он пришёл в синагогу с намерением исполнить обязанность услышать трубление в шофар вместе с общиной, но не имел специального намерения во время самого трубления, обязанность с его стороны считается исполненной.

[3] Но если трубили конкретно для некоего больного человека или для роженицы (чтобы те исполнили свою обязанность), а дом другого человека располагался рядом с их домом, и он услышал данное трубление, то не считается что он исполнил свою обязанность, поскольку трубящий имел ввиду трубить именно для больного или роженицы (не имея ввиду распространить свое трубление на кого-либо другого, кто его услышит). (Хаей Адам).

[4] Это верно в случае, если человек не находился настолько далеко от синагоги, что возможно услышал гул, а не звук шофара.

[5] В Иерусалимском Талмуде сказано, что речь идёт об идущем человеке, но если он стоял, то мы полагаемся на презумпцию, что он имел намерение (слушанием трубление в шофар) исполнить свою обязанность.
Смотри "Элия Рабба", который говорит, что в Иерусалимском Талмуде имеется в виду ситуация, когда человек шёл и остановился, чтобы услышать звуки трубления в шофар – в таком случае мы полагаемся на презумпцию, что этот человек имел намерение исполнить свою обязанность, даже если сам он об этом не помнит. Однако, если он стоял, находясь внутри своего дома, мы не говорим, что есть такая презумпция.
У слепого человека есть обязанность в отношении трубления, и если он трубил в шофар каждый год а потом его сняли с этой должности, в таком случае если не найдут человека, который равен ему по умениям, пусть возвратят слепого на эту должность.
И изначально пусть не снимают слепого с должности по причине того, что он слеп, даже если там есть человек, который равен ему по умениям. (Маген Авраам от имени Ридбаза).

Перевод р. Моше Залмана Забродина


эссе на тему недельной гЛавы
Любовь против проклятий
В главе «Ки таво» вместе с благословениями за соблюдение законов Торы упомянуты и 98 проклятий, которые постигнут наш народ, если мы не будем соблюдать заповеди Творца.
Все они – и благословения, и проклятия – приводятся после заповедей о помощи ближним. Также и глава Бехукотай в книге «Ваикра», где перечисляются благословления и проклятия, следует за главой Беар, где опять же приводятся заповеди о поддержке нуждающихся.
Именно поддержка и любовь определяют, спустятся ли на нас благословения или, не дай Б-г, нас постигнут проклятья.

Приводится в святой книге «Зоар», что все обещанные проклятия уже сбылись во времена разрушения Храма; не закончились они лишь из-за нашей безосновательной ненависти друг к другу.
Числовое значение слова חינם (хинам) – напрасный, безосновательный – составляет 98 (8+10+50+40), что соответствует числу проклятий, упомянутых в нашей главе.

Насколько же важно, понимая это, максимально отдалиться от негативного отношения друг к другу и стараться заботиться о ближних, поддерживать и любить их. От этого в буквальном смысле зависит наше благосостояние!

Дай нам Б-г силы любить и заботиться друг о друге и тем самым заслужить благословений Небес, избавления от несчастий и удостоиться, наконец-то, Избавления!

Рав Леви Ицхак Шпендик, главный раввин Орла и области


ГЕМАТРИЯ
Гематрия в недельной главе "Ки таво"
Недельная глава «Ки таво» начинается с заповеди «бикурим» – приношения первых плодов урожая из семи видов, которыми славится Земля Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. Аризаль приводит, что в них содержатся все основные вкусы – все остальные вкусы являются лишь производными из них. Бикурим приносятся в знак нашей благодарности Б-гу за Землю Израиля и за урожай.

«Ве-ая ки таво эль а-арец…» – «И будет, когда/если придёшь на землю...»

Комментирует Бааль а-турим: что мы можем выучить из того факта, что числовое значение слова «ки» (когда/если) равно тридцати и из того, что слово «таво» (придёшь) состоит из тех же букв, что и слово «авот» (отцы)? Это то, что обсуждается в трактате «Хулин» (92а) Вавилонского Талмуда: в Земле Израиля всегда есть не менее тридцати праведников, которые по своему духовному влиянию подобны праотцам.

Далее по тексту написано:
«И возьмёшь ты (велокахто) из первинок всякого плода земли…»

Гематрия «велокахто» (и возьмёшь ты) совпадает с гематрией фразы «бе-шива аМинин» (семью видами), которыми славится Земля Израиля.

А затем, в четвёртом стихе, написано:
«И возьмёт коэн корзину (тэнэ) из руки твоей, и поставит ее пред жертвенником Господа, Б-га твоего».

Гематрия слова «тэнэ» (טנא) – корзина – составляет 60. В этом Бааль а-турим усматривает намёк на норму приношения бикурим, которая составляет 1/60 часть от урожая. Именно поэтому, говорит Бааль а-турим, во всём отрывке о бикурим отсутствует буква «самех», числовое значение которой равняется шестидесяти.
Эта норма приношения бикурим приводится в Иерусалимском Талмуде (Бикурим 3:1) в барайте от имени раби Шимона. И так пишет Рамбам (Законы о Бикурим 2:17): «Бикурим не имеют нормы, предписанной Торой, однако мудрецы сказали, что следует отделять 1/60 часть урожая».

Есть известный алахический принцип: вкус какого-либо продукта ощущается только тогда, когда его доля в смеси составляет более 1/60 от общего объёма.
Рав Моше Шапиро, благословенной памяти, объясняет, что 1/60 первых плодов, отдаваемых Творцу – эта тот необходимый минимум для приношения части урожая, который придаёт вкус всему тому, что у нас остаётся после приношения. И во всём, что остаётся, содержится вкус бикурим, которые исходят от Творца и принадлежат Творцу.
Рав Моше Шапиро продолжает своё объяснение: корзина (טנא) – это сосуд, в котором приносятся первые плоды (1/60 урожая). Слово «тэнэ» состоит из букв ט-נ-א с соответствующими числовыми значениями 9+50+1. В этом содержится намёк, что благодаря одной части (алеф=1) можно пользоваться остальными 59-ю частями урожая (это, кстати, отвечает на вопрос внимательного читателя о том, как 1/60 может придавать вкус, если считается, что 1/60 уже не передаёт вкуса).

Следуя этому подходу, можно дать и ещё одно объяснение, почему в разделе «бикурим» отсутствует буква «самех»:
Гематртя «самех» равняется шестидесяти. Контур буквы ס замкнут – в ней нет начала и нет конца. «Самех» должен быть разделён на 1 и 59, чтобы выделить начало, и чтобы появился канал, соединяющий всё, что доступно в этом мире, с корнем наверху.

Это учит нас простой истине: все существующие вкусы (по сути – все виды разрешённых удовольствий этого мира) происходят от Всевышнего, и только проявление естественного чувства благодарности к «Дающему» позволяет нам принять это благо и использовать его достойным образом.

Рав Пинхас Кандаль, раввин в г. Саратов


Стихотворение недели
Ученье – свет, вне всякого сомненья!
Есть в мире много важных дисциплин!
Но нам известно из Синайских откровений,
Дарованных с сияющих вершин,

Что изученье Торы – самоценно!
И воплощенье постигаемого в мир;
Поддержка этого поистине священна
И славой наполняется эфир!

Благословения лавиной неизбывной
Обрушатся на тьму, даруя свет!
Во всём да преуспеет эффективный,
Хозяина миров апологет!

А кто, зарывшись в книги, зажимает
Поддержку от «великого ума»,
Проклятие от Б-га вызывает
И жизнь его заполоняет тьма...

Изыскивай доступные ресурсы:
В желаньях праведных – ограничений нет!
Пройди Торой назначенные курсы...
Поддерживай сам курс, даруя свет!
Рав Михаэль Фрумин, главный раввин Саратова и области

трактат "авот"
Глава 1, мишна 9
Шимон бен Шатах говорит: «Подробнее допрашивай свидетелей, и будь осторожен в своих словах, чтобы они не послужили подсказкой, как солгать».
Заповедь Торы по поводу допроса свидетелей
Проводить доскональный допрос свидетелей – предписывающая заповедь Торы, именно об этом говорит в своем наставлении Шимон бен Шатах. Рамбам в Сефер а‑мицвот (Раздел предписывающих заповедей) пишет: «179-я заповедь состоит в том, что [Всевышний] велел нам расследовать свидетельство, представленное очевидцами, тщательно его проверить [путем допроса] и [только] после этого перейти к обсуждению дела и установлению истины.

К расследованию следует приложить максимальные усилия, чтобы решение суда не принималось поспешно и не опиралось на поверхностное суждение, в результате чего невиновного могут приговорить к смерти».

В своем кодексе Яд а-хазака (עדות פ"א ה"ד) Рамбам объясняет, что допрос проводится главным образом для того, чтобы определить, не лгут ли свидетели: «Предписывающая заповедь – тщательно исследовать [сказанное] свидетелями и допросить их, задавая как можно больше вопросов. При этом следует вникать в детали, переходить в ходе расспроса с одной темы на другую, чтобы, если свидетельство ложно, поставить свидетелей в тупик или вынудить отказаться от своих показаний; как сказано (Дварим 13:15): «И выясни, исследуй и хорошо расспроси».

Если заставить их отвечать на множество вопросов, то есть вероятность, что они проговорятся и выдадут себя, если лгут (Рабейну Йона).
Разные виды допроса. О каком из них идет речь
Допросы бывают трех видов. Первый вид: судьи выясняют важные подробности дела, от которых зависит будущий приговор. Второй вид допроса: судьи задают свидетелям семь вопросов по поводу времени и места события (Санедрин 5:1). Последний вид допроса: выяснение второстепенных деталей, которые сами по себе несущественны, например, какого цвета была одежда на убийце и убитом [если речь идет об убийстве], и тому подобное. Противоречие в этих деталях аннулирует свидетельство.
Некоторые комментаторы (Меири; см. также Рашбац) считают: поскольку те семь вопросов о времени и месте события, которые закон требует задать свидетелям, исчерпывают эту тему, то понятно, что тана, говоря о необходимости «умножать» вопросы к свидетелям, имеет в виду расспросы третьего вида – по поводу второстепенных деталей, что может привести к разоблачению лжесвидетелей. Именно об этом сказано в Мишне (Санедрин там же): «Каждый [судья], умножающий расспросы, достоин похвалы».
Допрос всех свидетелей
В мишне буквально сказано: «умножай допросы» [в переводе – подробнее допрашивай]. Опираясь на слово «умножай», раби Йосеф Хаюн в своем комментарии к мишне добавляет, что, возможно, наставление таны относится к случаю, когда свидетелей больше двух[1]. Тогда не следует ограничиваться допросом одной пары, но надо допросить всех [«умножить допросы»], чтобы выяснить истину самым надежным образом.
-----

[1] Согласно закону Торы, должно быть, по крайней мере, два свидетеля.

Тщательный допрос при подозрительно большом совпадении показаний
Рашбац добавляет еще одну деталь, которую подразумевает обязанность умножать расспросы свидетелей. В ситуации, когда показания двух свидетелей совпадают почти во всех деталях, судья должен заподозрить их в преднамеренном согласовании показаний и лжесвидетельстве. Поэтому пусть расследует дело самым тщательным образом, чтобы обнаружить истину.
Допрос свидетелей в имущественных делах
Заповедь Торы о допросе свидетелей относится как к делам, связанным со смертной казнью, так и к имущественным делам. Однако мудрецы отменили обязанность проводить доскональный допрос в делах о займах, убедившись, что если и в этих делах расследовать свидетельства по всей строгости, это может привести к нежелательным последствиям. Люди перестанут давать друг другу ссуды из опасения, что в случае, если должник станет отрицать свой долг, свидетели не сумеют подтвердить факт займа, запутавшись на допросах, проводимых по всем правилам.

Такое же облегчение сделано и по отношению к другим бытовым имущественным делам: например, в делах о наследстве или подарках, а также во всем, что касается купли-продажи. Это облегчение помешает нечестным людям использовать с выгодой для себя трудности взятия свидетельских показаний в суде. И только в делах об ущербе в определенных ситуациях (редко встречающихся, подробно см. Шулхан арух, Хошен мишпат 1) остается в силе закон о подробном допросе свидетелей, как и в делах, связанных со смертной казнью.

Но даже в имущественных делах, когда по ходу заседания судье становится ясно, что одна из сторон обманывает, на него возлагается обязанность провести полный допрос, чтобы разоблачить обман.
«Допрос» неприятностей и бед
В книге Сиах а-саде (п. 267) слова мишны трактуются как намек человеку: все неприятности в твоей жизни – своего рода свидетели, посланные свыше, чтобы побудить тебя исправить свои пути. Поэтому тана велит: подробнее допрашивай свидетелей. То есть постоянно исследуй каждое неприятное происшествие своей жизни, даже самое незначительное; помни, что оно пришло свыше, и старайся измениться к лучшему. Знай, что, если человек не меняет себя после легкого предупреждения, его придется побуждать к исправлению более жестким способом.
Осторожность в вопросах и реакциях судьи
В ходе суда судья должен быть осторожен в своих словах и реакциях, чтобы свидетели или судящиеся не поняли, какие свидетельства или доводы могут принести им желаемый результат. Например, услышав вопрос: «Может быть, дело было так и так?» – они могут понять, какой вариант для них выгоден, и солгут, чтобы выиграть дело. Другой пример: судья предупреждает свидетелей, что, если в их показаниях обнаружится противоречие, все свидетельство будет признано негодным, и этим провоцирует попытку свидетелей тайно согласовать показания.

Мидраш Шмуэль приводит дополнительное правило по поводу осторожного и умного допроса свидетелей: допрос надо вести быстро и без перерывов, чтобы у свидетелей не было времени на обдумывание ответа. Тогда им будет трудно солгать.

Мидраш Шмуэль объясняет также, что наставление в адрес судьи включает в себя еще один важный момент: допрос надо вести с большим умом и изобретательностью – чтобы люди не думали, будто судью можно обмануть. В этом случае будет меньше ложных свидетельств.

Маарам Шик объясняет, что тана предупреждает судью не вести разговоров с тяжущимися или свидетелями о вещах, не имеющих отношения к разбираемому делу, чтобы они не потеряли страха перед судьей, без чего нельзя как следует допросить свидетелей и обнаружить истину.

Руах хаим объясняет слова мишны другим образом: поскольку при допросе свидетелей судье приходится иногда идти на ухищрения и вводить их в заблуждение, чтобы заставить сказать истину, тана предупреждает, что делать это надо умело, так, чтобы присутствующие об этом не догадались, и чтобы они не сочли это примером поведения. Подобные приемы разрешены лишь судье во время суда и лишь с целью выяснения истины.

По книге "Пиркей Авот. Собрание комментариев. Том 1" издательства "Кеилат Москва" (КЕРООР)


СПРОСИ РАВВИНА
Смена мезузот в новой квартире
вопрос:
Скажите, пожалуйста, нужно ли устанавливать новые мезузы при переезде на новую квартиру, если они там уже установлены прежними хозяевами?
ответ:
Прежде всего необходимо узнать, являются ли установленные в квартире прежними хозяевами мезузы кошерными.
Если хозяева были богобоязненными людьми, то можно положиться на то, что они оставили кошерные мезузы. Нужно только поинтересоваться у них, когда они проверяли их в последний раз, так как по закону нужно проверять мезузы 2 раза в 7 лет.
Если же хозяева не были богобоязненными людьми, то с большой вероятностью их мезузы могут оказаться некошерными (даже если они заверяют вас, что они идеальны). В таком случае необходимо отдать их на проверку.
В любом случае, если вам просто хочется поставить новые мезузы в новую квартиру, вы, разумеется, имеете на это полное право!

Если вы решили переехать и заменить мезузы, то примите во внимание следующие законы:
1. Если вы хотите забрать свои мезузы со старой квартиры, то должны вместо них установить другие (за исключением тех случаев, когда следом за вами в квартиру въезжает нееврей).
2. Если вы перевозите свои мезузы на другую квартиру, то должны их проверить (даже если вы уверены в том, что они не пострадали при демонтаже и транспортировке).
3. Обязанность устанавливать мезузы в съёмной квартире лежит на арендаторе.

Ответ подготовил рав Давид Ворона


Еврейские майсы
Одинокая невеста
У двери стоит толпа, но дверь кабинета раввина Мойше Файнштейна закрыта – там проходит совещание величайших мудрецов США. На повестке дня важнейшие вопросы еврейской жизни Америки. Раввин Файнштейн вновь бросил взгляд на часы, встал, извинился перед присутствующими и, сославшись на неотложное дело, покинул совещание. Ожидающим в приемной объявили, что приема не будет.

Раввин сел в машину к своему ученику и попросил отвезти его на свадьбу, назвав адрес банкетного зала. «Должно быть у кого-то из родственников или учеников рава сегодня торжество», – подумал ученик.

Увидев величайшего раввина США, входящего в зал, поражённые гости собрались толпой, чтобы пожать ему руку и получить благословение. Раввин подошёл к отцу жениха, поздравил его и расхвалил невесту, какая она великолепная, скромная и драгоценная девушка. Обычно рав Файнштейн ввиду своей чрезвычайной занятости присутствовал на свадьбах лишь несколько минут, однако в этот раз, вопреки обычному, раввин задержался на свадьбе намного дольше. Подойдя к перегородке между мужской и женской половинами зала, он попросил подозвать невесту. Рав Мойше Файнштейн осыпал ее благословениями, извинился за опоздание, пожелал добра и лишь после этого покинул зал.

Когда автомобиль раввина отъехал, его ученик не смог сдержать удивления: «Рав, что произошло? Ведь это не Ваши родственники и не Ваши ученики. Почему Вы покинули важное собрание раввинов и так долго, вопреки обычному, присутствовали в зале?».
«Несколько дней назад, – начал рассказывать раввин, – ко мне пришла девушка. Она рассказала, что родом из хорошей, но бедной израильской семьи. С Б-жьей помощью она обручилась с юношей из Нью-Йорка, семья которого взяла на себя организацию свадьбы. Когда вся семья пошла приобретать билеты на торжество, оказалось, что денег им хватает только на один билет для невесты. "Уважаемый рав, я здесь совсем одна! Как посмотрит на меня семья жениха? Что я какая-то никому не нужная сирота без рода и без семьи? – сказала она мне, чуть не плача, и продолжила. – Но ведь весь народ Израиля друг другу родня! Придите, пожалуйста, на мою свадьбу как родственник – ваше присутствие отвлечёт от того, что других моих близких здесь нет…". Я уточнил дату и место проведения торжества и пришёл, чтобы порадовать невесту, которая одна в чужой стране», – закончил своё повествование раввин.
«Но зачем вы подозвали невесту лично? Вы же так никогда не делаете!» – продолжил расспрашивать ученик. «Я полагал, что даже если невеста услышит, что я был на торжестве, она будет беспокоиться, был ли я на самом деле, сделал ли я все возможное, чтобы семья жениха оценила ее. Поэтому я подошёл к ней, чтобы снять все сомнения, и чтобы она могла быть счастлива в самый важный день её жизни!», – завершил рав Файнштейн свой рассказ.

Если даже рав Мойше Файнштейн нашёл время, чтобы полноценно поддержать незнакомую девушку, то мы тем более сможем найти время и силы поддержать наших близких и друзей, когда они в этом нуждаются! И сделаем это, посвятив им все наше внимание от чистого сердца!
Рав Авигдор Носиков, главный раввин Воронежа и области

Еврейские ПРИТЧИ
О Гершале и шофаре
В одном небольшом городе жил мальчик по имени Гершале. У этого мальчика был очень добрый папа, который очень любил своего сына.
Папа всегда старался сделать всё для блага своего ребенка, а сын, видя это, был очень предан своему отцу и всегда старался быть послушным, хорошо себя вести, чтобы радовать папу.

По соседству с ними жил один мальчишка, которого звали Шломо. Он называл себя другом Гершале, но на самом деле он им не был, ведь настоящий друг всегда готов помочь и всегда радуется, когда друзьям хорошо. Шломо же завидовал тому, что у Гершале такой хороший папа и что они так любят друг друга, поэтому он очень хотел поссорить Гершале с его папой и всё время ждал подходящей для этого возможности.

Однажды папа должен был уехать в город по делам. Он подозвал своего сына и сказал:
— Мой дорогой Гершале, я должен уехать в город, и ты остаешься дома один. У тебя много разных игр — конструкторы, машинки, кубики. Во всё это ты можешь играть. Только я тебя очень прошу — не играй дома в мяч, ведь ты знаешь, что мячом можно нечаянно разбить окно.
— Да, папочка, конечно. Я не буду играть в мяч, — ответил мальчик.

Папа пошёл собирать вещи и, уже стоя в дверях, повернулся к мальчику и повторил ещё раз:
— Не забудь о моём предостережении! Ни в коем случае не играй дома в мяч!
— Да, папочка, я не забуду! — ответил мальчик.

Папа обнял и поцеловал сына, вышел из дома. Сын побежал к окну, чтобы помахать папе ручкой. Папа помахал в ответ и ещё раз крикнул: “Не забудь!”.
Мальчик улыбнулся отцу и кивнул головой.

Папа скрылся за поворотом, и мальчик остался один.
Вначале он построил из конструктора большой самолёт. Потом он немного порисовал новыми карандашами.
Но скоро ему надоело рисовать и играть и стало совсем скучно. Он сел перед окном и стал смотреть на прохожих.
«Как долго мне ещё быть одному... Как скучно...», — думал мальчик.

И тут в дверь кто-то постучал...
Гершале побежал к двери и посмотрел в глазок, кто к нему пришел.

Это был Шломо. Он слышал, как папа предостерегал мальчика от игры в мяч, видел, что Гершале остался один, и решил, что наступила долгожданная возможность поссорить папу с сыном.

Но мальчик об этом даже не догадывался. Он был очень рад, что друг пришёл его навестить, и открыл ему дверь. "Привет! Как хорошо, что ты пришёл! — сказал Гершале, — Заходи, поиграем вместе"!

Сперва Гершале показал другу самолёт, который он построил из конструктора, потом они поиграли немного в машинки.
Гершале очень радовался, что ему уже не скучно и время проходит намного быстрее.

Но тут сосед сказал:
— Мне надоело играть в машинки! Это скучно. Давай лучше поиграем в мяч!
— Нет, мне папа не разрешает играть дома в мяч. Давай лучше порисуем.
— Я не люблю рисовать! Зато я знаю новую очень интересную игру в мяч! И если ты не хочешь со мной играть, я пойду и поищу кого-то другого, кто согласится играть со мной!

Гершале испугался. Он совсем не хотел снова остаться один...
— Подожди, пожалуйста. Не уходи! Я очень хочу с тобой поиграть в мяч. Но мы можем нечаянно разбить окно!
— Что ты говоришь? — ответил друг, — Я всегда играю дома в мяч и никогда не разбивал окно! Я тебя научу, как играть, чтобы это было совершенно безопасно.

Шломо взял мячик в руки и начал показывать игру. Гершале очень понравилась игра и вскоре они начали играть вдвоем.

В начале всё было хорошо. Они находились далеко от окна. Но когда Шломо увидел, что Гершале уже не думает ни о чем, кроме игры, он встал перед окном и сказал: "А теперь кидай мне, сильнее"!

Мальчик кинул мяч со всей силы, но вдруг Шломо вместо того, чтобы поймать мяч, резко отпрыгнул в сторону, и мяч попал прямо в окно, разбив его вдребезги.
Мальчик ужасно испугался и начал плакать, а сосед быстро выбежал за дверь и спрятался за ней.
Он думал, что, когда придёт папа, Гершале будет оправдываться, что это не он разбил окно, и в тот момент он выйдет и скажет, что своими глазами видел, как Гершале это сделал.

И тут послышались папины шаги, он возвращался домой...

Как только папа открыл дверь, он тут же увидел разбитое окно. Но в тот же миг мальчик выбежал навстречу отцу, весь в слезах, и закричал: “Папочка! Я разбил окно! Я так виноват! Я очень-очень раскаиваюсь и больше никогда не буду этого делать!”

Папа увидел, что его сын признался в содеянном и искренне раскаивается. Он поднял мальчика на руки, обнял и поцеловал его, сказав: “Не беда, Гершале. Закажем новое окно. Ты лучше посмотри какой подарок я тебе привёз!”

Ничего Шломо не оставалось, кроме как уйти восвояси... Опять у него не получилось поссорить папу с сыном.

В этой притче Всевышний — это Отец, который любит свой народ даже сильнее, чем папа любит своего сына. Евреи тоже очень любят Всевышнего и хотят Его радовать, исполнять Его заповеди.
Но есть кто-то, кто всё время пытается их поссорить — дурное начало (йецер а-ра) человека, которое сидит в каждом из нас. Йецер а-ра ждёт момента, когда наша связь со Всевышним ослабнет, и тогда набрасывается на нас, пытаясь совратить нас различными ухищрениями. В наших святых книгах приводится, что йецер а-ра, ангел-обвинитель (Сатан) и ангел смерти (Малах а-мавет) - это один и тот же ангел. То есть он сначала совращает, потом обвиняет и потом же сам приводит приговор в исполнение.

Так вот, когда нашему дурному началу удаётся нас поймать в свои сети, то оно тщательно документирует все наши проступки, а затем, на Небесном суде в Рош а-Шана, предъявляет их, надеясь добиться сурового наказания.
Однако в тот момент, когда Сатан достаёт свою папку с обвинениями, евреи начинают трубить в шофар. Слыша пронизывающие душу звуки шофара, евреи вспоминают о своих грехах, раскаиваются в них и просят прощения у Всевышнего. Когда милосердный Творец видит, что мы сами признали свои грехи и раскаялись в них, Он прощает нас и принимает в свои объятия. В этой ситуации Сатану ничего не остаётся, кроме как незаметно уйти, потерпев поражение.
Раббанит Керен Кацен, директор онлайн школы "Беерот Ицхак" (при поддержке КЕРООР)


© Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма
"Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России"