«Дерех Ашем» (часть 4, глава 8, пункт 4) полужирным шрифтом – перевод, простым – комментарий
Значение трубления в шофар (бараний рог)
в Рош-ашана (еврейский новый год)
связано с тем, что в этот день Всевышний судит весь мир (все народы)
и обновляет всё бытие в аспекте нового цикла, то есть следующего года.«Судит… и обновляет» – это две взаимосвязанные вещи. «Всевышний… обновляет всё бытие в аспекте нового цикла», и согласно этому обновлению каждый из нас получает определенное назначение, функцию, для выполнения которой ему необходимы соответствующие средства. Каждого судят, как он справился со своими обязанностями в прошлом году, и согласно этому определяют его обязанности на новый год. Иными словами, судят прошлое для обновления, определения будущего.
«…В аспекте
нового цикла». Период Существования
олам азэ (этого мира) – шесть тысячелетий. Тысячелетие – это большой цикл, состоящий, скажем так, из малых годичных циклов. У каждого из них свое предназначение, отличное от предыдущего года. И каждое создание судят в Рош а-Шана для определения его функции в новом году, а также решают, какие средства ему необходимы для ее выполнения.
Шана (год) от слова «
шинуй»
(изменение, перемена), потому что каждый год не похож на предыдущий – это НОВЫЙ цикл.
«…В аспекте нового цикла», буквально: нового витка.
Шана (год) имеет общий корень не только со словом «
шинуй» (изменение, перемена), но и со словом «
лишнот» (повторять). Кстати, Новый год – это неточный перевод словосочетания «Рош а-Шана», буквальное значение – глава года. И это неслучайно. Первый день месяца Тишрей
(седьмого месяца еврейского календаря, совпадающего со знаком зодиака Весы) является головой по отношению ко всему году. Подобно голове человека, даже незначительное повреждение которой, не говоря уже о серьезном отклонении в мозгу, может сильно отразиться на его жизнедеятельности, так и Рош а-Шана – это квинтэссенция года.
Высшие суды восседают, и происходит суд над каждым созданием, соответственно порядку Высшего суда, о котором мы говорили во второй части.Небесные суды подобны земным. И совершенно понятно, что у Творца, перед лицом которого все открыто и известно, нет необходимости в обвинителях и защитниках. Но Его желание таково, чтобы процесс Небесного суда был понятен людям. Чтобы они знали, например, какими способами можно смягчить приговор. И существует порядок, согласно которому суд начинает заседать в определенный час и обвинителю предоставляется слово в определенный момент. И именно в этот момент мы трубим в
шофар (бараний рог), звук которого смягчает обвинения.
В это время Сатáн готовится обвинять людей за их грехи.Сказано в книге Йова (1:6): «И был день, когда пришли ангелы предстать пред Г-сподом, и пришел меж ними и Сатáн». Раши поясняет: «Это было в Рош а-Шана… и пришел меж ними Сатáн обвинять творения. Существует общее правило, согласно которому суд рассматривает только те вопросы, которые поднимает обвинитель. Причем есть возможность ослабить эти обвинения, например исповедью (
видуй), которая, по сути, является признанием грехов.
И Всевышний приказал нам трубить в шофар, чтобы привлечь управление (миром)
через милосердие (
рахамим)
, а не через суровость суда (
токеф а-дин)
, и чтобы запутать обвинителя, дабы тот не мог более обвинять.«…Чтобы привлечь управление (миром) через милосердие (
рахамим), а не через суровость суда (
токеф адин)», т.е. привнести в процесс суда категорию милосердия (
рахамим). Сказано в Талмуде, что при трублении в
шофар, Всевышний как бы возносится над престолом суда (
кисэ дин) и восседает на престол милосердия (
кисэ рахамим). Суть трубления – преклонить злое начало (
ецер а-ра) человека, сутью которого является Сатáн («Сатáн, он же
ецер а-ра, он же ангел смерти», – сообщает Талмуд). А трубление сотрясает, подавляет злое начало в человеке, и тем самым ослабляет силу Сатáна. Все это, разумеется, не отменяет судебный процесс. Просто Творец открыл нам секреты и законы правосудия, а именно: что определенное поведение с нашей стороны на этом процессе смягчит его, привнесет в него категорию милосердия (
рахамим).
Мы уже объяснили во второй части, что так же, как мера правосудия не допускает, чтобы человек получил добро, которое не заслужил, так из самого закона правосудия следует, что в заслугу определенных действий человека суд над ним будет смягчен, и обращаться с ним будут с милосердием и снисхождением, не вглядываясь до конца (в его недостойные дела)
.С одной стороны, Рош а-Шана – это Судный день, с другой, – Творец дает нам советы, как повлиять на судебный приговор, вплоть до отмены самого суда. На первый взгляд – явное противоречие…
Как сказали наши Мудрецы (Рош а-Шана, 17а)
: «Тому, кто переступает через свой характер и прощает другим (
а-маавир аль мидотав)
, прощают все его грехи». И это называется «мера за меру» (
мида кнэгед мида)
: как человек прощает другим, так простят ему. Выходит, что обращаются с ним с милосердием, которое само по себе и есть правосудие (элемент судебного процесса)
.Например, человек, у которого есть все основания вести себя по отношению к другому определенным образом, в соответствии с поведением второго по отношению к первому (
мида кнэгед мида). И, тем не менее, он переступает через свой характер и прощает его (
а-маавир аль мидотав), т.е. он судил его поступок снисходительно, скажем так, с учетом смягчающих обстоятельств (
лифним мишурат а-дин). Подобным же образом ведет по отношению к нему (тому, кто прощает) Небесный суд. А тот, кто строго судит окружающих, вызывает соответствующее отношение к нему самому Небесного суда. Причем все это укладывается в рамки самого Суда.
Не только за это действие (прощение)
воздается человеку таким образом (что обращаются с ним с милосердием)
, но и за любое действие, которое Высшая мудрость сочтёт достойным такого воздаяния. Одно из таких действий – заповедь трубления в шофар. Она была дана сынам Израиля, чтобы привлечь к себе милосердное обращение, и, если они исполнят ее как следует, результат будет соответствующим.Ниже будет сказано: «Все сказанное (осуществляется) с помощью этой заповеди, если к ней присоединится раскаяние (тшува) Израиля, совершенное как подобает». То есть для получения положительного результата необходимы два действия: трубление в шофар и раскаяние (тшува). «Может ли народ не затрепетать, если прозвучит в городе шофар?» (Амос, 3:6). Звук шофара запутывает Сатáна, находящегося в сердце человека, ослабляет его силу и смягчает суд, если к этому действию присоединено раскаяние (тшува).
Детали того, как трубление в шофар влечет управление (категорией)
милосердия, зависит от принципов Высшего управления (
хэсэд – дин – рахамим)
и его основ (
хохма -бина – даат)
, взятых в своей истине. По сути, назначение шофара заключается
в том, чтобы пробудить отцов мира (Авраама, Ицхака и Яакова)
, укрепиться посредством их заслуг, пробудить милосердие Всевышнего и умиротворить Его атрибут правосудия (в заслугу за соблюдение заповедей)
. Сделать так, чтобы добро пересилило зло (как это было при даровании Торы)
, подчинить силы зла, лишить силы обвинителей и иметь намерение, чтобы Б-г использовал Свою возвышенность, управляя миром властью Своего единства, и не обращал внимания на преступления.Раскрытие Царства и Единства влечет за собой смягчение суда, ибо это показывает Его независимость от наших поступков, и в этом заключается Его возвышенность.
Все сказанное осуществляется
с помощью этой заповеди трубления в шофар
, если к ней присоединится раскаяние (тшува)
Израиля, совершенное как подобает. И детали этого процесса трубления
соответствуют деталям этого исправления.Овадия Мешиев,Раввин общины в г. Тула