Комментаторы объясняют, что эти два наставления мишны взаимосвязаны.
Раши пишет, что речь идет о правильном пути изучения Торы. Первая часть мишны говорит о том, что неизвестные тебе еще законы Торы не следует выводить самостоятельно путем рассуждений, но изучать их со своим наставником, который, в свою очередь, передаст тебе традицию, полученную им от своих учителей
[1]. И, добавляет мишна, таким образом ты «избежишь сомнения» в правильности определения закона.
Рамбам пишет, что наша мишна подразумевает здесь еще и дополнительную предосторожность, описанную в
Иерусалимском Талмуде (Моэд Катан 1:10). Там рассказывается, что у раби Маны в
холь а-моэд [
полупраздничные дни] сломалась лестница, и он, не зная, разрешено ли ее починить, обратился с вопросом к своему отцу, раби Йоне. Тот сказал, что это разрешено, но посоветовал обратиться к еще одному раву старшего поколения, чтобы укрепить уверенность в правильности этого решения. Из этого случая мы видим, что даже если ты знаешь некий практический закон, тем не менее, стоит задать вопрос раву. Ведь всегда имеется небольшое сомнение: вдруг ты все-таки ошибаешься или что-то забыл и поступаешь неправильно. А если ты выполняешь постановление рава, то никакого сомнения в правильности твоих действий не остается, поскольку, даже если произошла ошибка, – это не по твоей вине.
Зхут авот объясняет это изречение на основании сказанного в другой мишне (3:1): «…И перед Кем тебе в будущем предстоит держать отчет». Некоторые комментаторы говорят, что там имеется в виду следующее. Когда человек после смерти попадает в Высший Мир, он предстает перед судом, и ему начинают задавать вопросы: «Каков Закон в таком-то и таком-то случае?». И он выносит свое решение по каждому вопросу. А потом ему предъявляют список его собственных поступков и проверяют, такие ли решения он выносил для себя, когда сталкивался с подобными случаями в своей жизни, или делал себе послабления. Согласно этому нужно читать не «сделай
себе наставника», а «сделай
себя наставником» для самого себя. То есть каждый раз, прежде чем совершить действие, не спеши, а обратись к самому себе, как к раву, и честно выясни, чего в данном случае требует Закон. А поскольку есть правило, что закон Торы в сомнительных случаях всегда толкуется в сторону большей строгости, то во всех вопросах, касающихся запретов Торы, тебе нужно будет следовать устрожающему мнению. И, действуя подобным образом, ты избежишь сомнений в правильности своих поступков.
Такое же прочтение мишны предлагает и
раби Йосеф Алашкар (в третьем объяснении). Мишна учит, что способ избегнуть сомнений – это «сделать себя наставником», то есть учить Тору столь усердно, чтобы самому стать равом и знать все законы. А этого можно добиться только постоянным изучением Торы, что соответствует сказанному в предыдущей мишне: «…сделай изучение Торы своим постоянным занятием».
Милей де-авот пишет, что рав наставляет своего ученика на правильный путь в жизни и указывает ему на недостатки, которые следует исправить. Поэтому человек, который «сделал себе наставника» и выполняет все его указания, всегда следует по праведному пути, поскольку рав упрекает его за неблаговидные поступки и помогает исправить недостатки. Совсем другое дело – человек, у которого нет наставника. Его некому упрекнуть, и чтобы его исправить, Всевышнему придется Самому указывать на его ошибки и для этого насылать на него страдания, чтобы привести человека к раскаянию. И разница между этими двумя видами упрека очень велика. Если человек получил упрек от своего наставника, он точно знает, в чем именно ему нужно исправиться. А если человек не «сделал себе наставника», то даже после перенесенных страданий он не знает, за что был наказан и что должен исправить
[2]. Таким образом, мишна отмечает, что когда ты «сделаешь себе наставника», ты тем самым «избежишь сомнения» – всегда будешь знать, что в тебе нуждается в исправлении.
Лев авот объясняет, что вначале мишна говорит: «Сделай себе наставника», то есть найди рава, на чьи постановления ты будешь полагаться. А после того как ты сделаешь это, «уйди от сомнения» – больше никогда не сомневайся в его словах и не относись критично к его решениям. Иначе ты не всегда будешь их выполнять, и никакой пользы тебе от него не будет…
------
[1] Понятно, что здесь и в последующих комментариях речь идет о человеке, у которого есть такая возможность (Махзор Витри к мишне 6).
[2] То есть он должен еще просмотреть свои поступки, чтобы выяснить, в чем он грешил и какие у него имеются недостатки.