Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР
Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР
Рав Ицхак Сильвер, книга "Пути мира и добра"
ШУЛЬХАН АРУХ (Орах хаим 165:1)
(1) Тот, кто справил нужду и [сразу] после этого желает поесть, (2) должен омыть руки два раза. После первого омовения этот человек должен произнести благословение "Ашер яцар" ("Благословен... создавший..."), а после второго омовения рук ему необходимо произнести благословение "Аль нетилат ядаим" ("Благословен... давший нам заповедь об омовении рук")…
МИШНА БРУРА
(1) В книге «Шней лухот а-брит» написано, что перед омовением рук для трапезы каждый человек должен постараться опорожниться. (Элия раба)
(2) [Так необходимо поступить], поскольку в противном случае, если после омовения рук сначала произнести благословение "Ашер яцар", а затем "Аль нетилат ядаим", то получится что "Ашер яцар" является препятствием между омовением рук и благословением "Аль нетилат ядаим", произносимым на само омовение.
Если же [поступить наоборот и после омовения рук сначала произнести благословение] "Аль нетилат ядаим", а после него произнести "Ашер яцар", то получится, что "Ашер яцар" будет представлять из себя препятствие между благословением на омовение рук и благословением на хлеб.
Отложить же произнесение "Ашер яцар" на время после благословения на хлеб тоже неправильно, поскольку обязанность произнести "Ашер яцар" наступает сразу после того, как справили нужду, и не следует откладывать [произнесение этого благословения].
Ахароним написали, что следует следить за тем, чтобы не делать первое омовение рук полноценным, но омыть руки только немного, для чистоты. Ведь если сделать первое омовение рук полноценным, то в результате него руки очистятся и уже невозможно будет произнести благословение на омовение рук после второго омовения, как сказано выше (158:7).
При этом знай, что есть ряд авторитетов, которые полагают, что произнесение благословения "Ашер яцар" не является перерывом между благословением на омовение рук и благословением на хлеб, поскольку всё это для нужды чистоты рук, и это подобно ситуации, когда [после произнесения благословения на хлеб, но ещё до употребления его в пищу], человек говорит: "Замешайте отруби с водой для быка" (поскольку прежде чем есть самому, необходимо накормить животное), как объясняется в главе 167.
Исходя из этого, если постфактум человек [после справления нужды] сделал [только] одно омовение рук для трапезы, то пусть он сначала произнесет благословение на омовение рук, а затем благословение "Ашер яцар", поскольку в таком случае можно положиться на мнение этих авторитетов.
И даже изначально, если у человека очень ограниченное количество воды, и поэтому ему сложно сделать два омовения рук, то пусть он сделает одно омовение рук, после которого произнесет благословение "Аль нетилат ядаим", а затем благословение "Ашер яцар".
Маген Авраам написал, что если человек сходил справить нужду (по большому) во время трапезы, то согласно всем мнениям необходимо омыть руки только один раз, произнести благословение "Аль нетилат ядаим", а после него благословение "Ашер яцар", поскольку в этой ситуации нет необходимости снова произносить благословение на хлеб [по возвращению к неоконченной трапезе], как объясняется в главе 168, и поэтому благословение "Ашер яцар" не выступает в роли преграды.
См. также то, что написано в 164:2 в Мишне бруре.
Перевод р. Моше Залмана Забродина
Рав Леви Ицхак Шпендик, главный раввин Орла и области
Раббанит Авиталь Шпендик
Рав Пинхас Кандаль, раввин в г. Саратов
Некоторые комментаторы опираются на другую, несколько отличную, версию мишны, которая допускает и изложенное выше, и противоположное толкование: «Не нашел я для тела ничего хорошего в молчании». Рав Йосеф Алашкар пишет, что в соответствии с этой версией, речь идет об ученике, которого наставник обучает Торе. Мишна велит ему высказывать свои мысли вслух, а не молчать. Тогда, если он скажет что-то неразумное, учитель поправит его, и он поймет свою ошибку, а если он изречет мудрую мысль – учитель его похвалит. Но ученик, который молчит, не услышит оценки учителя и не узнает, верно ли он понимает наставника и может ли полагаться на свои знания.
По книге "Пиркей Авот. Собрание комментариев. Том 1" издательства "Кеилат Москва" (КЕРООР)
Ответ подготовил рав Давид Ворона