Наш праотец Авраам уже с ранних лет боролся с идолопоклонством. Согласно Мидрашу будучи ещё ребёнком, Аврам пытался найти Творца и сформулировать для себя, каким Он должен быть. Его неприятие концепции мироздания как следствия многих противоборствующих сил находит свой выход в нескольких историях.
Первая история, где он даже пострадал за свои убеждения, произошла дома в возрасте около 15-ти лет. У его отца была лавка, где продавались идолы. Однажды отец уехал куда-то, оставив Аврама распоряжаться в лавке. Однако, Аврам вместо того, чтобы продавать товар, начал объяснять покупателям, что идолы не приносят никакой пользы, что это пустая трата средств. Более того, в конце он разбил всех идолов и вложил палку в руки единственному оставшемуся истукану – самому большому из тех, что были в лавке. Когда отец спросил его, что же произошло, то Аврам ответил, что большой идол уничтожил всех других идолов. «Но идол не способен на это – он даже двигаться не может!», – вскричал отец. «Вот видишь, – ответил Аврам, – ты и сам всё понимаешь… Если ты не веришь, что у идола есть силы и возможности взять в руки палку и нанести удар, то как же ты веришь в то, что идол мог сотворить мир, что он обладает какой-то реальной силой?». Не выдержав бунта сына, его отец сдал молодого Аврама царю Нимроду. Нимрод посадил его в тюрьму, в которой Аврам провёл много лет.
Несмотря на это, Авраам все равно проповедовал своё и снискал много последователей. После того, как вести о «бесчинствах» Авраама снова дошли до царя, ему пришлось снова отстаивать свою позицию. На этот раз уже ценой собственной жизни. Он и многие наблюдавшие за казнью получили объективные подтверждения своих теорий и верований – Аврам вышел невредимым из печи, в которую его бросили по приказу Нимрода.
На тот момент Аврааму было около 40 лет (около 25 лет он провел на Вавилонских каторгах). Мы же начинаем узнавать Аврама только с возраста 75-ти лет, когда он доходит до уровня, что сам Всевышний обращается к нему на прямую: «Иди, отправляйся в землю, которую Я укажу тебе…».
Чем Аврам занимался на протяжении 35-ти лет после событий в Ур Касдим (где его бросили в печь) и до обращения к нему Б-га? Он создавал движение «Бней Ноах» – людей, живущих по семи законам, которые получил Ной, выйдя из ковчега. Искал единомышленников и соратников. И нашёл. Ими были Элиезер, Лот, его раскаявшийся отец Терах, и еще много «душ, которые он сделал в Харане». Одна из этих заповедей — это не служить идолам, не верить в них и не молиться им. Он пытался найти выражение своих мыслей в обращении к Б-гу. И, как известно, он установил ежедневную утреннюю молитву (шахарит).
Итак, в возрасте 75-ти лет Аврам уходит из Харана в Землю Обетованную, которая в то время называлась «Земля Кнаан» по общему названию тех народов, которые в то время её населяли. Это были потомки Кнаана – сына Хама (т. е. внука Ноаха). Но там ещё сохранились и потомки Шема, часть которых продолжали праведную традицию своего предка Ноаха в ешивах Шема и Эвера. Попав туда, Аврам находит корни своим теориям. Он убеждается, что его мировоззрение в точности совпадает с тем, что хранят как традицию Шем и Эвер в своих домах учения. Там же он находит еще нескольких монотеистов: Малки-цедека (согласно некоторым мнениям – это сам Шем), Эшколя, Мамре, Анера, в какой-то степени Авимелеха. Там же Аврам находит своих учеников, с которыми впоследствии отправляется на битву с четырьмя царями.
Далее Аврам разворачивает обширную рекламную кампанию. Устраивает свое жилище на перекрестках основных дорог. Принимает путников, рассказывая им о своих воззрениях. Копает колодцы. Называет их и другие географические места именами Б-га. Чеканит свою монету с изображениями чудес, которые с ним приключились. Строит жертвенники, молится за своих потомков. В Торе явно не написано, что Аврам приносил в жертву животных на этих жертвенниках. Впервые упоминается, что Авраам режет животное в ритуальных целях, после войны с четырьмя царями и чудесной победы над ними, во время заключения «брит бейн а-бетарим» – союза между частями рассечённых животных. Точнее сказать, не столько после войны, сколько после встречи с Малки-цедеком (Шемом), который, согласно мидрашу, передал ему свой статус священника. Аврам получает необходимые знания и право приносить жертвы, как это делал Ной, выйдя из ковчега. То есть Аврам получает знания о том, что вера и знания о Б-ге нуждаются в выходе, во внешнем проявлении. На тот момент Аврааму было около 85-ти лет.
Следующая заповедь уже касается не ягнёнка, а непосредственно его самого и его плоти. То есть не зарезать кого-то, а принести часть самого себя в знак союза с Творцом. И именно обрезание возводит Авраама в совершенно другой статус – статус «иври» (еврея) – перешедшего на сторону Б-га и готового стать не только верным слугой, ни и партнёром Творцу.
Авраам переживает о тех, кого пришлось убить в результате операции по спасению Лота. Пытается со всеми помириться и заключает союзы и миры. Отдает Содому отвоёванное имущество, не взяв из него для себя «даже шнурка». Переживает за Содом и его жителей, когда узнает о предстоящей катастрофе. Бегает на третий день после обрезания за барашком для гостей.
И вот всеобъемлющая доброта Авраама дает, наконец, свои долгожданные плоды! Случается чудо! Его 90-та летняя жена рожает ребенка! Все в шоке, включая счастливых родителей. Авраам достиг в жизни всего, чего только он мог пожелать и даже большего. Оставь его Всевышний в Харане, он так бы и остался бездетным лидером небольшого монотеистического движения. Может быть даже преуспел бы немного. Может быть, оставил бы учеников. Но все равно он и его труды канули бы в лету, как это случилось со многими вполне достойными его учениками, о которых мы сегодня ничего не слышим.
Однако Авраам научился желать и достигать большего. Все его перипетии сделали из него величайшего человека в истории человечества. Но! В момент радости он остановился. Он решил, что это его предел. И начал вести себя как слуга, а не как партнёр. То есть получил награду, порадовался, сделал сыну обрезание на восьмой день, сделал пир на весь мир в честь сына и… остановился. А ведь столько ещё было запланировано, столько обещано. Ещё стольким вещам Авраам не научился. И ещё много чего ему только предстоит узнать, захотеть и, как следствие, добиться!
Другими словами, из человека с безграничными возможностями и величайшими устремлениями, соратника самого Творца, Авраам начал возвращаться к модели хозяин – работник. Попросили – сделал, не попросили – не сделал.
Тут надо было что-то делать, чтобы пробудить Авраама. Нельзя было останавливаться на достигнутом, и Всевышний приводит Авраама в чувства. Прошло 37 лет с момента рождения Ицхака – Аврааму 137 лет. Всевышний даёт Аврааму самое суровое и самое сложное испытание: «Ты помнишь о великой цели и миссии? Ты в ней не разочаровался? Ты готов идти дальше? Докажи! Переоцени свои приоритеты. Я говорю тебе принести мне своего любимого сына в жертву!».
И вот добродетельный Авраам должен был переосмыслить и перевернуть всю свою жизнь. Он должен был сделать то, против чего выступал на протяжении долгих лет – человеческого жертвоприношения! Лишить праведного человека жизни?! Как он сможет объяснить это своим ученикам, своим учителям, Саре, себе? Может быть Б-г подскажет ему… Но сейчас Авраам не понимает, как и зачем…
И, тем не менее, Авраам делает этот шаг. По слову Всевышнего он, фактически, публично отказывается от всего, чему он обучал своих многочисленных учеников. Он приносит человека в жертву! И не просто человека, а своего любимого сына! Того, от кого по обещанию Всевышнего должен был произойти еврейский народ! Сколько противоречий! Но Авраам уже заносит нож над своим сыном, лежащем на жертвеннике.
И в этот момент, тогда, когда Авраам оказался готовым ко всему, даже к тому, чтобы отказаться от своих убеждений и всего самого ценного в своей жизни, цель была достигнута. Авраам не просто пробудился, но и поднялся на небывалую духовную высоту. Это пробуждение, осознание того, что нельзя останавливаться на пути к Б-гу и было целью. Какой смысл был бы, если бы Авраам действительно зарезал бы своего сына? Никакого! Здесь важно было не действие, а готовность к нему.
Но и высокий душевный настрой и готовность к действию не остались нереализованными. Как нельзя кстати, рядом в кустах запутался рогами барашек, к слову, сотворённый специально для этого Всевышним в конце шестого дня творения… Приношение этого барашка в жертву стало тем действием, которое закрепило достигнутое, который стало напоминанием нам навеки, чтобы не потерять тот опыт, не забыть выводы. В память о том жертвоприношении каждый Рош а-Шана (День Суда) мы трубим в бараний рог (шофар), мы читаем об этом испытании и напоминаем себе, что нельзя останавливаться на пути к совершенству, что у каждого человека есть великая миссия – быть партнёром Всевышнего! С этим пониманием вся наша жизнь со всеми её взлётами и падениями выстроится в дорогу, ведущую нас к небывалым высотам!
Таким образом, воспринимая эту историю Торы в свете комментариев мудрецов, мы видим, что, это испытание было исключительным случаем, который касался лишь Авраама и Б-га. В нашей жизни возможны подобные испытания лишь по смыслу. Но ни коим образом не повторяющие его. Напротив, сам Творец останавливает Авраама и указывает на то, что испытанием была готовность, а не совершение необратимого действия.
А теперь, после этого предисловия, давайте ознакомимся с комментариями наших мудрецов.
Кетер Йонатан
«И было после этих вещей». Дословно не вещей, а «слов»: спорили Ицхак и Ишмаэль. Ишмаэль говорил: «Я достоин наследовать отца, потому как я его первенец!» Ицхак говорил: «Я достоин наследовать отца, потому как я, сын Сары – жены его, а ты – сын наложницы, рабыни матери моей!». Отвечал Ишмаэль: «Я достойнее тебя! Я обрезался 13-ти летним, добровольно, несмотря на боль, а ты был обрезан восьмой день. Кто сказал, что если бы у тебя был выбор, то ты пошёл бы на такую жертву?» Отвечал ему Ицхак: «Мне сегодня 37 лет. Если бы Б-г захотел от меня все мои органы, я бы не сопротивлялся!». Тут же услышаны были слова Всевышним, и поэтому сразу после этого сказано: «…Всевышний испытал Авраама. И сказал ему: “Авраам!”, и ответил тот: “Вот я!”».
Раши
«И было после этих вещей (слов)». Часть наших учителей говорят, что это произошло после слов Сатана, который обвинял Авраама, говоря Всевышнему: «Из всей трапезы, что сделал Авраам, не принес он Тебе даже бычка или барашка!». Ответил ему Б-г: «Этот пир он сделал для своего сына. Но для меня, если бы сказал Я ему, чтобы он пожертвовал мне своего сына, не сопротивлялся бы он. Есть учителя, которые говорят, что это произошло после слов Ишмаэля, который хвастался Ицхаку что обрезался 13-ти летним и не протестовал. Сказал ему Ицхак: «Одним органом ты меня пугаешь? Да если бы сказал мне Всевышний, пожертвовать собой, я бы не замедлил!».
Рашбам
В каждом месте, где сказано: «И было после этих вещей», речь идёт о том, что было ранее. … То есть после заключения Авраамом союза мира с Авимелехом на поколения вперёд. Всевышний разозлился за это на Авраама, ведь земля филистимлян входит в территорию Израиля, которую в своё время нужно будет завоевать. … Поэтому и испытал Б-г Авраама. Обвинял его и мучил. Другими словами – возгордился сыном, которого я тебе дал, заключил уже союз между вами и потомками? А теперь иди и вознеси его мне. Посмотрим, как помог тебе этот союз! То похожее я нашел в «Мидраш Шмуэль»…
Радак
«И было после этих вещей» – после того что случилось у Авраама с Авимелехом и продлились дни его там, и пришел он жить в Беер-Шеву. Там испытал Б-г Авраама своим единственным сыном. По поводу испытания, тяжело поверить, что это необходимо было Б-гу. Он разбирается в сердцах и проницателен до самых почек. Конечно же, он знает, что Авраам выполнит приказ. Если же, для того чтобы сообщить другим, не было же никого там кроме самих Авраама и Ицхака, ведь даже «отроки» не знали ничего из того, что там происходило. Кто же расскажет об этом событии? А даже если расскажет, кто поверит?
По правде говоря – испытание было для того, чтобы продемонстрировать истинную любовь Авраама к Б-гу. Только не тем поколениям (современникам), а поколениям будущим. Тем, кто поверит в Тору, написанную Моше из уст Всевышнего. Показать им, каких высот могла достигнуть любовь Авраама к Б-гу. Тем самым они научатся любить Его всем сердцем и душой, ведь Авраам любил Ицхака больше собственной жизни. Он уже отживший свое старик. Смерть – это естественное продолжение глубокой и счастливой старости. Он отжил свое сполна. Но его сын! Молодой человек, не познавший семейную жизнь, не родивший детей, не успевший насладиться жизнью! Если умрет он, это будет невыносимо. Нельзя забывать, так же о том, что он был сыном старости. И когда Всевышний сказал вознести Ицхака на жертвенник, то вся любовь, все чувства отца к сыну должны были отойти в сторону, как будто их никогда и не было. Но Авраам даже не протестовал, хотя он мог сказать Всевышнему: «Ведь Ты же сам сказал, что только Ицхак назовётся потомством моим!». Вместо этого Авраам встал пораньше и не думал противопоставлять свою любовь к сыну своей любви к Б-гу!
И, на самом деле, до того, как записана была Тора, эта история была лишь достоянием семьи Ицхака и Якова, которые передавали её от отца к сыну. После того, как Тора была записана, эта история распространилась по всему миру и стала предметом веры. Есть те, кто верит, а есть те, кто нет. После долгих лет, когда почти исчезло язычество, большая часть мира верит в Тору и ее истории. Только спорят с нами, на тему заповедей говоря, что её повеления надо понимать аллегорически.
С учетом того, что большая часть человечества поверила в эту историю, она стала являться важнейшим примером и свидетельством великой и истинной любви Авраама к Творцу…
Рамбан
«И Б-г испытал Авраама»: По-моему мнению, суть испытания заключается в том, что у человека есть абсолютная возможность поступить в соответствии со своим желанием: захочет сделает, а захочет – не сделает. Это испытание с точки зрения испытуемого. Испытывающий же (в данном случае Б-г) подвергает кого-то испытанию для того, чтобы трансформировать то, что находилось в потенциале, в действие. ... Знай, что «Всевышний испытывает праведника» только тогда, когда знает, что у испытуемого есть потенциал и поэтому есть возможность правильного выбора. Но грешникам Он не посылает испытаний, заранее зная, что не выдержат его. Выходит из этого, что все испытания в Торе – ради блага самих испытуемых.