KEРООР DIGEST #2
Глава "Пинхас"
16 Тамуза 5780 (8 июля 2020)
ТЕМЫ НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ
Краткое содержание главы "Пинхас"
1. Всевышний награждает Пинхаса за его поступок, приведший к миру между Б-гом и народом Израиля, священнослужением, производя его и всё его потомство в коэны. Всевышний называет священнослужение «союзом мира», так как задача коэнов состоит в том, чтобы приближать народ Израиля к Б-гу посредством изучения и преподавания Торы, а также службой в Храме, тем самым способствуя миру, ведь зло приходит в мир вследствие ослабления связи между Б-гом и людьми.

2. Всевышний заповедует вести войну с мидьянитянами из-за их подлых козней.

3. После мора Всевышний заповедует провести подсчет количества евреев. Эта заповедь возложена на Моше и Элазара – сына Аарона, который стал Первосвященником после смерти Аарона. Этот подсчёт был необходим для того, чтобы определить численность каждого колена для разделения Земли Израиля между коленами. Кроме того, этот подсчёт позволял узнать, сколько осталось в живых после мора, а также организовать передачу дел от Моше к его преемнику.

4. Количество мужчин от 20 лет и старше составило 601.730:
- Колено Реувена – 43.730
- Колено Шимона – 22.200
- Колено Гада – 40.500
- Колено Йеуды – 76.500
- Колено Иссахара – 64.300
- Колено Зевулуна – 60.500
- Колено Менаше – 52.700
- Колено Эфраима – 32.500
- Колено Биньямина – 45.600
- Колено Дана – 64.400
- Колено Ашера – 53.400
- Колено Нафтали – 45.400

5. Всевышний заповедует, каким образом нужно будет распределять наделы в Земле Израиля: размер надела зависит от многочисленности колена, география – от жребия.

6. Приводится подсчёт численности колена Леви: подсчёту подлежат лица мужского пола от одного месяца и старше. Общее количество составило 23.000 человек. Их подсчёт приводится отдельно, так как колено Левитов не получает надела в Земле Израиля – они должны заниматься лишь служением Всевышнему.

7. Тора сообщает, что за исключением Калева и Йеошуа, все посчитанные люди (за исключением колена Леви, посчитанного отдельно) являлись новыми людьми, родившимися уже в пустыне. Все же те, кто вышли из Египта, к тому времени умерли в наказание за грех разведчиков. Женщины же остались живы, так как не были повинны в этом грехе.

8. Дочери Цлофхада, умершего в пустыне и не имевшего сыновей, приходят с вопросом к Моше: почему их отец (и, соответственно, они) лишается надела в Земле Израиля? Они претендуют на то, что в таком случае следует их рассматривать как полноценных наследников несмотря на то, что наделы распределяют только между сыновьями. По одному из мнений Цлофхад был тем, кто собирал хворост в Шаббат и был за это наказан смертной казнью.
Моше адресует этот вопрос Б-гу, и Б-г соглашается с дочерьми Цлофхада.

9. Всевышний показывает Моше перед смертью всю Землю Израиля с горы Аварим, напоминая ему, что из-за греха с водой в пустыне Цин, он не войдёт в Святую Землю.

10. Моше просит Всевышнего назначить вместо себя преемника, чтобы народ Израиля не остался без предводителя. При этом Моше надеялся, что Всевышний назначит его сына, однако Б-г назначает преемником ближайшего ученика Моше – Йеошуа бин Нуна. Всевышний повелевает Моше провести обряд посвящения Йеошуа в своего преемника, и Моше делает это незамедлительно, добавляя от себя воодушевляющие слова об уготовленной Йеошуа награде за руководство народом.

11. Всевышний дает заповеди о жертвоприношениях:
Ежедневные жертвы (корбан тамид): приносят в жертву одного агнца до года утром, и одного агнца до года днём. Их сжигают полностью (жертва всесожжения, корбан ола). Вместе с каждой жертвой тамид приносят хлебное приношение и возливают вино на жертвенник. В память об этих жертвоприношениях мы молимся молитву Шахарит (утром) и Минха (днём).

Далее перечисляются все дополнительные жертвы (корбан мусаф), приносимы в Субботу, праздники и новомесячье. В память об этих жертвоприношениях мы молимся молитву Мусаф в эти дни.

Шаббат: два агнца до года в жертву всесожжения. Приносят вместе с особенным хлебным приношением и особенным возлиянием вина на жертвенник.

Рош ходеш (новомесячье): два молодых тельца, один овен, семь агнцев до года – все для всесожжения. Приносят вместе с особенным хлебным приношением и особенным возлиянием вина на жертвенник. В дополнение к этому приносят козла в грехоочистительную жертву.

Песах: каждый день из семи праздников приносятся в жертву два молодых тельца, один овен и семь агнцев до года – все для всесожжения. Приносят вместе с особенным хлебным приношением и особенным возлиянием вина на жертвенник. В дополнение к этому приносят козла в грехоочистительную жертву. Накануне первого дня Песаха приносят пасхальную жертву (корбан Песах).

Шавуот: два молодых тельца, один овен и семь агнцев до года – все для всесожжения. Приносят вместе с особенным хлебным приношением и особенным возлиянием вина на жертвенник. В дополнение к этому приносят козла в грехоочистительную жертву.
Кроме того, в книге Ваикра (23:15-22) перечисляются следующие жертвоприношения в дополнение к этим: два хлеба; жертва всесожжения из одного молодого теленка, двух овнов и семерых агнцев до года; грехоочистительная жертва из одного козла; а также мирная жертва (шламим) из двух агнцев до года.

Рош а-Шана: один молодой телец, один овен, семь агнцев до года – все для всесожжения. Приносят вместе с особенным хлебным приношением и особенным возлиянием вина на жертвенник. В дополнение к этому приносят козла в грехоочистительную жертву.

Йом Кипур: один молодой телец, один овен, семь агнцев до года – все для всесожжения. Приносят вместе с особенным хлебным приношением и особенным возлиянием вина на жертвенник. В дополнение к этому приносят козла в грехоочистительную жертву.
Кроме того, в книге Ваикра (16:9) заповедуется приносить ещё одного козла в грехоочистительную жертву.

Суккот: каждый день из семи дней праздника в жертву всесожжения приносятся молодые тельцы (в первый день 13, во второй – 12 и так далее, снижая каждый день количество на 1; всего 70 за праздник), два овна, четырнадцать агнцев до года. Каждый день эти жертвы приносятся вместе с особенным хлебным приношением и особенным возлиянием вина на жертвенник. В дополнение к этому каждый день приносят козла в грехоочистительную жертву.

Шмини Ацерет: один молодой телец, один овен, семь агнцев до года – все для всесожжения. Приносят вместе с особенным хлебным приношением и особенным возлиянием вина на жертвенник. В дополнение к этому приносят козла в грехоочистительную жертву.

КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Испытываешь странное ощущение, глядя на месяц Ав в календаре 3829 года от сотворения мира (69 г.н.э). Это последний год перед разрушением Иерусалимского Храма и 9-е Ава в этом календаре – обычный будничный день. Сотни тысяч (а возможно и миллионы) погибших и изгнанных, разрушенный Иерусалим, почти 2000 лет изгнания и постановленный в память об этой трагедии пост 9-го Ава – всё это будет всего через год, а пока люди живут своей обычной жизнью… 21-го июня 1941 года – есть что-то похожее.

17-го Тамуза 3830 года (1950 лет назад) римляне проломили городские стены и ворвались в Иерусалим. Через три недели после этого, 9-го Ава, римляне разрушат Иерусалимский Храм и положат начало самому продолжительному и трагичному изгнанию еврейского народа в истории.
В память об этих трагических датах мы постимся 17-го Тамуза (в этом году пост будет 9-го июля) и 9-го Ава (30-го июля в этом году). Это особые даты, имеющие свои корни в событиях, описанных в Пятикнижие: 17-го Тамуза евреи поклонились Золотому тельцу в пустыне и Моисей, увидев это, разбил дарованные Б-гом Скрижали Завета, а 9-го ава народ Израиля в пустыне поверил доносам разведчиков о невозможности войти в Землю Израиля вместо того, чтобы положиться на Б-га и Его обещания.

То, что произошло, к сожалению, уже нельзя отменить, но в наших руках это исправить! Наши мудрецы говорят, что каждое поколение, в котором не восстановлен Храм подобно тому поколению, в котором он был разрушен. Страшные слова и страшная ответственность... Но, с другой стороны, это означает, что наше поколение может привести к тому, что Храм будет отстроен! И каждый из нас может внести в это свою лепту!

В Талмуде сказано: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».

Удивительно, что если изгнание после разрушения Первого Храма длилось всего 70 лет, то изгнание после разрушения Второго Храма длится уже 1950... Неужели грех напрасной вражды и беспричинной ненависти тяжелее, чем три смертных греха вместе взятых – идолопоклонство, разврат и кровопролитие?

Мне кажется, что причина не столько в тяжести греха как такового, сколько в сложности его исправления, в его распространённости и, как следствие, в его фактическом эффекте. Если поколение после разрушения Первого Храма смогло раскаяться и отказаться от этих трёх тяжелейших грехов, то сотни поколений после разрушения Второго Храма так и не смогли исправить грех напрасной вражды и беспричинной ненависти.

Нам кажется, что, сказав лашон а-ра (злоязычие, сплетни) о другом человеке, высмеяв кого-то, мы ничего особо страшного не сделали – не убили же мы никого, в самом деле. Действительно «удельный вес» этого греха намного ниже убийства, но его распространённость придаёт этому греху колоссальнейший «общий вес». Храня злобу в сердце, завидуя и ненавидя, мы наполняем мир злом – каждый понемногу, но вместе это складывается в такое количество зла, которое не даёт Всевышнему полноценного места в этом мире.

Учёные пишут, что в процессе эволюции люди выработали негативное отношение к реальности, смотрят на всё с недоверием и опасностью – это позволяло им быть подготовленными к возникающим проблемам и нападениям. Однако сегодня это более не актуально. Наоборот, многочисленные исследования показывают, что негативные эмоции оказывают крайне отрицательный эффект на наше здоровье и продолжительность жизни.

Выходит, что в этом вопросе точки зрения мудрецов и современных учёных совпадают – нам всем следует быть позитивнее, добрее и терпимее друг к другу. Так мы все вместе дольше проживём и с Б-жьей помощью удостоимся увидеть Третий Храм!

Шаббат Шалом!

Издаётся при поддержке Агентства недвижимости "Шапира".

Покупка, продажа, аренда квартир и вилл в Иерусалиме.

www.Shapira-Dom.com, +972-546-259-458

АЛАХА
Постановление раввинского суда г. Москвы относительно поста 17-го Тамуза 5780 года
16 Тамуза 5780 (07.07.20)

Правила поста 17-го Тамуза в условиях пандемии коронавируса

Вследствие пандемии коронавируса, бушующей в мире и всё ещё находящейся в самом разгаре во многих странах, мы сочли необходимым, после совещания с известными врачами-специалистами, составить несколько правил относительно поста 17-го Тамуза:

• Здоровые люди должны поститься как обычно.
• Людям, заболевшим коронавирусом, и имеющим симптомы, пусть даже незначительные, запрещено поститься.
• Людям пожилым и слабым, либо испытывающим иные проблемы со здоровьем, вызывающим слабость организма, также запрещено поститься.
• Людям, испытывающим вследствие поста телесную слабость, которая длится 12 часов после завершения поста, запрещено поститься.

Важно подчеркнуть, что людям, которым нельзя поститься, поскольку для них это опасно, следует знать, что «устрожить» в этом вопросе будет не только нарушением запрета Торы «и берегите весьма души ваши», но и что вообще наши мудрецы, благословенна их память, не установили пост для людей больных, а потому такое «устрожение» не будет считаться для них постом (как это объясняется в книге «Авнэй Нэзэр» гл. 540, и в книге «Моадим у-зманим» гл. 344).

Мы вновь обращаемся и просим всех членов общины весьма тщательно придерживаться всех правил предосторожности, чтобы избежать заражения этой болезнью, и тем более, быть особо осторожными, чтобы не заразить других, не дай Б-г.

И да удостоимся мы вскорости видеть наш Храм отстроенным в дни прихода нашего праведного Мессии!

Рав Пинхас Гольдшмидт, председатель раввинского суда
Рав Моше Лебель, судья раввинского суда
Рав Давид Юшуваев, судья раввинского суда
Законы трех недель

Период скорби частично продолжается и 10-го ава. В первую половину этого дня принято не купаться, не стричься, не бриться и не стирать. Что касается запрета есть мясо и пить вино, то здесь существуют различия между обычаями ашкеназских и сефардских евреев. У ашкеназских евреев принято не есть мяса и не пить вина до полудня, а у сефардов — в течение всего этого дня. 10-го Ава не благословляют «Шеэхэяну».


эссе на тему недельной гЛавы
Маски, деньги, два лица
Когда мы сталкиваемся с какой-либо проблемой, задевающей нас за живое, очень сложно остаться хладнокровными и трезво оценивать ситуацию. Нобелевский лауреат Даниэль Каанеман в своей книге «Думай медленно, решай быстро» (а точнее, «Thinking slow and fast») пишет, что в такой ситуации у нас включается быстрое, поверхностное мышление. Мы мыслим эмоционально, а не аналитически. Именно то, как мы себя ведём в подобных ситуациях, показывает нашу внутреннюю суть. Наши мудрецы в Талмуде учат, что человек проверяется бе-кисо, бе-косо и бе-каасо (кошельком, стаканом и гневом). В моменты денежных потерь, в моменты алкогольного опьянения или гнева наш аналитический ум отключается, и мы не способны играть роль, а проявляем свою истинную сущность.

В нашей недельной главе «Пинхас» Всевышний превозносит Пинхаса, который в порыве ревности ко Всевышнему, что можно сравнить с моментом праведного гнева, убил человека, который публично совершил грех и бросил вызов Моисею и старейшинам, введя в свой шатёр мидьянку. В результате этого Всевышний остановил мор, который поразил огромное количество евреев из-за греха разврата с мидьянаками и поклонению их идолам.

В прошлой недельной главе «Балак» рассказывается о том, как царь Мидьяна пригласил пророка Билама для того, чтобы проклясть еврейский народ. За это ему была обещана большая награда, но он не смог её отработать, так как Всевышний не позволил ему проклясть свой народ – вместо этого из уст Билама вышли красивые благословения. Столкнувшись с перспективой реальной денежной потери с одной стороны, и с явным проявлением Всевышнего и Его ярко выраженной любовью к народу Израиля – с другой, Билам проявляет свою истинную сущность и выбирает деньги. Для того, чтобы всё-таки получить их, Билам идёт на подлость: «Б-г евреев ненавидит разврат и идолопоклонство, – сказал он Балаку, – подошли им красивых мидянитянок и пусть они совратят евреев, заставив их поклониться идолам, прежде, чем отдаться им!». Его совет оказался очень действенным – 24.000 евреев погибло во время мора. Жертв могло бы быть в сотни раз больше, если бы Пинхас не остановил мор. И это тот «праведный» Билам, который всем говорил, что он может отступиться ни на йоту от слова Б-га!

Два поступка, совершённых в состоянии аффекта, и два совершенно разных результата: один – величайший грех, второй – величайшая заслуга.

Чему это учит нас? Тому, что как бы мы ни старались скрыть нашу сущность, нам не удастся долго находиться в маске. Декларативные добродетели могут обмануть лишь нас самих и ненадолго запутать окружающих, но, рано или поздно, наша истинная сущность проявится. Шокирует ли она окружающих или приятно их удивит – это уже зависит от нас. Но мы не должны обманывать себя, веря, что по щелчку пальцев сможем измениться к лучшему. Это большая и кропотливая работа – это изменение самой нашей внутренней сущности.

Семнадцатого Тамуза Моше спустился с горы Синай со Скрижалями Всевышнего. Он разбил их, увидев Золотого тельца. Затем он поднялся снова на гору Синай и на протяжении первых сорока дней вымаливал прощение, а на протяжении вторых сорока дней повторно получал Тору. Спустился он со вторыми Скрижалями в Йом Кипур, который с тех пор является днём, предназначенным для прощения и искупления.

На протяжении всех этих восьмидесяти дней народ Израиля, ожидая возвращения Моше, пребывал в раскаянии, сожалея о содеянном, отказываясь от зла и практикуя добро. Этот восьмидесятидневный период настаёт и сейчас. За один день нельзя измениться к лучшему, а за восемьдесят – почему бы и нет? Наши отцы в пустыне смогли – сможем и мы с вами!

Стихотворение недели
Нам заповедано скорбеть о Храме,
Мы знаем: как, когда и почему.
Мы много слышали и говорили сами
О том, что Храм был чудом наяву,

О службе коэнов, о пении левитов,
О том, что мудростью наполнен каждый час,
Но… как страдать об этом мне, скажите?
Как этот пост не превратить мне в фарс?

Ведь я не жил тогда, не добивался роста,
Я не любил, я не переживал,
Мне ближе катастрофа Холокоста,
Хотя и там я тоже не бывал,

Но я хотя бы видел близких фото,
Которые в печах горели там,
А здесь… Могу ли я почувствовать хоть что-то?
Иль может я – бесчувственный чурбан?

Ответа нет, но в этом и разгадка:
За менее, чем пару тысяч лет,
Что нет у нас ни Храма, ни порядка,
Привыкли мы к потоку страшных бед.

Подобны стали мы врачу, что привыкает
Лик смерти видеть каждый Божий день...
И от страданий чувства отмирают,
И сердце превращается в кремень.

Но знаем мы, что может быть иначе,
Что Б-г нам уготовил лучший путь.
И только мы, свернув с него незряче,
Не можем грудью полною вдохнуть…

Но в наших силах всё вернуть к порядку,
Он ждёт нас там, где мы могли бы быть,
И станет нам и радостно, и сладко
Так, как давно должно бы было быть!
Так, как давно должно бы было быть...
Пинхас Швальб

трактат "авот"
Глава 1, мишна 1
Моше получил Тору с Синая и передал ее Йеошуа, Йеошуа – старейшинам, старейшины – пророкам, а пророки передали ее мужам Великого собрания. Они сказали три вещи: будьте неторопливы в суде, умножайте число учеников и создавайте ограду для Торы.
Почему Тора была передана именно Йеошуа?
Раши объясняет, что Моше передал Устную Тору Йеошуа, а не Элазару, Пинхасу или семидесяти старейшинам, которые пророчествовали в стане (см. Бемидбар 11:16) потому, что Йеошуа с юных лет посвятил себя постижению мудрости и приобрел в мире доброе имя, как сказано (Шмот 33:11): «А служитель его Йеошуа бин Нун никогда не отлучался из шатра» [из шатра, где Моше обучал его мудрости Торы].
Книга Хасдей авот объясняет: видя, что Всевышний желает даровать Тору смиренным, Моше «передал ее Йеошуа», который был чрезвычайно скромен: в силу своей скромности он сам подметал в доме учения и расставлял лавки для других учеников.
Аналогичное объяснение приводит комментарий Эц Йосеф. Моше увидел, что Йеошуа – человек исключительной скромности, как сказано в комментированном переводе Торы на арамейский язык: «И когда Моше увидел его скромность…» (Бемидбар 13:16) – и передал Тору именно ему.

Почему это собрание мудрецов названо Великим?
Талмуд (Йома 69б) объясняет, что собрание назвали Великим, потому что его члены «вернули корону на ее законное место».
Моше назвал Творца «Б-г великий, могучий и грозный» (Дварим 10:17). Затем пришел пророк Ирмеяу, в дни которого был разрушен Храм, воскликнул: «Иноземцы ликуют в Его Святилище! Где же Его "грозность"?!» – и, восхваляя Творца, сказал лишь: «Б-г великий, могучий» (Ирмеяу 32:18), а слово «грозный» опустил. Затем пришел Даниэль, очевидец вавилонского плена, произнес: «Иноземцы поработили Его сынов? Где же Его могущество?!» – и сказал лишь: «Б-г великий и грозный» (Даниэль 9:4), опуская «могучий» (Ирмияу и Даниэль знали, что Всевышний ненавидит любые проявления лжи, поэтому не допускали неискренности в обращении к нему, и, восхваляя Его, не упоминали те Его проявления, которые в их глазах никак не выражены). Затем пришли мужи Великого собрания и сказали: «В этом-то Его могущество, что до поры Он терпит злодеев, поработивших Его сынов. И в этом-то Его грозность! Если бы не страх народов перед Ним, как мог бы один народ, община Израиля, устоять против многих?» И они вновь сказали (Нехемья 9:32): «Б-г великий, могучий и грозный».
Поскольку это собрание мудрецов возвеличило славу Творца, оно названо Великое собрание.
Что такое «неторопливость в суде»?
Существует несколько объяснений этого изречения.
Раши и рабейну Йона, а также другие ранние комментаторы (ришоним) поясняют: имеется в виду, что прежде чем вынести приговор, судьи должны тщательно разобраться в деле. Судья не должен говорить: «Я не раз рассматривал дела такого рода» [то есть – они мне ясны].
Смаг (ло таасе, 208) подчеркивает, как велик грех неправого суда, приводя высказывание мудрецов (Танхума, Мишпатим 6). «С каждого судьи, – говорится там, – который вопреки закону лишает денег одного и передает их другому, Всевышний взимает жизнью, как сказано: "Б-г вступится за них и у обобравших их отберет душу" (Мишлей 22:23)». Поэтому мудрецы повелели: «Будьте неторопливы в суде».
Хатам Софер (гл. Ахарей) объясняет: «будьте неторопливы в суде» подразумевает, что, прежде чем вынести обвинительный приговор, следует тщательно обдумать дело и постараться найти аргументы для оправдания.
Авот а-рош в своем комментарии объясняет, почему «будьте неторопливы» сказано во множественном числе. Независимо от того, участвуют ли в судебном заседании три судьи, двадцать три или даже семьдесят один судья [как в Великом Санедрине], они не должны спешить с вынесением приговора, полагая, что благодаря своей многочисленности застрахованы от ошибок.
Из других объяснений следует, что изречение подразумевает не только ведение судебных тяжб и рассмотрение алахических вопросов. Так, в Авот де раби Натан (1:1) говорится, что не только судить – любое дело надо делать обдуманно. «Что значит "будьте неторопливы в суде"? – спрашивается там. – Это значит, что дела надо делать обдуманно и что не следует поддаваться вспышкам гнева, ибо тот, кто впадает в гнев, теряет память».

«Умножайте число учеников». Различные объяснения
1. Раши и рабейну Бехае пишут, что даже если человек в молодости обучил многих, ему следует готовить учеников и в старости, потому что нельзя знать заранее, кто из них по-настоящему преуспеет в Торе.
2. В сборнике Мидраш Шмуэль приведено следующее объяснение. Подлинное совершенство состоит в познании Торы, и следует привести к совершенству всех, кого возможно, чтобы образ и подобие Творца умножались в мире. Подлинное «подобие» Творца – это человек, знающий Тору, по которой был создан мир.
3. Махзор Витри пишет, что умножение числа учеников умножает мудрость наставника, как сказано (Таанит 7а): «Многому научился я от наставников, еще большему – от товарищей, а от учеников – больше, чем от всех других».
4. Меири поясняет, что наставление «умножайте учеников» продолжает предыдущее наставление «будьте неторопливы в суде». Имеется в виду, что каждое решение суда и любое законодательное постановление следует обсуждать с множеством учеников. Совместное обсуждение поможет разобраться в деле и вынести правильное решение.
В комментарии Руах хаим отмечается, что все три наставления мишны имеют целью вынесение верных законодательных решений. Рассмотрение вопросов алахи [еврейского закона] требует великой осторожности и тщательного анализа всех деталей – об этом сказано: «будьте неторопливы в суде». При этом надо умножать число учеников, ибо они добавляют мудрость наставникам. Излагая свои аргументы перед учениками, наставник яснее видит дело, ибо уста проверяют верность мысли: говоря, человек замечает допущенные при обдумывании ошибки. Но и после того, как мысли проверены изложением вслух, еще не следует полностью полагаться на их истинность. Поэтому сказано: и после всего этого «создавайте ограду для Торы» – исключайте всякую возможность нарушить основной закон.
5. В наставлении «умножайте число учеников» мишна пользуется словом, буквальное значение которого – «поставьте (или: поставьте на ноги)» много учеников. На этом основано объяснение, приведенное в сборнике Мидраш Шмуэль. Мишна намекает на обязанность поддерживать знатоков Торы, чтобы они могли продолжать свои занятия Торой, как это было у колен Иссахара и Звулуна. И нет предела награде, которую получают те, кто материально обеспечивает изучающих Тору, как сказано (Дварим 33:18): «Радуйся, Звулун, выходя, а Иссахар – в шатрах твоих» [то есть – радуйся, Звулун, выходя на заработки, ибо так ты позволяешь Иссахару сидеть в шатрах учения].
6. Раби Хаим Шмулевич (приведено в Даркей авот) объясняет, что следует обучать учеников мудрости Торы так, чтобы они могли сами «стоять на ногах» – то есть учиться самостоятельно, а затем обучать других.
Ограда для Торы
Комментаторы объясняют, что это изречение подразумевает необходимость создавать «ограждение» закону, чтобы люди не преступали запреты Торы. В качестве примера указывается, что Тора запрещает близость с женщиной определенной степени родства, а мудрецы, в качестве ограды закону Торы, запретили связь также с некоторыми другими родственницами, поскольку иначе люди, не разбирающиеся в тонкостях закона, могут прийти к ошибке. Практически у каждой заповеди Торы имеются те или иные «ограды».
Все «ограды для Торы» – это постановления мудрецов. Обязанность подчиняться словам мудрецов заповедана самой Торой, как сказано (Дварим 17:11): «По учению, какое укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево».
Говоря о необходимости создавать ограду законам Торы, Талмуд (Йевамот 21а) указывает, что намек на это заключен в стихе: «Стойте на страже Моих запретов» (Ваикра 18:30).
Рабейну Йона цитирует мидраш (Шир а-ширим 1:2): слова мудрецов еще более любимы, чем слова Торы. И объясняет, что выполнение заповеди Торы еще не свидетельствует о Б‑гобоязненности: возможно, человек в общем готов выполнять заповеди, но не видит ничего страшного в случайном нарушении заповеди. Б‑гобоязненность проявляет тот, кто избегает малейшей возможности греха, а трепет перед Всевышним – основа всех основ, как сказано: «А теперь, Израиль, что Г‑сподь, Б‑г твой, требует от тебя? Только трепета перед Г‑сподом, Б‑гом твоим…» (Дварим 10:12). И такое поведение делает человека желанным Б‑гу, как сказано: «Желанны Г‑споду боящиеся Его» (Теилим 147:11).
Хида в своих книгах Нахаль кдумим и Аават Давид предостерегает: при том, что создавать «ограду» запретам Торы необходимо, следует, тем не менее, различать, где повеление Б-га, а где – «ограда». Обучая учеников, сообщая им запрет и «ограду» к нему, надо точно указывать, что является самим запретом, а что – дополнительной «оградой». Если излагать запрет и «ограду» вместе, не разграничивая их, может произойти ошибка, как это случилось с первым человеком – Адамом и его женой Хавой.
Всевышний повелел Адаму не есть от Древа познания (см. Берешит 2:16-17), а Адам добавил «ограду» – не прикасаться к этому дереву. Хаве он сказал: Всевышний запретил нам прикасаться к дереву и есть от него (там же 3:3) – и не указал на различие между запретом и «оградой» к нему. Это привело к беде. Змей подтолкнул Хаву к дереву так, что она его коснулась, а затем сказал ей: «Как ты не умерла, прикоснувшись, так не умрешь, вкусив плод». И Хава согрешила – вкусила плод.
Таким образом, передача знаний об «ограде» и ее соблюдение требуют особой осторожности.

СПРОСИ РАВВИНА
Можно ли принять душ в Шаббат?
вопрос:
Если в Шаббат на улице жара и человек, придя домой с улицы, вспотев, чувствует себя некомфортно, разрешается ли ему принять холодный душ? Если нет, то как правильно поступить?
ответ:
Шульхан арух (Орах Хаим, глава 126) пишет, что мудрецы запретили мыть всё тело в Шаббат водой, нагретой перед Шаббатом, однако руки, ноги и лицо мыть разрешается. Есть обычай не мыть в Шаббат даже в холодной воде всё тело одновременно. Однако разрешается мыть тело холодной водой по частям. То есть можно принять холодный душ, не ополаскивая всё тело одновременно, и мыть только те части тела, на которых нет густого волосяного покрова, так как это может привести к выжиманию воды из волос, а такое выжимание запрещено в Шаббат по постановлению мудрецов по ряду мнений.
Если же человек в жаркий день вспотел и чувствует себя не просто некомфортно, но страдает от этого, то ему разрешается принять душ, омыв холодной водой всё тело полностью, даже волосы. Только нужно следить за тем, чтобы не выжимать волосы при выходе из душа.
Также нужно помнить, что разрешено использовать только жидкое мыло, запрещено пользоваться мочалкой (можно использовать щетку с щетиной из пластиковых материалов, которая была предназначена для этого до Шаббата).


Еврейские майсы
Поддержка жены
У рава Арье Левина, праведника из Иерусалима, появился новый сосед. Этот сосед раньше был очень богатым человеком, но по причине неудачных сделок потерял все имущество, вынужден был переехать из своего шикарного дома и устроиться работать на стройку простым рабочим, чтобы обеспечить семью.

Жена рава Левина заметила, что супруга соседа каждый день выходит на улицу встречать мужа с работы в праздничных нарядах. Женщине стало очень любопытно, к чему это. При первой возможности она задала ей вопрос, и вот какой ответ она услышала: "Я боюсь, что мой муж посчитает, что в семье к нему стали хуже относиться после того, как его доход сильно уменьшился. Чтобы придать ему уверенности в том, что наше отношение к нему не изменилось я показываю ему, как дорожу им и как я рада встречать его каждый день!".

Когда рав Арье Левин услышал этот рассказ от своей супруги, он восхитился преданностью и заметил, что интересно, как это отразится на воспитании детей. Дополнил рассказ сын рава Левина, рав Шломо: "Я понаблюдал за будущим этой семьи. Их сын стал председателем раввинского суда в Иерусалиме, а его внук, рав Давид Коэн, возглавляет сегодня одну из важнейших иешив мира, иешиву "Хеврон"!".
Рав Авигдор Носиков, главный раввин Воронежа и области

© Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма
"Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России"