Согласно комментаторам
[1], мишна говорит о предписывающей заповеди [
асе - "делай"] Нам известны разные виды наказания нарушителей запретов Торы [
ло таасе - "не делай"]. Поэтому можно определить их относительную важность, то есть относительную тяжесть каждого греха. Но о том, как награждаются различные предписывающие заповеди, Тора нам не поведала, поэтому мы не можем судить о степени их важности. А значит, надо стараться исполнять любую предписывающую заповедь как можно лучше. Поэтому сказали мудрецы (Сукка 25а): "Если человек занят [одной] заповедью, он свободен от [исполнения другой] заповеди", и не поставили это в зависимость от того, насколько важна каждая из этих заповедей. И еще сказали (Псахим 64б): "Мимо заповеди не проходят", - то есть, если получил возможность исполнить какую-либо заповедь, не следует отказываться от ее исполнения
[2] ради исполнения другой, потому что первая может оказаться важнее
[3].
Поясняя причину отсутствия в Торе указаний о величине награды за предписывающие заповеди, мудрецы приводят толкование в мидраше (תנחומא עקב ב) стиха (Мишлей 5:6) "[Чтобы] не прокладывал
[4] ты путь жизни, сдвинулись ее стези [так, что] не узнаешь": Сказал раби Аба бар Каана: это значит, не следует взвешивать заповеди Торы, с целью выяснить, какая из них более весома, чтобы заняться ею. Дабы у него не возникало такого соблазна, "сдвинулись ее стези – не узнаешь"; следовательно, пути Торы "подвижны" [и их невозможно постичь и оценить]
[5]. Раби Хия привел такой пример: царь нанял работников насадить сад и не сообщил им, за какие саженцы награда больше, а за какие меньше, чтобы они не стремились сажать только более ценные, а прочие оставили: ведь тогда сад будет несовершенным. Так и Всевышний не сообщил евреям, какова награда за исполнение заповедей Торы, иначе она бы соблюдалась только частично
[6].
В том же духе пишет и раби Матитьяу а-Ицари. По его словам, данное высказывание Раби - продолжение предыдущего о том, какой "прямой путь следует выбрать человеку". Выбирающему правильную линию поведения и работающему над собой следует анализировать каждую черту характера, насколько она полезна и в каких случаях уместно ее проявлять, а в каких нет. Но заповеди так взвешивать невозможно, поскольку человеку не дано знать, какова их польза; потому необходимо исполнять все с одинаковым рвением - и легкие, и весомые. И приводит отрывок из Талмуда (Санедрин 21б). Сказал раби Ицхак: почему в Торе не пояснены причины, по которым даны заповеди? Это очевидно на примере нескольких запретов, причины которых были пояснены, что привело к ошибке великого человека. Про царя написано (Дварим 17:17): "Пусть не увеличивает [число] жен и не отклонит свое сердце [от Всевышнего]". Сказал Шломо: я увеличу и не отклонюсь. Но в результате "в дни старости Шломо его жены склонили [сердце царя] к чужим божкам" (Млахим 1, 11:4). Еще написано (Дварим 17:16): "Пусть не увеличивает [число] коней и не возвращает народ в Египет, чтобы увеличить коней". Сказал Шломо: я увеличу коней и не верну [народ в Египет]. Но в конечном итоге "коней царю Шломо доставляли из Египта… Вывозили и доставляли колесницу за 600 шекелей" (Млахим 1 10:28-29). Поэтому Тора и не раскрывает нам причин своих запретов, дабы бы мы не стали оценивать их с позиции собственного разума, а знали, что заложенные в заповедях причины и их польза выше нашего разумения. Ибо любая попытка оценить и взвесить заповеди приводит к их нарушению: ведь даже Шломо, мудрейший из людей, ошибся, подумав, будто мудрость поможет ему избежать греха. И это с заповедями, о причинах которых Тора говорит прямо! Тем более надо быть осторожными с заповедями, причины которых не указаны в Торе.
---------
[1] Рамбам, Рабейну Йона, Рабейну Бехае и Рашбац.
[2] Ниже будут приведены мнения мудрецов (Рамбама и др.), почему некоторые заповеди человек склонен считать легкими и менее значимыми [например, когда заповедь легка и приятна в исполнении или не требует материальных затрат], а другие – более весомыми.
[3] Но по мнению Рашбаца, напоминание Раби о неизвестности наград за заповеди не является истинной причиной того, что "мимо заповеди не проходят" и что если человек занят одной заповедью, то свободен от другой. Скорее, эти слова обращены к простым людям, которые стремятся исполнять заповеди ради получения награды, и, если им покажется, что за одну заповедь награждают меньше, чем за другую, то, получив возможность исполнить вторую, бросят первую, не закончив или вообще не начав. Таким людям Раби говорит, что первая заповедь, которую ты получил возможность исполнить, может оказаться важнее и "прибыльнее" в плане награды, поэтому исполни сначала ее, или, если уже начал, не бросай на полпути. Но человек серьезный и набожный, для которого исполнение заповедей - это служение Б-гу, в подобных доводах не нуждается. Он и так понимает, что бросать любую начатую службу или вообще ее не начать, - оскорбление Господина, который дал именно это задание, значит, оно важно и является выражением Его воли.
[4] Использован глагол
палас, который означает не только "прокладывать", но и "взвешивать".
[5] То есть заповеди Торы невозможно взвешивать на весах, как неодушевленные предметы, поскольку они "подвижны", "сдвигаются": начнешь взвешивать и оценивать – "ее стези [причины и принципы] сдвинутся" и поднимутся к небу, так что "не узнаешь", они отдалены и сокрыты от твоего понимания [рабейну Бехае].
[6] Рамбам тоже об этом намекнул: "Так сказано, чтобы человек не знал, какую заповедь очень важно соблюдать, а какую, сравнительно, не так важно". А Рабейну Йона пояснил далее: если человек не будет исполнять легкие заповеди, то его исполнение заповедей и служение Б-гу не будет полноценным и всесторонним. Яавец объяснил в духе уже приведенного довода: если люди откажутся от заповедей с малой наградой ради заповедей, награда за которые велика, то это будет позор: ведь окажется, что они исполняют заповеди не из любви к Всевышнему, а ради награды. Напротив, человек должен заслуживать более сурового наказания за неисполнение легкой заповеди, чем за неисполнение весомой. И еще: есть большая разница между тем, кто работает за установленную плату, и тем, кто не знает, какая плата ждет его за работу: последний верит своему хозяину и любит его, но первый любит только себя.