ПОБЕГ
После событий с «украденными» благословениями Яаков покидает Беер Шеву, где жила его семья, и направляется в Харан к семье его дяди Лавана – брата Ривки – для того, чтобы найти там себе жену, и для того, чтобы скрыться там от своего брата Эйсава, который решил его убить.
Почему Эйсав не погнался за ним в Харан? Говорит мидраш, что он отправил своего сына Элифаза убить Яакова по дороге. Элифаз догнал Яакова, но он колебался – с одной стороны поручение его отца, а с другой – они с Яаковым были в прекрасных отношениях и он обучал его Торе… Яаков напомнил Элифазу, что с точки зрения Торы, нищий подобен мёртвому, и предложил ему компромисс – Элифаз забирает у Яакова всё имущество, но оставляет его в живых.
ЕШИВА
Перед тем, как прийти в Харан, Яаков отправляется на 14 лет в ешиву Эвера, чтобы как следует духовно подготовиться к материальной жизни в доме нечестивого Лавана – не случайно 14 лет, проведённые в ешиве, соответствуют 14 годам, которые Яаков служил у Лавана за двух его дочерей.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
По истечению 14 лет Яаков практически доходит до Харана, но вспоминает, что по дороге из Беер Шевы он не зашёл помолиться на гору Мория (Храмовая гора), где молились его отец и дед – Ицхак и Авраам. Он разворачивается и идёт практически весь путь обратно (по гугл-карте это 827 км, то есть 169 часов беспрерывного пути). Всевышний помогает ему и чудесным образом сокращает путь – Яаков внезапно оказывается на горе Мория. Происходит ещё одна неожиданность – внезапно заходит солнце. Яаков молится вечернюю молитву и ложится спать.
ЛЕСТНИЦА ЯАКОВА
Во сне Яаков видит лестницу от земли до небес, по которой ангелы взбираются и спускаются. Раши объясняет, что здесь происходит «смена караула» – ангелы, которые сопровождали Яакова в Земле Израиля, возвращаются на небо, исполнив свою роль, а на смену им спускаются ангелы, которые будут сопровождать и оберегать его в Харане.
Также во сне Яакову открывается Всевышний и даёт ему обещания о том, что отдаст Землю Израиля многочисленным потомкам Яакова, и заверил его в том, что Яаков благополучно вернётся Землю Израиля после пребывания в Харане.
Проснувшись, Яаков понимает, сколь свято и величественно это место, на котором он осмелился спать: «Это дом Б-га, а это врата Небес!». В душевном порыве Яаков даёт Всевышнему клятву, что от всех своих доходов он отделит десятую часть Б-гу, если он благополучно (и в духовном, и в материальном плане) вернётся в отчий дом.
ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА
Воодушевлённый обещаниями Всевышнего Яаков приходит в Харан, где у колодца он встречает свою двоюродную сестру – Рахель дочь Лавана.
Узнав о прибытии родственника из Земли Кнаан и помня о несметном богатстве Авраама и Ицхака, Лаван в радости выбегает на встречу дорогому гостю. Однако его ожидает суровое разочарование – Яаков был без гроша в кармане после того, как отдал всё своё имущество Элифазу.
Яаков просит у Лавана руки его дочери Рахели и обещает ему работать за неё 7 лет, пася его овец. В это время Яакову чуть меньше 80 лет.
ПОДМЕНА
Честно отработав семь лет, Яаков напоминает Лавану о договорённости и просит организовать свадьбу. На свадьбе Лаван подменяет невесту и вместо Рахели отдаёт Яакову свою дочь Лею. Говорит мидраш, что Яаков и Рахель ожидали такой подлости от Лавана и потому разработали систему паролей (по традиции лицо невесты было закрыто во время свадьбы). Однако, когда дошло до дела, Рахель сжалилась над своей сестрой, не желая позорить её, и передала ей все пароли.
Для Леи это было ответом на её слёзные и многочисленные молитвы. Когда у Ривки родилось два мальчика, а у Лавана две девочки, то все говорили: старшая – старшему (Лея – Эйсаву), а младшая – младшему (Рахель – Яакову). Лею же такая перспектива совсем не прельщала – она знала, что Эйсав был негодяем. Поэтому Тора говорит, что у неё были слабые глаза, что часто переводят как «выплаканные», поскольку она много и слёзно молила Всевышнего об изменении своей судьбы. Как мы видим – она добилась успеха силой молитвы.
На объективно обоснованные претензии Яакова, Лаван цинично отвечает, что он не имеет права нарушать традиции, что традиции – это святое, а согласно ним нельзя выдать младшую дочь вперёд старшей. Поэтому Лаван предложил ему взять в жёны ещё и Рахель после первой брачной неделей с Леей, но исключительно на условиях отработки ещё 7 лет… Яаков согласился с Лаваном и честно отработал положенный срок.
РОЖДЕНИЕ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ
Всевышний увидел, что Лея была не столь любима Яаковом, как Рахель, и поэтому благословил её потомством.
Сыновья Леи:
1. Реувен. Пророчески это имя означало: увидьте (реу) разнинцу между (бен, вен) моим первенцем и Эйсавом. Утратив первородство в пользу Йосефа, Реувен не оспаривал этого и не озлобился на Йосефа.
2. Шимон. «Ибо услышал (шама) Г-сподь, что я нелюбима, и дал Он мне также и этого»
3. Леви. «Теперь примкнёт (илаве) ко мне муж мой, поскольку родила ему троих сыновей». Говорит Раши, что наши праматери было пророчицами и знали, что у Яакова будет 12 сыновей и 4 жены, то есть по трое на жену. Родив троих сыновей, Лея поняла, что она, строго говоря, уже выполнила «программу минимум».
4. Йеуда. «Теперь возблагодарю Г-спода». Увидев, что Всевышний дал ей больше детей, чем было положено по равномерному подсчёту, Лея преисполнилась особой благодарности Всевышнему. Эта благодарность стала неотъемлемой частью нашего народа и нашей веры – термины «иудаизм» и «иудеи» происходят именно отсюда.
Увидев, что Лея родила больше, чем троих сыновей в то время, как она не родила ни одного, Рахель позавидовала Лее («белой» завистью), подумав, что её сестра куда более праведна, чем она сама. Рахель обращается с претензией к Яакову, что он должен поступить как его отец Ицхак, который молился за свою жену Ривку. Тогда, как мы помним, Всевышний ответил именно Ицхаку, потому что молитва праведника – сына (дочери) праведника сильнее молитвы праведника – сына (дочери) злодея. Рахель горячо молила Всевышнего о детях на протяжении многих лет, но, очевидно, что её молитв было недостаточно – требовались столь же сильные молитвы Яакова. Яаков же отвечает ей, что не может молиться с такой же силой, как и Ицхак, ведь у Ицхака тогда не было детей, а у Яакова их уже 4…
Тогда Рахель решается на повторение истории Сары и Агар, отдав в наложницы Яакову свою рабыню Билъу. Мидраш говорит, что Билъа и Зилпа – рабыни Рахели и Леи соответственно – были их сёстрами по отцу.
Сыновья Билъи:
1. Дан. «Судил меня Б-г (и обвинил, а потом оправдал – по Раши), и также услышал Он голос мой, и дал Он мне сына».
2. Нафтали. Мудрецы объясняют происхождение этого имени от слова на святом языке, которое можно перевести на русский как «настойчивая мольба, которая способна перекрутить (изменить) судьбу».
Увидев, что Рахель прибегла к помощи своей рабыни, и осознав, что она сама перестала рожать, Лея также даёт Яакову свою рабыню Зилпу в наложницы.
Сыновья Зилпы:
1. Гад. «Пришёл (ба) добрый знак (гад)».
2. Ашер. «На благо (ашер) мне, ибо благою (ашруни) назовут меня».
Ни Рахель, ни Лея в это время на рожают, хотя постоянно надеются на это и молят об этом Всевышнего. Реувен – первенец Леи – приносит ей особые растения дудаим (мандрагоры), которые способствуют деторождению, а Рахель просит Лею отдать их ей… И здесь происходит известный диалог:
- Мало того, что ты забрала моего мужа, так ты ещё хочешь забрать также и мандрагоры сына моего?!
- За это я уступаю тебе право быть сегодня с Яаковом вместо меня.
Обменяв мандрагоры на право ночи с Яаковом, Лея зазывает Яакова к себе и в эту ночь зачинает сына, поскольку Всевышний увидел, насколько сильно Лея хочет детей – основоположников колен Израиля. А потом рожает ему вновь.
Дети Леи (часть 2):
1. Иссахар. «Дал мне Б-г плату (сахар) за то, что я дала рабыню мою мужу моему».
2. Зевулун. «На сей раз пребудет (йизбелейни) со мной мой муж, ибо я родила ему шесть сыновей».
3. Дина. От слова «дин» – суд. Мидраш сообщает, что, увидев, что снова забеременела, Лея сжалилась над своей сестрой Рахелью, ведь родив Яакову 7 сыновей из 12, с учётом того, что у служанок по двое детей (то есть всего получается 7+2+2=11), у Рахели будет только максимум один ребёнок – меньше, чем у служанок. Это будет позором для её сестры. Поэтому Лея молит Всевышнего о том, чтобы у неё родилась девочка, а не мальчик. Всевышний услышал её молитву, и переменил пол плода.
Рахель очень страдала от бездетности и опасалась того, что Яаков разведётся с ней, и она достанется Эйсаву. Увидев её страдания, вспомнив о том, как она передала Лее пароли в день свадьбы, чтобы не опозорить её, услышав молитвы Леи о ней, Всевышний дал Рахели детей.
Сыновья Рахели:
1. Йосеф. «Устранил (асаф) Всесильный позор мой» и «Да добавит Г-сподь мне сына другого».
2. Биньямин (родится позже).
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ У ЛАВАНА
Все эти годы Яаков работал на Лавана, и лишь сыновья Яакова работали на благо семьи. Когда же родился Йосеф, и Яаков решил, что пришло время подумывать о возвращении в Землю Кнаан, он попросил Лавана рассчитаться с ним.
Лаван признаёт, что пребывание Яакова в его доме принесло ему благословение. Причём не только финансовое – до этого у Лавана рождались только дочери, но после прихода Яакова родились и сыновья – и потому он просит Яакова остаться. Однако Яаков настаивает на уходе. Надеясь на то, что скромный и праведный Яаков попросит себе мизерную плату, Лаван предлагает ему самому назвать свой гонорар.
Казалось бы, стратегия Лавана оказалась верной: Яаков назначает крайне невыгодные для себя условия. Он предложил Лавану, что его платой станут все новородившиеся крапчатые и пятнистые козы и бурые овцы. А всех нынешних крапчатых и пятнистых коз, а также бурых овец, Лаван может забрать.
Таким образом по плану Яакова Лаван никогда не сможет оспорить его заработок – всё налицо.
Алчный и подлый Лаван забрал у Яакова из стада также всех крапчатых и пятнистых козлов, а также бурых баранов, фактически оставив Яакова ни с чем – маловероятно, что специфической расцветки животные родятся у обычного окраса животных.
Яаков занялся достаточно сложной системой селекции, главное в которой была, конечно, не техника, а йиштадлут (материальное усилие, которое мы обязаны предпринимать в этом материальном мире). С помощью Всевышнего он достиг неимоверного успеха: «И очень расширилось [имущество] человека (Яакова) – был у него [активно] множащейся скот, и рабыни, и рабы, и верблюды, и ослы».
ЧЁРНАЯ ЗАВИСТЬ ЛАВАНА
Лаван и его сыновья возненавидели Яакова за его успех и были уверены, что Яаков разбогател за их счёт. Всевышний открывается Яакову и говорит ему, что пришло время возвращаться в дом своего отца Ицхака. Жёны Яакова также выражают полную готовность покинуть свой отчий дом.
Когда Лаван со своими сыновьями отправились стричь скот, Яаков со всей своей семьёй бежал из дома Лавана. Через три дня, когда вести о побеги дошли до Лавана, он со своими родственниками погнался за Яаковом и его семьёй, настигнув их на седьмом дне пути.
Лаван намеревался убить Яакова, но Всевышний явился ему во сне и запретил причинять ему ущерб, даже словами.
Немного поскандалив, Лаван обвиняет Яакова в краже идолов, которые на самом деле взяла Рахель, желая отдалить своего отца от идолопоклонства. Она спрятала их у себя под седлом, и когда Лаван с разрешения Яакова обыскивал всё, то она отказалась вставать, сославшись на месячные. Яаков проклял смертью того, кто украл идолов, не представляя, что это могла быть его любимая Рахель. Говорит мидраш, что из-за этого проклятия Рахель умерла в пути во время родов – нужно быть крайне осторожным с проклятиями!
Яаков эмоционально высказал Лавану всё, что у него накопилось, обвинив его в нечестности и жульничестве. Лаван же, в свою очередь, безапелляционно заявил, что всё принадлежит ему – и скот, и жёны Яакова, и его наложницы, и даже его дети…
В конце-концов Яаков и Лаван заключают «пакт о ненападении» и устроили пир.
Лаван уходит обратно в Харан, а Яаков с семьёй входят в Святую Землю, где его встречают ангелы.