ВОЗВРАЩЕНИЕ
Яаков возвращается из Харана в Землю Израиля со всей своей семьёй: двумя жёнами, двумя наложницами, 11 сыновьями и одной дочерью – и с большим имуществом.
Предвосхищая встречу с Эйсавом, который намеревался убить Яакова после того, как тот «украл» его благословения, Яаков отправляет к нему посланников в Землю Сеир (на восточном берегу реки Ярден). Раши говорит, что его посланниками были ангелы, которые встретили его при входе в Землю Израиля. Посланники сообщают Яакову, что Эйсав уже в курсе возвращения Яакова и что он идёт к нему навстречу с 400 вооружёнными солдатами.
Яаков испугался войны с Эйсавом по двум причинам – он сам может погибнуть, он может убить своего брата. Желая избежать этого, Яаков молит Б-га о помощи и отправляет Эйсаву дорогие подарки. При всём при этом, он также готовится к войне.
ГОТОВНОСТЬ К ВОЙНЕ
Несмотря на молитву и на подарки, Яаков готовится к вероятной войне. Как говорится на языке Эйсава «si vis pacem, para bellum» (хочешь мира – готовься к войне). Он разделяет свой стан на два лагеря, так, чтобы один лагерь наверняка спасся – тот лагерь в котором будет находится Яаков (очевидно он был уверен, в том, что в войне одержит победу, но какой ценой…)
Рамбан говорит нам, что в этом есть намёк для будущих поколений, находящихся в изгнании – когда в одной стране нас притесняют, другая страна открывает свои двери для спасения.
МОЛИТВА
Обращаясь ко Всевышнему Яаков говорит, что он получил от Б-га уже столько милостей, что скорее всего его собственных заслуг уже не осталось (то есть милости были в счёт заслуг), ведь в Харан он пришёл нищим, а сейчас возвращается в Землю Израиля очень богатым человеком – отцом большого семейства. Поэтому Яаков просит Всевышнего о незаслуженной милости, просит Б-га спасти его от Эйсава, причём в обоих его проявлениях – дружелюбного брата и кровного врага. Дружба с Эйсавом опасна духовно, ведь он может негативно повлиять и на самого Яакова, и на его детей. Причём опасность сближения с Эйсавом Яаков ставит на первое место.
ПОДАРКИ
Следом за молитвой Яаков предпринимает дипломатические усилия и отправляет Эйсаву дорогие подарки, состоящие из драгоценных камней и жемчуга, а также из скота, а именно:
- 200 коз и 20 козлов
- 200 овец и 20 баранов
- 30 верблюдиц и 30 верблюдов
- 40 коров и 10 быков
- 20 ослиц и 10 ослов
Из этого соотношения самцов к самкам мудрецы учат, что частота интимных отношений в семье регулируется занятостью мужа. Так, например, козлы и бараны, которые не заняты работой, могут оплодотворять самок часто, поэтому у них соотношение 1:10 (на одного самца десять самок). А верблюды, которые совершают далёкие переходы с большой ношей, оплодотворяют верблюдиц редко, поэтому соотношение 1:1.
Яаков отправляет эти стада не разом, а с промежутками, чтобы Эйсав видел нескончаемый поток подарков и тем самым проникся бы добрыми чувствами к Яакову.
СЕДАЛИЩНЫЙ НЕРВ
Ночью Яаков переправил всех своих жён, наложниц и детей на другую сторону реки Ябок (сегодня называется река Зарка – находится на восточном берегу Ярдена на уровне Шхема и Раананы) и сам должен был переправиться туда, то есть фактически отступил назад, заняв стратегически выгодную позицию за рекой.
Мидраш говорит, что Яаков вернулся за небольшими сосудами, которые он забыл при переправе, и оказался в одиночестве. Там на него нападает ангел Эйсава, который является йецер-ара (ангелом-искусителем), Сатаном (ангелом-обвинителем) и он же является ангелом смерти – то есть он соблазняет, он же обвиняет и он же приводит приговор в исполнение), и Яаков начинает с ним бороться.
Они боролись до утра и ангелу уже нужно было возвращаться на небо петь хвалебную песнь Всевышнему, но Яаков не отпускал его – ангел очевидно проигрывал. Тогда ангел поразил бедренный сустав Яакова в надежде на то, что после этого Яаков ослабит хватку, но Яаков продолжал удерживать ангела. Тогда тот взмолился о пощаде и попросил Яакова отпустить его. Яаков потребовал ангела Эйсава взамен признать право Яакова на первородство и на благословения, которые он не совсем прямым путём получил от своего отца Ицхака вместо Эйсава. Ангел согласился с этим требованием и благословил Яакова, подтвердив право Яакова на благословения первенца. Он также дал Яакову ещё одно имя – Исраэль (Израиль), означающее, что Яаков в своей борьбе одолел и ангела, и злодеев (Лавана и Эйсава).
Книга «Зоар» открывает нам дополнительную глубину происходящего. В конце дней, перед приходом Машиаха, ангел Эйсава (йецер а-ра), пытаясь победить народ Израиля, будет стараться поразить мудрецов Торы, ведь сила Яакова и сила его благословения зависят напрямик от изучения Торы и соблюдения заповедей народом Израиля. Когда же народ Израиля не занимается изучением Торы и соблюдением заповедей, то силу приобретает Эйсав и его благословение. Видя, что он не может одолеть мудрецов, ангел поразит тех, кто должен бы поддерживать изучение Торы (ноги, которые держат тело) – количество пожертвований сократится, но мудрецы Торы всё равно будут самоотверженно продолжать её изучение… Свидетелями этих событий мы с вами являемся сегодня. Агада, правда, говорит, что с восходом солнца Яаков был исцелён и перестал хромать. Будем надеяться, что и нам недолго осталось ждать!
С тех пор народ Израиля не употребляет седалищный нерв животных (который находится на бедренном суставе) в пищу.
ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ
Когда Яаков увидел Эйсава и 400 вооружённых людей с ним, то он выстроил своих сыновей, жён и наложниц в ряд, а сам пошёл вперёд навстречу Эйсаву, клонясь семь раз. Эйсав был тронут подарками, такой встречей и этими поклонами, и несмотря на всю его природную ненависть, он проникся милосердием к Яакову, подбежал к нему, обнял и поцеловал его.
Все жёны, наложницы и сыновья Яакова предстали перед Эйсавом. Однако Йосеф, в отличие от остальных сыновей, вышел вперёд своей матери, прикрыв её от похотливого взгляда Эйсава. Кроме того, Яаков не представил Эйсаву свою дочь Дину – он спрятал её в сундуке, испугавшись того, что Эйсав захочет взять её в жёны. За это Яаков был наказан тем, что Дина оказалась в руках Шхема – мудрецы говорят, что у неё было достаточно духовных сил, чтобы исправить Эйсава. Кто знает, каким был бы мир, если бы Эйсав совершил бы тшуву! Мудрецы говорят, что по своему потенциалу он намного превосходил Яакова – не случайно Ицхак так ценил и любил его.
Расчувствовавшись, Эйсав хотел вернуть Яакову все подарки, но Яаков уговорил Эйсава оставить их, ведь он прекрасно знал, что этот «прилив нежности» у Эйсава быстро закончится, и тогда подарки обретут свою важность.
Эйсав предлагает брату идти вместе. Яаков, который молил Всевышнего избавить его от негативного влияния Эйсава, вежливо отказывает ему, сославшись на скот и малых детей, которые не могут идти быстро. Намёком Яаков сообщает ему, что придёт к нему на гору Сеир только после прихода Машиаха, чтобы вершить суд.
Двигаясь на запад, в сторону Израиля, Яаков доходит до города Суккот (сегодня Дейр Алла), где проводит 18 месяцев, а затем входит в Землю Израиля и поселяется в Шхеме, купив там надел земли. Там Яаков устанавливает жертвенник в благодарность Всевышнему за чудесное спасение.
СЕМЕЙНАЯ ТРАГЕДИЯ
Дина, дочь Яакова и Леи, выходит «в народ» посмотреть на то, как живут, как одеваются жительницы города Шхем. Шхем (так звали и сына царя Шхема) силой захватил её и изнасиловал, а затем завоевал её сердце своими речами. Желая жениться на Дине, он попросил своего отца Хамора взять ему её в жёны.
Хамор отправляется к Яакову просить руки его дочери для своего сына, обещая им мир и выгодную торговлю, фактически предлагая им стать одним народом. Возмущённые братья Дины решили проучить Шхема и Хамора. Они сказали, что готовы рассмотреть это предложение только после того, как все мужчины Шхема сделают обрезание.
Шхем так сильно желал Дину, а Хамор так сильно потакал своему сыну, что они уговорили весь свой народ обрезаться. На третий день, когда боль усилилась, Шимон и Леви – сыновья Яакова – пришли в город, вырезали там всех мужчин, включая и Хамора, и Шхема, и освободили Дину. Всё имущество города они взяли в качестве трофея, а также поработили всех оставшихся в живых.
Яаков разгневался на Шимона и Леви, сказав, что они подвергли всю семью огромной опасности, ведь теперь кнаанейцы могут напасть на них, а Яакова и сыновей очень мало. Братья на это ответили эмоционально, не желая слушать голос разума: «Неужели подобной блуднице ему позволительно делать нашу сестру?».
Всевышний, однако, сделал чудо и всех жителей Земли Кнаан охватил ужас и они не осмелились напасть на Яакова и его семью.
БЕЙТ ЭЛЬ
Всевышний говорит Яакову идти на юг, в Бейт Эль, поселиться там и построить жертвенник. Яаков приказывает всем своим домочадцам избавиться от всех идолов, которые были среди трофеев, чтобы предстать перед Всевышним в чистоте. Придя в Бейт Эль, Яаков незамедлительно строит там жертвенник. Всевышний раскрывается там Яакову и благословляет его, обещая дать в наследие ему и его потомкам Святую Землю.
Здесь же, как говорит Мидраш, Яаков узнаёт, что его мать, Ривка, умерла. Тора не сообщает об этом открыто, поскольку день её смерти скрывали, дабы не поносили её имя, говоря, что она родила такого злодея, как Эйсав.
РОЖДЕНИЕ БИНЬЯМИНА
Идя на юг в сторону Хеврона, где жил его отец Ицхак, немного не доходя до Бейт Лехема (Вифлиема), Рахель рожает мальчика и умирает в родах. Перед смертью она называет ребёнка «Бен они», что означает «сын моего страдания», а Яаков называет его созвучно Биньямин (бен ямин – сын юга). Там же Яаков её хоронит, и там же находится могила Рахели (Кевер Рахель) до сих пор.
В это время Яакову было около 97 лет.
ГРЕХ РЕУВЕНА
Яаков разбивает лагерь в месте, которое называется Мигдаль Эдер, находящееся чуть южнее Бет Лехема. Яаков переселяется в шатёр своей наложницы Билъи – служанки и сестры Рахели по отцу. Увидев это, Реувен – первенец Яакова от Леи, посчитал это оскорблением своей матери Леи, проник в шатёр Билъи и перенёс кровать и вещи Яакова в шатёр Леи.
Узнав об этом Яаков не на шутку разгневался. Настолько, что стих сравнивает его гнев с тем, что Реувен как будто вступил с Билъой в интимную связь.
СМЕРТЬ ИЦХАКА
Согласно мнению Раши Тора не излагает события в хронологическом порядке. В нашей главе написано, что Яаков приходит в дом своего отца в Хеврон. А следующий стих сообщает нам о том, что Ицхак умер в возрасте 180 лет. Тем не менее, говорит Раши, на самом деле Ицхак умер намного позже – через 12 лет после истории с продажей Йосефа, когда Яакову было 120 лет.
ПОТОМКИ ЭЙСАВА
Развратник и злодей Эйсав оставил после себя не более праведное потомство. Тора подробно сообщает родословную его потомков, чтобы подчеркнуть, как много там было запретных связей и инцестов. Так, например Элифаз - сын Эйсава от Ады – сожительствовал со второй женой своего отца Аоливамой, и от этой связи у них родился сын Корах. Да и сама Аоливама родилась от запретной связи своего деда Цивона с женой его сына Аны. А сам Ана был рождён от инцеста Цивона со своей матерью… Интересно, что мидраш говорит, что Ана был первым, кто случил осла с лошадью – сам был рождён от запретной связи и способствовал появлению на свет таких животных.
Эйсав не захотел жить на Святой Земле и переселился в Землю Сеир на восточном берегу реки Ярден. Мидраш говорит, что он это сделал потому, что не хотел быть частью пророчества, которое было дано Аврааму, что его потомки будут рабами в Египте – не хочу ни страданий, ни награды.