KEРООР DIGEST #25
Микец
3 Тевета 5781 (18 декабря 2020)
ОБЗОР НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ
Обзор недельной главы "Микец"
СОН ФАРАОНА
Прошлая глава «Ваешев» закончилась тем, что Йосеф получил ещё два дополнительных года заключения из-за своего маловерия (относительно его высокого духовного уровня). События, описанные в главе «Микец», начинаются по истечению этих двух лет.
В Рош а-Шана, 1-го Тишрея 2229 года (3552 года назад), Фараону приснился сон, состоящий из двух снов. Этот сон не давал ему покоя, потому что Фараон понимал, что этот сон был пророческим, однако ни он сам, никто из его приближённых, никто из мудрецов Египта не мог растолковать ему этот сон. Каждый вариант, который был предложен Фараону, его не устраивал, потому что на самом деле Фараон видел в своём сне и его расшифровку, но никак не мог её вспомнить, тем не менее он мог с уверенностью отметать неверные толкования.
Интересно, но чисто по теории вероятности кто-то всё-таки должен был бы выдвинуть такую версию толкования, которую впоследствии предложит Йосеф, тем более что она, в принципе, достаточно очевидная. Тем не менее, Всевышний хотел, чтобы именно Йосеф растолковал этот сон и благодаря этому занял бы важную роль в государстве.
Что же, собственно, приснилось Фараону? В первой части сна ему приснились семь тучных коров, которые паслись на лугу у реки. Из реки вышли семь тощих коров и поглотили семь тучных, оставшись при этом такими же тощими. Во второй части сна было семь тучных колосьев, которые были затем поглощены семью тощими колосьями, оставшимися после этого такими же тощими.

СВОБОДА!
Фараон распоряжается, что каждый, кто умеет толковать сны, но не приходит к Фараону со своим толкованием, будет казнён. А тот, кто знает о таком человеке и не сообщает о нём, будет также сурово наказан. После этого виночерпий, на которого так полагался Йосеф два года назад, всё-таки «вспоминает» Йосефа, сообщая Фараону о его талантах, но не упуская возможности принизить Йосефа.
Немедленно за Йосефом послали, освободили его по амнистии – ведь не гоже арестанту представать перед царём. После этого Йосефа постригли, чтобы он предстал перед Фараоном в уважительном виде. Отсюда, кстати, учат наши мудрецы, что следует стричься перед Рош а-Шана.
Фараон рассказывает Йосефу сон с некоторыми отклонениями, и Мидраш сообщает нам, что Йосеф поправляет его. В недоумении Фараон восклицает: «Ты что подсматривал мой сон?!», отмечая при этом, однако, величие Йосефа.

ПРОАКТИВНОСТЬ И КАРЬЕРНЫЙ ВЗЛЁТ
Йосеф растолковывает сон Фараона, говоря что Египет ждёт семь очень урожайных лет, за которыми последуют семь лет засухи, которые будут столь тяжёлыми, что не останется и памяти о семи тучных годах. Это объяснение сна полностью удовлетворяет Фараона – теперь он вспомнил, что именно такое объяснение ему и снилось.
Йосеф поступает скромно, говоря, что вся его мудрость происходит от Всевышнего. Это не он – Йосеф – такой великий, а Всевышний.
При этом Йосеф поступает проактивно – он даёт совет, о котором его, в принципе, никто не просит. Это не часть сна – это просто совет мудрого человека, опытного управленца, которому сопутствует удача (то есть благословение Всевышнего). Он даёт стратегические рекомендации по подготовке к семи годам голода, чтобы избежать катастрофы. Это не сам сон, но это – суть сна. Ведь для чего Фараону было дано такое пророчество? Очевидно, для того чтобы суметь подготовиться к неурожаю и благодаря этому возвысить Йосефа (поэтому именно Йосеф смог разгадать сон), чтобы он таким образом сумел подготовить благоприятную почву для египетского изгнания своей семьи. Моментально просчитав это, Йосеф «берёт быка за рога» (кстати, именно бык был изображён на его флаге – бык и буйвол), и даёт Фараону очень грамотную бизнес консультацию.
Восхищённый мудростью Йосефа, его решительностью и грамотностью, Фараон назначает его своим наместником. Отныне Йосеф – второй человек в государстве, который реально принимает все операционные и стратегические решения.

ЦАФНАТ ПАНЕАХ БЕН ЯАКОВ И АСНАТ БАТ ЯАКОВ
Фараон даёт Йосефу египетское имя – Цафнат Панеах, что означает «раскрывающий скрытое». Для того, чтобы укрепить его позиции, он женит его на дочери важного вельможи – того самого Потифара, в чьём доме Йосеф был управляющим, и чья жена отправила его в тюрьму на долгие 12 лет. Теперь она стала его (любимой?) свекровью. Но Мидраш нам сообщает удивительную вещь – Аснат была не родной дочерью Потифара и его жены. Она была дочерью… Дины, родившейся от изнасиловавшего её Шхема. Таким образом Йосеф женился на своей племяннице.
Есть ещё один Мидраш, который мы упоминали ранее – жена Потифара предвидела, что у неё будет потомство от Йосефа. Поэтому она так и домогалась его, оправдывая свою похоть святыми порывами. Она не знала, что это потомство произойдёт не от неё, а от её дочери (родной или приёмной здесь не так важно). Талмуд в трактате Сота (13б) говорит нелестные слова и о самом Потифаре – он стал скопцом в наказание за то, что возжелал Йосефа.
У Йосефа и Аснат родилось двое сыновей – Менаше (от слова «нашани» – заставил забыть, то есть Египетское рабство и заботы привели к тому, что Йосеф забыл многое из того, чему обучал его в Торе Яаков) и Эфраим (от корня «при» – плод, то есть, родив второго сына, Йосеф поблагодарил Всевышнего за то, что Он сделал его плодовитым).

СТАБФОНД
На протяжении всех семи урожайных лет благодаря системе, выстроенной Йосефом, Египту удалось накопить большие запасы зерновых, установив особый 20% налог на урожай. Сборы от этого налога в виде зерна поступали в стабилизационный фонд, который гарантировал, что жители Египта и окружающих стран, где также ожидалась засуха, не умрут с голоду. При этом эти семь лет были настолько богатыми, что народ практически не заметил этого налога.
Когда начались неурожайные годы, то случилось чудо и все запасы, которые делали люди самостоятельно, испортились. Так говорит Мидраш. Но можно объяснить это и по-простому – люди привыкли к богатству и несерьёзно относились к пророчеству о семи неурожайных годах. Когда сыт не хочется думать о нужде – хочется верить, что так будет всегда. А потому люди не делали особых запасов. В подкорке у них, наверное, также была вера в то, что «доброе государство нас всем обеспечит», если действительно грянет нужда. Гром грянул, и государство действительно обеспечило, но не бесплатно, а продавая его по обычной цене. Для того, чтобы спекулянты не взвинчивали цены, наживаясь на неурожае и доступе к ресурсам, Йосеф установил государственную монополию на продажу зерна.

БРАТЬЯ В ЕГИПТЕ
Несмотря на то, что у семьи Яакова ещё оставались запасы (их запасы не испортились), он отправил своих сыновей в Египет закупить зерно, чтобы не привлекать к себе внимание и не вызывать зависть у окружающих.
Для того, чтобы братья гарантированно пришли в Египет, Йосеф принял несколько законов. Один из них запрещал продавать зерно рабам – зерно могли покупать только главы семейств. Кроме того, запрещалось продавать в одни руки зерна больше, чем мог увезти один осёл. Ещё одним законом стало ведение паспортного контроля на границе – все иностранцы записывались в специальные книги, и на стол Йосефу регулярно ложились списки иностранцев – это гарантировало, что Йосеф не пропустит визит своих братьев. Как только он узнал о прибытии своих братьев, он распорядился закрыть все точки продажи, оставив только центральный офис, где заведовал его сын Менаше. Это гарантировало, что братья придут именно к нему.

ПОБУЖДЕНИЕ К РАСКАЯНИЮ
Когда братья попали к Йосефу, то они не узнали его, и он сам не раскрылся им. Его задачей было побудить их к искреннему раскаянию за его продажу в рабство, а также реализовать те пророческие сны, которые он видел.
Он обвинил их в том, что они разведчики и пришли для подготовки войны с Египтом, и бросил их в темницу на три дня. Это должно было их побудить (и побудило!) к пониманию того, что они несправедливо обвиняли Йосефа в желании захватить власть и безжалостно бросили его в яму.
Йосеф взял в заложники Шимона, который был тем, кто бросил Йосефа в яму, и потребовал от братьев, чтобы они вернулись в следующий раз с Биньямином, который в этот раз с ними не пришёл в Египет. Тогда они докажут, что они не разведчики (в процессе разговора с Йосефом, братья упомянули, что у них есть младший брат, и теперь Йосеф как бы пытался поймать их на лжи).
Йосеф отправил 9 братьев назад в Землю Кнаан, повелев Менаше наполнить не только их мешки зерном, но и также всем тем серебром, что они за него ему заплатили. Обнаружив это, братья страшно испугались того, что сейчас им предъявят обвинение в воровстве, но всё обошлось испугом и братья благополучно вернулись домой.
Когда Яаков узнал обо всём, что произошло, он отказался отпускать Биньямина, мотивируя это тем, что он уже фактически потерял двух сыновей – Йосефа и Шимона, и не может терять ещё и Биньямина. Даже поручительство Реувена и его готовность «оставить в залог» двух своих сыновей как гарантию возврата Шимона и Биньямина, Яаков не принял.

ВТОРОЙ ПОХОД В ЕГИПЕТ
Когда зерно в доме Яакова начало подходить к концу и не оставалось другого выбора, кроме как идти в Египет за новой порцией зерна, Яаков снова отправляет своих сыновей в Египет. Йеуда напоминает ему о том, что без Биньямина они никакого зерна не получат и выступает гарантом перед Яаковом за сохранность Биньямина.
Яаков собирает для Йосефа подарки, которыми славится Земля Израиля, а также двойную меру серебра – и в счёт новой покупки, и в счёт старой. Мидраш также говорит, что Яаков пишет Йосефу письмо, где напоминает ему об истории своей семьи: о том, как Авраам победил четырёх царей, о том, как Шимон и Леви перебили Шхем, о том, как Всевышний наказывал Авимелеха и Фараона за то, что они взяли Сару… В этой истории крылся простой намёк: причинишь страдание моим детям – убью.
Когда братья пришли в Египет, то Йосеф распорядился устроить для них трапезу в своём доме. Братья очень испугались этого, решив, что Йосеф всех их заключит под стражу. Увидев Биньямина, Йосеф сдержал своё слово и отпустил Биньямина.
Мидраш говорит, что на трапезе Йосеф рассадил всех братьев по порядку их рождения, причём усадил их так по разным столам, что сыновья от одной матери сидели за одним столом. Это вызвало недоумение и крайнее удивление братьев, а Йосеф объяснил это магическими свойствами своего кубка, в который он регулярно глядел. Биньямина же он усадил рядом с собой, так как сказал, что видит, что у него нет матери. «У меня тоже нет матери, поэтому он сядет со мной» – сказал Йосеф. Согласно Мидрашу во время этой трапезы Йосеф раскрылся Биньямину, но попросил от него не раскрывать его братьям, ибо они пока не полностью раскаялись. По простому же пониманию, Йосеф не раскрылся тогда никому из братьев, но, расчувствовавшись, выходил в свои палаты, чтобы плакать там.

ЛОВУШКА
Йосеф делает последний тест для братьев, который должен и побудить их к окончательному раскаянию, и прояснить наверняка сделали ли они выводы о продаже Йосефа, готовы ли они будут теперь пожертвовать собой ради своего младшего брата Биньямина.
Йосеф поручает своему управдому Менаше подложить свой «магический» кубок в мешок Биньямина. Затем Йосеф дружелюбно прощается с братьями, отказывается принимать у них серебро за предыдущую поставку. Довольные и умиротворённые братья возвращаются в Землю Кнаан, но внезапно их догоняет Менаше и обвиняет в подлом воровстве «магического» кубка (согласно Мидрашу Менаше знал, что это братья Йосефа и он помогал своему отцу в его миссии).
Негодующие столь беспочвенными обвинениями братья, повторяют ошибку Яакова, обещая смерть тому, у кого будет найдено украденное. Менаше тут же отменяет это опрометчивое проклятие, говоря то, что тот, у кого будет найден кубок, станем работ Йосефа. Разумеется, кубок находят в мешке Биньямина, которого братья начинают обвинять в том, что он научился этому от своей матери, которая украла идолов из дома Лавана.
Менаше возвращает их в дом Йосефа, где Йеуда говорит Йосефу, что они виновны перед Б-гом за грех, который совершили прежде, имея в виду продажу Йосефа. Кроме того, он самопожертвенно предлагает себя взамен Биньямина. Это является конечной и показательной точкой для Йосефа – почти. Остаётся ещё один маленький тест: Йосеф говорит, что он не принимает жертву Йеуды – он хочет, чтобы его рабом стал именно Биньямин. Отступит ли Йеуда или пойдёт до последнего? Обстановка накалилась до предела и стала критически опасной для Йосефа и его окружения. Но на этом остром моменте глава заканчивается. Продолжение следует!

Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР


КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Заканчивается Ханука. Окончание праздника – это всегда немного печально (даже тогда, когда идёт два йом това подряд, а за ними Шаббат!). В Хануку же в соответствии с мнением Илеля это ещё и непонятно. Поясню.


Есть спор между школой Шамая и школой Илеля относительно того, как следует зажигать ханукию. По мнению школы Шамая в первый день зажигаем восемь свечей, во второй – семь, в третий – шесть и так далее. По мнению школы Илеля всё ровно наоборот: в первый день – одну, во второй день – две и так далее. Причина, как говорит школа Илеля, заключается в том, что мы увеличиваем святость, а ни в коем случае не уменьшаем её.


Так вот, в соответствии с мнением школы Шамая всё понятно: на восьмой день Хануки мы зажигаем одну свечу, а на следующий день уже ничего не зажигаем. Закончилась Ханука – ушла святость. По мнению же школы Илеля мы каждый из восьми дней увеличиваем святость – шаг, ещё шаг, и ещё… и вдруг всё. Ноль свечей. С самого высокого уровня святости снова в обыденные будни…


Вот я сейчас оторвал глаза от экрана и посмотрел на ханукию – к сожалению она уже погасла… Теперь и этот свет, и радостные песни, и пляски с детьми под «Маоз Цур», и вкуснейшие пончики моей жены будут только через год. Грустно…


Но на самом деле, если задуматься, то это вообще не грустно! Вспомните, как вас учили кататься на велосипеде. Кто это был? Папа, дедушка, брат? Конечно, это было очень комфортно и надёжно, когда они поддерживали нас за седло сзади. Мы даже искренне радовались, когда у нас получалось проехать несколько метров с этой поддержкой. И мы пугались, когда они нас отпускали. «Ты меня держишь? Держи! Не отпускай!». А потом они нас отпускали, и мы ехали сами, а потом падали. А потом это повторялось снова, и снова, и снова. И вдруг в какой-​то момент мы уверено поехали сами, без помощи и без поддержки. Сколько веселья и радости было в катании на велосипеде без родителей!


Здесь происходит то же самое. Каждый еврейский праздник мы учимся даже не ездить на велосипеде, а парить на новой духовной высоте. Каждый из восьми дней Хануки мы учились брать новую высоту с помощью Всевышнего, и… научились парить самостоятельно! Теперь у нас есть возможность ехать или лететь (каждый сам выбирает свой темп) самостоятельно. И даже если в какой-​то момент мы нечаянно упадём, то у нас будут силы подняться и продолжить движение.


За восьмым днём Хануки следует не ноль, а 8.01, а потом 8.02, а потом 8.03 – мы продолжаем духовно подниматься в своём темпе. И пусть без подталкивания Всевышнего наша скорость уменьшается, но траектория остаётся – и это то, что действительно важно. И это не может не радовать!

Пончиков, правда, не будет ещё год, но тем с большим воодушевлением мы будем ждать следующей Хануки, а пока надо согнать калории – и тут как раз велосипед очень в тему!

Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР



Законы взаимоотношений
Запрет «не стой на крови своего ближнего»
- Тора заповедует спасти ближнего, даже если для этого понадобится потратить свои деньги. Если человек не может сделать все необходимое сам, следует нанять других людей или попытаться откупиться.
Если у преследуемого есть необходимая сумма, он обязан после освобождения вернуть эти деньги тому, кто заплатил вместо него. То же касается и человека, которого выкупили из плена.

- Если человек бежал по улице, чтобы успеть спасти ближнего, и при этом сломал какие-то вещи (принадлежащие любому из находящихся там), он не обязан компенсировать нанесенный ущерб. Этот закон установили мудрецы, чтобы побудить человека к спасению других людей.

- Есть обязанность спасти человека, даже если он кричит «Не спасайте меня». Но в некоторых случаях, если была особая причина, из-за которой тот не хотел чужой помощи, то его не могут обязать возвращать спасителю деньги, потраченные на спасение.

- Некоторые знатоки еврейского закона считают, что к этой заповеди относится и запрет скрывать информацию или отказываться от дачи показаний, когда речь идет о спасении имущества другого человека. Следовательно, запрет нарушается в любой ситуации, когда у человека была возможность уберечь другого от финансовых потерь, и он не сделал этого.
Другие мудрецы считают, что данная заповедь включает в себя также повеление остановить ближнего, когда тот собирается нарушить какую-то из заповедей Торы.

- Человек, который не пытается помочь пленным и не делает все возможное, чтобы вытащить их из тюрьмы, нарушает не только заповеди «не стой на крови своего ближнего» и «люби ближнего, как самого себя», но и еще пять заповедей Торы.

Рав Ицхак Сильвер, книга "Пути мира и добра"


Цдака и Маасер

Основы законов цдаки глава 1, часть 2

Отделение одной пятой от прибыли

11. Отделение одной пятой от прибыли на цдаку является более качественным исполнением заповеди, а по мнению Виленского Гаона является полноценной обязанностью. Существует спор поским (законоучителей), можно ли давать больше пятой части (за исключением случаев, описанных в пункте 20).

12. Если человек, имеющий возможность отделить пятую часть, знает, что в городе есть вдовы и сироты, которые не в состоянии сами справиться с финансовыми проблемами и нуждаются в помощи, то он обязан по закону отделить именно пятую часть. Если же нет у него такой возможности, то на нём не лежит обязанности отделять пятую часть, но заповедь всё равно для него существует. И всё-таки, не следует человеку давать сверх своих возможностей, если из-за этого он сам станет нуждаться в цдаке или потеряет возможность обеспечивать своих домочадцев, как будет объяснено ниже в пункте 19.

13. Лучше человеку пожертвовать два раза по десятине, чем один раз пятую часть. Например, можно дать половину для помощи изучающим Тору, чтобы укрепить их в исполнении важнейшей заповеди изучения Торы, а вторую половину – на исполнение других заповедей.

14. Можно дать пятую от части своих прибылей – это будет являться более качественным исполнением заповеди в той части прибыли, для которой он отделил этот маасер. О том, как поступить человеку, который хочет дать больше десятины, но при этом не может дать пятую часть, будет написано в глава 2, п. 19.

Преимущества отделения пятой части от прибыли

15. При отделении пятой части есть несколько преимуществ:
1) По мнению Виленского Гаона, если человек отделяет пятую часть от своих прибылей, то невозможно нарушить ни повелительные, ни запретительные заповеди, связанные с цдакой, когда существуют бедные. Тот же, кто отделяет только десятину, не освобождается от помощи обратившегося к нему бедняка несмотря на то, что уже дал десятину (даже тому же самому бедному).
2) Человеку, отделяющему пятую часть, обещано, что он обогатится.
3) Даже если даст тому, кому не положено, всё равно заповедь десятины будет выполнена.
Преимущество исполнения заповеди цдаки пятой частью от прибыли заключается в том, что разницу между десятиной и пятой частью разрешается использовать и для других заповедей. Также, отделяя пятую часть, можно расходовать эти средства и на те вещи, на которые не принято тратить средства маасера вследствие устрожения, например, на воспитание взрослых детей и их содержание в ешивах (об этом будет сказано далее в глава 11, п. 40-41), полагаясь в этих вопросах на облегчающие мнения.

Десятина

16. Отделять десятую часть от прибыли на цдаку – это средняя мера отделения цдаки. Законы десятины будут детально разбираться в главе 2.

Минимальный размер цдаки

17. Менее десятой части – это отделение одной трети талмудического шекеля в год (256 прутот, что сегодня равняется приблизительно 7.5₪, или 1.6$). Жертвовать такую сумму на цдаку – это обязанность каждого еврея. Даже бедняк, который сам получает средства для жизни из благотворительной кассы, обязан делать такое пожертвование. Благочестивым исполнением заповеди (мидат хасидут) при минимальном размере будет являться сумма, равная как минимум 1.5 талмудического злотого (7200 прутот, что сегодня равняется приблизительно 230₪, 50$).

Менее, чем стоимость пруты

18. Заповедь цдаки выполняется также и тогда, когда жертвуют сумму меньше стоимости пруты.

Сколько можно давать на цдаку

19. Нельзя, чтобы человек давал на цдаку больше, чем может себе позволить, и нужно препятствовать этому.

Давать больше пятой части

20. Существует спор законоучителей относительно того, можно ли жертвовать больше пятой части прибыли на цдаку. Однако в ряде случаев это разрешено по всем мнениям:
1) Если есть опасность для жизни нуждающегося, если за помощью обратились голодные или раздетые нуждающиеся, если речь идёт о выкупе пленных. В этих случаях жертвование сверх одной пятой будет считаться благочестием (мидат хасидут).
2) Если есть конкретные нуждающиеся бедные.
3) Если человек очень богат, и высокая доля отделения средств на цдаку не приведёт его самого к нужде.
4) Если человек имеет постоянный заработок, обеспечивающий его с лихвой (то есть регулярная возможность откладывать), то может остальное отдавать на цдаку, даже если это больше пятой части.
5) Если у человека есть достаточно средств на жизнь, то может потратить на заповедь почитания родителей больше пятой части.
6) Разрешается отделять сверх одной пятой на поддержание изучения Торы, поскольку таким образом человек приобретает долю в изучении Торы учащегося, становясь его компаньоном (как в обычном бизнесе).
7) Возможно, что для человека, тратящего деньги на излишества и глупости, нет запрета тратить на цдаку сверх пятой части от прибыли.
8) Если человек делает пожертвование в качестве искупления за грехи.
9) Если деньги пришли человеку без труда, например, нашёл или получил в наследство.
10) Перед смертью.

Испытать Всевышнего в цдаке и в десятине

21. Сказали мудрецы Талмуда[1]: «Жертвуй десятину, чтобы разбогатеть» (асер бешвиль шетиташер). То есть разрешено испытывать Всевышнего, давая десятину, чтобы разбогатеть, как сказано[2]: «Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Г-сподь Цева-от: не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?».
Мнения законоучителей разделились относительно того, можно ли испытывать Всевышнего в цдаке и десятине от денежной прибыли, или же только от урожая. Принято придерживаться мнения, что можно испытать Всевышнего и в денежной десятине.

22. Есть мнение, что можно испытать Всевышнего только с целью обогащения, но не с другой целью. Однако, даже в соответствии с этим мнением, разрешается просить Всевышнего во время вручения цдаки, чтобы ни он, ни его потомство не пришло бы к бедности. Есть также и такие мнения, в соответствии с которыми при отделении маасера разрешено испытывать Всевышнего для любой цели.

Намерение при выполнении заповеди цдаки

23. Если при выполнении заповеди цдаки человек имеет не только намерение выполнить заповедь, но и ещё говорит, например: «Пусть эта цдака поспособствует скорейшему выздоровлению моего сына» или «Пусть в заслугу этой цдаки я удостоюсь будущего мира» или же произносит (или имеет в виду) любую другую просьбу, то он исполняет заповедь цдаки во всей полноте. Однако, всё же лучше иметь намерение исполнить заповедь во имя Всевышнего, который заповедал это. Тем не менее, даже если деньги попали к бедному вообще без намерения дающего, то человек тоже получит за это награду.

Момент исполнения заповеди

24. Заповедь цдаки выполняется в тот момент, когда деньги перестают принадлежать хозяину. Так, например, если дал средства габаю (казначею благотворительной организации) или положил в коробку для милостыни, уже считается, что он то выполнил заповедь.

Цдака в подарок с условием, что он впоследствии вернёт эту сумму

25. Если человек дал бедному цдаку с условием, что он её вернёт позже, то заповедь цдаки не считается выполненной.

Когда бедный отказывается принимать

26. Если человек сделал обет дать цдаку конкретному бедному, а этот бедняк отказывается такую помощь принимать, то в этом случае обет является исполненным, однако заповедь цдаки не считается выполненной.

Пожертвовать немного для группы людей или много для одного

27. Лучше дать нескольким бедным по небольшой сумме, чем одному большую, несмотря на то что каждый получит лишь небольшую помощь. Однако есть мнение, что следует поступать ровно наоборот. Поэтому каждый такой вопрос решается в соответствии с конкретной ситуацией.

Рекуррентные платежи

28. Цдака посредством постоянного списания некой суммы с банковского счёта или кредитной карты является полноценной цдакой.

Банковские сборы и комиссионные

29. Банковские сборы и комиссионные, которые может брать себе сборщик пожертвований за свои труды, не вычитаются из заповеди цдаки.

---------
[1] Шаббат 119а
[2] Малахи 3:10

"Дорогой цдаки", перевод рава Давида Вороны для КЕРООР


эссе на тему Недельной главы
Невинные жертвы наших конфликтов
В нашей недельной главе «Микец» происходит встреча братьев. Йосеф, который пережил суд братьев, рабские рынки, службу у Потифара, ложные обвинения и тюрьму, теперь является вторым человек в государстве. В его руках все ресурсы империи. Никто не поднимет ни руки, ни ноги без его ведома и одобрения – так повелел сам Фараон!
Прошло больше двадцати лет с того момента как его братья продали его в рабство. И вот он видит виновников всех своих страданий. Тех, кто должны были быть самыми родными людьми в мире. Те, кто должны были быть защитниками и быть примером для младшего брата, а вместо этого продали его чужакам. Он имел все права и оправдания для того, чтобы поквитаться с ними. И мы бы его поняли. Однако вместо мести он придумывает план, как побудить братьев к раскаянию в содеянном. И показать им самим как сильно они ошибались на его счёт.

Сами братья всё это время не забывали о том, как они обошлись с Йосефом. Как только загадочный вельможа начинает их обвинять в шпионаже, они сразу вспоминают о своём поступке, совершенном почти двадцать лет назад.
Надо отметить, что у них были свои резоны так поступить тогда. Йосеф в их глазах стал представлять опасность для всей семьи. В определенной степени они были даже правы. Да и сам Всевышний присоединился к их приговору. К тому же, судя по их разговорам после смерти отца, они похоже так и не изменили своего мнения о брате окончательно, ожидая от него мести до самого последнего момента. Можно сказать, что они даже тогда всё ещё сомневались в праведности Йосефа, и считали себя правыми в приговоре ему в тот злополучный день.

Но и братья, и Йосеф похожи в одном – во время всех своих «разборок», они забывают о чувствах отца. Братья сообразили об этом слишком поздно. Только тогда, когда увидели боль и страдания Яакова, его безутешные годы после потери любимого сына. Йосеф тоже не подумал о том, что будет чувствовать его безутешный отец после того, как потеряет Шимона, а потом ещё и Биньямина в результате придуманного им плана.
Все они в конечном итоге пострадали в результате этого. Каждый по-своему. Они не имели права причинять страдания другим, а тем более своему отцу, по отношению к которому действует не только заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя», но ещё и заповедь уважения.

Мы иногда конфликтуем в семье. Это бывает во всех семьях. Мы даже иногда бываем действительно правы в своих утверждениях и поступках. Но как часто в порыве праведного гнева и во время ликования после победы, мы задумываемся о чувствах тех, кто невольно стал участником конфликта?
Когда дети ссорятся и ругаются, они причиняют большую боль своим родителям, которые это видят. Когда ругаются родители, они оставляют глубокий рубец в сердцах и душах своих детей.
Возможно, из этой истории мы должны извлечь важный урок – прежде чем конфликтовать, следует задуматься о том, как много вреда этот конфликт нанесёт невинным его жертвам. Быть может тогда мы поймём, что нет уж такой большой необходимости отстаивать свою правоту с помощью конфликта?

Рав Леви Ицхак Шпендик, главный раввин г. Орла и области


ГЕМАТРИЯ
Гематрия в недельной главе «Микец»
Недельная глава «Микец» начинается с названия необычного временного промежутка: "в конце двух лет дней". Эта словесная конструкция призвана намекнуть нам на окончание важного периода времени, что мы и рассмотрим ниже.
Берешит (41:1): «И было в конце («микец» – (מקץ двух лет дней («шнатаим ямим» -שנתים ימים) …»

Раши в конце предыдущей главы (Берешит 40:23) объясняет стих «А виночерпий фараона не вспомнил («ло захар» – לא זחר) о Йосефе и забыл о нём («ва-ишкохэу» – וישכחהו)» как намёк на то, что Йосеф получил в наказание от Всевышнего ещё два года тюрьмы за то, что возложил свои надежды на помощь виночерпия, а не на Всевышнего.
Фразы "не вспомнил" («ло захар» – לא זחר) и "забыл его" («ва-ишкохэу» – וישכחהו) кажутся тождественными по смыслу. Автор книги «Торат Моше» замечает, что гематрия слов «если вспомнишь меня» («им зхартани» – אם זחרתני), с которыми дважды обратился Йосеф к виночерпию фараона, составляет 728 и совпадает с гематрией слова «забудь» («тишках» – תשכח – 728). То есть, получается, что в самой формулировке просьбы Йосефа содержался намёк на наказания за саму эту просьбу в виде двухлетней "забывчивости" обещающего.

Сколько лет Йосеф провёл в заточении до этой «прибавки»? Обратимся к Бааль а-турим: «И было в конце («микец» – (מקץ» – сказано здесь «микец», и сказано также об Аврааме «микец» – «в конце десяти лет» (Берешит 16:3). Как там – по окончании 10-ти лет, также и здесь (нужно понимать) по окончании 10-ти лет».

Бааль а-Турим продолжает: «И было по окончании двух лет дней» («вайи микец шнатаим ямим» – ויהי מקץ שנתים ימים)» – эта фраза имеет практически такую же гематрию (1161), что и другая фраза – «бекец эсер шаним» ("в конце десяти лет" – בקץ עשר שנים – 1162)». Как известно, в гематриях допускается отклонение на 1.
Поясняет этот первый стих Раши: «Везде “кец” (קץ) означает то же самое, что и “соф” (סוף), а именно – "конец, окончание”».
Примечательно, что слово «соф» (סוף) состоит из тех же самых букв, что и имя Йосеф (יוסף). Не хватает только буквы «йюд», которая, как известно, имеет числовое значение 10.
Таким образом, учитывая комментарии Раши и Бааль а-Турим, можно прочитать начало первого пасука нашей недельной главы следующим образом:
«И было: по окончании [десяти лет добавилось Йосефу] ещё два полных днями года. А [по прошествии этих двух дополнительных лет] Фараону приснилось, [что] он стоит у реки».

С этих слов начинается история возвышения Йосефа в Египте. Мидраш Танхума напоминает, что Йосеф был продан в рабство из-за снов, которые он рассказывал своим братьям, как сказано: «И сказали друг другу (братья): “Вот идёт этот сновидец…”» (Берешит 37:19).

Мы видим, что и продажа Йосефа в рабство, и история его возвышения в Египте связаны со снами.
Числовое значение слова «сон» на святом языке («халом» – חלום) составляет 84 и практически совпадает (на «единицу» меньше) с гематрией слова «битахон» (ביטחון – 85). Сны, которым не нашлось достойного толкователя во всём Египте, стали сниться Паро по истечении двух дополнительных лет, добавленных Йосефу за недостаточный «битахон», упование на Всевышнего. Раши подчёркивает, что к людям, подобным Йосефу, предъявляются особые повышенные требования относительно их силы упования на Всевышнего.

Очевидно, что годы, проведённые в тюрьме, служили искуплению ошибок Йосефа. Мидраш «Берешит Раба» (и также говорит Бааль а-Турим) сообщает, что первые 10 лет были искуплением его вины перед десятью братьями – по году за брата.
Кульминацией истории вражды между братьями можно считать эпизод, когда братья бросают Йосефа в яму («бор» – בור).
Как сказано, (Берешит 37:24): «И схватили [братья] его (Йосефа) и бросили в яму, а яма эта пуста – нет в ней воды». Теперь, когда виночерпий через два года вспоминает о юноше-еврее, толкователе снов – снова в повествовании появляется яма. Берешит (41:14): «И послал Паро, и позвал Йосефа, и поспешили вытащить его из ямы» («мин а-бор» – מין הבור).

Раши поясняет, что «бор» (яма) – это темница, тюрьма, которая была устроена в виде ямы. И также везде в Торе – «бор» означает яму, колодец, даже если там нет воды.
Удивительно, что гематрия названия нашей главы "Микец" (מקץ) составляет 230 и соответствует фразе «эта яма» («а-бор а-зэ» – הבור הזה). С той самой ямы, в которую опустили его братья, Йосеф начал свой спуск в Египет, в яму-тюрьму, – ради последующего подъёма, который начинается через 12 лет, как раз с того момента, когда его вытаскивают из ямы для разгадывания снов Паро.

Главная качественная характеристика «этой ямы» – отсутствие в ней воды. В самом начале сна фараона Йосеф видит неожиданный знак: место действия первого сна Паро – река («а-йеор» – היאר): «И приснилось фараону, что стоит он у реки («аЙеор» – היאר)».
О том, что это за река, нам пишет Раши: «Из всех рек только Нил называется «а-йеор», причём с определённым артиклем – буквально это слово переводится как канал, то есть речь идёт об исключительном, главном канале, который питает водой другие, более мелкие каналы для орошения полей».

Можно найти в Торе и другое название реки Нил. В начале книги Берешит при описании устройства Ган Эдена сказано так (Берешит 2:10-11): «И вытекает река из Эдена, для орошения сада, там разделяется на четыре потока – один из них Пишон».
Раши: «Пишон» (פישון) – это Нил, река в Египте. И назван он Пишон, потому что воды его прибывают, поднимаются и орошают землю». Числовое значение «Пишон» (פישון) составляет 446. Такую же гематрию имеет слово «дибатам» (דבתם – 446), как сообщает нам Бааль а-Турим на Берешит (37:2), что в переводе означает “клевета”, “поклёп”.
Как сказано (Берешит 37:2): «И доносил Йосеф плохие, порочащие их (братьев) вести («дибатам») отцу (Яакову)». Комментирует Раши: везде слово «диба» означает болтовня, худая весть. Всё, что только мог сказать о них предосудительного, он рассказывал Яакову».

Итак, Йосеф, оценивая сон Паро, стоящего на берегу «а-йеора», который назывался «Пишон», мог распознать знак, указывающий на одну из причин его спуска в Египет, – «дибатам», то есть дурные вести, порочащие братьев.
Вместе с тем, в описании сновидений фараона Йосеф может разглядеть и свет надежды на близкое освобождение. Гематрия «а-йеор» (היאר) – реки, у которой стоит Паро в начале своего первого сна – составляет 216. Глубинный смысл числа 216, как один из знаков скорого спасения и освобождения, был известен и Йосефу, и его отцу Яакову.

Откуда мы это знаем? Сказано в Берешит (45:27) о возвращении братьев из Египта с вестью, что Йосеф жив: «И увидел (Яаков) эти повозки («а-агалот» – העגלות), которые прислал Йосеф, чтобы везти его, и ожил дух их отца Яакова».
Объясняет Раши, что Йосеф таким образом передал отцу условный знак, по которому Яаков точно понял, что всё это прислал Йосеф. Дело в том, что Йосеф с отцом учил перед расставанием раздел Торы с законом об особой телице – «эгла аруфа». Повозка («агала» – עגלה) и телица («эгла» – עגלה) без огласовок пишутся одинаково.
И дополняет картину комментарий «Игра де-кала»: гематрия слова «повозка» («агала» – עגלה) равняется 108. Соответственно, две повозки («агала» плюс «агала» – минимальное количество множественного числа «агалот») – имеют гематрию 216 – "и ожил дух Яакова".

Но и это ещё не всё. В конце описания каждого из снов Фараона повторяется редкое слово "ваикац" (וייקץ) – «и пробудился» Фараон, также имеющее гематрию 216.
Нетрудно заметить, что корень этого слова – «Кец» (קץ – конец). Кроме того, благодаря нестандартному написанию (две буквы «йюд»), начало слова «ваикац – וייקץ» («вав», «йюд» и снова «йюд») имеет гематрию 26, также, как у 4-х буквенного Имени Всевышнего, о котором впоследствии во время диалога с Моше, Фараон выскажется, что «не знаю я это Имя» (Шмот 4:2).

Таким образом, конец Фараона, конец Египта от руки Всевышнего просматривается с момента толкования снов Фараона Йосефом. Конец истории египетского рабства и начало избавления – Исход из Египта сыновей Израиля в направлении к "живительному источнику" – к получению Торы. Залог будущего великого Исхода – Йосеф, сумевший найти в себе силы выбраться из «той ямы», в которой «нет воды».

Рав Пинхас Кандаль, раввин в г. Саратов


трактат "авот"
Глава 2, мишна 5
Он (Гилель) говорил: «Невежда не боится греха, неучу не быть благочестивым, застенчивому не научиться, а вспыльчивому не научить. Не каждый, кто много занимается торговлей, становится мудрым. Там, где нет людей, старайся быть человеком».
Почему невежда называется бур, и чем он отличается от неуча?
Слово бур[1], объясняют ришоним[2], означает «пустой»; например, сде бур – «поле, на котором ничего не растет». Меири утверждает, что есть различие между словами бур и рейк [последнее тоже означает «пустой»]. Бур – это поле, негодное для посева, поэтому таким словом можно назвать человека, у которого нет даже возможности приобрести мудрость и хорошие качества характера. А рейк означает просто «пустой». Пустой человек – тот, кто ничего не знает, потому что не учился, но потенциальная возможность обрести мудрость у него есть.
Пишут ришоним, что бур гораздо хуже того, кто называется ам а-арец[3]. В отличие от неуча, бур не разбирается даже в торговле, говорят Раши и Рав из Бартануры. Рабейну Йона объясняет по-другому: невежда не знает Тору, не выполняет заповеди и не отличается хорошими качествами характера[4]. А неуч, хотя и не может похвастаться глубокими познаниями в Торе, проявляет в отношениях с людьми достойные душевные качества и в некоторых аспектах имеет верные взгляды на мир. Неуч, в отличие от невежды, может избегать греха, а также выполнять те заповеди, о которых знает.

----------

[1] В нашем издании это слово переведено как «невежда».

[2] Раши, рав Овадья из Бартануры, рабейну Йона.

[3] Буквально – «народ земли». В нашем издании это слово переведено как «неуч».

[4] Схожим образом трактует понятие бур и Рамбам.

Как соотнести сказанное здесь со сказанным далее
Комментаторы[1] замечают, что, на первый взгляд, есть некоторое противоречие между нашей мишной и сказанным далее: «У того, чья боязнь греха предшествует мудрости, мудрость устоит» (Авот 3:9). Таким образом, человек может стать боящимся греха прежде, чем станет мудрецом. Здесь же мы учим, что «невежда не боится греха». Отвечая на этот вопрос, Тосфот Йом Тов (там же) приводят объяснение Рава из Бартануры (там же): приступая к изучению Торы, нужно помнить о том, что главное – это страх перед грехом. Другими словами, следует думать: «Буду учиться, дабы обрести боязнь греха». Однако в нашей мишне, продолжают Тосфот Йом Тов, предметом рассмотрения является практический аспект: невозможно остерегаться греха, не зная законов.

Рашаш (там же) добавляет: и без этого нет противоречия, поскольку, в отличие от невежды, неуч может бояться греха [как уже было разъяснено выше].

---------

[1] Рашбец (Авот 3:9), Тосфот Йом Тов (там же), Зера Ицхак (там же).

Кто называется неучем, и почему он не может быть благочестивым
По мнению Рамбама, неуч – человек, не достигший высот в сфере разума, но имеющий некоторые достоинства в сфере душевных качеств. Рабейну Йона объясняет, что речь идет о том, кто не отличается познаниями в Торе, но проявляет в отношениях с людьми достойные качества характера и имеет верные взгляды в некоторых аспектах. И потому он может уберечься от греха и может быть праведным, исполняя те заповеди, которые знает. Но достичь ступени благочестия может только тот, кто велик в Торе, поскольку это качество требует чистоты сердца и души. Оно означает делать больше, чем требуется по букве закона, доходя в своих стараниях до возможного предела. Для достижения такого уровня у неуча нет необходимой мудрости[1].

-----------

[1] Вот как объясняет понятие благочестия Рамхаль (Месилат йешарим, гл. 18): «…есть заповеди, заповеданные всему народу Израиля… Но истинно любящий Творца не станет исполнять лишь то, что известно как обязательное и возложенное на весь народ. Он поступит как сын, любящий своего отца: как только отец выскажет свое желание, любящий сын приложит все свои силы, чтобы исполнить его как можно лучше… Даже то, о чем отец не сказал прямо, сын выполнит, поскольку знает, что это будет угодно ему… Точно так же поступит и тот, кто по-настоящему любит своего Творца… Заповеди Торы станут для него тем, что раскрывает волю Творца и позволяет узнать, к чему склоняется Его желание. Он скажет: “Поскольку я уже понял, что Он, да будет благословенно Его имя, хочет этого, то мне следует делать это как можно больше и распространить на все сферы, в отношении которых я смогу сделать вывод о том, что и в таком случае Ему будут угодны подобные действия”».

Почему неуч называется ам а-арец?
Рабейну Йона пишет: называют его ам а-арец [букв. «народ земли»] потому, что он, подобно другим людям, обладает дерех эрец[1], а также потому, что большинство людей относятся к данной категории. А далее (Авот 5:10) рабейну Йона объясняет: ам а-арец называется так потому, что он заинтересован в благополучии земли[2].

-----------

[1] Буквально «путь земли». В зависимости от контекста, значение данного понятия может быть разным. Иногда оно означает то, как принято и достойно для человека вести себя в этом мире, а иногда имеется в виду работа, торговля и т. п.

[2] Выражается это в том, продолжает рабейну Йона, что он хочет как отдавать, так и брать. Такой подход полезен для общества, поскольку укрепляются связи между людьми. Но мудрый путь – стремиться отдавать и стараться не брать, как сказано: «…а ненавидящий подарки будет жить» (Мишлей 15:27).

Может ли неуч быть боящимся греха?
Ришоним[1] пишут, что может, однако ступень благочестия ему недоступна.
В трактате Шабат (31б) написано так: «Сидели раби Симон и раби Элазар, и проходил там раби Яаков бар Аха. Сказал один другому: встанем перед ним, так как он – человек, боящийся греха. Второй ответил: встанем перед ним, так как он – мудрец Торы. Сказал первый: я говорю тебе, что он – человек, боящийся греха, а ты говоришь мне, что он – мудрец Торы?». Раби Йосеф из Трани (שו"ת מהרי"ט 1:100) объясняет значение их слов: зачем ты говоришь, что он мудрец Торы, если такой вывод уже следует из его боязни греха? Ведь неуч не может быть благочестивым! Таким образом, понятие «боящийся греха» включает в себя также понятие «мудрец Торы», но «мудрец Торы» не включает в себя «боящийся греха».
Автор Петах эйнаим возражает: данный вывод противоречит мишне в трактате Авот, из которой ясно, что неуч может быть боящимся греха [хотя и не может быть благочестивым]. Следовательно, то, что человек боится греха, еще не означает, что он – мудрец Торы.
Однако Маарша (Брахот 33б, חידושי אגדות, ד''ה מלתא) объясняет: есть два вида страха: естественный страх перед наказанием и обусловленный разумом страх перед чем-то великим и грозным. В отличие от страха перед величием, страх перед наказанием обрести нетрудно.
В соответствии с трактовкой Маарша можно объяснить, что, хотя неуч и может быть боящимся греха, то есть обладать естественным страхом перед наказанием, страх совершить грех, обусловленный осознанием того, насколько это плохо, ему не доступен. А в трактате Шабат речь идет именно о боязни греха, обусловленной разумом. Таким уровнем может обладать лишь мудрец Торы.

------------

[1] Раши, Рав из Бартануры, рабейну Йона.

Стыдливость как помеха при изучении Торы
Объясняет Раши: тот, кто не задает вопросов при изучении закона и всего связанного с мудростью Торы, в итоге будет вынужден «приложить руку ко рту», то есть ничего не будет знать.

Рав из Бартануры пишет, что у стыдливого ученика, который боится насмешек и потому не задает свои вопросы, всегда будут оставаться сомнения и неясности в изученном. А рабейну Йосеф бен Йеуда ибн Вакнин в своей книге Сефер мусар говорит: даже на вопрос учителя, понял ли он материал, такой ученик ответит из стыда, что понял [хотя на самом деле нет].

Рабейну Йона отмечает: в принципе, стыдливость – хорошее качество. Однако в учебе оно совершенно неуместно. Царь Давид сказал (Теилим 119:46): «И говорить буду о свидетельстве Твоем [Торе] перед царями – и не устыжусь». Другими словами, Давид не стеснялся говорить о Торе и заповедях, даже когда его могли осмеять. Ученик не должен говорить себе: «Как такой глупец, как я, может задавать вопросы большому мудрецу, который знает столь много?» Ведь если он будет так думать, то каким образом наберется мудрости?
Почему нетерпеливый человек не может быть хорошим учителем

Пишет рабейну Йона: учитель должен быть терпелив и добросердечен, чтобы много раз повторять одно и то же, пока ученики не поймут. Рашбец добавляет: если учитель будет сердиться на учеников за их вопросы, они будут бояться спрашивать и так ничему и не научатся.

Может ли мудрец торговать?
Пишет Меири: такой человек постоянно занят своим заработком и не может найти время изучать Тору и приобретать мудрость. И так сказано в трактате Нида (70б): «Что нужно делать, чтобы обрести мудрость? Уделять больше времени учебе, и меньше – торговле». И хотя необходимо также молиться Тому, Кому принадлежит мудрость, одной только молитвы, без сокращения торговых дел и увеличения времени, уделяемого Торе, недостаточно.

Мидраш Шмуэль отмечает: «не каждый», кто много занимается торговлей, становится мудрым, но некоторые становятся. Например, раби Элазар бен Харсум[1], Ильфа[2] и многие другие.

Раби Яаков Эмдин, однако, не согласен с таким объяснением: по его утверждению, те мудрецы, которые были состоятельны, либо сначала стали мудрецами, а потом занялись торговлей [подобно Ильфе], либо вообще, подобно раби Элазару бен Харсуму, не занимались торговлей, а получили все имущество в наследство.

Петах эйнаим объясняет: поскольку мишна говорит о том, кто «много» занимается торговлей, ясно, что его цель – не просто прокормить себя и свою семью [иначе он занимался бы торговлей «умеренно»], а нажить как можно больше имущества. И поэтому он лишается помощи Небес в приобретении мудрости. Но если человек много учится и при этом занимается торговлей столько, сколько нужно, чтобы обеспечить себя материально, то в заслугу изучения Торы он удостаивается благословения в делах рук своих.

------------

[1] Один из первосвященников эпохи Второго Храма. Известен как несметным богатством, так и исключительным постоянством в изучении Торы. Следует отметить, в трактате Йома (35б) написано, что все имущество досталось этому мудрецу в наследство от его отца, а сам раби Элазар не принимал участие в торговых делах, проводя все время за изучением Торы.

[2] Мудрец эпохи Талмуда, ученик раби Йеуды а-Наси – составителя мишны. Гемара в трактате Таанит (21а) описывает, как вместе с раби Йохананом Ильфа изучал Тору, хотя оба они были очень бедны. Ильфа решил заняться торговлей, чтобы улучшить свое материальное положение. Когда он вернулся, то обнаружил, что его товарищ, раби Йоханан, возглавил ешиву. Ильфе сказали, что, если бы он, подобно раби Йоханану, не занимался торговлей, а продолжил бы учебу, главой ешивы был бы назначен он, а не раби Йоханан. В ответ на это Ильфа поднялся на корабль и пообещал: если найдется тот, кто попросит его объяснить барайту, а он не справится, то он спрыгнет и утопится. Один старик попросил его объяснить сложную и малоизвестную барайту, и Ильфа сделал это, показав тем самым, что не забыл изученное, несмотря на свое занятие торговлей.

Там, где нет людей, старайся быть человеком
Раши: там, где нет людей, которые занимаются делами общины, старайся сам заниматься ими; но там, где есть такие люди, занимайся Торой.

Рамбам: там, где нет мудрецов, которые помогли бы тебе воспитать правильные качества и достоинства, борись с собой и заставь себя приобрести их самостоятельно[1].

Рабейну Йона приводит несколько объяснений. Первое схоже с комментарием Рамбама. Согласно второму, мишна имеет в виду следующее: если в твоем поколении изучение Торы не находится на должном уровне, старайся заниматься ею как можно больше. И так сказали мудрецы в трактате Брахот (63а): «“Время действовать ради Г-спода, нарушили Тору Твою” (Теилим 119:126) … Почему “время действовать ради Г-спода”? Потому что “нарушили Тору Твою”».

Еще одно объяснение рабейну Йоны таково: даже там, где нет людей, более великих и более мудрых, чем ты, старайся быть человеком. Не прекращай стремиться к мудрости, даже если ты самый мудрый человек в своем городе. Если ты мудрейший в поколении, представь, будто ты находишься среди мудрецов Талмуда. А если достигнешь и их уровня, представь себя рядом с пророками или рядом с самим Моше, и подумай: как скоро ты сможешь достигнуть их уровня и сравняться с ними в мудрости? Размышляя таким образом, ты никогда не оставишь изучение Торы, стремясь каждый день прибавлять к своей мудрости, и уподобишься источнику, бьющему ключом.

Рав Овадья из Бартануры пишет: там, где нет людей, которые могли бы стать во главе общины и давать указания в алахе [законе Торы], постарайся стать таким человеком.

В сборнике Мидраш Шмуэль есть и такое объяснение: там, где нет людей, подавляющих свое дурное начало, не учись у них, а старайся быть человеком. Ведь человек – тот, кто властвует над своими страстями и побуждениями.

Также в этом сборнике приводится трактовка из книги Хахам закен: там, где нет людей, кроме тебя, не говори: «Согрешу, ведь никто не увидит». Даже наедине с собой нужно стараться быть человеком праведным, честным и верным.

----------

[1] Рамбам утверждает, что леиштадель [обычно это слово переводят как «стараться»] означает «бороться».

По книге "Пиркей Авот. Собрание комментариев. Том 1" издательства "Кеилат Москва" (КЕРООР)


СПРОСИ РАВВИНА
Злословие во время психотерапевтического сеанса
вопрос:
Мое душевное состояние требует обращения к психотерапевту. Частью терапии является повествование о моих отношениях с другими людьми. Я понимаю, что неотъемлемой частью моих рассказов будут негативные переживания, которые попадают под определение злословия. Конечно же, цель моего обращения — лечение моего душевного состояния. Допустимо ли это с точки зрения законов злословия (лашон а-ра)?
ответ:
В описанном вами случае запрет злословия не нарушается. Вы можете спокойно работать с психотерапевтом.

Ответ подготовил рав Авигдор Носиков, главный раввин г. Воронежа и области


Еврейские майсы
Всё к лучшему!
Один молодой человек, назовем его Реувен, проживал в центре Израиля и периодически ездил навещать своего отца на север страны. В одну из таких поездок Реувен привычно подъехал к папиному дому и так же привычно припарковался на свободном месте. Тут, откуда ни возьмись, к его автомобилю подошёл полицейский и выписал штраф за неправильную парковку. Реувен пытался спорить с ним, ссылаясь на то, что он уже несколько лет тут паркуется, просил уступить и ограничиться предупреждением, взывал к милосердию, но страж порядка был непреклонен: вручил штраф, пригрозил задержанием за спор с представителем власти и удалился.
Реувен рассказал о случившемся своему раввину – раву Хаиму Каневскому. «Не понимаю, что я делал не так? Ведь я исполнял величайшую заповедь почитания отца, как же у меня из-за заповеди происходит убыток?» – спросил Реувен. «Я не смогу тебя поддержать, если ты сам не будешь верить в то, что всё происходящие с нами помимо нашей воли – к лучшему. Поверь в то, что и штраф, который тебе выписали, тоже будет к добру!» – ответил Реувену рав Каневский.
Вскоре Реувену предоставился шанс убедиться в правоте раввина. Сосед по подъезду и раньше регулярно писал на Реувена выдуманные кляузы и доносы, а в этот раз превзошёл самого себя и подал жалобу о причинении ему Реувеном тяжких телесных повреждений – проще говоря, выдумал, что Реувен его избил. И не просто избил, а якобы на глазах у свидетелей, в качестве которых сосед указал членов своей семьи и соседей.
Ввиду тяжести обвинения полиция арестовала Реувена, и он предстал перед судьёй. После выслушивания свидетелей обвинения Реувен улыбнулся с облегчением: оказалось, что дата «преступления» – день его поездки к отцу. «Ваша честь! – сказал Реувен судье. – Я могу доказать, что обвинения против меня вымышленные. Посмотрите на дату и место выписанного мне штрафа за парковку!».
Судья изучил штраф, но это его не убедило. Он спросил Реувена: «Действительно, штраф выписан на вашу машину. Но чем вы можете доказать, что за рулем, а, значит, и в том городе в тот самый день, были именно вы? Может, на машине поехал кто-то другой, пока вы избивали соседа…». «У меня был спор с полицейским, который выписал мне этот штраф, и даже пригрозил мне арестом, – ответил Реувен, – и я убеждён, что он запомнил наш диалог и сможет подтвердить, что это именно я был на севере Израиля в тот день, когда якобы напал на соседа в центре страны».
Суд вызвал в качестве свидетеля полицейского, который подтвердил, что выписал штраф и спорил с Реувеном именно в день «нанесения побоев». Суд не только оправдал Реувена, но и постановил компенсацию в его пользу в размере 50,000 шекелей. Более того, постановление суда избавило Реувена от всех обвинений, настоящих и будущих, со стороны придирчивого соседа.
Находясь под арестом в здании суда, Реувен почувствовал благодарность Создателю за всю цепочку событий. «Если бы не штраф, мне пришлось бы раскошелиться на адвоката, и ещё непонятно, как бы все произошло. Всевышний показал мне, что всё, буквально абсолютно всё, что с нами происходит, – нам на пользу. Штраф на несколько сотен шекелей и заповедь почитания отца уберегли меня от серьезных проблем!» – рассказал потом Реувен раву Каневскому, поблагодарив его за поддержку в тяжелый момент.
Мудрецы Торы подобны свече, разгоняющей тьму: несмотря на то, что сами они зачастую находились в сложных обстоятельствах, они обладали умением открыть людям глаза и вселить в них надежду в то, что даже событие, которое, на первый взгляд, выглядит как абсолютное несчастье, все равно дано Всевышним нам на пользу!

Рав Авигдор Носиков, главный раввин г. Воронежа и области

Еврейские ПРИТЧИ
Чрезмерные усилия
Недельная глава «Микец» начинается со слов: «И было по окончанию двух лет…»
Говорят наши мудрецы, что изначально эти два года Йосеф не должен был проводить в заключении, однако из-за того, что он обратился с просьбой к виночерпию, то получил такое наказание.

Йосеф на его высоком духовном уровне должен был полностью уповать на Творца, а не полагаться на египетского министра. Несмотря на то, что мы на своем уровне должны делать какие-то усилия для достижения своего благополучия в этом мире, мы не должны забывать о том, что уповать нужно только на Творца, что всё наше благополучие зависит не от наших стараний, а от воли Всевышнего (а она уже может зависеть от нашей веры, наших молитв и наших стараний).

Для того чтобы ярче прочувствовать эту истину расскажем притчу:

Однажды у бедняка Гершале закончились последние гроши. Вот уже несколько дней он ничего не ел… Вдруг он услышал, что в одном месте в его городе открылась специальная столовая для бедняков, где за небольшую работу можно было получить сытный обед. Собравшись с силами, Гершале пошёл по нужному адресу. Он был слаб и с трудом смог поднялся по ступенькам, постучав в большую красивую дверь.

«Скажите пожалуйста, могу ли я получить у вас работу и сытный обед?» – спросил бедняк богато одетого мужчину, открывшего ему дверь. Богач, который был нечестным и жестоким человеком, понял, что произошло и решил использовать бедняка. «Конечно, конечно! Проходите. Работа очень простая – нужно вымыть полы».

Изголодавшийся Гершале был на всё готов. Богач завёл его в дом и указал на полы, которые следовало помыть. Дом был очень большим, и работа заняла целых три часа. Когда Гершале, наконец, закончил, он был очень уставшим. Дрожащими руками он поставил на место ведро, и обратился к богачу: «Пожалуйста, дайте мне поесть. Я очень голоден…».

Богач дал Гершале хлеб и воду и выдворил его из дома. Закончив есть на лавочке рядом с домом богача, Гершале увидел напротив вывеску «Столовая для нуждающихся». Оказывается, он ошибся адресом…

Зайдя в эту столовую, Гершале понял, как жестоко его обманул богач. Оказывается, за полчаса относительно лёгкой работы Гершале мог получить полноценный обед, а не несколько кусков хлеба за три часа тяжкого труда.

Мораль этой притчи заключается в том, что наши старания и усилия в этом материальном мире – это последствия проклятия Адама «в поте лица своего будешь есть хлеб свой». Нет мудрости в том, чтобы целиком и полностью погружаться в это проклятие – наоборот, нужно стараться максимально избегать его, посвящая вместо этого своё время тому, что является благословением – исполнению заповедей, изучению Торы, проведению времени со своей семьёй…

Конечно, мы живём в материальном мире и нам необходимо прилагать усилия для заработка. Однако наше дурное начало пытается соблазнить нас и слишком сильно затянуть в водоворот материальных забот и усилий, не оставляя нам ни свободной минуты. Оно приводит нам самые разные доводы, но цель его одна – отвлечь нас от дел благословенных.

При этом часто оказывается, что мы просто ошибаемся адресом! Подобно бедняге Гершале мы тратим слишком много времени на работу, получая слишком мало взамен. А на самом деле наш заработок ждёт нас через дорогу – в канцелярии Всевышнего! Нужно только обратиться к Нему за помощью, и Он раскроет нам глаза и даст нам увидеть эти возможности.

Написано в трактате Авот, что с того, кто принимает на себя ярмо Торы, снимают ярмо материальных проблем. А тот, кто, наоборот, снимает с себя ярмо Торы, получает на свою шею ярмо материальных забот и проблем: тут штраф, здесь сделка сорвалась, там заболел и потратился на врача…

Дай Б-г, чтобы на нашем уровне мы не допускали подобных ошибок, чтобы мы помнили всегда о том, что всё наше благосостояние зависит исключительно от Всевышнего. В заслугу этого наши глаза раскроются, и мы увидим относительно простые возможности для обеспечения достойного уровня жизни, которые позволят нам не забывать о делах благословенных!
Раббанит Керен Кацен, директор онлайн школы "Беерот Ицхак" (при поддержке КЕРООР)

КОДИ ФРЕЙ: Секрет короны
Глава 3. Первое знакомство с Либорией (часть 2)
- Это было так страшно! Я чуть не умерла!- завыла Дора, - у меня страшно болит нога!
У Коди тоже бешенно колотило сердце.
Грек проверил их ушибы и царапины. К счастью, раны оказались не опасными.
– Не понимаю, почему он хотел нас похитить, как только мы прибыли в страну? – спросил Коди.
– Все просто, – ответил Грек. – Амори был в курсе планов твоего дяди, и Лендер его послал похитить тебя, чтобы не дать возможность твоему отцу вернуться на трон.
– Мой папа так доверял Амори! – сказал с грустью Билли, - и я всегда думал что он мой друг. Он часто гостил у нас дома. Оказывается всё было просто спектаклем.
Грек дружески постучал Билли по плечу, пытаясь утещить его и сказал:
– Нам опасно здесь оставаться, дорогие мои. Амори со своими дружками могут вернуться искать нас. Давайте как пойдём отсюда по дальше.
– Но я не могу идти! – завыла Дора.
– Не плач. – сказал Грек, посадил на плечи Дору, повернулся к мальчикам и сказал – А вы идите за мной.

Теперь они шли в гуще леса, боясь выйти на тропинку.
Они слышали, как вдалеке кукует кукушка. Редкие лучи солнца проходили сквозь густую листву. У Коди еще сильно болела коленка, и идти было тяжело. Особенно огорчало, что им то и дело приходилось перелезать через упавшие деревья, обходить камни, кусты.
– Осталось не долго, – успокоил Грек детей, видя, как тяжело они дышат.
Через полчаса они вышли из леса и оказались на окраине маленького городка. Рядом с ними была заброшенная хижина.
Грек оставил их там отдохнуть, а сам пошел на базар.

– Да уж, радушно встретила нас Либория... – сказал лежавший на соломе Коди.
– Это все из-за Лендера, – зло проговорил Билли. – Наша страна всегда была самой спокойной. Мне очень жаль, что вы столкнулись с этим так скоро.
– У меня болит нога... И я пить хочу! И есть! Мне холодно и страшно! – стонала Дора.
– Так ты же сама хотела приключений. Надо было тебе дома оставаться, – отозвался Коди.
Дора заплакала. Коди стало жалко ее. Он подошел к ней и подложил ей под ногу солому.
– Не переживай, Дора, Грек сказал, что у тебя нет перелома, и боль пройдет, когда ты немного отдохнешь. А потом ты будешь бегать по полям, купаться в озерах и заведешь новых подружек! – попытался успокоить Коди.
– И Грек купит мне красивое платье, как на картинках! – сказала Дора, улыбаясь в ответ и вытирая слезы.

Вскоре Грек вернулся с платьем для Доры, со свежеиспеченным хлебом, с огромными помидорами и банкой сметаны. Для себя Грек купил ещё и бутылку какого то напитка от которого сильно пахло спиртным. Дети были такие голодные, что набросились на еду, как будто не ели целый год. Всё было такое вкусное. И даже Коди, который никогда не любил сметану, вылизал всё до конца.
Дора нарядилась в своё новое платье и была счастлива. Платье было светло-фиолетовое с пышным подъюбником и широкими рукавами. Дора немного покружилась вокруг себя и тут же села потирая ещё больную ногу.
– Жалко, что нельзя посмотреться в зеркало! Наверняка я сейчас выгляжу как настоящая принцесса! – сказала Дора.
– Зеркало?! Это всё, что тебя сейчас беспокоит? – недовольно пробурчал Коди.

Стало темнеть, и озадаченный Грек никак не мог решить, где устроить детей на ночлег. Но в конце концов он решительно встал и приказал детям идти за ним как можно тише. Они пошли в город. Коди видел цветные двухэтажные деревянные дома с ухоженными огородами и садиками. Они остановились около одного из них. Грек подошел к деревянной двери постучал дверным металлическим молотком в форме кольца. Коди заметил что над кольцом была выделана красивая эмблема – виноградная лоза с тремя гроздьями винограда. Эта же эмблема украшала верхний косяк дома. Греку открыла пожилая невысокая полненькая женщина в цветастом платье с белым платком на голове.
– Грек, родной! Сколько лет, сколько зим! Как я соскучилась! – И женщина бросилась обнимать его.
– Мамочка моя родная! Как я рад тебя видеть, ох, борода моя седая! – сказал Грек восторженно. Потом нагнулся к ней поближе и прошептал в ухо: – Ты одна дома?
– Да, дорогой.
Грек облегчённо вздохнул.
Женщина чуть отодвинулась от Грека и сказала ему:
- Ох! А спиртным от тебя всё же пахнет. Ты же обещал мне не пить больше спиртное не по праздникам!
- Ах! Да мамочка, извини пожалуйста, такое пережить пришлось, что уже не смог сдержаться. Надо было нервы успокоить. Но давай может уже войдём в дом. – ответил маме Грек.

Только сейчас мать Грека заметила детей.
– О! У нас гости. Детки! Заходите скорее! Меня зовут тетя Бэлла. – И они все вошли в её чистую и просторную гостиную.
Первое, что Коди увидел, – это деревянный диван с зелёной обивкой. Женщина, заметив его взгляд, сказала:
– О! Вы такие усталые, садитесь, мои душеньки, пожалуйста. И как же вы так одни без родителей.

Грек позвал маму и они отошли в другую комнату, а когда они вернулись, Коди заметил, что она смотрит на него с восхищением: видимо, Грек рассказал ей кто он есть на самом деле. Бэлла очень проворно застелила большие удобные кровати, дети помылись, тётя Бэлла помазала раны Коди и Доры каким то кремом с резким запахом, Грек забинтовал их ноги и дети пошли спать.
На следующее утро когда Коди проснулся он почувствовал что его коленки всё ещё болят. Он оделся и доковылял до кухни где тётя Бэлла уже подавала завтра Греку, Билли и Доре.
Все были заняты поеданием горячих блинчиков со сметаной, с вареньем из клубники и со свежими ягодами ежевики.
– Дети попробуйте мою ежевику!– уговаривала тётя Бэлля, – Конечно это уже не та ежевика которую я выращивала в моём саду в Виндонии, но думаю и эта вам понравится. Ох, и долго же пришлось мне привыкать ко всему новому когда мы бежали из Виндонии вместе со всеми самыми близкими сторониками благословеной памяти короля Коддиэля. До сих пор скучаю по нашему старому дому и саду.
– Не переживай мамочка! – сказал Грек уверенным тоном, – Совсем скоро ты сможешь вернуться домой!
Тётя Бэлла улыбнулась и положила в тарелку Коди ещё один блинчик.

После завтрака Грек позвал детей и сказал:
– Сегодня с самого утра, я послал с гонцом письмо Авитусу. Я рассказал ему о последних проишествиях и главное, я предупредил его о том что Амори предатель! Теперь думаю самое правильное подождать здесь несколько дней. Вам надо прийти в себя и выздороветь. И нам всем стоит дождаться ответа Авитуса.
– Надеюсь что твоё письмо на самом деле дойдет до папы! – сказал Билли с сомнением в голосе.
В течение трёх тётя Бэлла баловала детей, своей опёкой. Каждую трапезу она стояла над ними и уговаривала поесть побольше и поробовать ещё чего нибудь.
– А ты Грек, уже по-моему съел достаточно, – поговаривала она, хлопая сына по плечу.

На третий день как раз когда Коди почувствовал себя полностью здоровым и коленки больше не болели, пришло письмо от дяди Авитуса.
Как только Грек занёс письмо в дом, Билли кинулся к нему и начал его вскрывать.
– Так не терпится увидеть подчерк папы, – сказал Билли вскрывая конверт, – Это на самом деле его подчерк но видно что он очень спешил. Посмотрите буквы соединяются одна с другой!
Грек взял письмо у Билли и прочитал его вслух.

«Дорогой Грек и дорогие дети Билли и Кодиэль!
Я только что получил ваше письмо и я очень испуган всем что произошло с вами. Я никак не подозревал что Амори может быть предателем. Я рад, что вы смогли спастись. На данный момент все мы находимся в большой опасности, и я сам должен буду бежать из дома и прятаться. Самое разумное для вас сейчас попытаться продолжить ваш путь самим. Удачи вам. Авитус.»

– Странное письмо, – сказал Билли, – почему папа называет Коди Кодиэлем? И как он может послать нас одних на такое тяжёлое задание?
– Наверное он был очень напуган и у него не было времени долго думать как кого называть, а послать нас он просто вынужден и кроме этого вы не одни! Вы со мной! – сказал Грек и важно распрямил плечи, – Хорошо, теперь по крайней мере понятно что надо делать.
Действовать нам надо стремительно. Да-да, очень быстро! По плану Авитус должен был отвезти тебя к трем королям собирать подписи, но теперь нам придется действовать самим. Правда, как попасть на прием даже к одному из королей, не совсем понятно. Ведь ждать в обычной очереди можно месяцами! "Ух, борода моя седая, ну и задачка!" – подумал Грек. Он ходил туда сюда по комнате и в задумчивости потерал лоб.

– Ладно, думаю, первым делом надо доехать до столицы, а там уже видно будет. – Грек посмотрел на Дору и добавил: – Дору мы не сможем взять с собой, она останется здесь. Мама всем расскажет, что к ней на каникулы приехала племянница, надеюсь, всё обойдется.
Дора, конечно, обрадовалась, так как, с одной стороны, тетя Бэлла уже пообещала пойти с ней на ярмарку и купить ещё несколько нарядов, но, с другой стороны, жаль было пропустить все те приключения, которые наверняка ещё выпадут на долю брата.
Но Грек не оставил выбора.
Дора держала Коди за руку, была видно что ей страшновато остаться без старшего брата в незнакомой стране.
– Дора, тебе будет здесь хорошо, – сказал Коди сестре, – надеюсь что скоро снова увидимся.
Тетя Бэлла на прощание дала каждому мальчика и Греку по мешку полному сухарей и сухофруктов.
– Берегите себя, мои дорогие! Сказала она, вытирая фартуком глаза от слез.
– До свидания тетя Бэлла и спасибо вам огромное! Надеюсь мы скоро вернемся с хорошими новостями и заберем Дору. – сказал Коди.
– До свидания мамочка, – сказал Грек обнимаю маму, – ну не плач ты так, ух моя седая борода, я ведь уже большой мальчик.
Дора стояла рядом с тётей и махала мальчикам рукой на прощание...

Продолжение следует...
Раббанит Керен Кацен, директор онлайн школы "Беерот Ицхак" (при поддержке КЕРООР)


© Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма
"Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России"