Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР
Заканчивается Ханука. Окончание праздника – это всегда немного печально (даже тогда, когда идёт два йом това подряд, а за ними Шаббат!). В Хануку же в соответствии с мнением Илеля это ещё и непонятно. Поясню.
Есть спор между школой Шамая и школой Илеля относительно того, как следует зажигать ханукию. По мнению школы Шамая в первый день зажигаем восемь свечей, во второй – семь, в третий – шесть и так далее. По мнению школы Илеля всё ровно наоборот: в первый день – одну, во второй день – две и так далее. Причина, как говорит школа Илеля, заключается в том, что мы увеличиваем святость, а ни в коем случае не уменьшаем её.
Так вот, в соответствии с мнением школы Шамая всё понятно: на восьмой день Хануки мы зажигаем одну свечу, а на следующий день уже ничего не зажигаем. Закончилась Ханука – ушла святость. По мнению же школы Илеля мы каждый из восьми дней увеличиваем святость – шаг, ещё шаг, и ещё… и вдруг всё. Ноль свечей. С самого высокого уровня святости снова в обыденные будни…
Вот я сейчас оторвал глаза от экрана и посмотрел на ханукию – к сожалению она уже погасла… Теперь и этот свет, и радостные песни, и пляски с детьми под «Маоз Цур», и вкуснейшие пончики моей жены будут только через год. Грустно…
Но на самом деле, если задуматься, то это вообще не грустно! Вспомните, как вас учили кататься на велосипеде. Кто это был? Папа, дедушка, брат? Конечно, это было очень комфортно и надёжно, когда они поддерживали нас за седло сзади. Мы даже искренне радовались, когда у нас получалось проехать несколько метров с этой поддержкой. И мы пугались, когда они нас отпускали. «Ты меня держишь? Держи! Не отпускай!». А потом они нас отпускали, и мы ехали сами, а потом падали. А потом это повторялось снова, и снова, и снова. И вдруг в какой-то момент мы уверено поехали сами, без помощи и без поддержки. Сколько веселья и радости было в катании на велосипеде без родителей!
Здесь происходит то же самое. Каждый еврейский праздник мы учимся даже не ездить на велосипеде, а парить на новой духовной высоте. Каждый из восьми дней Хануки мы учились брать новую высоту с помощью Всевышнего, и… научились парить самостоятельно! Теперь у нас есть возможность ехать или лететь (каждый сам выбирает свой темп) самостоятельно. И даже если в какой-то момент мы нечаянно упадём, то у нас будут силы подняться и продолжить движение.
За восьмым днём Хануки следует не ноль, а 8.01, а потом 8.02, а потом 8.03 – мы продолжаем духовно подниматься в своём темпе. И пусть без подталкивания Всевышнего наша скорость уменьшается, но траектория остаётся – и это то, что действительно важно. И это не может не радовать!
Пончиков, правда, не будет ещё год, но тем с большим воодушевлением мы будем ждать следующей Хануки, а пока надо согнать калории – и тут как раз велосипед очень в тему!
Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР
Рав Ицхак Сильвер, книга "Пути мира и добра"
Основы законов цдаки – глава 1, часть 2
"Дорогой цдаки", перевод рава Давида Вороны для КЕРООР
Рав Леви Ицхак Шпендик, главный раввин г. Орла и области
Рав Пинхас Кандаль, раввин в г. Саратов
[1] В нашем издании это слово переведено как «невежда».
[2] Раши, рав Овадья из Бартануры, рабейну Йона.
[3] Буквально – «народ земли». В нашем издании это слово переведено как «неуч».
[4] Схожим образом трактует понятие бур и Рамбам.
[1] Рашбец (Авот 3:9), Тосфот Йом Тов (там же), Зера Ицхак (там же).
[1] Вот как объясняет понятие благочестия Рамхаль (Месилат йешарим, гл. 18): «…есть заповеди, заповеданные всему народу Израиля… Но истинно любящий Творца не станет исполнять лишь то, что известно как обязательное и возложенное на весь народ. Он поступит как сын, любящий своего отца: как только отец выскажет свое желание, любящий сын приложит все свои силы, чтобы исполнить его как можно лучше… Даже то, о чем отец не сказал прямо, сын выполнит, поскольку знает, что это будет угодно ему… Точно так же поступит и тот, кто по-настоящему любит своего Творца… Заповеди Торы станут для него тем, что раскрывает волю Творца и позволяет узнать, к чему склоняется Его желание. Он скажет: “Поскольку я уже понял, что Он, да будет благословенно Его имя, хочет этого, то мне следует делать это как можно больше и распространить на все сферы, в отношении которых я смогу сделать вывод о том, что и в таком случае Ему будут угодны подобные действия”».
[1] Буквально «путь земли». В зависимости от контекста, значение данного понятия может быть разным. Иногда оно означает то, как принято и достойно для человека вести себя в этом мире, а иногда имеется в виду работа, торговля и т. п.
[2] Выражается это в том, продолжает рабейну Йона, что он хочет как отдавать, так и брать. Такой подход полезен для общества, поскольку укрепляются связи между людьми. Но мудрый путь – стремиться отдавать и стараться не брать, как сказано: «…а ненавидящий подарки будет жить» (Мишлей 15:27).
[1] Раши, Рав из Бартануры, рабейну Йона.
Пишет рабейну Йона: учитель должен быть терпелив и добросердечен, чтобы много раз повторять одно и то же, пока ученики не поймут. Рашбец добавляет: если учитель будет сердиться на учеников за их вопросы, они будут бояться спрашивать и так ничему и не научатся.
[1] Один из первосвященников эпохи Второго Храма. Известен как несметным богатством, так и исключительным постоянством в изучении Торы. Следует отметить, в трактате Йома (35б) написано, что все имущество досталось этому мудрецу в наследство от его отца, а сам раби Элазар не принимал участие в торговых делах, проводя все время за изучением Торы.
[2] Мудрец эпохи Талмуда, ученик раби Йеуды а-Наси – составителя мишны. Гемара в трактате Таанит (21а) описывает, как вместе с раби Йохананом Ильфа изучал Тору, хотя оба они были очень бедны. Ильфа решил заняться торговлей, чтобы улучшить свое материальное положение. Когда он вернулся, то обнаружил, что его товарищ, раби Йоханан, возглавил ешиву. Ильфе сказали, что, если бы он, подобно раби Йоханану, не занимался торговлей, а продолжил бы учебу, главой ешивы был бы назначен он, а не раби Йоханан. В ответ на это Ильфа поднялся на корабль и пообещал: если найдется тот, кто попросит его объяснить барайту, а он не справится, то он спрыгнет и утопится. Один старик попросил его объяснить сложную и малоизвестную барайту, и Ильфа сделал это, показав тем самым, что не забыл изученное, несмотря на свое занятие торговлей.
[1] Рамбам утверждает, что леиштадель [обычно это слово переводят как «стараться»] означает «бороться».
По книге "Пиркей Авот. Собрание комментариев. Том 1" издательства "Кеилат Москва" (КЕРООР)
Ответ подготовил рав Авигдор Носиков, главный раввин г. Воронежа и области