НАПАДЕНИЕ
Прошлая недельная глава «Микец» закончилась ситуацией, когда эмоции были накалены до самого предела: Йосеф обвинил Биньямина в воровстве и захватил его в качестве своего раба. Йеуда, поручившийся перед Яаковом за Биньямина, предлагает себя вместо Биньямина. Это куда логичнее – честный раб куда лучше проворовавшегося. Однако Йосеф отвергает это предложение, не оставляя выбора Йеуде…
Йеуда в праведном гневе подступил к Йосефу. Мидраш говорит, что Йеуда готов был убить Йосефа и Фараона, если бы Йосеф немедленно бы не отпустил Биньямина. В момент, когда он пытался выхватить свой меч из ножен, тот у него чудом застрял, и Йеуде никак не удавалось достать его. Тогда Йеуда понял, что Всевышний против такого развития событий, и решил воспользоваться дипломатией. Он произнёс длинную речь, в которой описал странное поведение правителя Египта по отношению к сыновьям Яакова, и, апеллировал к страданиям, которые правитель Египта намеревался причинить их отцу Яакову, взяв Биньямина в рабство. «И будет: увидев, что нет отрока, он умрёт!» – говорит Йедуа о своём отце. В этой речи согласно Мидрашу он не забыл упомянуть и о том, как Всевышний однажды уже наказал Фараона за то, что он пленил прабабушку Биньямина – Сару, и что сейчас и Йосеф, и Фараон рисковали оказаться в такой же ситуации.
Всё это время остальные братья стояли молча. Они не вмешивались в спор, так как видели противостояние двух равных сил: Йосефа – царя Египта, и Йеуды – царя среди братьев. Братья решили: "Пусть сражаются цари – мы не будем вмешиваться в их дела". Тем не менее они были полны готовности ринуться в бой, если бы ситуация этого потребовала.
РАЗВЯЗКА
Когда ситуация достигла эмоционального апогея, когда Йосеф убедился, что и Йеуда, и все братья готовы отдать свою жизнь за Биньямина, он понял, что братья глубоко раскаялись в содеянном с ним много лет назад. Что будь он сейчас на месте Биньямина, со всеми его снами и со всей его прежней предвзятостью по отношению к братьям, они бы и за него готовы были отдать жизнь, несмотря ни на что…
Йосеф прогоняет всех своих охранников, повергнув их тем самым в шок – ведь он остаётся один против одиннадцати агрессивно настроенных крепкий людей. Когда они ушли, то Йосеф закричал: «Я Йосеф!!!». Несмотря на то, что Йосеф реально рисковал, оставшись без защиты, он не мог допустить публичного позора братьев в момент раскрытия. Он готов был пожертвовать своей жизнью, но не опозорить братьев.
Братья стояли в оцепенении. Они готовы были провалиться сквозь землю от великого стыда, который моментально охватил их. Они вдруг поняли, как глубоко ошибались в своём отношении к Йосефу, к ситуации. Поняли, насколько они были неправы, насколько они были жестоки по отношению и к самому Йосефу, и к своему отцу Яакову. «Жив ли ещё мой отец?» – продолжает Йосеф, намекая им на то, что они не пожалели Яакова тогда, много лет назад, когда безжалостно продавали Йосефа в рабство, веря в свою правоту и праведность… Братьям было нечего ответить – они стояли в оторопи от шока и стыда.
ПРИМИРЕНИЕ БРАТЬЕВ
Йосеф успокаивает братьев тем, что всё что произошло, было Б-жественным провидением. Что Всевышний специально всё сделал так, чтобы Йосеф оказался в Египте в роли правителя для того, чтобы обеспечить комфортное пребывание своей семьи в Египте во время охватившего все страны голода. Разумеется это никак не оправдывает братьев - несмотря на планы Всевышнего, выбор всегда остаётся в руках человека. Тем не менее задача Йосефа сейчас заключается в том, чтобы успокоить своих братьев, вывести их из состояния шока. Он также заверяет братьев, что в его сердце нет ненависти к ним за всё, что они с ним сделали.
Йосеф просит своих братьев незамедлительно отправиться в Землю Кнаан к Яакову и сообщить ему о том, что он жив, о том, что он достиг большого величия (всем родителям приятно слышать об успехах своих детей!), и что он ждёт его скорейшего переезда в Египет, так как ожидается ещё пять долгих лет голода.
Хорошо зная своих братьев, Йосеф просит их не ссориться в дороге, выясняя, кто был больше всех виноват в его продаже…
ПРИГЛАШЕНИЕ ФАРАОНА
Фараон очень обрадовался, узнав, что Йосеф происходит из известной семьи, что он не просто талантливый «выскочка», а прямой потомок Авраама, Ицхака и Яакова. Более того, он сделал простой расчёт – если один Йосеф принёс столько благословения Египту, то как сильно улучшат страну ещё 11 таких «Йосефов» и их отец Яаков, известный своей святостью, праведностью, силой и богатством. Он немедленно приглашает всех переселиться в Египет, обещая им выделить наилучшие земли.
Позже, когда евреи сильно размножатся и преуспеют в Египте, заняв все ключевые должности в политике, бизнесе и культуре, сделав Египет величайшим и богатейшим государством, он, как и многие антисемиты вслед за ним, пожалеет об этом, и начнёт свои антисемитские кампании. Но это будет потом, а сейчас он потирает руки в ожидании двузначных цифр роста ВВП.
ЯАКОВ СПУСКАЕТСЯ В ЕГИПЕТ
Мидраш говорит, что для того, чтобы не шокировать своего отца, братья решили потихоньку подготовить его к новости. Они попросили дочь Ашера Серах, которая умела искусно играть на арфе, петь песню про Йосефа неподалёку от Яакова. «Всё ещё Йосеф жив. Он правитель Египта. У него есть двое детей – Менаше и Эфраим» – напевала Серах. Прекрасная музыка и воодушевляющие слова стали усладой для Яакова. Он почувствовал, как душа его оживает. В благодарность за это он благословил Серах вечной жизнью. Согласно Мидрашу Серах прожила удивительно долгую жизнь – застала ещё царя Давида, а затем живой взошла в Ган Эден.
После этого братья приходят к Яакову и сообщают ему радостную весть. Яаков отказывается верить в это – столь несуразно и чудесно звучат их слова. Согласно Мидрашу здесь есть урок – после того, как человек соврал в чём-то, ему уже не будут верить даже тогда, когда он будет говорить правду.
Увидев многочисленные повозки, которые Йосеф с разрешения Фараона отправил Яакову в качестве подарков, Яаков убедился в том, что Йосеф действительно жив. И не просто жив, а праведен и хорошо помнит то, что он учил со своим отцом перед «пропажей». Дело в том, что посредством этих повозок, Йосеф намекнул ему на тему с агла аруфа («агла» созвучно со словом «агала» – повозка) – закон об ответственности старейшин города за безопасность путников: если в пустынном месте находят убитого человека, то старейшины ближайшего города должны принести в искупление совершенного преступления телицу).
Яаков решает отправиться в Египет. Причём помня о семейном предании, что его потомки пройдут через египетское рабство, он понимает, что он не просто едет встретиться с сыном, а переезжает навсегда, что начинается активная фаза изгнания – жизнь за пределами Земли Израиля. Поэтому прежде всего Яаков отправляется в Беер Шеву – место, где жил его отец Ицхак, и приносит там жертвы Всевышнему. Впервые за 22 года, которые он прожил в скорби по Йосефу, к нему возвращается пророческое видение и ему открывается Всевышний, который обещает ему сделать его потомство сильным и многочисленным в Египте, заверяет его, что он будет похоронен на Святой Земле, а не в идолопоклонническом Египте, и что Йосеф будет рядом с ним в день его смерти.
Яаков взял с собой всё своё имущество, накопленное в Земле Израиля. То же имущество, которое он накопил в доме Лавана (а мы помним, что это было большое состояние) он отдал Эсаву в обмен на его долю в пещере Махпела, где к тому времени уже были похоронены Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка. Не подобает злодею находиться среди праведников.
Однако прежде всего Яаков отправил в Египет своего сына Йеуду для того, чтобы тот подготовил там место для пребывания святой семьи, основав там Дом изучения Торы – ешиву.
СЕМЬДЕСЯТ ДУШ
Тора перечисляет всех тех, кто спустился вместе с Яаковом в Египет.
Реувен, а также его сыновья: Ханох, Палу, Хецрон и Карми. Всего 5 человек.
Шимон, а также его сыновья: Йемуэль, Ямин, Оад, Яхин, Цохар, Шауль. Мидраш говорит, Шауль был сыном Дины – сестры Шимона. Она потребовала от него взять её в жёны после того, как он убил Шхема, к которому она успела проникнуться любовью («стокгольмский», а точнее «шхемский синдром»). Всего 7 человек.
Леви, а также его сыновья: Гершон, Кеат и Мерари. У него также была дочь Йохевед – мать Моше. Всего 5 человек.
Йеуда, а также его сыновья: Шела, Перец и Зерах. А также к тому моменту уже родились сыновья Переца Хецрон и Хамул. Всего 6 человек.
Иссахар, а также его сыновья: Тола, Пува, Иов и Шимрон. Всего 5 человек.
Зевулун, а также его сыновья: Серед, Элон, Яхлель. Всего 4 человек.
Дина. Всего 1 человек (её сына мы засчитали выше).
Под-итог: всего 33 потомков Леи.
Гад, а также его сыновья: Цифйон, Хаги, Шуни, Эцбон, Эри, Ароди и Арэли. Всего 8 человек.
Ашер, а также его сыновья: Имна, Ишва, Ишви, Бериа. А также дочь Серах. К тому моменту у Берии уже родилось двое сыновей – Хевер и Малкиэль. Всего 8 человек.
Под-итог: всего 16 потомков Зилпы.
Йосеф, а также его сыновья: Менаше и Эфраим. Всего 3 человека.
Биньямин, а также его сыновья: Бела, Бехер, Ашбель, Гера, Нааман, Эхи, Рош, Муним, Хупим и Ард (Мидраш говорит, что все они были названы в память о любимом брате Йосефе). Всего 11 человек.
Под-итог: всего 14 потомков Рахели.
Дан, а также его сыновья: Хушим. Всего 2 человека.
Нафтали, а также его сыновья: Яхцель, Гуни, Йецер и Шилем. Всего 5 человек.
Под-итог: всего 7 потомков Билъи.
ИТОГО: 33+16+14+7 = 70
Семьдесят душ потомков Яакова пришло в Египет кроме самого Яакова и его жён.
ВСТРЕЧА
После долгих и тяжёлых 22-х лет разлуки Яаков наконец-то встречает своего любимого сына Йосефа. Мидраш говорит, что они горячо обнялись, когда встретились и Йосеф долго плакал на плече своего отца, а Яаков в это время благодарил Всевышнего за все Его фантастические чудеса и безграничное добро, читая Шма «Слушай, Израиль: Г-сподь – Б-г наш! Г-сподь един!».
Йосеф предлагает Яакову и братьям поселиться в отдалении от столицы Египта (Мемфиса) – в земле Гошен. Эта земля богата пастбищами, а египтянам претит животноводство, ибо они поклоняются баранам и овцам как божествам. Семья Яакова же как раз занималась животноводством, поэтому логично было бы ей поселиться там, тем более что там духовно безопаснее: меньше египтян – меньше разврата и идолопоклонства.
ЗНАКОМСТВО С ФАРАОНОМ
Йосеф приводит на знакомство пять своих самых физически слабых братьев, чтобы Фараон не сделал их своими военачальниками. Вместо этого Фараон просит Йосефа назначить наиболее опытных своих братьев ответственными за животноводство в стране.
Когда Яаков встретился с Фараоном, то Фараон спросил у Яакова сколько ему лет. Столь старым выглядел Яаков, что Фараон не смог удержаться от этого не очень корректного вопроса. Яаков ответил, что в свои 130 лет он выглядит намного старше из-за того, что его жизнь была тяжела и плоха. Согласно Мидрашу за эту неблагодарность по отношению ко Всевышнему, Яаков был сурово наказан – по году за каждую букву – всего 33 буквы. Яаков должен был дожить до 180 лет, как его отец Ицхак, но умер в возрасте 147 лет. Что же это, интересно, за 33 буквы? Удивительно, но это 20 букв, составляющих фразу «немногочисленны и плохи были годы моей жизни» (разумеется, на святом языке) и… сам вопрос Фараона: «Сколько тебе лет?». То есть Яаков был наказан не только за то, что он сказал, но… и за то, как он выглядел! Праведник должен всегда быть жизнерадостным, благодарным Всевышнему за каждую мельчайшую деталь, а не быть смурным. Даже тогда, когда, казалось бы, нечему радоваться и «жизнь – боль».
Яаков благословляет Фараона тем, что отныне Нил будет подниматься к его ногам, когда Фараон будет подходить к реке. В результате вода стала подниматься, поля орошаться и семь неурожайных лет закончились, едва начавшись – всего через два года. Вот что значит благословение праведника!
СОБИРАТЕЛЬ ЗЕМЕЛЬ ЕГИПЕТСКИХ
Тем не менее Йосеф как правитель Египта успел максимально эффективно использовать сложившуюся ситуацию в государственных интересах в первые два года. Сначала он продавал зерно за серебро. Когда у населения кончились деньги, то он продавал зерно за стада лошадей, ослов, крупного и мелкого рогатого скота, выкупив всех их без остатка. Затем Йосеф выкупил всю землю у египтян за зерно, а затем и самих египтян (они стали фактически рабами). Отныне вся земля в Египте принадлежала государству.
Для того, чтобы ввести и укоренить это серьёзнейшее изменение в жизни и устройстве Египта, Йосеф осуществил тотальное переселение жителей из одного города в другой (этот метод использовал в первой половине 20-го века в СССР и тёзка Йосефа – товарищ Сталин. Правда в отличие от Египта, где всё официально принадлежало государству, в СССР всё якобы принадлежало народу, а потому, конечно, сталинская насильная депортация «свободных» людей была абсолютно неприемлемой и преступной).
Больше никто не жил на исконной земле своих предков – каждый обрабатывал государственную землю.
Йосеф обеспечил всех жителей Египта зерном для еды и для посева, обязав каждого выплачивать 20% урожая в качестве платы за пользование землёй. Это объективно было очень либеральным решением – отчисление всего 20% урожая за пользование арендованными полями и семенами это практически даром (ещё одна разница между политикой Йосефа-праведника и Йосефа-злодея – процветания и спасения Египта и ужасного голода 30-х годов).
Сегодня такая ставка налога считается низкой. И это при том, что бизнес строится на свои деньги, а не на государственные. Немудрено, что люди были очень благодарны Йосефу за его мудрую политику. «Ты дал нам жизнь!» – говорили ему египтяне.
Священнослужители же в Египте не были порабощены и их земли не были переданы государству, потому что они были на довольстве от государства и получали зерно за своё служение. Соответственно им не было нужно ни тратить деньги, ни продавать свой скот, ни земли, ни самих себя. Это особый статус священнослужителей в Египте позволил впоследствии колену Леви избежать порабощения, но об этом мы будем говорить подробно в главе «Шмот».