БОЛЕЗНЬ ЯАКОВАУдивительно, но первым заболевшем человеком в мире был Яаков. Мидраш сообщает, что Яаков попросил Всевышнего создать в мире такое явление как болезнь перед смертью, чтобы побудить человека к раскаянию перед уходом из этого мира. Смысл болезни – заставить человека задуматься о том, что он не всевластен, что он зависит от милости Творца, что любой материальной жизни приходит конец, а потому не стоит делать материальность краеугольным камнем своей непродолжительной жизни.
Всевышний услышал просьбу Яакова, и вот в возрасте 147 лет, через 17 лет после переселения в Египет, Яаков заболевает и понимает, что смерть приближается. Он хочет быть похоронен в Маарат а-Махпела в Хевроне, где похоронены его жена Лея, его отец и мать, его дедушка и бабушка, а также Адам и Хава. Помимо желания быть погребённым в семейном склепе, Яаков опасается, что после смерти египтяне, падкие до служения идолам, сделают его одним из своих идолов и будут поклоняться ему, ведь чудесным образом с его приходом страшный неурожай закончился, и Египет стал ещё более преуспевающим государством, чем раньше.
Единственный, кто обладает достаточной властью для того, чтобы вынести тело святого из Египта, является Йосеф. Да и ему это будет сделать достаточно трудно, ведь суеверный Фараон наверняка будет против. Поэтому Яаков заклял Йосефа клятвой, что он похоронит его в Святой Земле – Фараон не посмеет вынуждать Йосефа нарушить клятву, данную святому Яакову перед смертью, ведь это может навлечь на него и весь Египет страшные наказания.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ МЕНАШЕ И ЭФРАИМАЭфраим – младший сын Йосефа – старался как можно больше времени проводить рядом со своим дедом Яаковом, изучая у него Тору. Когда Яаков совсем ослаб, Эфраим поспешил из земли Гошен в столицу, чтобы оповестить своего отца о приближающейся смерти Яакова.
Йосеф взял с собой своего сына и ближайшего помощника Менаше и вместе с Эфраимом они отправились к Яакову, чтобы успеть получить его благословение. Когда они прибыли к нему, то Яаков сделал над собой усилие ради уважения к царской власти, которой был наделён его сын, и сел на кровати (отсюда в том числе мы учим, что мы должны уважать всех правителей).
Яаков объявляет своих внуков Менаше и Эфраима равными по статусу своим детям, что означает, что у каждого из них будет свой надел в Земле Израиля, а колено Йосефа, по факту, разделяется на два колена: Менаше и Эфраима. Таким образом в разделе Земли Израиля принимали участие 12 колен, несмотря на то что колено Леви не получило надела на Святой Земле.
Йосеф подвёл своих сыновей к Яакову, поставив старшего Менаше по правую руку от Яакова, а младшего Эфраима – по левую. Однако во время благословения Яаков возложил свою правую руку на голову Эфраима, а левую на голову Менаше. На протесты Йосефа Яаков ответил, что делает так сознательно, так как, несмотря на то что Менаше старше, всё же Яаков особо подчеркнул Эфраима, потому что именно от него произойдёт Йеошуа – лидер еврейского народа после Моше, который приведёт народ Израиля в Святую Землю. Возможно, здесь свою роль сыграл тот фактор, что Эфраим большую часть времени посвящал изучению Торы вместе с Яаковом, а Менаше помогал своему отцу в государственных делах. При всей важности менеджмента и мудрого управления государством во благо жителей, изучение Торы куда более важно и приносит в мир намного больше благословения и блага. Удивительным образом здесь происходит практически то же самое, что и в ситуации с Яаковом и Эйсавом, когда Яаков хитростью забрал первородство у Эйсава. Тогда тоже Яаков посвящал всё своё время изучению Торы (как Эфраим сейчас), а Эйсав – мирским делам (как Менаше сейчас). Разница (и она огромная) заключалась в том, что Эйсав был злодеем и занимался мирскими делами ради личного удовольствия, а Менаше – ради блага людей. И тем не менее – первенство неоспоримо должно быть у мудрецов Торы, ибо Тора первична, а материальные блага вторичны.
Яаков благословил своих внуков тем, что они будут постоянно находится под Б-жественной защитой, что они будут праведными и что они будут очень многочисленными. И сегодня, благословляя своих сыновей, мы говорим: «Да благословит тебя Всевышний как Эфраима и Менаше».
Яаков также даёт Йосефу дополнительный надел в Земле Израиля в награду за то, что он позаботится о погребении Яакова в Хевроне. Это город Шхем, который Яаков получил вследствие нападения Шимона и Леви на жителей города в отместку за изнасилование Дины.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЫНОВЕЙ ЯАКОВАНепосредственно перед самой смертью Яаков собрал всех своих сыновей, чтобы благословить их и раскрыть им время избавления. Он передал им знак, по которому они узнают об избавителе из египетского изгнания – если кто-то придёт от имени Всевышнего и произнесёт слова «
пакод йифкод» (вспомнит вспомнит), означающие что Всевышний наверняка вспомнит о своём народе и пришлёт избавление, то ему можно верить. В будущих главах мы увидим, что народ Израиля поверил Моше именно вследствие этой фразы.
Далее Яаков поочерёдно благословил своих детей. Перечислим вкратце суть этих благословений.
РеувенНазван первенцем Яакова несмотря на свой грех (перенёс без спроса кровать своего отца из шатра Билъи в шатёр своей матери Леи после смерти Рахель). Яаков прославляет его за то, что он был праведным в отличие от других первенцев – Ишмаэля и Эйсава.
Тем не менее Яаков упрекает его за импульсивность и поспешность в принятии решений, которые и привели его к необдуманному решению, в результате которого он потерял право на священнослужение и царство, как подобало бы первенцу.
Шимон и ЛевиЯаков благословляет их вместе, хотя выражает его в форме упрёка. Каждый из них обладает большой силой и потенциалом, но вместе они негативно влияют друг на друга. Именно они перебили против воли отца всех жителей Шхема, именно они решили убить Йосефа. Яаков разделяет их и тем самым помогает им реализовывать заложенный в них потенциал на благо.
ЙеудаЯаков благословил его силой, благодаря которой он в дальнейшем, при завоевании Земли Израиля, сможет одолеть своих врагов. Он прославляет его осторожность, вдумчивость и благочестие; обещает ему, что власть будет находиться в его руках – именно его потомки будут царями еврейского народа, и именно из его потомков произойдёт Машиах, который приведёт мир к окончательному избавлению.
Яаков также благословляет Йеуду, что в его наделе в Земле Израиля будут большие урожаи винограда, а также там будут прекрасные пастбища для скота.
ЗевулунЯаков благословил его тем, что его надел будет на берегу моря, где будут водиться моллюски, используемые для изготовления красок (прежде всего, цвета
тхелет, в который красили нити цицит и который использовали для Храма), которые обеспечивали стабильный высокий доход. Также благодаря выходу к морю колено Зевулуна имело возможность заниматься морской торговлей и зарабатывать большие прибыли.
Своё богатство колено Зевулуна использовало для поддержки колена Иссахара, которое преимущественно занималось изучением Торы. Два этих колена поровну делили прибыли материальные и духовные. И сегодня в еврейском народе принят такой формат отношений: один преимущественно учится, а второй преимущественно работает, но заслугу от изучения Торы и заработки они делят пополам (или в некой другой пропорции – в зависимости от их договорённости). Это называется «договор Иссахара и Зевулуна». В дальнейших благословениях Моше, которыми он благословлял еврейский народ перед своей смертью, он сообщает, что особого благословения колено Зевулуна удостоится именно в заслугу своей поддержки колена Иссахара.
ИссахарЯаков сравнивает Иссахара с крепким ослом, который может выдерживать тяжёлую ношу. Это намёк на бремя Торы, которое в нашем материальном мире тяжело нести, ведь серьёзные занятия Торой требуют много времени, которого не остаётся на адекватные заработки. Подобно ослу, колено Иссахара пренебрегают собственным престижем во имя служения Всевышнему. Однако у него есть хорошая мотивация – он знает, насколько хорош покой будущего мира, который он получит в результате своего самоотверженного служения.
ДанЯаков благословляет его тем, что именно его потомок Шимшон одержит победу над филистимлянами.
ГадЯаков благословляет его тем, что его потомки станут особо успешными и отважными воинами, которые не потеряют ни одного воина во время длительной войны по завоеванию Земли Израиля.
АшерЯаков благословил его особо богатым урожаем оливок. Именно из его надела поставляли масло для службы в Храме. Именно в его надел Хашмонаим отправили посланников за чистым оливковым маслом из Иерусалима во время событий Хануки (его надел находился в четырёх днях пути от Иерусалима, а потому путь туда и обратно занял 8 дней – именно поэтому Менора в Храме чудесным образом горела ровно 8 дней, а не 7 или , например, 9).
НафталиЯаков благословил Нафтали особо богатым урожаем фруктов и других плодов.
ЙосефЯаков прославляет Йосефа за его праведность и стойкость – несмотря на все выпавшие на его долю испытания (и бедностью, и богатством, и приниженностью, и величием) он остался праведным.
Яаков благословил Йосефа тем, что над ним не будет властвовать дурной глаз и тем, что его потомство будет плодовитым.
БиньяминЯаков благословил Биньямина тем, что Храм будет установлен именно в его наделе. Мудрецы объясняют, что другие братья не удостоились этого, так как были замешаны в продаже Йосефа.
СМЕРТЬ ЯАКОВАЗакончив благословлять своих детей, Яаков заповедовал им похоронить его в Маарат а-Махпела в Хевроне. После этого Яаков лёг на кровать (до этого он сидел) и умер.
Йосеф приказал забальзамировать Яакова, что происходило на протяжении 40 дней. Наши мудрецы говорят нам, что за это Йосеф был наказан – он умер относительно в молодом для своей семьи возрасте 110 лет. После этих 40 дней египтяне оплакивали его ещё 30 дней и лишь через 70 дней Йосеф обратился к Фараону с просьбой разрешить ему выполнить посмертную просьбу своего отца – похоронить его в Святой Земле. Нехотя Фараон дал на это своё разрешение.
Огромная процессия, состоявшая из всей семьи Яакова (кроме малых детей), всех сановников Египта и всех важных людей Египта, вышла из Египта в сторону Святой Земли. Кнаанские цари, испугавшись вторжения, выступили со всей своей армией навстречу. Разобравшись, что речь идёт не о войне, а о похоронах великого Яакова, которого они хорошо знали, они присоединились к шествию. Египтяне, увидев, сколь велик почёт, который цари Кнаана оказывают Яакова, ещё больше зауважали его потомков. На протяжении всего пути, следуя указанию своего отца, только дети Яакова несли его носилки, не позволяя никому дотрагиваться до них.
ЗАКАТПосле смерти Яакова закончился семнадцатилетний период семейной идиллии. Йосеф отдалился от своих братьев, перестав приглашать их к себе. Испугавшись того, что теперь, после смерти Яакова, Йосеф примется мстить братьям, они отправили к нему сначала посланника, который сообщил ему, что якобы Яаков перед смертью попросил передать Йосефу не наказывать своих братьев. Следом за этим братья пришли к нему на поклон, прося прощения.
Йосеф успокаивает своих братьев тем, что всё произошедшее было от Всевышнего, и что он будет и дальше продолжать заботиться о братьях и их детях.
Йосеф умер в возрасте 110 лет, успев при жизни взрастить ещё своих правнуков. Перед смертью Йосеф сообщает братьям, что Всевышний непременно выведет их из Египта, и заклинает их вынести тогда его останки из Египта вместе с ними. По обычаю Египта Йосеф был забальзамирован и положен в саркофаг.
ХАЗАК, ХАЗАК ВЕ-НИТХАЗЕК!
ЗАКОНЧИЛАСЬ КНИГА "БЕРЕШИТ"