УПРЁКИ
В конце прошлой недельной главы Моше упрекнул Всевышнего за то, что в результате его миссии фараон не только не отпустил евреев, но и, наоборот, сделал их рабский труд ещё тяжелее. В ответ на это Всевышний упрекает Моше за маловерие.
Всевышний говорит Моше, что ни Авраам, ни Ицхак, ни Яаков не требовали от Всевышнего исполнения обещаний и продолжали безоговорочно верить Ему даже тогда, когда, казалось бы, ситуация развивалась вопреки обещанию. Например, Всевышний обещал отдать Землю Израиля Аврааму и его потомству, но при этом, когда у Авраама умерла Сара и ему необходимо было место для её захоронения, ему потребовалось покупать его за большие деньги. Моше же, в отличие от них, усомнился в справедливости Б-га.
На это Всевышний ему говорит, что Его имя – Г-сподь. (Так мы переводим на русский язык непроизносимое четырёхбуквенное Имя Б-га, состоящие из букв «йуд», «эй», «вав» и «эй»). Это имя означает, что Всевышний неизменен, что Он был, есть и будет. Оно также означает проявление Б-га через Его качество милосердия. Выходи, что Всевышний милосерден всегда – даже тогда, когда кажется, что происходят какие-то несчастья – на самом деле, в конечном итоге, они исключительно для целей добра. И так мы говорим во время чтения «Алель», состоящим из псалмов Давида: «Славьте Г-спода, поскольку хорош Он, ведь всегда Он милостив» – даже в то время, когда на нас обрушиваются страдания и невзгоды.
После этого Всевышний отправляет Моше к еврейскому народу, чтобы сообщить им о том, что Он услышал их стенания и их молитвы и теперь непременно спасёт их и приведёт в Святую Землю.
Здесь приводится четыре выражения спасения и освобождения, в память о которых мы пьём четыре бокала вина (или виноградного сока) в Песах: выведу, спасу, избавлю и возьму.
ТЕРПИЛИВОСТЬ И УВАЖЕНИЕ
По указанию Всевышнего Моше отправляется к евреям с этим обнадёживающим известием, однако люди не прислушиваются к нему.
Моше считает, что вся причина заключается в том, что он косноязычен. Поэтому, когда Всевышний говорит ему идти к фараону с просьбой отпустить еврейский народ, то Моше говорит Ему, что фараон тем более не послушает его, если даже свои не послушали…
Однако Моше не знает, что народ не послушал его из-за непосильных трудов, который напряг их до предела и сделал невосприимчивыми к очередным добрым вестям (в прошлый раз эти «добрые вести» привели к тому, что их рабское положение стало ещё тяжелее).
Тем не менее Всевышний слышит переживания Моше и даёт ему в помощь Аарона, который отныне будет его «устами» (спикером).
По факту сейчас начинается настоящая миссия Моше и Аарона по освобождению евреев из рабства, и поэтому Всевышний наставляет их относиться терпимо к еврейскому народу (несмотря на их жестоковыйность) и уважительно относиться к фараону (хотя он ужасный злодей).
РОДОСЛОВНАЯ МОШЕ И ААРОНА
Тора прерывает повествование об истории освобождения и переходит к описанию родословной колен Реувена, Шимона и Леви. Дальше Леви Тора не продолжает описание, поскольку её целью было привести родословную Моше и Аарона, которые с этого момента и практически до конца становятся центральными фигурами всего повествования Торы. Зачем же приведены Реувен и Шимон? Либо для того, чтобы не принизить эти колена, опустив их, ведь Реувен и Шимон родились до Леви. Либо для того, чтобы показать, что несмотря на порицание этих трёх колен Яаковом перед смертью, они тоже являются достойными коленами.
Из перечисления потомков Реувена, Шимона и Леви мы видим, в том числе, то, что евреи были в Египте к тому времени уже 210 лет, из которых 116 лет они находись в рабстве. Мы также узнаём несколько любопытных и важных деталей, что Аарон женился на Элишеве – сестре Нахшона бен Аминадава, который в последствии первым ринется в тростниковое море и благодаря самоотверженности которого оно расступится. Также мы узнаём, что сын Аарона – Элазар, – который впоследствии станет первосвященником вместо своего отца, женился на одной из дочерей Итро, став свояком Моше. От этого брака произошёл Пинхас.
DO LET MY PEOPLE GO
Всевышний отправляет Моше и Аарона к фараону, заранее предупредив их, что фараон их не послушает – пусть они не удивляются этому. В этом и состоит замысел Всевышнего: из-за упорства фараона Всевышний сможет обрушить не Египет многочисленные казни, которые покажут евреям, что именно Всевышний, а не идолы, правит миром. Что стоит верить и полагаться только на Б-га, что все силы природы, все идолы – всё это не имеет никакой силы. Будет так и только так, как хочет Всевышний. В этот момент Моше было 80 лет, а его старшему брату Аарону – 83.
Придя к фараону, они делают чудо в подтверждение того, что их послал Сам Всевышний, – Аарон бросает на землю свой посох и тот превращается в змея. Фараон лишь усмехнулся – он позвал своих мудрецов и чародеев, и они сделали то же самое с помощью колдовства. Тогда посох Аарона вернулся к своему начальному состоянию и… поглотил все остальные посохи. Здесь фараон должен был бы сильно удивиться – никто из его свиты не в состоянии был повторить такого. Более того, это должно было ему напомнить историю со снами фараона (есть разные мнения был ли этот фараон тем же человеком или нет), которые растолковал Йосеф, из чего можно было сделать простой вывод – как толкование снов Йосефа было бесспорно для всех (и признанно всеми) от Всевышнего, так и это чудо – от Всевышнего. Но фараон не поддался этому секундному колебанию – он укрепил своё сердце, объяснив это происшествие некими магическими силами.
ПЕРВАЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – КРОВЬ
На следующий день, рано утром, Моше встречает Фараона у реки Нил. Тот ходил туда каждое утро – официально, чтобы омыться, а на самом деле для того, чтобы опорожниться. Он выдавал себя за божество и тщательно скрывал, что у него есть простые человеческие потребности.
Моше предупреждает его, что если он не отпустит еврейский народ, то вся вода в реке превратится в кровь, в результате чего погибнет вся рыба и поднимется страшная вонь от реки, и не будет никакой возможности очистить эту воду, сделав её пригодным для питья.
Ожидаемо фараон не прислушался к этому. Через 21 день после предупреждения Аарон ударил посохом по воде в реке, и вся вода превратилась в кровь. Причём не только вода в реке, но и вообще вся вода в Египте – даже та, что была в закрытых сосудах. Фараон вновь призвал своих чародеев, и те при помощи воздействия злых духов (не с помощью колдовства, как с посохом) также обратили воду в кровь.
Откуда они взяли воду, если вся вода превратилась в кровь до этого? Мидраш говорит, что у евреев была вода – даже когда они черпали кровь из реки, она превращалась у них в чистую воду. Когда египтяне отбирали эту воду у евреев, то она тут же превращалась в кровь. Когда же они покупали её за полную стоимость, то она оставалась водой. Казнь эта длилась на протяжении семи дней, и евреи, очевидно, неплохо заработали на этом. Так вот чародеи купили воду у евреев и её превратили в кровь.
Как ни странно, Фараона это не смутило. Доказав всем и, прежде всего, себе (сомнения-то у него мелькали), что и его маги умеют превращать воду в кровь, он успокоился и не стал отпускать евреев. Вероятно, он подумал, что Аарон просто более опытный маг и знает какие-то дополнительные приёмы, но в целом-то всё это дело нечистых сил.
Отдав распоряжение закупить достаточно воды для царского двора, он отправился во дворец. Остальные же египтяне были не столь беспечны – они судорожно искали воду, копая землю вокруг реки, но безуспешно. Лишь через 7 дней кровь вновь превратилась в воду.
Сутью первой казни было показать евреям, что Нил – это не божество, а просто река. Всевышний может сделать с ней всё что угодно – захочет и обратит в кровь, а захочет – снова обратит в воду.
Любопытно, что именно Аарон осуществлял эту казнь. Мудрецы объясняют, что когда-то Моше был спасён в воде и теперь негоже было ему поражать воду – это было бы проявлением неблагодарности. Отсюда нам нужно сделать вывод, что даже если за такую пассивную помощь нужно быть благодарным – и даже не человеку, а неодушевлённому предмету – то тем более нужно быть благодарным человеку, делающему для нас что-то.
ВТОРАЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – ЖАБЫ
Моше вновь приходит к фараону и вновь ставит ему ультиматум. На этот раз он звучит так – свободу евреям или весь Египет наполнится жабами. Фараон, как водится, не внял предупреждению и вот, через 21 день Аарон простер свою руку над водами и из реки вышло несчётное количество жаб. Мидраш говорит, что вышла одна большая жаба, которую египтяне пытались убить палками, но при каждом ударе она распадалась на множество жаб, каждые из которых потом при ударах распадались на множество жаб – и так далее.
Жабы быстро наполнили весь Египет. Они были везде – в еде, на теле, в посуде, в одежде, запрыгивали в рот, и даже проникали в пищевод, где продолжали квакать… Это было ужасно противно. От жаб не было никакого спасения. Но евреев они не трогали – чудесным образом они не приближались ни к ним, ни к их жилищам.
Была ещё одна существенная проблема. У Египта были споры о границе с прилежащими государствами – египтяне несправедливо претендовали на чужие территории, так вот жабы наполняли всю настоящую территорию Египта, ни на сантиметр не вылезая за реальные границы, наглядно показав всем, где именно проходят границы.
Хотя маги фараона с помощью злых духов снова повторили это чудо и навлекли на Египет ещё больше жаб, они не могли отменить эту казнь. Фараон пытался закрыться в своём дворце, но жабы чудесным образом проникали внутрь сквозь стены. Не выдержав, фараон обратился к Моше с просьбой отменить эту казнь – фараон готов был отпустить евреев!
Моше предложил фараону самому выбрать, когда ему отменить эту казнь – это должно было дополнительно подчеркнуть то, что для Всевышнего нет ничего невозможного. Фараон сказал: «Завтра!». Удивительно, почему он не сказал «немедленно!», ведь он не мог терпеть этого состояния. Но он до последнего надеялся «подловить» Моше – пусть даже и путём собственных страданий. Это характерно для злодеев: они готовы испытывать страдания и сами – лишь бы страдали другие …
На следующий день казнь прекратилась, и все лягушки сдохли. Кроме тех, что прыгали в горящие печи, освящая тем самым имя Всевышнего, – они, наоборот, ожили и вернулись в реку. Египтяне собрали всех лягушек в огромные кучи, которые издавали ужасный зловонный запах на протяжении ещё долгого времени.
Как только казнь закончилась, фараон вздохнул с облегчением и… тут же передумал отпускать евреев. Это тоже поведение характерное для злодеев – просить людей или Б-га о помощи в момент нужды, давая щедрые обещания, а потом, когда проблема минует, «забывать» об этом.
ТРЕТЬЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – ВШИ
Третья казнь обрушилась на Египет без предупреждения – как наказание за упорство фараона в первых двух казнях. Аарон поднял посох и ударил им по праху земли – и прах во всей земле Египта превратился во вшей. Их было просто несметное количество и от них нельзя было никак скрыться ни людям, ни скоту.
На этот раз маги фараона не смогли повторить эту казнь. «Это перст Б-жий!» – признали они наконец-то. Однако фараон в своём злодействе собрал свою волю «в кулак» и не принял эту информацию, объяснив себе это особыми магическими способностями Аарона и никчёмностью своих чародеев.
Все казни длились по умолчанию семь дней. Соответственно на протяжении всех семи дней египтяне неимоверно страдали от этой ужасной напасти, евреев же эта казнь не поразила.
ЧЕТВЁРТАЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – ДИКИЕ ЗВЕРИ
За 21 день до начала следующей казни Моше пришёл к фараону и предупредил его о качественно новом уровне казни, которая ожидает Египет, если фараон не отпустит евреев. Если до этого казни лишь делали жизнь египтян сложной и порой невыносимой, то нынешняя казнь была уже физически опасной – дикие звери должны были наполнить весь Египет и убить большое количество граждан.
Фараон не внял предупреждению, и Египет наполнили дикие звери. Египтяне гибли в огромных количествах, а евреев звери не трогали. Одумавшись, фараон позвал Моше и Аарона и сказал им, что они могут принести жертвы своему Б-гу здесь, в Египте, и им не нужно для этого выходить в пустыню. Моше сказал, что еврейские жертвоприношения будут оскорблять чувства верующих египтян, и египтяне за это побьют евреев камнями. Чтобы этого избежать, нужно отойти от Египта минимум на три дня пути (столько времени идти до горы Синай).
На удивление фараон согласился с этим доводом, согласившись отпустить евреев на три дня пути. Он, конечно, рассчитывал, что евреи принесут жертвы и вернутся, но Моше совершенно не обещал ему этого. «Помолитесь за меня!» – почти слёзно попросил фараон.
Моше пообещал фараону, что завтра же все дикие звери исчезнут из Египта. Он вышел за пределы города, который был наполнен идолами, и вознёс молитвы Б-гу. Всевышний принял его искреннюю молитву. Мудрецы подчёркивают, что это была не просто молитва «для галочки» – Моше действительно горячо молился, вкладывая в молитву все свои душевные силы. И тем не менее фараон в очередной раз передумал после того, как опасность миновала.
В отличие от жаб, дикие звери не умерли, оставшись лежать на улицах, ведь тогда их шкуры бы стали ценной добычей. Они просто ушли в никуда – исчезли, не оставив и следа.
ПЯТАЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – МОР СКОТА
Всевышний повелевает Моше вновь отправиться к фараону с ультиматумом – или он отпускает евреев, или весь египетский скот, который находится в поле, будет умерщвлён. В отличие от остальных казней, срок на раздумья здесь составил не 21, а всего лишь один день, чтобы египтяне не сказали, что это Моше наслал какую-то болезнь, которая распространилась по Египту.
Были египтяне, которые уже поняли, что происходит, и что со Всевышним шутки плохи. Они загнали свой скот в стойла и в дома и не выпускали его до тех пор, пока не пройдёт казнь. Их животные выжили. А вот весь остальной скот, принадлежавший египтянам, который они выгнали в поле, пал.
Фараон вновь ожесточил своё сердце и не выпустил евреев.
ШЕСТАЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – ЯЗВЫ
Всевышний сказал Моше и Аарону взять полные пригоршни сажи и подбросить их вверх. Причём Аарон должен был пересыпать свою сажу в руки Моше (чудесным образом у Моше получилось удержать в руках весь объём), и уже Моше подбрасывал сажу вверх. Она долетела до самого неба и обрушилась вниз, накрыв весь Египет и прилипая к коже египтян и к коже оставшегося в живых скота. Соприкасаясь с кожей, эта сажа вызывала страшные ожоги, которые превращались в нарывы и язвы.
На этот раз уже сам Всевышний скрепил сердце Фараона. Тот может быть и отпустил бы евреев после этой казни, но было уже поздно. Фараон пренебрёг пятью явными чудесами Всевышнего и сделал всё, чтобы уговорить себя в том, что это лишь магия, а не Всевышний. Он не внимал ни своему народу, которые уже после первой казни умоляли его отпустить евреев, ни своим чародеям, которые уже на третьей казни признали Всевышнего. Больше фараон не заслуживал милосердия Всевышнего, который давал ему столько возможности для раскаяния. С этого момента фараон превращается в куклу в руках Всевышнего, который использует его для того, чтобы обрушить на Египет ещё четыре казни и тем самым пробудить в евреях веру в Б-га.
СЕДЬМАЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – ГРАД
Всевышний отправляет Моше к фараону уже не с ультиматумом, а просто с предупреждением, что завтра Египет ожидает очень сильный град, которого не было прежде в Египте. Однако Моше говорит фараону, что каждому, кто хочет спасти свой скот от града, следует завести его в стойла и в дома. Те же, кто оставят свой скот в поле – убьют его.
В назначенное время с небес начал падать огненный град – огонь внутри льда, которые заключили мир между собой ради исполнения воли Всевышнего. Град был на всей территории Египта, кроме земли Гошен, где жили евреи. Град уничтожил людей и скот, которые были на открытом пространстве, а также поломал все деревья, уничтожил урожай льня и ячменя.
Фараон попросил Моше остановить казнь и обещал отпустить еврейский народ. Моше ответил ему, что он помолит Б-га об отмене казни, но при этом заявил ему, что знает, что фараон в очередной раз обманет его. Так и произошло.