KEРООР DIGEST #3
Главы "Матот" и "Масей"
24 Тамуза 5780 (16 июля 2020)
ТЕМЫ НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ
Краткое содержание главы "Матот"
1. Всевышний заповедует народу Израиля исполнять все взятые на себя клятвы, обеты, обещания и т.д. Отныне еврейское слово – железно. Впрочем, если клятву даёт незамужняя дочь или замужняя женщина, то отец или муж соответственно могут отменить её обет в определенных условиях.

2. Война народа Израиля против мидьянитян под предводительством Пинхаса. Двенадцатитысячное войско (1000 от каждого колена) одержало абсолютную победу над Мидьяном без жертв со стороны еврейского народа. Захвачено большое имущество и множество пленных.

3. Всевышний заповедует разделить трофеи:
a. Имущество, состоящее из «шалаль» (одежд и украшений), «малкоах» (скота и пленных) и «баз» (остального движимого имущества), делилось следующим образом: шалаль и баз принадлежат воинам. Малкоах делится между воинами и остальным народом.
b. 50% от малкоах получают войны. Из своей части они должны были отдать 1/500 часть Первосвященнику (Элазару сыну Аарона) для ритуальных нужд.
c. 50% от малкоах получает весь остальной народ. Из своей части они должны были отдать 1/50 колену левитов.
Итого: войны получили 49,9% от малкоах, остальной народ – 49%, левиты – 1%, Элазар а-Коэн – 0,1%.

4. Всего было малкоах:
a. Мелкого рогатого скота – 675.000 голов
b. Крупного рогатого скота – 72.000 голов
c. Ослов – 61.000 голов
d. Пленных (девочек и девушек) – 32.000 человек

5. Воеводы (предводители тысяч и предводители сотен) принесли дополнительные приношения Б-гу (из шалаль) за то, что никто из солдат не погиб. Общий объём их приношений составил 16.750 шекелей золота (около 191 кг, примерно 11 млн долларов по текущему курсу).

6. Колено Гада и Реувена, которые были отважными воинами и накопили за время последних войн большие богатства, просят Моше передать им в наследие надел на восточной стороне реки Иордан, то есть земли эморейцев и башанцев.

7. Моше протестует против этого и обвиняет колена Гада и Реувена в том, что они хотят избежать войны за Землю Израиля и сидеть в покое, в то время, что их братья ведут войну по ту сторону реки.

8. Колена Гада и Реувена заверяют Моше в том, что он их неверно понял – они пойдут во главе войска и не вернутся на восточную сторону реки Иордан до тех пор, пока не завоюют всю Землю Израиля вместе с остальным народом. Они просят только оставить на этой земле свой скот, а также детей и жён.

9. Моше соглашается с этим и обуславливает передачу этих земель коленам Гада и Реувена их участием в войне за Землю Израиля.

10. Северную часть восточного берега Моше передаёт половине колена Менаше.
Краткое содержание главы "Масей"
1. Народ Израиля находится в степях Моава (Арвей Моав), готовый войти в Землю Израиля после 40 лет странствий по пустыне. Тора перечисляет все стоянки, где останавливался народ Израиля. Где-то они проводили буквально несколько дней, а где-то – несколько лет:

Первый год странствий (14 переходов):
1) Рамсес
2) Суккот
3) Этам
4) Пи а-Хирот
5) Мара
6) Элим
7) Ям Суф
8) Мидбар Син
9) Дафка
10) Алуш
11) Рефидим
12) Мидбар Синай
13) Киврот а-Таава
14) Хацерот

38 лет странствий (20 переходов):
1) Ритма
2) Римон Перец
3) Ливна
4) Риса
5) Кеалата
6) Ар Шефер
7) Харада
8) Макэлот
9) Тахат
10) Тарах
11) Митка
12) Хашмона
13) Мосерот
14) Бней Яакан
15) Хор а-Гидгад
16) Яатвата
17) Аврона
18) Эцион Гавер
19) Мидбар Цин (Кадеш)
20) Ор а-Ар

Последний год странствий (8 переходов):
1) Цалмона
2) Пунон
3) Овот
4) Иэй а-Аварим
5) Дивон Гад
6) Алмон Дивлатайма
7) Арей а-Аварим
8) Арвот Моав

2. Всевышний заповедует изгнать все народы, населяющие Святую Землю, и уничтожить места для поклонения идолам.

3. Тора описывает географические границы Земли Израиля, в которой будет жить народ Израиля. Они, в целом, похожи на сегодняшние границы, только включают в себя также и сектор Газа, и другие территории сегодняшней Палестинской автономии. Исключение составляет северная граница Земли Израиля – тогда она доходила почти до современного Хомса в Сирии.

4. Всевышний назначает лидеров колен Израиля, которые вместе с Йеошуа бин Нуном и Элазаром а-Коэном войдут в Святую Землю, чтобы унаследовать её.

5. Всевышний заповедует сынам Израиля выделить из своих наделов города для колена Леви, которые не получили собственного надела в Земле Израиля. Всего таких городов 48, из которых 6 городов-убежищ и 42 обычных города левитов. Количество городов к каждом наделе зависело от его размера (а размер – от численности колена).

6. Каждый город левитов должен быть окружен открытым пространством на тысячу локтей (500 метров) и полями или виноградниками ещё на тысячу локтей.

7. Всевышний дает заповедь о городах-убежищах, куда должен отправиться жить каждый, кто совершил непредумышленное убийство по неосторожности (не по чистой случайности, и не по преступной халатности). В этом городе его не сможет убить кровный мститель – во всех других же местах кровный мститель может убить убийцу своего родственника и не понести за это наказания.

8. Тора заповедует наказывать убийцу, совершившего умышленное убийство, смертной казнью, и запрещает принимать за него выкуп. Также запрещено принимать выкуп за убийцу, убившего по неосторожности – он должен оправиться в город-убежище и находиться там до смерти Первосвященника.

9. Продолжение истории с дочерьми Цлофхада из колена Менаше, не имевшим братьев, которым в главе Пинхас был обещан надел в Земле Израиля, который полагался бы их отцу, если бы он был жив. На этот раз с вопросом о юридическом казусе приходят братья Цлофхада. Они говорят, что если дочери Цлофхада выйдут замуж за представителей других колен, то их надел навеки уйдёт из их колена, так как принадлежность к колену и наследование идёт по отцу.

10. Всевышний постанавливает, что в подобных ситуациях запрещается женщине выходить замуж за представителя другого колена. Дочери Цлофхада играют свадьбу со своими двоюродными братьями, чьи отцы, собственно, и приходили к Моше с вопросом (весьма эффективный способ свататься!).

11. На этом заканчивается глава Масей и вся книга Бемидбар.
Хазак, хазак ве-нитхазек!

КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Мы с вами находимся в периоде трёх траурных недель в память о разрушении Храма.
Во время этих дней мы больше задумываемся о неудобствах, связанных с законами этого периода: не стричься, не бриться, не слушать музыку, чуть позже добавятся запреты есть мясо и пить вино, стирать и так далее. Но давайте подумаем вот о чём: а что происходило в это время в Иеруслаиме 1950 лет назад?

17-го Тамуза римские войска сумели прорваться в Иерусалим и начали захват города. Самоотверженная битва защитников Иерусалима продолжалась до последней капли крови вплоть до 9-го Ава, когда римляне дошли до сердца Иерусалима – Храма, разграбили его и подожгли. Каждый защищал свой город, свою семью, своих детей как мог – кто с оружием в руках, кто с мотыгой, а кто просто с палкой. Разъярённые длительной осадой и пьяные до крови римляне безжалостно вырезали всех – стариков, больных, женщин, детей. Кровь заливала улицы Иерусалима, где прежде резвились те дети, что сейчас лежали бездыханно на земле. Это был ад. Трёхнедельный ад…

Три недели на взятие города после того, как были пробиты стены – это довольно длительный срок. Это говорит нам не только о самоотверженности защитников, но и об их количестве, о размерах города, о количестве погибших…

Еврейский народ умеет помнить и умеет скорбеть. Мы не ограничиваемся демонстративной минутой молчания в суматохе дел. Мы сидим в трауре все три недели (31.680 минут), постясь в начале и в конце, оплакивая павших, оплакивая разрушенный Храм и задумываясь о том, как мы можем сделать себя и мир вокруг нас лучше, чтобы больше нам не добавлялось бед, чтобы в мире было меньше боли и страдания.
Ради этого можно и не побриться…

Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР


Издаётся при поддержке Агентства недвижимости "Шапира".

Покупка, продажа, аренда квартир и вилл в Иерусалиме.

www.Shapira-Dom.com, +972-546-259-458

АЛАХА
Умение промолчать
Учили мудрецы: «Не может устоять мир, если нет в нем людей, способных смолчать во время ссоры». Есть даже мнение, что Тора запрещает отвечать и как-либо реагировать в момент ссоры. Вообще, нужно очень избегать пламени конфликта, сжигающего все на своем пути.

Сто лет назад существовало такое понятие «День стирки». Это был нелегкий день. Стиральных машин и специальных порошков тогда не было — все стирали своими руками.
Однажды в такой день хозяйка закончила стирку и развесила мокрое белье на веревки, натянутые во дворе.
Ее соседке показалось, что сушащаяся одежда мешает проходу. Она разозлилась, и, недолго думая, перерезала все веревки. Чистое белье упало на землю.
Как только женщина увидела, что сделала ее соседка, она уже открыла рот, чтобы высказать все, что она думает о таком ужасном поступке. Однако ей удалось сдержаться и не начинать ссору. Она молча собрала всю одежду и пошла стирать ее заново. После этого, чтобы избежать очередного конфликта, она отправилась в соседний квартал (!) и там повесила белье.
Вечером вернулся муж, но и в этот момент она сдержалась и ничего не рассказала ему. Это было вовсе нелегко — держать все в себе и не поделиться даже с близким человеком. Неожиданно раздался стук в дверь. На пороге стояла заплаканная соседка: «Прости меня, пожалуйста! — умоляюще произнесла она, — Бог уже наказал меня — мой малыш заболел, у него высокая температура!» Праведная женщина сразу сказала, что прощает ей, и пожелала мальчику скорейшего выздоровления.
Надо сказать, что у этой пары не было детей. Прошло совсем немного времени, и счастливый момент, которого они с мужем ждали столько лет, наступил. У них родился сын. И какой сын! Эта замечательная женщина стала матерью рава Йосефа Шалома Элияшива — главы поколения.

По книге "Пути мира и добра" рава Ицхака Сильвера


эссе на тему недельной гЛавы
Правильные приоритеты
«И подошли они к нему и сказали: мы построим загоны для скота здесь и города для наших детей» (Бемидбар, 32:16)
Народ Израиля достиг степей Моава, своеобразного трамплина для завоевания Кнаана, и завоевание стало неизбежным. Однако колена Гада и Рувена, владеющие большим поголовьем скота, предпочли пышные пастбища восточного берега Иордана наделам в Земле Израиля. Они попросили у Моше разрешения на то, чтобы получить там наделы.
Моше ругал их за то, что они предоставляют другим воевать в Кнаане, в то время как сами будут обживать свои пастбища. Кроме того, их нежелание пересекать границу деморализует других, и в этом они ничем не отличаются от разведчиков, отчет которых о земле Израиля деморализовал евреев 38 лет назад.
Представители колен Гада и Реувена ответили: «Вот то, что мы хотим сделать: мы хотим построить загоны для скота и города для наших детей. Потом мы присоединимся к армии и пойдем во главе нее – воевать до тех пор, пока земля не будет завоевана и поделена. Только тогда мы вернемся в наши дома».
Моше ответил так: «Постройте города для ваших детей и загоны для ваших овец, а то, что вышло из ваших уст – исполните» (Бемидбар 32:24).
Обратите внимание на то, как Моше поменял порядок приоритетов. Они хотели построить загоны для скота и города для детей. Прежде всего – забота о скоте. Надо убедиться, что для них достаточно загонов и хлевов, чтобы они не убежали, не потерялись в лесах и не были украдены.
Овцы и коровы – ценное имущество, и надо хорошенько о них позаботиться. И лишь затем построим «города для наших детей», т. е. мы обеспечим наших детей местом, где они будут жить, пока мы будем сражаться на войне.
Моше говорит им иное: вы неправильно расставляете приоритеты. Прежде всего – «построить города для детей». Убедитесь в том, что у детей есть все, в чем они нуждаются. После этого вы можете «строить загоны для скота». Сначала – забота о детях, и лишь потом – о животных.

Рав Иссахар Франд (источник: beerot.ru)


Стихотворение недели
Если клятвой поклянёшься
Или дашь обет пред Богом,
То от них не отмахнешься
И душа твоя - залогом!

Средь прочих мудростей бесценных
Тора дарует нам совет:
При всех решеньях несомненных
Не торопись принять обет!

Сказать и сделать - где просчёты?
В чём преступления состав?
Бывают в жизни переплёты...
Так сделай, лучше не сказав!
Рав Михаэль Фрумин, главный раввин Саратова и области

трактат "авот"
Глава 1, мишна 2
Шимон а-Цадик (Шимон-Праведник) был из последних мужей Великого собрания. Он говорил: «На трех вещах стоит мир: на Торе, на служении Б‑гу и на добрых делах».
Мир создан ради трех основ и поддерживается ими
Рамбам объясняет, что выражение «стоит мир» подразумевает совершенное и полноценное существование мира, которое опирается на мудрость [Тора], душевные качества людей [добрые дела] и исполнение заповедей Торы [служение].
Многие комментаторы понимают слова мишны буквально: существование мира поддерживается тремя этими основами, без них мир бы полностью исчез.
Рабейну Йона и Рав из Бартануры относят слова мишны к Творению мира – мир был сотворен ради трех этих основ.
Рав из Бартануры в подтверждение такому пониманию приводит слова мудрецов из трактата Таанит (27б): если бы не жертвоприношения [служение], то небеса и земля не могли бы существовать. Кроме того, Рав из Бартануры доказывает, что Тора и добрые дела также являются необходимыми условиями Творения. Он пишет: «На Торе» – если бы евреи не приняли Тору, мир не был бы сотворен». В доказательство он приводит слова Йирмеяу (33:25): «Если бы не Мой союз с днем и ночью [то есть – если бы не Тора, о которой сказано: «Занимайся ею днем и ночью» (Йеошуа 1:8)], не установил бы Я законов неба и земли [не сотворил бы Вселенную]». Рав из Бартануры продолжает: «И на добрых делах», как сказано: «Мир строится благодеянием» (Теилим 89:3)».
Рабейну Йона пишет: мир создан ради Торы, служения и добрых дел, поскольку они – «желание» Творца, то есть мир создан для людей, которые будут «желанны» Творцу исполнением трех этих вещей.
Творение мира и его существование обеспечены Торой
Мудрецы сообщают, что целью творения мира была Тора, толкуя первые слова Пятикнижия «В начале сотворил Б-г…» (Берешит 1:1) следующим образом: Б‑г «сотворил» ради Торы, которая названа «начало» (Берешит Раба 1, 1). Аналогично объясняет Талмуд (Псахим 68б) слова пророка Йирмеяу (33:25): «Если бы не Мой союз с днем и ночью, не установил бы Я законов неба и земли»: если бы не Тора, которая называется «союзом Г‑спода» [и о которой сказано: «Занимайся ею днем и ночью» (Йеошуа 1:8)], не были бы сотворены небо и земля. И так же, как мир сотворен ради Торы, человек сотворен ради изучения Торы, как толковали мудрецы слова книги Йова (5:7): «Человек рожден для труда» – сотворен для труда над Торой (Санедрин 99б).
Всевышний не только создал мир ради Торы – Он сделал принятие Торы условием его существования. Если народ Израиля не примет Тору, мироздание рухнет и вернется в состояние первозданной пустоты. Так мудрецы толкуют стих «И был вечер, и было утро – день шестой» (Берешит 1:31). Слово «шестой», в отличие от названий остальных дней недели, перечисленных в главе, дано с определенным артиклем. Мудрецы спрашивают почему – и отвечают: определенный артикль содержит намек на особый «шестой день» – шестой день месяца сиван, день дарования Торы. От этого дня зависит все Творение: если евреи примут Тору, мир получает право на существование. Если не примут – Вселенная возвратится к исходному хаосу и небытию (Шабат 88а).
В Зоар сказано, что условие, поставленное Всевышним в час Творения, не было «одноразовым», оно распространялось не только на период от дня Творения до дня дарования Торы. Все время, что мир существует, каждое мгновение – он существует благодаря изучению Торы. И вся жизнь во всех мирах, и само существование этих миров также обусловлено тем, что еврейский народ занимается Торой.
Исходя из этого, раби Хаим из Воложина пишет, что если бы, не дай Б-г, во всем мире на какое-то мгновение не оказалось никого, кто занимался бы Торой, все миры немедленно были бы разрушены – высшие и низшие, все обратились бы в пустоту, в ничто (Нефеш а-хаим 4:11). Поэтому, добавляет рав Эльханан Вассерман в Сборнике статей (Заповеди об отношениях между людьми, 1), в каждый момент, что человек занят изучением Торы, он вносит важный вклад в существование всего мироздания.
Служение после разрушения Храма
После разрушения Храма из-за наших грехов и прекращения храмовых служб место служения в Храме занимает молитва, как сказано: «Служите Ему всем сердцем вашим…» (Дварим 11:13). Талмуд (Таанит 2а) объясняет: «Что это за служение, которое совершают «сердцем»? Это молитва» (р. Йона).
Аналогично поясняет Раши слова пророка Ошеи «…Возместим быков своими устами» (14:3): «Быков, которых мы должны были принести Тебе в жертву, мы возместим словами наших уст, желанными Тебе».
Талмуд разъясняет, что порядок ежедневных молитв был установлен в соответствии с порядком храмового служения. Так, утренняя молитва шахарит и послеполуденная минха соответствуют утреннему и послеполуденному ежедневному жертвоприношению тамид. Вечерняя молитва [арвит, или маарив] соотносится с вечерним сжиганием на жертвеннике остатков жертв (Брахот 26б; см. Рамбам, Тфила 1:5-6).
В самом авторитетном своде законов Шулхан арух (או"ח 98:4) сказано: «Молитва установлена вместо жертвоприношений, и надо, чтобы по сосредоточенности мысли она была подобна принесению жертвы, чтобы к ней не примешивалась посторонняя мысль».
Искупительная сила молитвы
В эпоху Храма грехи евреев и всего человечества искупались с помощью храмовых жертв. Но когда Храма нет, грехи евреев могут быть искуплены изучением Торы и молитвой. В такое время Всевышний говорит народу Израиля: «Я не прошу от вас жертв, а только слов» – слов Торы и молитвы, произносимой с искренним раскаянием. Именно об этом сказано у пророка (Ошеа 14:3): «Возьмите с собой слова и возвратитесь к Б‑гу, скажите Ему: «Прости все грехи…» (Шмот раба 38:4). Причем в определенном аспекте искупительная сила молитвы даже выше. Храмовые жертвы искупают невольные грехи, но не грехи, совершенные намеренно. А искренняя молитва способна искупить даже преднамеренные грехи (рабейну Йона).
Добрые дела что это?
Понятие «добрые дела» [гмилут хасадим, или хесед] подразумевает благодеяние, оказанное ближнему. Это значит, например, навещать больных, ухаживать за больными, давать взаймы, радовать жениха, утешать скорбящих, хоронить умерших, помогать добрым советом и вообще оказывать любую необходимую помощь, как пишет об этом Рабейну Йона (Шаарей Тшува 1:13): «Человек обязан усердно трудиться, добиваясь блага для своего народа, и со всем старанием помогать ближнему поправить дела, беден тот или богат…»
Совершить хесед значит не только проявить положительные душевные качества, но и выполнить предписывающую заповедь Торы. Рабейну Йона (там же) говорит об этой заповеди как об одном из строжайших и основных требований к человеку, опираясь на слова пророка Михи (6:8): «Сказано тебе, человек, что добро и чего Г-сподь требует от тебя: только вершить правосудие, и любить благодеяние…»
Мудрецы (Сукка 49б) отмечают, что хесед обладает превосходством над благотворительностью [цдакой]. Благотворительность осуществляют только деньгами, а добрые дела – как деньгами, так и практической помощью. Благотворительность – только для бедных, а добрые дела – как для бедных, так и для богатых. Благотворительность – только для живых, а добрые дела – как для живых, так и для усопших.

По книге "Пиркей Авот. Собрание комментариев. Том 1" издательства "Кеилат Москва" (КЕРООР)


СПРОСИ РАВВИНА
Почему в Израиле нет нефти?
вопрос:
Скажите, ребе, Моше 40 лет водил свой народ по пустыне, чтобы найти место, где нет нефти?
ответ:
Спасибо за шутливый вопрос. Мой папа, благословенной памяти, любил шутить, что у нас, евреев, длинные носы, из-за того, что Моше водил нас за нос по пустыне 40 лет. На самом деле, как Вы понимаете, водил нас не Моше, а Всевышний, и за Его Облачным или Огненным столбом двигался весь народ, включая Моше.
Другой вопрос, почему в стране, обещанной нам Всевышним, нет нефти. Когда основным доходом и занятием было земледелие, можно было спросить похожий вопрос: почему в Земле Израиля нет реки, как Нил в Египте, который орошает поля, создавая таким образом благоприятные условия для получения богатого урожая?
На этот вопрос отвечает сам Всевышний в своей Торе. Земля Израиля питается дождями и росой по милости Б-га, Его «Глаза» всегда сосредоточены на ней. Эта Святая Земля создана для приближения к Творцу, и молитва о дожде является необходимым условием существования на ней. Это можно понять на примере змея, которому было постановлено Всевышним в наказание питаться прахом. Но, спросите вы, праха есть сколько угодно, и, соответственно, еда всегда в наличии, какое же это наказание? Ответ простой: Всевышний отослал змея от себя подальше, так, чтобы он даже не обращался к Нему! Это ужасное наказание! То же самое происходит в Египте — у них есть Нил, и они не должны молиться для пропитания, соответственно, Всевышний не хочет связи с ними.
То же самое касается и нефти. Страны, имеющие нефть, могут забыть о Всевышнем — их богатство фактически гарантировано.
Не такая Земля Израиля — взор Всевышнего привязан к ней, и потому хорошо жить здесь могут лишь те, кто находится на связи с Б-гом. В Земле Израиля мы полагаемся на Всевышнего, а у Него есть множество возможностей поддержать нас — не только с помощью полезных ископаемых. Нам нужно только признать, что наше благополучие зависит от Него, и обратиться к Нему с просьбой.
Кстати, этим же объясняется удивительный феномен — запустение Земли Израиля с того момента, как еврейский народ был изгнан римлянами, и её расцвет спустя 2000 лет, после массового возвращения еврейского народа в Израиль...

Ответ подготовил рав Давид Ворона


Еврейские майсы
Последствия слова
Однажды раввин Исраэль-Меир, известный, как автор труда «Хафец Хаим» по теме злословия, путешествовал с другим раввином. Раввины проголодались и заехали в еврейский трактир перекусить. Хозяйка, узнав великих людей, старалась угодить им из-за всех сил.

Когда раввины завершили трапезу, хозяйка поинтересовалась, понравился ли обед. Рав Исраэль-Меир восхитился пищей, а его спутник сказал, что было неплохо, но соли многовато. Хозяйка немедленно ушла на кухню, а рав Исраэль-Меир побледнел и возмутился: «Всю жизнь я избегаю злословия, а теперь ты тут такое говоришь?!!».

«Разве я сказал что-то плохое? Я всего лишь обратил внимание на то, что еда пересолена, и хотел подсказать им на будущее много не солить», - оправдывался раввин-попутчик.

«Ты недооцениваешь силу слов, - со слезами сказал рав Исраэль-Меир. - Поварихами в таких местах, как правило, служат бедные женщины, зачастую вдовы, которым нужна эта работа. Хозяйка сейчас винит повариху в том, что еда пересолена. Повариха, оправдываясь, скажет, что она не пересолила и все сама пробовала. Тогда хозяйка ей скажет, что, видимо, она считает, что уважаемые раввины лгут, хотя лгунья она сама, и захочет несчастную вдову уволить. Смотри, сколько запретов ты нарушил: злословил, вынудил меня и хозяйку выслушать злословие, привёл хозяйку к пересказу злословия, нарушая запрет сплетен, подтолкнул повариху ко вранью, заставил вдову страдать и вверг людей в ссору!».

Дослушав речь рава Исраэля-Меира, другой раввин сказал, что он считает это большим-пребольшим преувеличением. «Пошли на кухню, проверим», - ответил рав Исраэль-Меир. Распахнув двери кухни, раввины увидели злую, кричащую хозяйку и повариху в бедных одеждах с глазами, полными слёз. Спутник рава Исраэля-Меира побледнел и побежал просить прощения у поварихи и просить хозяйку забыть об этом инциденте, усвоив урок: последствия наших слов могут быть хуже, чем мы можем вообразить!
Рав Авигдор Носиков, главный раввин Воронежа и области

НОВОСТИ ОБЩИН
Саратов
Окончание изучения трактата Талмуда
В еврейской общине Саратова произошло знаменательное событие - сиюм масехет!
На протяжении полугода ежедневно группа из 15 человек изучала трактат «Мегила» Вавилонского Талмуда вместе с раввином Пинхасом Кандалем. Пятеро из них удостоились закончить весь трактат от начала и до конца – поистине серьёзное достижение! Для многих учеников это стало первым праздником окончания изучения целого трактата Талмуда. По распространённой в еврейском народе традиции группа незамедлительно приступила к изучению нового трактата – «Рош а-Шана». Пожелаем им удачи в этом святом деле! Мазаль тов!
Ярославль
Шаббатний набор в каждый дом
Вот уже около двух месяцев активисты Ярославской еврейской общины под чутким руководством (и при активном участии!) рава Моше Дерунова развозят шаббатние наборы членам общины. Еженедельно до дверей доставляется порядка 50 наборов, в каждом из которых есть виноградный сок, 4 халы, субботние свечи, спички, а также брошюра с текстом благословений на зажигание свечей, кидуша и благословения на халы. С этой недели в набор добавляется и новое издание общины «Лимуд йоми», но этот проект заслуживает отдельной заметки.
Внимательный читатель задастся вопросом – откуда берётся 200 хал каждый Шаббат? Спросите об этом у жены раввина – раббанит Йохевед, которая организовала выпечку хал в синагоге специально для этого проекта вместе с девушками из общины!
Кстати, почему раздаётся именно 4 халы, читайте ответ раввина на нашем сайте SprosiRavina.Ru.
Воронеж
Возобновление молитв в синагоге
Воронежская еврейская община, привыкшая к регулярным ежедневным миньянам, но проведшая почти четыре месяца в режиме самоизоляции, возобновила свою работу в прежнем режиме. Маски, перчатки, измерение температуры, дистанция между молящимися – все в строгом соответствии с требованиями и рекомендациями.
Оказалось, что вынужденная дистанция между людьми не мешает близости с Б-гом!
Самара
"Если я только для себя, то что я?"
"Мир строится посредством благодеяния" (Теилим 89:3). Когда это строительство происходит в атмосфере мира и доброжелательности, то это особенно эффективно. Именно это происходит в Самаре, где различные еврейские организации города объединяются вместе для того, чтобы помочь пожилым малоимущим людям. Еврейская религиозная община Самары во главе с главным раввином Самары и области равом Александром Гольденгершем, «Забота - Хесед Эстер», «Эвен Эзер» и просто небезразличные люди вот уже более двух месяцев обеспечивают вкусной кошерной едой пожилых малоимущих, а также болеющих членов общины. Гордимся вами!
Тула
Тульский пряник - кошерно, но далеко
Благодаря раву Ариэлю Масалитину – главному раввину г. Тулы и области – в продаже снова появился кошерный тульский пряник. Правда пока не в России – российские сети и крупные кошерные магазины не спешат выставлять на свои полки кошерные пряники. Продукт уплывает зарубеж, прославляя там славный город Тула. Но мы надеемся, что вскоре и российский еврей сможет вспомнить вкус детства, не отправляясь в гастрономические путешествия, тем более что сейчас и лететь-то особо некуда.

© Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма
"Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России"