ДАВЛЕНИЕ ЭЛИТ
Всевышний в очередной раз отправляет Моше и Аарона к фараону с очередным ультиматумом – если он не отпустит евреев, то на Египет обрушится новая казнь – саранча, которая пожрёт всё, что ещё осталось от растительности в Египте.
Зная, что фараон ответит ему отказом (так ему сообщил Всевышний), Моше покидает дворец, не дожидаясь ответа. Фараон, оставшийся наедине со своими министрами и жрецами, подвергается давлению с их стороны. Они пытаются донести до него, что своим упрямством и одержимостью он уничтожает Египет. Он начал всю эту эпопею с евреями для того, чтобы сделать Египет великим, а по факту он развалил страну. Санкции Всевышнего против Египта оказались очень болезненными. Пока не поздно, нужно отпускать этих евреев на все четыре стороны!
Фараону ничего не оставалось, как позвать Моше и Аарона. Элиты возрадовались – теперь у них появлялся шанс «Make Egypt great again», то есть снова сделать Египет великой державой!
Но не тут-то было. Фараон продолжал загонять себя в угол и согласился лишь на компромисс – идут приносить жертвы только мужчины, а женщин, стариков и детей оставляют здесь, дома. «Наш дом – Израиль! – заявляет Моше (тогда ещё это не звучало столь политически ангажировано), – и мы уходим все!». У фараона получилось сохранить лицо перед элитами – мол, смотрите, я им предложил, а они отказались. Но если ему удалось таким образом на время утихомирить элиту, то Всевышнего – нет. На Египет обрушивается восьмая казнь.
ВОСЬМАЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – САРАНЧА
Моше простёр свой посох над землёй Египта и подул сильный восточный ветер, который продолжался весь день и всю ночь. Утром вместе с ветром прилетели несметные полчища саранчи. Из сводок новостей мы периодически видим нашествие саранчи в различных восточных странах, но в Торе написано, что подобного нашествия не было и не будет. Саранча уничтожила всю растительность. Это была самая настоящая катастрофа. Экологическая и экономическая.
Одно было облегчение у народа. Саранча была съедобной, и они сделали столько запасов саранчи, что могли бы ей питаться ещё долгие годы. К великому их сожалению, вся эта саранча исчезла точно также как появилась – улетела, несмотря на то что была засолена.
Фараон снова призывает Моше и Аарона и молит их о прощении, прося их обратиться к Б-гу с тем, чтобы он отменил казнь. Но, как только казнь отменена, самодур в очередной раз передумывает.
ДЕВЯТАЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – ТЬМА
Без предупреждения Всевышний обрушивает на Египет очередную казнь. Моше простирает свою руку к небу и весь Египет погружается в тьму. Тьма была осязаемой, в которой было сначала тяжело, а потом и невозможно двигаться. У евреев при этом был свет.
Мидраш сообщает, что эта казнь была необходима для того, чтобы без ведома египтян наказать тех евреев, которые несмотря на все чудеса и знамения так и не прониклись верой во Всевышнего и остались идолопоклонниками, не желающими ни служить Всевышнему, ни выходить из Египта. Все они умерли и были похоронены во время этой тьмы. Было их, к сожалению, великое множество – только 1/5 евреев вышло из Египта, все же остальные 4/5 умерли во время этой казни. Отсюда можно сделать несложный подсчёт, что если из Египта вышло 600 тысяч евреев мужского пола в возрасте от 20 лет, то их было примерно 3 млн до этой казни.
Ещё одной задачей этой казни по словам Мидраша было то, что евреи в эти дни ходили по домам египтян, выискивая места, в которых они хранят свои богатства. Они ничего не взяли без спроса, но знали где что лежит. Мы чуть позже увидим, когда им пригодится это знание.
Фараон снова (очевидно опять под давлением элит) призывает Моше и предлагает ему взять весь народ и покинуть Египет! Но… опять с маленькой оговоркой – скот должен остаться здесь, в Египте! Это было немыслимым условием, ведь он прекрасно знал требование Моше. Более того, он сам недавно предлагал выйти всем мужчинам со всем скотом, так как понимал, что им нужно приносить жертвы Б-гу. Предлагая его, фараон, очевидно, снова делал вид, что идёт на уступки, чтобы задобрить свою элиту. Почему же фараон себя так вёл? Разве не понимал он, что своими действиями он уничтожает и свою страну, и свой народ? Очевидный ответ – нет, не понимал. Он был настолько оторван от реальности, что не видел и не хотел замечать страдания простых людей. Даже страдания и крупные финансовые потери его элиты не пугали его – ведь у него было всё хорошо. Но вот во время последней казни – казни первенцев, – когда над ним самим наконец-то нависнет опасность, он быстро примет решение – отпустить евреев, выгнать их, отдав им всё, что они просят! Тиран готов на любые страдания, кроме собственных.
Моше, разумеется, отказывается от такого предложения. «Более того, – говорит он, – мы не только заберём всё, что у нас есть, но и ты ещё нам дашь из своего скота то, что мы попросим!». Почему Моше так сказал? Зачем он стал повышать ставки в этой конфронтации? Потому что он понял суть и натуру Фараона и решил сыграть по его же правилам, чтобы загнать его в угол и тем самым увеличить чудеса и величие Исхода. Ожидаемо фараон взбесился и заявил, что Моше больше не увидит его лица иначе будет убит! Но он не знал, что в руке у Моше (а точнее у Всевышнего) был козырь – казнь, которая на этот раз затронет его самого. Но теперь фараон уже не сможет призвать Моше во дворец с просьбой отменить казнь – теперь он сам должен будет, унижаясь, идти к Моше и молить о пощаде из-за двери, так как не сможет увидеть лица Моше – «из князя – в грязи»…
ДЕСЯТАЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – КАЗНЬ ПЕРВЕНЦЕВ (часть 1)
Всё ещё стоя перед фараоном после того, как тот в гневе произнес свои угрозы, Моше пророчески сообщает фараону о предстоящей казни первенцев. Есть расхожее мнение, что в этой казни погибли дети. Это очевидная ошибка. Первенцем считается любой, кто был рождён первым. Даже если ему сегодня 100 лет. Кроме того в этой казни погибли не только первенцы людей, но и первенцы скота. Это произойдёт в полночь и не будет дома в Египте, которому удастся избежать трагедии. Первенцы же евреев не будут поражены, и это будет явным знаком того, что это не какая-то новая болезнь, а именно кара Всевышнего.
Удивительно, но тогда у фараона ещё оставалась возможность остановиться и одуматься, «не доводить до предела». Можно было бы избежать стольких смертей… Но фараон был непреклонен в своём злодействе. Мы уже говорили о том, что посредством многих маленьких шагов в неверном направлении человек уходит настолько далеко от истинного пути, что диву даёшься, глядя на то как он поступает. Но для него это норма. Так он привык и не видит в этом ничего предосудительного. Наоборот, он считает, что весь мир сошёл с ума. Это, кстати, хорошо объясняет причину, по которой люди, привыкшие врать и плести интриги, искренне верят в самые нелепые теории заговора – они уверены, что все люди в мире такие же ничтожества, как они.
Мы вернёмся к описанию казни первенцев чуть позже, а сейчас, следуя за Торой, опишем события, которые предшествовали этой казни и благодаря которым евреи удостоились не пострадать во время этого мора и благодаря которым они удостоились выйти из Египта.
ПАСХАЛЬНАЯ ЖЕРТВА
Прежде всего Всевышний даёт народу Израиля заповедь о новомесячье. Первым месяцем года объявляется месяц Нисан. Всевышний показал Моше новую луну (месяц) на небе и сказал, что когда евреи будут видеть такую луну, то им нужно будет объявлять о начале нового месяца (не случайно новая луна называется «месяц»).
В десятый день месяца Нисан, который в тот год выпадал на Шаббат, Всевышний заповедовал каждому дому взять одного ягнёнка (можно козлёнка), держать его дома, привязанным к кровати, на протяжении четырёх дней, а затем принести его в жертву 14-го Нисана во второй половине дня, зажарить и съесть целиком – по одному ягнёнку на дом.
Это было первым реальным действием, который должны были сделать евреи. До этого на протяжении года они лишь смотрели и наблюдали за чудесными казнями, постепенно пробуждаясь к вере во Всевышнего. Теперь пришло время действия. Казалось бы, не было ничего сложного в этом. Немного не удобно, но терпимо. Но это было тяжёлым испытанием для египетских евреев, ведь баран был египетским божеством. Более того, месяц Нисан – это небесный знак барана (овен), когда его сила особенно велика. И вот на вопросы египтян о том, что это такое евреи делают, они должны были, набравшись храбрости, ответить своим господам, от которых они по-прежнему зависели во всём, что они выполняют волю своего Б-га. Что Он повелел им взять этого ягнёнка, держать его сначала у себя дома, а потом зарезать, зажарить и съесть. Это был открытый вызов. И это было настолько тяжело, что в память об этой внутренней победой народа над собой, этот Шаббат стал называться «Великой Субботой» (Шаббат а-Гадоль). Мы празднуем его до сих пор в каждый Шаббат, предшествующий Песаху.
Для приношения пасхальной жертвы несколько семей могли собираться вместе, если они были малочисленны, так как необходимо было съесть всего ягнёнка без остатка до утра, но только мясо, а не жилы и кости. Его нужно было целиком испечь на огне – варка не допускалась. Причём печь его нужно было целиком – со всеми внутренностями. Есть его нужно было вместе с горькими травами в память об их горькой жизни в Египте, в спешке, в полной готовности к выходу – препоясавшись, обувшись, с посохом наготове.
Кровью пасхальной жертвы нужно было помазать притолок и косяки дверей. Вопреки расхожему мнению этой крови не было видно снаружи – речь о дверном проёме за дверью, который не видно, когда дверь закрыта. Всевышний, увидев, что евреи заняты исполнением заповедей (а не саму отметку крови снаружи), «перепрыгнул» (на святом языке «пасах» – отсюда и слово «Песах») их жилища во время казни первенцев и в их домах не было умерших.
Перед приношением пасхальной жертвы все евреи сделали себе обрезание. В заслугу этих заповедей – обрезания и пасхальной жертвы – евреи удостоились выйти из Египта. Именно поэтому именно эти две заповеди обладают уникальным статусом – несмотря на то, что эти заповеди повелительные, за их неисполнение полагается «карет» (отсечение души) – одно из самых страшных наказаний в Иудаизме. Человек, который их не соблюдает, заявляет тем самым, что не хотел бы выходить из Египта, не хочет быть частью еврейского народа. За это, по принципу «мера за меру», и получает наказание, когда его душа отсекается от своего народа, от своего Источника.
ЗАПОВЕДЬ ПЕСАХА
Всевышний даёт народу заповедь Песаха, которую мы исполняем до сегодняшнего дня. Мы, правда, сегодня не приносим пасхальную жертву, потому что у нас нет Храма, но это было в прошлый Песах, а в будущий Песах уже обязательно будем приносить, ведь Машиах придёт уже совсем скоро!
В первый день праздника Песах, в ночь на 15-е Нисана, обязательно нужно есть мацу. На протяжении всего остального праздника, длящегося семь дней нет обязанности есть мацу, но строго запрещено есть любое квасное. За нарушение этого запрета полагается наказание «карет». Более того, на протяжении всех дней праздника запрещено даже владеть квасным. В первый и последний дни праздника запрещено делать работу, за исключением той, что нужна для приготовления еды для праздника.
Во все 40 лет странствия по пустыне евреи приносили пасхальную жертву лишь во второй год после Исхода – так заповедовал Всевышний. После прихода в Святую Землю пасхальные жертвоприношения возобновились.
Тора также сообщает нам, что в Песах нужно уделять особое внимание детям, рассказывая им об Исходе, отвечая на их вопросы о празднике и побуждая их задавать вопросы. Пасхальная агада, которую мы читаем в первую ночь Песаха (пасхальный Седер), исполняет именно эту роль.
ДЕСЯТАЯ ЕГИПЕТСКАЯ КАЗНЬ – КАЗНЬ ПЕРВЕНЦЕВ (часть 2)
В ту ночь, когда евреи после всех приготовлений сидели и ели мясо пасхальной жертвы с горькой зеленью, ровно в полночь, Всевышний лично поразил всех первенцев Египта. «И был великий вопль в Египте, ибо не было дома, в котором не было бы умершего». Фараон, проснувшись среди ночи, в панике побежал искать Моше. Нашедши его у себя дома, он принялся стучать в дверь, умоляя пощадить его.
Вопрос остаётся открытым почему сам фараон не умер. Есть мнение, что Всевышний специально оставил его в живых, чтобы он был свидетелем чудес (по одному из мнений он прожил неимоверно длинную жизнь – он был тем самым правителем Ниневеи, куда с пророчеством приходил Йона. Когда правитель Ниневеи услышал о том, что Б-г собирается наказать город, то он тут же совершил тшуву, вспомнив обо всем, что происходило в Египте). А есть мнение, что он был не первенцем, а следовательно и не имел право занимать трон, и тщательно скрывал это. Поняв, что сейчас его ложь может раскрыться он поспешил прогнать евреев, чтобы иметь возможность сказать, что именно благодаря этому он избежал смерти… Когда трон шатается под тираном, то он готов на всё – даже на унижение. Лишь бы остаться у власти.
Все египтяне во главе с фараоном принялись прогонять евреев.
РАСПЛАТА ЗА РАБСКИЙ ТРУД
Прежде чем покинуть Египет, нужно было получить плату за свои многолетние труды… По просьбе Всевышнего Евреи обратились к египтянам с просьбой отдать им своё золото, серебро и дорогие предметы. Всевышний дал приязнь евреям в глазах египтян и те с готовностью отдали все свои драгоценности евреям. Те, кто был настолько погрязшим во зле, что даже это влияние Всевышнего не подействовало на него полноценно, говорил евреям, что у него ничего нет. Тогда евреи заходили к нему в дом, указывали на те сокровища, которые они находили во время казни тьмы, и непосредственно говорили: «Смотри, друг! Вот они! Ты наверное их потерял, так вот, я их тебе нашёл!» – после этого египтянам ничего не оставалось, как отдать всё нажитое нечестным трудом (а точнее честным трудом нечестно порабощённых евреев). В результате евреи вынесли все драгоценности – «и опустошили они Египет».
ИСХОД
Утром 15-го Нисана 2448 года от сотворения мира (13-го марта 1312 года до н.э.) народ Израиля поспешно покинул Египет. Настолько быстро они его покинули, что даже хлеб не успел у них закваситься. Около 600.000 евреев мужского пола в возрасте от 20 лет, женщины и дети, а также большое количество египтян и людей других национальностей, вышедших из Египта, которые решили примкнуть к потомкам Яакова и вместе с ними служить Всевышнему. Вместе с ними несметные стада крупного и мелкого рогатого скота.
Вместе с собой они взяли останки Йосефа и других сыновей Яакова. Также они взяли с собой кедры, которые Яаков посадил в Египте, так как пророчески знал, что они потребуются его потомкам в пустыне, чтобы строить переносной Храм (Мишкан).
СВЯТОСТЬ ПЕРВЕНЦЕВ
Первенцы евреев и их скота были освящены тем, что остались в живых, когда Всевышний поразил всех первенцев Египта. Они должны принадлежать Б-гу – люди быть священнослужителями (до греха золотого тельца не было такого понятия как «коэн» – именно первенцы должны были исполнять их роль), кошерные животные принесены в жертву, а некошерные – выкуплены или убиты (так как пользоваться ими запрещено).
ТЕФИЛИН
В самом конце главы Тора приводит заповедь тефилин, которые нужно повязывать на руку и надевать на голову, между глазами, в знак того, что Всевышний вывел нас из Египта сильной рукою.