ОБХОДНОЙ ПУТЬ
Выведя 15-го Нисана евреев из Египта, Всевышний не повёл их в Святую Землю прямым путём. По гугл картам прямой путь занимает около 260 км (52 часа ходьбы), если в день проходить по 20 км (больше сложно, ибо есть дети и пожилые люди, а также скот), то за 13 дней (с остановками на Шаббаты за 15) можно было бы дойти до Газы, которую тогда населяли Филистимляне (Плиштим). Вместо этого Он повёл их обходным путём – на юг Синайского полуострова, то есть под углом 90 градусов от Израиля, который, как известно, на востоке от Египта.
Почему Всевышний повёл их таким путём? Он знал, что филистимляне выступят против евреев войной, а народ Израиля был ещё недостаточно крепок духом и дезертировал бы с поля боя, вернувшись в Египет. Почему же Всевышний просто не сделал так, чтобы филистимляне сдались и убежали? Ведь нет для Него ничего невозможного, а в это время Всевышний не скрывал Свой Лик и творил открытые чудеса. Мидраш говорит, что тогда всё ещё жив был внук Авимелеха, а Авраам заключил с Авимелехом союз о ненападении, действующий до третьего поколения, и этот договор нельзя было нарушать. Вот она – сила слова!
Евреи шли в сторону Тростникового моря. Существуют разные мнения относительно того, где оно находилось. Есть мнение, что это сегодняшнее Большое Горькое озеро, а есть мнение, что это Суэцкий залив в северной его части, у самого начала Суэцкого канала, который, кстати, тогда уже существовал (Канал фараонов). Так или иначе – это не Красное море, как ошибочно переводят «Ям суф», ибо оно намного южнее. Вообще, стоит отметить, что наложение танахических географических мест на современные – это непростая и чреватая грубыми ошибками работа, но всё же, после этого дисклеймера, я буду приводить здесь некоторые соответствия.
Ещё одной целью повести евреев обходным путём было вселить в сердце фараона, что народ заблудился в пустыне, чтобы побудить его броситься на его «спасение» и возвращение в Египет и народа, и всего того богатства, что евреи вынесли из страны.
В первый день они дошли до места, называемого Суккот (сегодня рядом с Абу Сувайр аль-Махаттах) и сделали там первую остановку. На второй день они дошли до Этама (сегодня Аль-Ганайен, 10-15 км севернее Суэца).
На третий день они выдвинулись из Этама в… обратном направлении, в сторону Египта (!), дойдя почти до города Питом (он же Суккот), названым здесь «Пи а-Хирот», потому что именно там они станут свободными людьми, ибо уже оттуда они пройдут через Тростниковое море.
Они расположились между «Пи а-Хирот», «Мигдол» и морем, перед «Баал-Цефоном». Где это точно, сказать крайне сложно, но Мидраш говорит, что это был, выражаясь военной терминологией, «котёл», то есть место, где евреи оказались в полностью замкнутом пространстве – перед ними было море, с одной стороны – горы, с другой стороны – дикие звери, а за ними – египетская армия (появится чуть позже).
РАЗВЕДЧИКИ
«Баал-Цефон» – это был единственный из оставшихся, ещё не уничтоженных Всевышним, идолов Египта. Теперь египтяне считали его наиболее сильным из всех идолов и приписывали ему неимоверные силы.
Хотя фараон и был в панике, когда выгонял евреев из Египта, он всё же отправил с ними своих разведчиков, которые теперь вернулись к нему и доложили, что, во-первых, евреи не собираются возвращаться (а фараон ожидал, что они выходят лишь на три дня), а, во-вторых, они заблудились в пустыне, потому что ходят туда-сюда. Мидраш говорит, что не все шпионы добрались до фараона. На четвертый день, находясь среди евреев, они начали агитировать за то, что пора бы уже и вернуться на родину… Их разоблачили и казнили. Лишь уцелевшие добрались до фараона.
РЕАКЦИЯ ФАРАОНА
Выслушав донесение, фараон начал колебаться. Он уже отошел от паники во время казни первенцев, он по-прежнему ненавидел евреев и он очень хотел вернуть вынесенное ими имущество, но очень он боялся гнева Всевышнего. Теперь, когда он услышал от разведчиков, что евреи в ловушке, что идол-покровитель Египта там, рядом с ними, и, несомненно, поможет египтянам с ними расправиться, у фараона появились мысли о том, чтобы выступить против евреев войной.
Как только он всерьёз стал обдумывать эти мысли (и это после всех чудес и знамений, которым от был свиделем!), то Всевышний помог ему ошибиться ради того, чтобы поднять веру в Него народа Израиля. Он ужесточил сердце фараона и тот поднял всё своё войско на войну. Фараон собственноручно, показывая пример всем остальным, снарядил свою колесницу и первым отправился на войну с евреями во главе войска из 600 отборных колесниц.
Вместе с собой египтяне взяли все оставшиеся ценности Египта. Смысл этого странного действа объясняется тем, что они пошли ва-банк. Если они проигрывали, то они теряли всё, и это делало их мотивацию на победу особенно высокой.
ПАНИКА В СТАНЕ НАРОДА ИЗРАИЛЯ
Увидев надвигающуюся египетскую армию, евреи очень испугались. Но они уже были не теми грешниками, что были в Египте. Теперь, после 10 египетских казней и чудесного избавления, они прониклись верой ко Всевышнему и начали молить Его о спасении. Тем не менее их вера ещё не была полной и, в конце концов, они обратились с жалобами к Моше, мол, неужели мало было места для могил в Египте, что ты вывел нас погибнуть в пустыне? Лучше уж мы вернёмся в Египет!
Моше заверил их, что Всевышний будет за них воевать, а им останется только смотреть и диву даваться.
ОБЛАКА СЛАВЫ
Сразу по выходу из Египта, евреев в пути сопровождали облака славы, защищавшие их со всех сторон, в том числе сверху и снизу и разравнивающие им дорогу. Днём впереди них двигался облачный столп, а ночью – огненный, указывая им путь.
Когда стемнело, то облачный столп, который обычно сменялся огненным и исчезал, в этот раз не исчез, а переместился позади лагеря народа Израиля, разделив между ним и египтянами и погрузив египтян в тьму. Это было продолжение казни тьмы, которая в Египте длилась всего 6 дней в отличие от обычных 7. Седьмой же день Всевышний приберёг специально для этого события.
ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ МОРЕ
Моше молил Всевышнего о пощаде. «Хватит молиться! Сейчас время действовать! – сказал ему Всевышний. – Пусть народ Израиля войдёт в море, а ты подними свой посох – и море расступится!».
Налетел сильнейший ветер, который дул всю ночь. Утром Моше сказал евреям, что нужно идти внутрь моря и оно разверзнется. Евреи стояли в неверии, не решаясь войти в воду… Тогда Нахшон бен Аминадав – глава колена Йеуды и муж Мириям (сестры Моше) – самоотверженно бросился в воду. Он шёл, а вода всё не расступалась. Вода была уже по пояс – воды не расступались. По грудь – вода на месте. По шею – ничего не изменяется. Вода уже закрыла рот – ничего. И вот Нахшон делает решающий шаг, и вода уже покрывает его ноздри – невозможно дышать… В этот момент происходит чудо, и вода расступается. Из этой истории мы учим, что в этом мире мы должны, полагаясь на Всевышнего, делать всё, что от нас зависит – идти до конца и не сдаваться (если, конечно, мы идём в правильном направлении!).
При выходе из Египта каждое колено взяло с собой останки родоначальника своего колена (из сыновей Яакова), ведь когда Йосефа умирал, то он заповедовал своим детям и братьям вынести его из Египта. Его братья последовали его примеру и заповедовали своим потомкам также поступить и с ними. В заслугу этих останков для каждого колена расступилось море – Мидраш говорит, что море расступилось в 12 местах – по одному для каждого колена.
Уточняя язык Торы, можно увидеть, что не просто вода расступилась, обнажив дно, а дно поднялось на уровень берега, вытеснив воду. Эта вытесненная вода стала стеною справа и слева. Облака славы сделали землю твёрдой и ровной.
АТАКА И ПОРАЖЕНИЕ
Тьма для египтян закончилась, и их взору предстало удивительное зрелище: воды моря расступились в 12 местах и народ Израиля идёт по суше прямо через море! Недолго думая, египтяне ринулись в атаку на своих колесницах. Нужно было подумать чуть лучше и понять, что если Всевышний так заботится о своём народе, то не стоит пытаться его атаковать…
Когда все египтяне оказались внутри моря, Всевышний начал Свою расправу. Прежде всего облачный столп сделал почву под их ногами подобной глине, а огненный столп накалил её. Кони с трудом могли продолжать движение… Для египтян раздался громоподобный глас, который привёл их в полнейшее смятение и полностью дезориентировал их. Раскалённое дно спалило колёса у колесниц и теперь кони вынуждены были волочь их по земле, неимоверно тряся всадников. В этот момент египтяне, наконец-то поняли, что не стоит воевать с евреями, и решили спастись бегством. Но не тут то было – суша вернулась на своё место (на дно) и они упали с большой высоты вниз, а затем их накрыла вода. Наименее грешные из египтян погибли сразу. Те же, кто особо зверствовал над евреями, умирали долго и мучительно – море то поднимало их на поверхность, давая немного вздохнуть, то снова погружало в пучины…
Чудесным образом евреи, к тому времени находившиеся уже на берегу, видели всё, что происходило с египтянами. Причём каждый видел своего поработителя и угнетателя и понимал, что Всевышний наказывает его мера за меру.
Всё же евреи переживали, боясь, что большая часть египетского войска спаслась и продолжит преследование. Тогда чудесным образом море вынесло на берег все тела и все колесницы, а также все драгоценности, которые египтяне взяли с собой.
ПЕСНЬ НА МОРЕ
Количество чудес на море превосходило во много раз (в пасхальной агаде приводится, что в 50(!) раз). Увидев столь чудесное избавление, народ Израиля проникся большой верой во Всевышнего и преисполнился благодарности. Они также, наконец-то, поверили в то, что Моше – действительно пророк Всевышнего (до сих пор у них оставались сомнения на этот счёт).
Моше воспел благодарственную песнь, прославляющую Всевышнего и весь народ пророчески пел вместе с ним. Духовный уровень народа в тот момент был таким, что самый простой еврей находился на высочайшем пророческом уровне.
Женщины также, взяв в руки тимпаны (музыкальные инструменты типа бубна) пели вслед за пророчицей Мириям – сестрой Моше и Аарона – и танцевали.
МАРА
Евреи не хотели уходить с берега тростникового моря – они были заняты собиранием египетских драгоценностей, вынесенных морем! Моше пришлось заставлять их отправиться в путь. Три дня они шли по пустыне и дошли до места, которое называлось Мара. К тому времени у них закончилась вода и они начинали испытывать жажду. На их радость в Маре оказался источник воды! Начавши пить, они в отвращении выплюнули воду – она была горькой (отсюда и название местности Мара – «мар» означает «горький).
Разочарованный народ начал роптать на Моше, мол, что мы будем пить? У нас малые дети, скот… В этом они поступили неправильно. Конечно, они оказались в тяжёлой ситуации, но они должны были, прежде всего, обратиться за помощью к Всевышнему, а не жаловаться Моше. Здесь, также им был преподнесён урок, что они должны сами отвечать за себя, а не перекладывать ответственность на Моше.
Моше воззвал к Б-гу и Он указал ему на дерево, которое нужно было бросить в воду. Когда Моше сделал это, то вода стала пригодной для питья и народ успокоился, утолив жажду.
Символизм этого действа можно попытаться объяснить следующим образом. Всевышний наказал евреев за то, что они погрязли в стяжательстве на берегу моря, пренебрегая тем, чтобы поскорее дойти до горы Синай, где их ожидало получение Торы. Мудрец Торы, который живёт бедно, посвящая всё своё время изучению Торы – горько ему в материальном смысле. В то же время человек, который всё своё время тратит на заработки – горько ему в смысле духовном. Однако, когда они объединяют усилия, и Тора, которая уподобляется дереву жизни, добавляется к воде (к источнику пропитания), то обоим становится сладко – у мудреца появляются средства для жизни, а у богатого человека – заслуга Торы. На это исправление и намекнул им Всевышний. Если уж вы занялись накоплением богатства, то помните, что цель его – достигать духовности, а не новых высот в рейтинге Форбс.
Там, в Маре, Всевышний дал евреям первые заповеди – Шаббат, заповедь о красной корове, а также все заповеди о взаимоотношениях между людьми.
Всевышний также обещал им там, что если они примут на себя заповеди и будут тщательно исполнять их, то Он их избавит от всех болезней. «Ибо Я – Г-сподь – твой целитель» – говорит Всевышний. Важно помнить, что болезни не приходят и не уходят сами по себе – они лишь инструмент в руках Всевышнего.
МАННА НЕБЕСНАЯ
14-го числа месяца Ияр евреи пришли в Элим. Там был оазис – 12 водных источников – по одному для каждого колена, и 70 финиковых пальм – по числу семидесяти старейшин.
На следующий день, 15-го Ияра, ровно через месяц после выхода из Египта, народ Израиля оказался в пустыне Син. Утром они доели последние лепёшки, тесто для которых они вынесли ещё из Египта. Оказавшись в пустыне и без запасов еды, евреи начали нервничать. Вера во Всевышнего легка, когда полон холодильник продуктов, а когда их нет, то вера претерпевает серьёзное испытание.
«Лучше было бы нам умереть в Египте во время казни тьмы, или во время казни первенцев, когда мы сидели и ели мясо барашка с хлебом! А теперь нас и наших детей ожидает голодная смерть!» – говорили они с претензиями Моше и Аарону. Несмотря на то, что они только что поели, при виде пустых котомок, они начинали испытывать чувство голода…
Всевышний сказал Моше, что Он услышал Свой народ и обеспечит их пищей. Сегодня же вечером он пошлёт им жирных птиц (возможно это были перепела), а с завтрашнего утра, то есть с 16-го Ияра, начнёт выпадать небесный хлеб – ман. Это станет и испытанием и уроком веры для евреев на протяжении всех 40 лет странствия по пустыне – ман будет выпадать каждый день, но от него нельзя будет сделать запасов. Его нельзя будет собрать больше – каждому достанется ровно по омеру (примерно 2,2 литра) мана в день. Даже те, кто собирали больше, чудесным образом дома обнаруживали, что его всего лишь омер. Если его оставляли на следующий день, то он протухал и в нём заводились черви. На Шаббат ман не выпадал – вместо этого в пятницу выпадала двойная порция.
Ман имел по умолчанию вкус медового пирога, но обладал также свойством принимать любые вкусовые свойства – в зависимости от мыслей человека. Он был идеально сбалансированным для поддержания жизни каждого отдельного человека, с учетом его конкретных потребностей. Он также полностью усваивался – не давал никаких отходов. Его можно было готовить, а можно было есть сырым. В общем – мечта, а не пища!
Видом ман был как небольшие зёрна горчицы, белого цвета. Он выпадал на землю, но снизу и сверху был покрыт росой. После того, как верхний слой росы испарялся, народ собирал ман. В память об этом мы покрываем халы на Шаббат сверху и снизу (снизу кладём на поднос или доску, а не на скатерть).
Когда впервые выпал ман, то люди не знали, что это. Однако поскольку до этого Моше им сказал, что утром Всевышний пришлёт им хлеб с Небес. Увидев что-то наподобие инея на земле, евреи сказали: «Должно быть это то, что Всевышний предназначил нам для еды» («Ман у (предназначенное это)» – говорили они).
Всевышний повелел Моше и Аарону набрать сосуд мана и сохранить его для будущих поколений, которые в погоне за пропитанием будут забывать о Всевышнем. Увидев ман, они вспомнят о том, что всё пропитание от Б-га и вновь обратят к Нему свой взор. По этой причине чтение этого отрывка является сгулой на парнасу (пропитание) – регулярно читая этот отрывок и вдумываясь в его суть и идею, мы проникаемся верой и упованием на Всевышнего, а Он мера за меру награждает нас достатком (мы уповаем на Него – Он подтверждает, что на Него следует уповать).
РЕФИДИМ
Следующей остановкой на пути к горе Синай стал Рефидим. Название этого места мудрецы объясняют иносказательно – рафу ядаим мин а-Тора (ослабились их руки от Торы). Они перестали изучать Тору (заповеди, полученные в Маре) с прежним прилежанием и как и в Маре они столкнулись с нехваткой воды (мы помним, что и тогда это было наказанием за пренебрежение Торой). Здесь можно сказать, что это наказание мера за меру: Тора в еврейской традиции символически сравнивается с водой, соответственно, нет Торы – нет воды. «Если в кране нет воды… значит евреи не учат Тору»!
Народ Израиля снова повторяет свою ошибку (будет повторять ещё много раз – потому и назван «народом жестоковыйным») и вместо того, чтобы помолить Всевышнего, обрушивается с претензиями к Моше.
Моше боится гнева народа и просит Всевышнего помочь, говоря, что они вот-вот закидают его камнями! «Не наговаривай на Мой народ! – говорит ему Всевышний. – Возьми свой посох и пройди со старейшинами перед народом. Увидишь, что они не будут бросать в тебя камни». Всевышний приказал Моше ударить посохом по скале и из неё изольётся вода, которой будет достаточно, чтобы всех напоить.
Из этого события евреи должны были понять, что посох Моше служит не только для наказания, но и для добра. Что их ждёт не только наказание, но и награда!
Дело в том, что видя такое явное проявление Всевышнего, народ в массе своей не хотел столь пристального внимания Б-га. Ведь в них всё ещё была сильна тяга к греху, и они понимали, что Всевышний, находящийся тут, рядом, «видит их насквозь», что за малейший проступок Он может сурово наказать. Б-жественное провидение стало им обузой, и они хотели избежать этого. «Есть ли Б-г среди нас или нет?» – спрашивали они. Что было странно с учётом всех очевидных чудес. Но имели в виду они: «Хотим ли мы Б-га среди нас? Достойны ли мы Б-га среди нас? Нет! Не достойны! Нет – не хотим! Ведь иначе Он накажет нас за наши грехи, и мы все умрём!».
Всевышний показал им, что вместе с риском наказания есть и огромный потенциал для награды, а потому близость к Всевышнему не обуза, а уникальнейшая возможность!
АМАЛЕК
Всевышний решил проучить евреев за их претензии и нежелание находится рядом с Б-гом, но целью было не наказание, а пробуждение в них веры и упования. На евреев нападает Амалек – потомок Эйсава, кровно ненавидящего потомков Яакова. Мы помним, что благословение Ицхака Яакову было обусловлено следованию путям Торы и служению Всевышнему. Только тогда у Яакова есть право на благословение, есть силы противостоять Эйсаву. Однако, когда руки Яакова опускаются от Торы, добрых дел и исполнения заповедей, то приходят потомки Эйсава, чтобы забрать своё – благословение Ицхака в таком случае не действует.
Именно это то, что и произошло – пришёл Амалек.
Моше поручил своему ближайшему ученику Йеошуа выбрать для войны сильных телом и духом людей, которые боятся греха, чтобы их заслуга помогала им в бою. Моше, Аарон и Хур (их племянник, сын Мириям) поднялись на гору и молились там Всевышнему. Иносказательно Тора говорит об их молитве как о поднятой вверх руке Моше. Когда руки Моше поднимались, то евреи побеждали, а когда опускались – то амалекитяне. Почему же руки Моше периодически опускались? Дело в том, что Моше не проявил должного рвения в этой войне, отправив вместо себя на передовую своего ученика, а не выйдя на войну сам. Аарон и Хур поддерживали его руки (усиливали его молитву, молясь вместе с ним).
С помощью Всевышнего Йеошуа одержал сокрушительную победу над Амалеком, не потеряв ни одного воина. В благодарность за чудесную победу Моше возвёл жертвенник Б-гу, назвав его «Г-сподь – чудо мне».
Всевышний сообщил Моше, что придёт время и Он полностью уничтожит Амалека и даже память о нём, ибо он является олицетворением зла в мире, а всё то время, что зло существует в мире, имя Всевышнего, то есть Его раскрытие в этом мире, не является полным. Но придёт время, когда будет Г-сподь един и имя Его едино!