ИТРО ПРИНИМАЕТ ИУДАИЗМ
Услышав о переходе народа Израиля через Тростниковое море и о победе над Амалеком, Итро – тесть Моше – берёт свою дочь (жену Моше) и двух своих внуков Гершома и Элиэзера (детей Моше) и отправляется из Мидьяна в пустыню, к Моше и к народу Израиля, чтобы услышать об этих удивительных событиях из первых уст.
Моше оказал большой почёт своему тестю и, увидев это, весь народ Израиля проникся к Итро большим уважением – весь народ вышел на встречу ему!
Моше рассказал Итро и про Исход, и про рассечение моря, и про победу над египтянами, и про войну с Амалеком. Он также рассказал ему о чудесном манне и о водном источнике, который сопровождал их во время их странствия.
Услышав всё это Итро проникся трепетом перед Всевышним и прославил Его за спасение еврейского народа и за управление миром по принципу мера за меру, ведь из истории, рассказанной Моше, он понял, что Всевышний наказал египтян именно по этому принципу – они бросали мальчиков в воду, и Всевышний бросил их (мужчин, которые вышли на войну) в воду. Итро принял иудаизм и принёс жертвы Б-гу.
При этом Мидраш сообщает нам, что Итро всё же скорбел о гибели Египта, ибо сам от происходил от жены Авраама Агарь (Кетуры), которая была египтянкой (дочкой фараона). Из этого учат наши мудрецы, что не следует при прозелите негативно отзываться о представителях его нации (даже если это заслуженно, а незаслуженно вообще ни о ком нельзя отзываться негативно!).
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Тора – это не летопись, а потому она не написана в хронологическом порядке. Поскольку речь зашла об Итро, то Тора приводит связанное с ним событие, которое произошло после дарования Торы, после греха золотого тельца и после того, как Всевышний простил свой народ. В Йом Кипур Моше спустился с горы Синай со вторыми скрижалями (до этого со времени дарования Торы он практически всё время провёл на горе Синай) и на следующий день, 11-го Тишрея, началась «обычная» жизнь и Моше сел судить народ, у которого за время отсутствия Моше накопилось множество вопросов и тяжб.
Моше сидел и рассматривал каждый кейс отдельно, а народ стоял перед ним в очереди с утра до вечера, ожидая своего часа. Увидев это Итро, который был опытным государственным деятелем в Мидьяне, заявил Моше, что такой подход нереален, что Моше не может в одиночестве, самостоятельно, заниматься разбором всех тяжб и разъяснением всех законов нескольким миллионам человек лично! Что ему следует создать разветвлённую судебную систему, с местными судами, а Моше должен представлять суд высшей инстанции, рассматривая лишь большие дела.
Моше согласился с ним, но с небольшими изменениями. Он действительно назначил судей из числа людей богатых (они не будут заискивать и лицеприятствовать в суде), внушающих доверие (чтобы люди прислушивались к решениям суда) и ненавидящих корысть (чтобы относительно них даже не возникало подозрения о взяточничестве), как и советовал Итро. Однако, себе он брал тяжбы не по принципу их суммы, как предлагал Итро, а по принципу их сложности – тяжёлые дела, которые требовали особого понимания, он брал себе, а простыми делами занимались местные суды. Иерархия была выстроена следующим образом: главы тысяч, главы сотен, главы пятидесяти, главы десяти.
Здесь есть два тяжёлых вопроса: Моше вырос в доме фараона, Мидраш говорит, что он длительное время был царём в стране Куш. Неужели он не знал о базовых правилах государственного устройства? Кроме того, в книге Дварим Моше будет упрекать еврейский народ за то, что они вынудили его пойти по совету Итро… Как это понимать?
Моше видел, что народ Израиля – особый народ, что он окружён славой Всевышнего и чудесами. Все согласны, что идеальным устройством было бы, что величайший пророк Моше, который находится на прямой связи с Б-гом, лично бы преподавал Тору каждому, лично бы рассуживал людей, опять же донося до них таким образом волю Всевышнего из первых уст. Но есть понимание, что в этом материальном мире это невозможно – не может один человек напрямую руководить, судить и обучать несколько миллионов человек! А то, что море раскроется возможно? А то, что манн будет выпадать возможно? Нет ничего невозможного для Всевышнего! Не прояви тогда люди недовольство тем, что Моше решил править собственноручно от имени Всевышнего, не прояви они маловерие, что такой подход невозможен (а ведь опытный управленец Моше посчитал, что такое было возможным!), то всё бы прекрасно получилось – и люди получали бы Тору из её источника, а не через третьи руки. Как это было бы возможно? Чудом, как и всё остальное!
Не случайно, возможно, сразу после этого события Моше отпускает Итро обратно в Мидьян, чтобы тот обратил в иудаизм всю свою семью. Каждому важно быть на своём месте – там Итро будет очень полезен, а здесь от него исходят проблемы…
ПОДГОТОВКА К ДАРОВАНИЮ ТОРЫ
1-го Сивана 2448 года (27-го апреля 1312 года до н.э.) народ Израиля пришёл в пустыню Синай. Они пришли туда из Рефидим, где воевали с Амалеком, который напал на них после того, как «ослабли их руки от Торы» (мы помним, что часть заповедей они уже получили в Маре) – Тора подчёркивает это, чтобы сообщить нам, что народ Израиля извлёк урок из этого происшествия и больше не пренебрегал изучением законов. Также народ Израиля понял, что присутствие Всевышнего в стане народа Израиля – это не обуза, а привилегия (см. обзор прошлой недельной главы, где мы разбирали сомнения евреев на этот счёт). Объединённые идеей служения, они были единодушны, пребывали в мире друг с другом. В этом плане весь народ был как один человек.
Народ Израиля разбил свой лагерь у восточной стороны горы Синай. Рано утром 2-го Сивана Моше впервые поднялся на гору для общения со Всевышним с целью получить Тору (мы помним из законов счёта омера, что, выйдя из Египта, евреи знали, что через 50 дней они получат Тору, а потому каждый день вели отсчёт пройденным дням. Этот подсчёт ведём и мы с вами от Песаха до Шавуот).
Всевышний передал Моше Свои слова для народа Израиля, которые должны были побудить их к принятию Торы, напомнив их о чудесах египетских казней и чудесах Исхода, о Своей заботе. Причём он дал указание Моше говорить с женщинами мягким языком, а вот с мужчинами говорить открыто, без обиняков, донеся до них всю тяжесть ответственности за нарушение Торы после её принятия. Всевышний, сотворивший и мужчину, и женщину, знает (в отличие от современных умников), что они различны, и что к каждому нужен свой подход.
Если народ Израиля примет Тору, то они получат возможность особой близости ко Всевышнему, станут Его избранным народом, Его сокровищем (сгулой) и Его служителями (согласитесь, это отличная карьера, оказаться столь близким к Первому Лицу!).
В тот же день Моше спустился с горы и передал слова Всевышнего Б-гу, на что народ Израиля ответил известное «Наасе ве-нишма» – «Сделаем (принимаем), а [потом] услышим (что там именно написано)», проявив необычайный уровень веры и упования на Всевышнего. Если Он хочет что-то нам дать, то мы безоговорочно принимаем, ведь от Него может исходить только добро!
Вместе с тем Талмуд говорит, что Всевышний не оставил им особого выбора, сведя его к выбору между жизнью и смертью: примите Тору – будете жить, а не примите – не будете. Причём не только вы, а весь мир, ибо мир был создан для Торы, а если всё человечество отказывается её принять (другие народы отказались), то и в мире нет смысла, и он будет разрушен.
Зачем нужно было принуждать, если народ был готов принять Тору и так? Чтобы Тора не была лёгкой в глазах народа. Чтобы не могли сказать впоследствии, что приняли в состоянии аффекта, находясь в помутнении рассудка из-за душевных потрясений вследствие многочисленных чудес и т.д. Не было выбора не принять и остаться в живых, но это бесконечно хорошо, что приняли по доброй воле!
Рано утром 3-го Сивана Моше вновь поднимается на гору, чтобы передать Всевышнему слова народа. А разве Всевышний сам не знает? Зачем Ему передавать слова людей? Отсюда учим важность отчётов перед руководством! Да-да, именно так и говорит Мидраш (ну почти)! Всевышний говорит Моше, что раскроется ему, а народ Израиля будет слышать, как Б-г будет разговаривать с Моше.
Спустившись с горы и передав эти слова народу, те сделали альтернативное предложение, которое понравилось Всевышнему, – они хотели, чтобы Всевышний говорил не с Моше, а с ними напрямую!
4-го Сивана, опять же рано утром («кто рано встаёт…»), Моше возвращается на гору Синай и передаёт пожелание народа Всевышнему, который принимает его, но говорит, что в таком случае народу необходимо быть ритуально чистыми, отведя на это два дня, так, чтобы быть готовыми к принятию Торы 6-го Сивана. Всевышний также запретил народу приближаться к горе, повелев Моше обнести гору невысокой оградой. Каждый, кто прикоснётся к горе – человек или скот – смерти будет предан.
В тот же день Моше спустился с горы Синай и передал слова Б-га народу Израиля. В Талмуде есть спор относительно того, добавил ли Моше ещё один день для очищения. Раби Йосе говорит, что да, и потому дарование Торы произошло 7-го Сивана (так выходит из простого прочтения Торы), а его визави говорит, что Моше ничего не добавлял и Тора была дарована 6-го Сивана. Поражает здесь сила, которой по мнению раби Йосе обладал Моше – Всевышний сказал 6-го, а Моше перенёс дарование Торы на день! Конечно, сделал он это ради более тщательной подготовки, а не для того, чтобы потянуть время, но всё равно величие Моше поражает воображение!
ДАРОВАНИЕ ТОРЫ
6-го Сивана 2448 (2-го мая 1312 года до н.э.), рано утром, когда народ ещё спал, Всевышний начал процесс дарования Торы. Чтобы исправить эту досадную оплошность в столь великий день, принято не спать всю ночь в Шавуот, изучая в это время Тору. Гора Синай дымилась и содрогалась, трубление шофара всё усиливалось и усиливалось.
Всевышний призвал Моше на гору и сказал ему вновь предупредить народ Израиля не приближаться к горе. Моше попробовал было возразить Б-гу, что он уже предупредил народ об этом и они не будут нарушать, но Всевышний потребовал от Моше предупредить их второй раз, чтобы наверняка удостовериться в том, что они не нарушат. В том числе отсюда мы видим принцип, что человека нужно предупредить дважды, прежде чем выносить ему наказание.
Первые два речения Всевышний, как и просил народ Израиля, произнёс для всех. Люди были в панике от такого яркого проявления Всевышнего. Говорит Мидраш, что с каждым словом душа людей покидала их и они умирали, но Всевышний возвращал их к жизни. Выдержав два речения, они попросили Моше вернуться к изначальному плану, чтобы Всевышний говорил с Моше. Получается, что 2 первых речения весь народ слышал напрямую от Всевышнего, а остальные 8 – от Моше.
ДЕСЯТЬ РЕЧЕНИЙ
Десять речений – это не десять заповедей. Заповедей у нас 613, кстати Талмуд в трактате «Макот» приводит, что гематрия (числовое значение) слова Тора равняется 611. Вместе с первыми двумя речениями (две заповеди), которые народ слышал напрямую от Всевышнего, через Моше Всевышний передал народу Израиля ещё 611 заповедей, итого 613.
Приведём вкратце эти речения.
1. «Я — Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из страны Египта»
2. «Да не будет у тебя других богов…»
3. «Не произноси Имени Г-спода, Б-га твоего, попусту»
4. «Помни день субботний»
5. «Чти отца своего и мать свою»
6. «Не убей»
7. «Не прелюбодействуй»
8. «Не укради»
9. «Не отзывайся о ближнем ложным свидетельством»
10. «Не возжелай (того, что принадлежит другому)»
Учат наши мудрецы, что эти десять речений соответствуют десяти речениям, которыми был создан мир. Это подчёркивает значимость события дарования Торы – ведь именно ради неё и был создан весь этот прекрасный мир!
НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ХРАМА
После произнесения десяти речений, Всевышний передал Моше ещё несколько заповедей относительно Мишкана – переносного Храма в пустыне.
1. Не делать Крувим (ангелов с детскими лицами и крыльями вместо рук на крышке ковчега, в котором лежали скрижали) из серебра.
2. Не делать на крышке ковчега более двух золотых Крувим.
3. Не делать Крувим нигде, кроме как на крышке ковчега.
4. Наполнять жертвенник, который стоял во дворе Мишкана, землёй и приносить на нём Всевышнему жертвы.
5. Разрешено произносить четырёхбуквенное имя Всевышнего (состоящего из букв «йуд», «эй», «вав», «эй») только в Храме (в пустыне – в Мишкане).
6. Не обтёсывать камни для жертвенника с помощью железа, поскольку железо используется людьми, в том числа, для убийства, а жертвенник символизирует мир между людьми и Всевышним.
7. Не делать ступенчатые подъёмы к жертвеннику, чтобы в процессе поднятия по лестнице не задиралось бы платье, раскрывая наготу, что будет являться проявлением пренебрежения к Храму.