В главе «Мишпатим» содержится большое количество заповедей – 23 повелительных и 30 запретительных – большинство из которых связаны с имущественными отношениями между людьми, а также с судопроизводством. Часть заповедей, приведённых в этой главе (имущественные законы), были даны народу Израиля ещё в Маре – до дарования Торы на горе Синай, а часть – на горе Синай.
Талмуд уделяет большое внимание трактовке пасуков этой недельной главы на многих-многих страницах, и мы, конечно же, не сможем сделать полноценный обзор всех аспектов главы. Однако нам кажется, что будет правильным привести список заповедей, перечисленных в главе Мишпатим, и немного рассказать о них. Специально для этого издательство «Книжники» любезно предоставило нам электронную версию книги «Сефер а-Хинух», занимающуюся описанием заповедей в недельных главах Торы. На её основе мы и сделаем обзор главы Мишпатим (а также и других состоящих из большого количества заповедей глав, которые, с Б-жьей помощью, будут встречаться нам в будущем).
Повелительные заповеди
1. Заповедь соблюдать права раба-еврея
Детали заповеди: Эти права включают в себя получать вольную по истечению шести лет рабства, а также в юбилейный (пятидесятый год), выкупать себя, получать освобождение в случае смерти хозяина. Эта заповедь относится только к мужчинам, так как женщины не могут приобретать рабов.
Смысл заповеди: Развивать качества милосердия и сострадания в еврейском народе. В то время рабовладельчество было повсеместно распространено, но рабы были фактически бесправными людьми. Еврейский же закон относительно прав рабов был фактически революционным.
В еврейские рабы как правило попадали люди, которые провинились чем-то перед будущим хозяином – причинили ему ущерб или украли у него и не смогли выплатить положенное. Фактически это была пенитенциарная система для имущественных нарушений, задачей которой было дать человеку возможность отработать свой долг в человеческих условиях и в окружении праведных евреев, которые бы повлияли на его раскаяние и укрепление в соблюдении заповедей (разительное отличие от «зоны»).
2. Заповедь предназначения рабыни-еврейки в жёны
Детали заповеди: Отец, не имея возможности содержать свою малолетнюю дочь, продаёт её в рабство другому еврею. Тот, кто приобрёл её себе в качестве рабыни, обязан жениться на ней по достижению ей соответствующего возраста или выдать её замуж за своего сына. Если же она неприятна в их глазах (или они в её), то они обязаны помочь ей выкупить себя до истечения срока рабства. Хозяину также запрещено перепродавать её.
Смысл заповеди: Проявлять и развивать милосердие, а также препятствовать разврату (среди рабов распространён разврат и не гоже еврейской девочке находиться среди них).
3. Заповедь выкупа рабыни-еврейки
Детали заповеди: если рабыня скопила достаточно средств, чтобы компенсировать хозяину затраченные на её покупку средства, исходя из оставшихся годов (например, если он купил её за 60 динаров, то поскольку обязан отпустить её по прошествии 6 лет, то она как-бы выкупает себя своей работой по 10 динаров в год. Соответственно, если по прошествии трёх лет она приносит ему 30 динаров, то он обязан освободить её). И не может он сослаться на то, что кормил, поил, одевал её, что мог бы вложить эти деньги более выгодно и теперь имеет упущенную выгоду и тд.
Смысл заповеди: Приучать еврейский народ к милосердию.
4. Заповедь суду казнить приговорённого за преступление, караемое удушением, именно таким способом.
Детали заповеди: Приговорённого закапывают по колено в глину, заматывают ему шею жёстким платком, обмотанным мягким платком, а затем два исполнителя тянут концы платков до тех пор, пока казнимый не испустит дух. Эта и другие смертные казни действуют только тогда, когда в Земле Израиля есть Санэдрин – Верховный суд.
Смысл заповеди: причина этой заповеди прекрасно выражена в словах царя Шломо (Мишлей 29:4): «Царь правосудием утверждает страну…». Страх перед правосудием удерживает людей от убийства, поэтому Всевышний повелел казнить убийцу. В целом
5. Заповедь суду присуждать нанёсшему ущерб к выплате возмещения пострадавшему.
6. Заповедь суду казнить приговорённого за преступление, караемое отсечением головы мечом, именно таким способом.
Смысл заповеди: Среди причин, по которым дана заповедь, – желание Всевышнего искоренить в сердцах Его святого народа бессердечие и крайнюю жестокость. Поэтому человек, необузданный в своём гневе настолько, что способен забить насмерть беззащитного раба в собственном доме, должен быть казнён. Убийца приговаривается к казни мечом, так как позволил гневу овладеть собой до такой степени, что он убил человека (в том числе и нееврейского раба).
7. Заповедь суду взыскивать за ущерб, нанесённый скотом.
Этой заповеди посвящена большая часть трактата «Бава кама» Вавилонского Талмуда. Очень кратко можно сказать, что Тора обязала человека следить за своим скотом (и всем остальным, что на это похоже), чтобы этот скот не ущерблял других.
8. Заповедь суду взыскивать за ущерб, причинённый из-за оставленной открытой ямы.
Эта тема также освещается в трактате «Бава кама». Суть та же, что и в предыдущей заповеди – возложить на человека ответственность за его деяния.
9. Заповедь суду приговорить виновного в воровстве к возмещению убытков и дозволение убить его в случае крайней необходимости.
У этой заповеди множество деталей. Иногда вор должен вернуть украденное в четырёхкратном, а иногда в пятикратном размере. В определённых случаях вора можно убить (если очевидно, что он готов убить обворовываемого им). И ещё великое множество аспектов и деталей, которые разбираются в Талмуде.
10. Заповедь суду взыскивать за ущерб, причинённый потравой.
Имеется в виду, что если скот одного человека выел или вытоптал поле другого, то первый должен компенсировать ущерб другому.
11. Заповедь суду взыскивать за ущерб, причинённый огнём.
12. Заповедь суду рассудить дело взявшего что-либо на безвозмездное хранение.
Если один человек принял у другого вещь на безвозмездное хранение, а потом ложно заявил (дал клятву в суде), что эта вещь у него украдена (а он не несёт за это ответственности, так как не получал плату за хранение), обязан вернуть сумму в двойном размере (если будет уличён).
13. Заповедь суду рассудить дело истца и отрицающего свою вину ответчика.
Судьи, преступающие эту заповедь и не вершащие правосудие должным образом в рамках имеющихся у них возможностей, пренебрегают предписывающей заповедью, что чревато для них грозным наказанием. Ведь правосудие – оплот общественного порядка, без него рушится мир. Эта заповедь дана всем людям, поскольку без правосудия невозможно жить в этом мире.
14. Заповедь суду рассудить дело об ответственности наёмного стража и арендатора за доверенное ему на хранение.
В отличие от хранящего вещь безвозмездно, если человек получает за хранение деньги или он является арендатором, то он несёт перед хозяином вещи ответственность за потерю и кражу, но не несёт ответственности за форс мажоры.
15. Заповедь суду рассудить дело об ответственности берущего в долг за сохранность одалживаемого имущества.
Если один человек взял у другого какую-то вещь в долг, то он несёт за неё материальную ответственность, даже в случае форс мажора.
16. Заповедь суду рассудить дело соблазнителя.
Если мужчина соблазняет незамужнюю и необручённую девушку, то должен жениться на ней (если, конечно, она сама того пожелает) или выплатить её отцу штраф в размере 50 серебряных монет (если соблазнённой было меньше 12 лет и одного дня). Причем в случае штрафа, платёж не ограничивается 50 монетами – это лишь штраф ему за половую близость. Сверх того, он обязан компенсировать моральный и материальный ущерб, причинённый соблазнённой. Здесь сумма возмещения колеблется в зависимости от знатности и важности семейства жертвы.
Соблазнением считаются и лживые, и правдивые речи, которыми соблазнитель добивается своего.
17. Заповедь ссужать бедняка.
Нам заповедно давать в долг бедняку по мере наших возможностей и в соответствии с его нуждами, чтобы облегчить его положение и уменьшить страдания. Предпочтительнее поддержать человека займом, чтобы не допустить его падения, чем потом давать ему цдаку.
Причина заповеди – желание Всевышнего, чтобы люди были приучены и привычны проявлять милость и милосердие – замечательные качества, проявляя которые на деле, они становятся достойными милости Небес, ибо, как уже упоминалось, благо и благословение осеняют лишь несущих благо и никого иного. И когда Всевышний воздаёт добром творящим добро, Его желание творить добро воплощается в полной мере.
Если бы не эта причина, Всевышний нашёл бы иные пути обеспечить нуждающихся всем необходимым Но из милости к нам, желая чтобы мы снискали перед Ним заслуги, Г-сподь сделал нас Своими посланниками в исполнении заповеди проявлять милосердие.
Дополнительная причина, по которой дана эта заповедь, в том, что Всевшний предпочитает, чтобы нуждающиеся получали помощь из рук людей, ибо нужда постигает человека в наказание за серьёзный грех, и ему следует претерпеть двойное наказание: прежде всего, стыдом, вызванным необходимостью просить о помощи подобных себе, а затем уже – нуждой.
18. Заповедь следовать за большинством в суде.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – стремление гарантировать целостность нашего Учения, являющуюся основой самого его существования. Ведь, заповедуй нам Всевышний следовать «доступному вам истинному значению сказанного в Торе», это обязало бы каждого руководствоваться собственным представлением о том, каково истинное значение той или иной заповеди. И даже разойдясь в понимании некоего вопроса абсолютно со всеми, человек был бы обязан следовать именно собственному мнению, и не иначе. Это привело бы к катастрофе: единое Учение распалось бы на множество, в основе каждого из которых было бы личное понимание того или иного толкователя.
Тора едина благодаря тому, что нам недвусмысленно заповедано строго следовать мнению большинства мудрецов, и это служит основой нашего существования. Ни в коем случае нельзя отступать от постановлений наших мудрецов, ведь, следуя их предписаниям, мы исполняем волю Всевышнего!
19. Заповедь разгрузить поклажу упавшего животного.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – желание воспитать в нас высшей степени похвальное чувство милосердия. И если подобным образом мы должны обходиться с вьючным животным, то что говорить о том, как милосердны мы должны быть по отношению к человеку, который страдает. И даже если его мучения вызваны не физическими страданиями, а всего лишь материальными потерями – наш долг проявить милосердие и оказать помощь.
20. Заповедь давать земле покой.
Нам заповедано отказаться от владения всем, что родит принадлежащая нам земля в седьмой год (шмиту).
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – стремление заставить нас глубоко проникнуться сознанием того, что мир сотворён Б-гом за шесть дней, а в седьмой день Он не создавал ничего, определив Себе уделом покой в этот день. Поэтому нам вменено в обязанность день за днём, год за годом отсчитывать шестилетний срок земледельческой активности, а в седьмой год воздерживаться от обработки земли.
Заповедь отказываться от владения всем, что произвела принадлежащая нам земля в седьмой год, призвана напомнить нам, что земля, ежегодно взращивающая нам плоды, делает это не в силу своего природного плодородия, а потому что такова воля Б-га. Он – Владыка земли и её хозяев, и если Ему угодно – предписывает землевладельцу отказаться от владения произведённым его землёй.
Дополнительная польза душе человека от исполнения этой заповеди: её соблюдения приучает быть щедрым. Ибо истинная щедрость проявляется в способности и готовности одаривать (делая свои поля и сады доступными всем), не рассчитывая на то, что это окупится.
Кроме того, соблюдение этой заповеди укрепляет человека в уповании на Б-га. Тот, кто полон готовности безоговорочно отказаться от владения всем, что в течение целого года породила его земля, надел его отцов, тот, кто всю жизнь так и поступает и воспитывает в подобном духе своих домочадцев, не может превратиться в скрягу и маловера.
Эта заповедь действует только в Стране Израиля и только тогда, когда народ Израиля живёт на ней. Шмиту в Израиле соблюдают и сегодня – следующий год, 5782 будет годом шмиты, и, соответственно, часть законов начнут действовать уже в этом году, за несколько месяцев до нового года.
21. Заповедь воздерживаться от работы в Шаббат.
Всего заповедь о субботе появляется в Торе 12 раз.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – чтобы в честь субботнего дня мы освобождались от своих повседневных забот; ради того, чтобы утвердить в наших сердцах веру в сотверённость мира, на которой зиждется вся наша религия. Еженедельно наступает день, когда мы вспоминаем о том, что мир был сотворён за шесть дней, а в день седьмой ничто не было сотворено. Что всё сотворённое в каждый из шести дней было отдельным этапом Творения, осуществлённым простым актом Б-жественной воли.
Помимо памяти о сотворении мира, суббота хранит также память о египетском рабстве. В Египте мы были рабами и не знали отдыха. Но Б-г освободил нас от египтян и заповедал отдыхать в седьмой день.
22. Заповедь праздников-паломничеств.
Речь идёт о праздника Песах, Шавуот и Суккот, накануне которых следует взойти в Иерусалим, чтобы праздновать их там. Важным элементом заповеданного празднования является принесение в Храме приуроченной к этому событию мирной жертвы (шломим).
Среди причин, по которым заповедь приношения жертв во время праздничного паломничества, следующая: не пристало представать перед Г-сподом с пустыми руками. Хотя Он, разумеется, не нуждается в наших приношениях, тем не менее в своём воображении мы представляем себя предстающими перед Ним там, где душа воистину ближе к Источнику блага, чем в любом другом месте, и её озаряет сияние Царского лика; и потому нет более подходящего момента, чем этот, для принесения жертвоприношений. Ибо сама процедура жертвоприношения положительно влияет на наши души, делая нас достойными блага и возвышая.
Во время паломничества народ Израиля также общается с мудрецами Торы, которыми наполнен Иерусалим. Тем самым они проникаются святостью и наполняются мудростью.
23. Заповедь приношения первых плодов.
Нам заповедано приносить в Храм первинки урожая – первые созревшие плоды – и отдавать их храмовым священнослужителям. Заповедь касается плодов семи видов растений, которыми славится Земля Израиля: пшеницы, ячменя, винограда, инжира, гранатов, маслин и фиников.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – стремление, чтобы мы вознесли слово Г-спода «во главу веселья нашего», помнили и знали, что Он посылает нам все блага этого мира. Потому нам заповедано приносить служителям Его Храма первые созревшие плоды. Ибо поминание Имени Его, принятие ига Его царства и признание того, что всякий плод и любое благо – лишь от Него, и делают достойными благословения и нас, и плоды наших земель.
Запретительные заповеди
1. Запрет перепродавать рабыню-еврейку, купленную у её отца.
2. Запрет лишать супругу пищи, одежды и супружеской близости.
Регламентация частоты супружеских обязанностей зависит от рода деятельности и, соответственно, утомляемости мужа. Так, например, мореплаватель обязан исполнять супружеский долг дважды в год, погонщик верблюдов – раз в месяц, изучающий Тору – раз в неделю, желательно в ночь Шаббата.
3. Запрет наносить побои отцу и матери.
Даже если отец и мать жестоко избивают своего сына, то не имеет права ответить им тем же до тех пор, пока те не покушаются на его жизнь. За нанесение отцу или матери такого удара, который привёл к гематоме, ударившему полагается смертная казнь удушением.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – стремление примерно покарать низких и подлых людей, осмелившихся поднять руку на родителей, на тех, кто по воле Г-спода, привёл их в мир и сделал им столько добра. И об этом сказано (Мишлей 29:4): «Царь правосудием утверждает страну».
4. Запрет есть мясо быка, побитого камнями.
Запрет вступает в силу с момента вынесения быку приговора, даже если он был зарезан кошерным образом. Запрет касается мяса любого животного, убившего человека и приговорённого к побиванию камнями.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – стремление укоренить в нашем сознании мысль, что существо, служащее источником бед, нежелательно и отвратительно в глазах Б-га и людей. Глубоко проникшись этой идеей, мы будем особенно осторожны и предусмотрительны, чтобы наши действия никогда не послужили причиной чьих-то бед.
5. Запрет оставлять в живых колдунью.
Речь идёт не только о колдунье, но о любом, кто занимается колдовством.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, та, что, как всем хорошо известно, колдовство – очень скверная вещь и приносит людям много горя. Поэтому нам заповедано изгонять из мира тех, кто практикуется в этом злом деле, так как тем самым они открыто противятся воле Всевышнего, пожелавшего, чтобы мир населялся, осваивался, и чтобы при этом всё шло естественным путём, согласно природе, которую Он заложил в элементы творения, приступая к их созданию. Колдуны же стремятся извратить природу вещей
6. Запрет обижать гера (прозелита) словом.
Гером называется выходец из любого другого народа, прошедший гиюр и принявший веру Израиля. И хотя существует общий запрет обижать сынов Израиля – а гер, приняв веру Израиля, становится одним из них – тем не менее Тора добавляет дополнительный запрет, поскольку геры в большей степени беззащитны, нежели обычные евреи. Дополнительная причина – опасение, как бы обида и гнев не подвигли гера на отказ от обязательств, принятых им на себя с прохождением гиюра.
7. Запрет притеснять гера в ходе деловых отношений с ним.
8. Запрет притеснять вдову и сироту.
Наши деловые отношения с вдовами и сиротами должны строиться на основе милосердия, доброты и приязни. Смысл заповеди такой же, как в случае с герами – вдовы и сироты, как правило, беззащитны.
9. Запрет взыскивать долг с неплатежеспособного бедняка.
Мы не должны требовать возврат займа всё время, пока, насколько нам известно, он неплатежеспособен.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – стремление взрастить в нас милосердие и сострадание. Только когда эти качества укоренятся в наших сердцах, мы будем достойны блага, которого желает нам Всевышний и в этом мире, и в будущем.
10. Запрет вступать в процентные сделки.
Нам запрещено принимать какое-либо участие в заключении процентных сделок между кредитором и должником. Иными словами, мы не имеем права выступать в роли поручителей, свидетелей, составителей долгового обязательства, если в нём упоминается о процентах по займу, так как взимание процентов напрямую запрещено Торой.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – желание Всевышнего облегчить существование избранного Им народа и убрать с его пути препоны, чтобы один сын Израиля не обирал другого незаметно для него, пока тот не разорится окончательно. Не секрет, что это, как правило, и происходит с одалживающим под проценты (по крайне мере для собственных нужд, для займов для бизнес-нужд предусмотрен особый механизм, работающий посредством создания бизнес партнёрства). Поэтому Тора и называет ссуду под проценты «нешех» – укус змеи.
11. Запрет проклинать судей.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – стремление избавить судей от страха перед подсудимыми и их проклятий, чтобы они могли вершить суд по справедливости.
Исполнение этой заповеди приносит пользу ещё и тем, что запрет проклинать судей служит преградой на пути той ненависти, которую человек из толпы по недомыслию своему испытывает к системе правосудия. Не будь этого запрета, люди, распалив себя проклятиями, могли бы перейти от слов к делу и восстать против неё. И это обернулось бы великой бедой, ведь сказано (Мишлей 29:4): «…на правосудии установит страну…».
12. Запрет проклинать Всевышнего.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, следующая: ведя подобные богохульственные речи, человек лишается всякого блага и всё возвышенное в его душе оборачивается порчей. Он уподобляется животному, поскольку, используя во зло именно ту способность, которой Г-сподь выделил его из числа прочих живых тварей, – речь, опускается ниже любой из них, исключает себя из разряда разумных существ и превращается в мерзкое жалкое пресмыкающееся и даже хуже того. И от этого предостерегает нас Тора, ибо Всевышний желает нашего блага, а всё, что мешает нам удостоиться истинного блага, – противно Ему.
Проклявший Всевышнего подлежит побиванию камнями.
13. Запрет проклинать вождей.
Наши мудрецы поясняют, то вождь, о котором говорится в этом стихе, – это царь Израиля. Но в целом Тора запрещает нам проклинать любого, кто стоит во главе властной структуры, правящей еврейским народом, будет то власть монархическая или теократическая.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – потребность любого человеческого сообщества в руководителе, в том, кто отдаёт приказы, устанавливает правила и добивается их исполнения. Каждый человек имеет свою точку зрения, и невозможно прийти к единогласному решению, который бы устраивал абсолютно всех, невозможно выработать общий план действий. А это неизбежно приводит к бездействию и простою.
В любом деле, чтобы добиться успеха, необходимо следовать какому-то одному мнению, независимо от того, самое ли оно удачное из имеющихся или нет. Иногда это даёт прекрасные результаты, а иногда – прямо противоположные. Но и это предпочтительнее бесконечных распрей, порождающих только безделье.
Поэтому правитель – тот, кто приносит обществу значительную пользу, направляет его в религиозном или политическом плане, защищает права притесняемых, – заслуживает того, чтобы мы не проявляли по отношению к нему непочтительность. Непозволительно проклинать его даже заочно – не говоря уже о том, чтобы сделать это публично, – дабы не докатиться до противостояния с ним: ведь то, что человек привыкает позволять себе в уединении, рано или поздно найдёт выражение в его публичном поведении. А раздоры, как известно, неизбежно наносят ущерб.
Проклинающий вождя именем Всевышнего подлежит троекратному бичеванию.
14. Запрет нарушать порядок отделения даров и десятин от урожая зерновых.
Обмолоченным и провеянным зерном нового урожая запрещено пользоваться до тех пор, пока владелец не отделит дары, предназначенные священнослужителям (трума). От оставшейся части мы обязана отделить десятину, именуемую первой (маасер ришон), а из оставшегося после этого – вторую десятину (маасер шени). Дары (трума) отдаётся храмовым священнослужителям (коенам), первая десятина (маасер ришон) – левитам, а вторая десятина (маасер шени) достаётся самим владельцам, но должна быть съедена ими непременно в Иерусалиме. Именно в таком порядке мы обязаны отделять дары и десятины от урожая зерновых.
Эта заповедь действует только в Земле Израиля, когда народ Израиля живёт в ней.
15. Запрет употреблять в пищу мясо растерзанного животного.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, следующая: тело является инструментом, посредством которого душа действует, решает стоящие перед ней задачи. Собственно, ради этого душа и облечена в тело, исключительно во благо ей, а нисколько не во вред, ведь Г-сподь – источник блага и только блага для всего сущего.
Тело на службе подобно клещам в руках кузнеца, которыми тот берёт различные предметы для обработки. Если клещи крепкие и надёжные, то из рук умелого мастера выходят искусные изделия. Если же клещи ненадёжны, плохи, то мастеру никогда не добиться высокого качества – ни точности, ни красоты. И точно так же тело – любая его ущербность приводит к тому, что замысел разума воплощается в реальность искажённо. Поэтому Тора в своём совершенстве стремится предохранить нас от всего, что способно повредить телесному здоровью. Таков общий очевидный смысл всех её предписаний, касающихся образа питания.
И нас не должно смущать то, что нам – даже учёным-медикам – не всегда известно, чем может повредить та или иная пища, попавшая под запрет. Ведь от её употребления нас предостерегает сам Всевышний – надёжнейший из целителей, несравненно более мудрый, чем ты или врач!
И вот ещё что: все предписания Торы и прочие непреложные установления должны исполняться слово в слово, скрупулёзно. Начнутся отклонения от предписанного, оговорки – кончится полным пренебрежением.
16. Запрет выслушивать в суде доводы одной из сторон в отсутствии другой.
Причина, по которой дана эта заповедь, ясна и понятна всем: ложь столь гнусна и презренна в глазах людей, что трудно найти порок, вызывающий большее отвращение, чем она. Любящими Б-га ложь проклята и отвержена, ибо Г-сподь – Б-г истины, истина окружает Его, а Его благоденствие осеняет лишь тех, кто стремится следовать Ему в своих деяниях.
17. Запрет принимать свидетельство нарушителя предписания Торы.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, следующая: тот, кто не щадит собственную душу, кому не претит злодейство, не пощадит и ближнего. А потому его свидетельство не заслуживает доверия.
18. Запрет суду приговаривать к смертной кази большинством всего в один голос.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, следующая: нам заповедано в своих действиях уподобляться Творцу, каким Он являет Себя нам. А это в первую очередь великодушное милосердие: Всевышний судит людей мягче, чем они заслуживают того по справедливости, и нам предписал не обрекать людей на казнь, не имея ощутимого перевеса голосов в пользу такого необратимого приговора.
19. Запрет судье, рассматривающему обвинение в преступлении, за совершение которого следует смертная казнь, и первоначально выступившему в защиту подсудимого, переходить на сторону обвинителя.
Судье запрещено из доверия к чужому мнению принимать позицию другого судьи, каким бы авторитетным тот ни был, или даже позицию большинства в том, что касается вины или невиновности подсудимого, – он обязан полагаться только на собственные выводы.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, следующая: Всевышний не пожелал вручить решение человеческой жизни в руки одного человека.
20. Запрет оказывать снисхождение нищему в суде.
Судья обязан судить по справедливости, не поддаваясь чувству жалости, не выказывая предпочтение ни богачу, ни бедняку.
21. Запрет предвзято относиться к злодею в суде.
22. Запрет суду выносить смертный приговор на основании неоднозначных показаний.
Никто не может быть приговорён судом к смертной казни иначе, чем на основании показаний двух свидетелей, видевших обвиняемого собственными глазами во время совершения им того самого преступления, за которое теперь его судят, и такой приговор выносят только в том случае, если их показания очень убедительны.
23. Запрет брать взятки.
Судье запрещено принимать подношения от тяжущихся сторон, даже если такое подношение даётся, чтобы он судил справедливо.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, запрещающая нам взяточничество даже в случае, если подношение делается в расчёте на правый суд, – стремление отвадить нас от взяточничества совершенно, так как оно неизбежно ведёт к извращению правосудия.
24. Запрет клясться языческими божествами.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – стремление отдалить нас от всякого соприкосновения с язычеством, на деле и на словах, так, чтобы даже мысли о нём не посещали души сынов Израиля.
25. Запрет подстрекать сынов Израиля к идолопоклонству.
Человек, который сбрасывает с себя все покровы Б-жественной истины и духом и телом предаётся языческой скверне, становится негодным сосудом, который не может вмещать в себя блага Всевышнего. Он притягивает к себе всё противоположное благословению – его одолевают проклятья, несчастья, телесные и душевные недуги. Такой человек настолько удаляется от пределов добра, что вокруг него не остаётся ничего, кроме зла. Выражаясь фигурально, можно сказать, что такой человек обретает в лице Всевышнего врага, и теперь Сам податель благ не допускает до него любое добро.
26. Запрет резать пасхального ягнёнка четырнадцатого Нисана, пока в нашем владении останется квасное.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, следующая: чтобы ни задумывалось, залог того, что это будет исполнено – установление для того конкретных сроков. Потому Г-сподь заповедал нам отмечать праздник Песах в строгом порядке, каждый этап в определённое для него время, чтобы не вторгались связанные с этим праздником заповеди в пределы друг друга.
27. Запрет оставлять подлежащее сожжению части пасхальной жертвы на ночь, если это сделает их негодными для воскурения.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, следующая: почтительное отношение к жертвоприношению выражается в своевременности его совершения. Тот, кто не соблюдает заповеданные для этого срок, выглядит человеком, разочаровавшемся в своём начинании, бросившим начатое дело на полпути. А это свидетельствует о равнодушии, о том, что человек в недостаточной степени посвящает свои помыслы совершенствованию жертвоприношения.
28. Запрет варить мясо в молоке.
Возможная причина заключается в том, что у каждой вещи в этом мире есть духовная сущность, которые нельзя друг с другом смешивать, чтобы не вызвать их противостояние. Но по факту это «хок» – заповедь, не имеющая рационального объяснения.
29. Запрет заключать союз с семью народами Кнаана, а также с любым язычником.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, – требование искоренить любые формы язычества и уничтожить все атрибуты идолопоклонства. Семь народов, о которых идёт речь, были главными рассадниками язычества и столпами идолослужения. За это они и были изгнаны Всевышним из страны, где жили (которую они прежде сами завоевали).
30. Запрет поселять в нашей земле язычников.
Среди причин, по которым дана эта заповедь, следующая: не дать нам перенять их еретические верования.
Тем, кто оставил идолопоклонство и заявил об этом перед раввинским судом, дозволено жить в Земле Израиля в статусе «гер тошав» (обращённый поселенец).
Евреям же запрещено не только продавать землю в Израиле, тому, кто исповедует идолопоклонство, но даже сдавать ему помещение под жильё, чтобы он не проводил там языческие обряды.