Прежде всего небольшое лирическое отступление, а, точнее, вступление. Ежегодно, читая недельные главы Торы, мы достаточно много времени уделяем изучению комментариев и мидрашей, рассказывающих о жизни наших праотцов, об истории Исхода, об испытаниях народа в пустыне. Но вот, когда начинаются недельные главы, повествующие о техническом устройстве Мишкана и его предметов, об одеждах коэнов, о жертвоприношениях, то мы (ну я по крайней мере), как правило, пропускаем эти комментарии как нечто формальное, нечто не особо интересное. У меня так продолжалось долгие годы до тех пор, пока не грянула «корона», и я не начал преподавать Пятикнижие с комментариями Раши (и не только) на нашем проекте JewishOnline.Ru. Начав с книги «Шмот», мы с учениками дошли до главы «Трума», и я уже думал перепрыгнуть на историю пустыни, но ученики, за что я им безумно благодарен, попросили меня проучить по порядку.
Друзья, что я вам скажу: никогда не пропускайте эти комментарии! Это безумно интересно! В них столько символизма, столько идей, столько воодушевления и красоты, что этим просто нельзя пренебрегать! Могу порекомендовать комментарий «Эмек а-Давар» рава Нафтали Цви Йеуды Берлина (Нецива) – очень-очень!
В обзорной статье я не смогу коснуться и маленькой толики всей мудрости, скрытой в этой главе, но какие-то базовые основы, надеюсь, получится осветить.
ДОМ ВСЕВЫШНЕГО
По мнению Раши повествование Торы не идёт в хронологическом порядке. Так, например, хронологически глава «Ки тиса», в которой повествуется в том числе о грехе золотого тельца, должна предшествовать главе «Трума», ведь строительство Храма – Дома Всевышнего – было заповедано еврейскому народу вследствие греха золотого тельца, как способ снова приблизиться к Всевышнему.
Стоя на горе Синай во время дарования Торы, народ Израиля достиг величайшего духовного уровня. Был исправлен грех Адама. Мир стоял на рубеже – после возвращения Моше с горы Синай, евреи вместе с Моше должны были войти в Землю Израиля и (сразу или через какое-то небольшое время) должен был начаться Будущий мир! Но всё пошло не так – евреи согрешили, создав себе идола, и Всевышний не просто решил покинуть их, но и уничтожить, произрастив новое потомство от Моше.
Вымолив прощение и 10-го Тишрея спустившись с горы Синай с новыми скрижалями, Моше объявляет народу о прощении Всевышним Своего народа, и о том, что Он согласен и впредь пребывать в его среде, правда, уже в несколько ограниченном варианте – в специально отведённом для этого месте. В микромире, который будет создан человеком в точном и строгом (очень важно) соответствии с инструкциями Всевышнего. Его Дом – святой, то есть отделённый. На святом языке «святость» означает именно «отделённость». В этом есть глубокий смысл.
ЦДАКА – НАЧАЛО НАЧАЛ
Но прежде, чем приступить к созданию Дома, Всевышний просит людей сделать пожертвование на его строительство. Всевышнему не нужен ни дом, ни золото, ни серебро, ни даже драгоценные камни. Но он хочет, чтобы у каждого еврея была своя доля в Его Доме, ведь именно там Он проявляется, раскрывается, своему народу. Важно, чтобы каждый был причастен к этому, чтобы каждый своими руками содействовал раскрытию Всевышнего в мире!
Это было также и исправлением греха золотого тельца, когда еврейский народ очень щедро и очень быстро «сбросился» на его создание.
Святой еврейский народ блестяще справился с этим заданием, так, что Моше даже пришлось в какой-то момент заявить: «Достаточно!». (Да удостоимся и мы увидеть такое при жизни!)
КОВЧЕГ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Прежде всего Всевышний заповедует создать Ковчег, в котором будут храниться Скрижали Свидетельства (лухот а-брит). Свидетельства того, что Всевышний заключил союз (брит) с народом Израиля посредством заповедей.
Ковчег являл собой короб, размером в 2,5х1,5х1,5 локтей. Локоть (ама) – это примерно 50 см. То есть Ковчег был относительно небольшим – 1,25 метра длинной, 75 см шириной и 75 см высотой. Каждая скрижаль (это уже приводится в трактате Бава Батра 14а) была размером 1 локоть в высоту, 1 локоть в ширину и 0,5 локтя в толщину, то есть примерно 50 см х 50 см х 25 см. Обе скрижали, соответственно, по длине составляли 2 ама (1 метр).
Ковчег состоял из трёх ковчегов, вставленных один в другой. Центральный короб – основной – состоял из дерева шитим (что Раши объясняет как кедр). А внутренний и внешний коробы были тонкими и состояли из чистого золота, служа золотым покрытием изнутри и снаружи. Символизируя Тору, Ковчег намекает таким образом на человека, который может настолько исправить себя внутренне и внешне (начав именно с внутреннего), что будет «золотым». Это также намек тем, кто поддерживает мудрецов Торы – нужно заботиться о них не просто формально (внешне, поддерживая их институты), но, главное, – внутренне, то есть обеспечить полноценно их самих, чтобы они и сами не испытывали нужды и могли заниматься Торой. Тот, кто держит внутри себя Тору должен жить хорошо. Ведь не придёт же нам в голову поместить Скрижали внутрь чего-то недостойного их величия. Так же нужно относиться и к Торе, которую несут в себе её мудрецы.
Сверху на края этих коробов клалась золотая пластина, чтобы даже при взгляде на Ковчег сверху, не было бы видно дерева.
Ещё одной причиной, по которой Ковчег состоял из дерева – облегчить людям его ношу, ведь дерево легче золота. Это символизирует заботу Всевышнего о нас, символизирует то, что Всевышний не даёт нам непосильных задач.
У Ковчега был золотой венец, который символизировал корону Торы. Венцы также будут у Стола и у Жертвенника для воскурений, символизируя, соответственно, корону царства и корону священнослужения.
По сторонам Ковчега, по его ширине, были расположены золотые кольца, в которые были вставлены шесты, с помощью которых Ковчег переносили во время странствий. Шесты состояли из кедрового дерева и были покрыты золотом. Интересно, что шесты были так устроены, что их невозможно было вытащить из этих колец – они были расширены на краях. И существует отдельная заповедь Торы, запрещающая их вынимать из Ковчега – даже, находясь внутри Мишкана, Ковчег стоял с шестами, готовый в любой момент к отправке в путь.
Ковчег покрывался специальной крышкой, состоявшей полностью из золота. На верху его находилось два Керува – по одному с каждой стороны. Это было изображение ангелов с детскими лицами, обращённых друг к другу и немного склонивших голову к Ковчегу. Интересно, что эти Керувы были выбиты из одного куска золота, который в момент создания этой крышки, закладывался поверх неё. Их крылья практически соприкасались друг с другом, а между ними и крышкой Ковчега было расстояние в десять ладоней. Из этого пространства и раздавался голос Всевышнего, обращённый к Моше.
Ковчег располагался в святая святых Мишкана – за второй завесой в самой западной части (вход в Мишкан был с восточной стороны).
СТОЛ
Стол располагался в основном отделении Мишкана, с правой стороны неподалёку от завесы, отделяющей святая святых от основного отделения. Также, как и Ковчег, он состоял из кедрового дерева и был покрыт золотом. У Стола также был золотой венец. Подобно Ковчегу по бокам Стола были золотые кольца, в которые вставлялись шесты для его перенесения во время странствий. Однако, в отличие от Ковчега, эти шесты вынимались и использовались только во время странствий. Стол, символизировал благоденствие и материальное благословение, а потому, в отличие от Торы, без материальных благ можно обойтись – его шесты не были в нём постоянно.
Интересно, что Стол символизировал также и царскую власть, ведь задача царя – обеспечивать благоденствие народа. Лидер – это кормилец, а не собиратель богатств и геополитического влияния.
У Стола были различные аксессуары – формы из железа для выпекания Хлебов, блюда из золота для хранения Хлебов, вытащенных из печи, в ожидании размещения на Столе, плоские чаши, в которые клали пахучую смолу (левону) – по одной на каждую из двух стопок Хлебов, жерди и перегородки – которые обеспечивали надёжное расположение Хлебов на Столе.
Еженедельно в Шаббат на Стол выкладывались новые Хлеба, а старые, которые чудесным образом оставались свежими, отдавались коэнам. Эти Хлеба были пресными, но не напоминали нашу мацу даже отдалённо (сегодняшняя маца является такой тонкой и пропечённой до сухости, чтобы гарантированно не осталось в ней и толики непропечённого теста). Всего выкладывалось на стол 12 Хлебов, по 6 на каждой стороне стола. Хлеб должен был находится на Столе постоянно, чтобы у народа Израиля было постоянное благословение.
МЕНОРА
Напротив Стола, по левой стороне Мишкана, стояла Менора. Она состояла из цельного куска золота и была изготовлена при помощи чеканного молотка и специального режущего инструмента. Впрочем, Мидраш говорит, что так она должна была быть изготовлена, но Моше никак не мог понять, как это сделать на практике, и Всевышний сказал Моше бросить кусок золота весом в кикар (примерно 50 кг) в огонь, и Менора появится сама по себе из огня.
Менора состояла из подставки, центрального стержня (который, собственно говоря, и называется «Менора») и ответвлений – по 3 ответвления вправо и влево. Концы ветвей Меноры достигали уровня центрального стержня, и поверх них располагались чаши для масла. Каждая ветвь украшена тремя чашечками, декоративной завязью и цветком, а средний стержень украшен четырьмя чашечками, пятью завязями и тремя цветками. Это расположение украшений Рамбам схематично нарисовал в своём комментарии к трактату «Менахот». Мнение мудрецов Торы разделилось, почему он изобразил её с прямыми ветвями, отходящими под углом от центрального стержня, а не закруглёнными, как Менора изображена на арке Тита. Кто-то считает, что это просто схематичный рисунок, целью которого было определить расположение узоров, а на прямых линиях это легче показывать. Кто-то считает, что он изобразил её именно в такой форме, потому что считал, что она именно так выглядела. Так или иначе – точно не стоит ради этого ссориться друг с другом. Явно Всевышний не для того дал нам заповедь о Меноре!
Менора символизирует собой свет Торы. Центральный её стержень – это Письменная Тора, а шесть её ответвлений – это Устная Тора (шесть разделов Мишны). Чаши для масла сделаны так, что фитили на ответвлениях направлены в сторону центрального стержня – Устная Тора объясняет Письменную.
Аксессуарами Меноры были щипцы и лотки из чистого золота, которые использовались для доставания из Меноры использованных фитилей и пепла.
ПОЛОТНИЩА
Мишкан был покрыт тремя (по некоторым мнениям четырьмя) полотнищами. Первое полотнище так и называлось «Мишкан» – оно образовывало крышу Мишкана и было видно изнутри. Оно состояло из десяти более мелких полотнищ, каждое из которых было длиной 28 локтей и шириной 4 локтя. Первоначально 5 полос сшивали друг с другом – получалось два полотна по 28х20 локтей. Затем два этих полотна соединяли друг с другом с помощью 50 золотых крючков (по краям были петли) – получалось одно полотно размером 40х28 локтей.
Эти полотнища, в свою очередь, были вытканы из нити, которая состояла из четырёх нитей: трёх шерстяных цвета тхелета (синеты), пурпура и червленицы (малиновый), а также одной льняной белой нити. Каждая из нитей была скручена из шести нитей этого вида. Таким образом конечная нить состояла из 24 нитей.
Символизм: 2 Скрижали (по 5 речений на каждой), через 50 дней после Исхода народ Израиля получил Тору (также 50 уровней святости), всего есть 24 книги Танаха.
Второе полотнище клалось поверх первого. Оно состояло из козьего волоса. Как и мишкан, это полотнище состояло из нескольких более мелких полотнищ, только на этот раз не из десяти, а из одиннадцати, которые соединялись друг с другом в два полотна – из пяти полос и из шести полос. Два этих полотна соединялись пятьюдесятью медными крючками в одно большое полотно. Размеры полос немного отличались от мишкана – здесь они были 30х4 локтя. Итого общий размер всего полотна составлял 44х30 локтей.
Оба эти полотна – и мишкан, и полотно из козьего волоса – превышали поверхность Мишкана и свисали по его бокам, фактически полностью покрывая его (кроме восточной стороны, где был расположен вход).
Поверх покрытия из козьего волоса клалось полотно, состоящее из бараньих кож, покрашенных в красный цвет, а поверх него клалось полотно, состоящее из кож тахашей. Кто такие тахаши? Никто толком не знает – есть мнение, что это особое животное с яркой кожей, которое появилось именно в то время и в том месте специально для строительства Мишкана, а потом исчезло. Может быть, это и был тот самый единорог (кто говорил, что их не бывает?). Есть мнение также, что поверх покрытия из козьего волоса клалось только одно полотно, состоящее и из крашенных в красный цвет кож баранов и из кож тахашей. Размер этого полотна (или полотен) составлял 30х10 локтей, что равнялось внутреннему размеру Мишкана (не включая толщину стен).
БРУСЬЯ
Стены Мишкана состояли из брусьев, соединённых друг с другом с помощью скоб, шипов, пазов и засовов (внешних и внутренних). В основании у каждого бруса было 2 шипа, каждый из которых входил в серебряное основание (подставку). Всего было 48 брусьев – 20 по южной стороне, 20 по северной, 6 по западной и по одному угловому на юго-западной и северо-западной стороне. Соответственно под ними было 96 серебряных подставок. Ещё 4 подставки были расположены под четырьмя столбами, отделявшими Святая святых, где стоял Ковчег, от остальной части Мишкана. Эти серебряные подставки были отлиты из серебра, собранного со всего народа Израиля в виде половины шекеля. Есть мнение, что каждая подставка весила кикар (примерно 50 кг), а есть мнение, что намного больше.
Размер каждого бруса равнялся 10 локтей в высоту, 1,5 локтя в ширину и 1 локоть в толщину. Все брусья были покрыты золотом. Как-то мы с учениками посчитали, взяв удельный вес кедра, что каждый брус (без золота) весил чуть больше тонны.
ЗАВЕСЫ
Завесы отделяли Святая святых Мишкана от остальной его части, а также сам Мишкан от двора Мишкана (на входе). Они были вытканы из того же материала, что и покрытие мишкан. Внутренняя завеса висела с помощью крючков на четырёх столбах, которые стояли на серебряных подножиях (мы их упоминали выше). Внешняя же завеса висела на пяти столбах, которые стояли на медных подножьях.
На внутренней завесе были изображены Крувим, причем соткана она была так, что Крувим были по обоим сторонам завесы и они не были одними и теми же, и при этом они не были вышиты. Это была искусная работа.
ЖЕРТВЕННИК
Во дворе Мишкана стоял жертвенник, на котором приносились в жертву животные. Он был сделан из кедрового дерева и был покрыт медью. Внутри он был полым и был засыпан землёй, так что огонь, который разводился на его вершине, по факту, разводился на земле.
Сам жертвенник состоял из нескольких частей (снизу вверх): основание, тело (нога), михбар (сетчатая решётка), карков (опоясание жертвенникиа), сам жертвенник и его выступы (некоторые переводят их как «рога», что может ввести в заблуждение). Михбар был ровно посередине и на нём располагались кольца, куда вставлялись шесты для переноски жертвенника во время странствий. Эти шесты состояли из кедрового дерева и были покрыты медью.
Аксессуарами жертвенника были котелки для удаления пепла, лопатки для сбора пепла, кропильные чаши для собирания в них крови, вилки-крюки для переворачивания мяса на жертвеннике и лотки для углей.
ДВОР МИШКАНА
По периметру двора (100х50 локтей) на медных подставках стояло 60 столбов, между которыми была натянута сетчатая завеса, сделанная из кручённого виссона (льна). Каждый столб имел декоративный обвод из серебра. К земле эти столбы крепились посредством серебряного троса, проходившего от верхушки столба (через специальное серебряное крепление на его верху) до кола, вбитого в землю, и идущего обратно к верхушке следующего столба, и так далее.