Обзор недельной главы «Тецаве»
ЧИСТОЕ ОЛИВКОВОЕ МАСЛО
Недельная глава начинается с повеления изготовления оливкового масла для Меноры. Для этого нужно было брать оливки, которые росли на вершине дерева, поскольку они были наиболее подвержены солнечному свету вследствие чего их масло было максимально светлым. Кроме того масло, годное для Меноры, должно было быть без примесей. Не достаточно было отжать масло как обычно, а потом отфильтровать его – в нём не должно было быть примесей изначально, а потому масло давили не на жерновах, а в ступе, выдавливая первую каплю из оливы. Это масло использовалось для зажигания Меноры, а затем эти оливки уже давили на жерновах и использовали это масло для жертвоприношений и прочих нужд Храма.
Менора символизирует свет Торы. Это должен быть чистый свет, без каких-либо примесей, ведь иначе качество передачи Торы будет нарушено. Подобно тому, как невозможно отфильтровать масло так, чтобы в нём не осталось ни крупинки попавшего в него жмыха (оно на вид будет чистым, но примеси останутся), подобно этому невозможно полностью убрать чуждое влияние, попавшее в ум человека. Поэтому лишь единицы удостаиваются того, чтобы стать тем звеном в передаче Торы, которые обеспечивают чистоту её передачи следующим поколениям.
Также это является намёком на то, что только «чистые деньги» могут использоваться для самых святых нужд, таких как изучение Торы – смысл всего творения.
Менору в Храме коены зажигали ежедневно, включая Шаббат – она должна была гореть с вечера до утра. Это также символизирует то, что Тору нужно изучать постоянно – и днем, и вечером, каждый день.
Регионом, который славился особо качественными оливками, был надел Ашера, расположенный на севере Израиля, на берегу Средиземного моря.
ОДЕЖДЫ КОЕНОВ
Тора придаёт огромное значение внешнему виду коенов. Служение должно быть идеальным со всех точек зрения – и внутренне, и внешне. Часто люди забывают об одном из этих аспектов – могут быть прекрасными внутри, но отталкивающими внешне (грязная, неаккуратная одежда и тд), а могут быть одеты «с иголочки», но быть абсолютно «червивыми» внутри. Важно быть прекрасным и изнутри, и снаружи. По крайне мере стремиться к этому.
Одежды коенов служили для их величия и великолепия. У простых коенов было четыре одежды, а у Коен а-гадоля (Первосвященника) – восемь. Перечислим их:
– михнасаим (панталоны)
– кетонет (нательное платье)
– авнет (пояс)
– мигбаат (тюрбан)
Это четыре одежды обычных коенов. Все они состояли из белого льняного полотна.
В добавок к этим одеждам у Первосвященника были следующие одежды:
– меиль (верхнее платье)
– эфод (сложная одежда, состоящая из фартука, пояса, и полос ткани, шедшими по спине до плеч, где к ним были прикреплены драгоценные камни)
– циц (налобная пластина, состоявшая из золота)
– хошен (нагрудник с двенадцатью драгоценными камнями и именем Всевышнего, вложенным в него)
Головной убор Первосвященника отличался от головного убора обычного коена и назывался «мицнефет».
Дальше приведу отрывок из книги «Мидраш рассказывает», чтобы не изобретать велосипед и не переписывать другими словами в точности переписанные автором книги слова наших мудрецов. Впрочем, где-то я сильно исправил текст…
Каждое из одеяний, которые носил коэн, искупало какой-то грех еврейского народа:
— Кетонет (нательное платье) искупало убийства, не наказуемые бейт-дином по причине отсутствия двух свидетелей. Если в общине Израиля совершалось такое убийство, то Всевышний считал весь народ ответственным за него. Кетонет искупало эту вину. Оно было выбрано для искупления именно за этот грех, потому что однажды братья намочили платье Йосефа в крови (см. Берешит 37:31).
Кетонет искупало также грех ношения шаатнез (смеси шерсти и льна, запрещенной Торой).
— Михнасаим (панталоны) искупали безнравственные поступки.
— Мицнефет и мигбаат (головные уборы) искупали грех дерзости. Ашем сказал: «Пусть головной убор коена искупит грех заносчивости (задирания головы)».
— Авнет (пояс) носили на груди в области сердца, и поэтому он искупал нехорошие мысли, которые появлялись в сердце. Его длина (тридцать два локтя) соответствует числовому значению слова лев, «сердце».
— Хошен (нагрудник) искупал грех неправильного решения суда, поскольку коен носил его над сердцем. Ошибочное решение суда происходит от нехороших мыслей в сердце.
— Эфод (сложный фартук) искупал грех идолопоклонства. Идолопоклонники, как правило, носили одежды, напоминающие эфод (см. Шофтим 18:14). Эфод священников, таким образом, приносил искупление за идолов, которым обычно поклонялись, когда носили такие одежды.
— Меиль (верхнее платье) искупало злоречие (злые речи, произносимые открыто; а злые слова, произносимые тайно, искупал кторет, сжигание благовоний).
— Циц (золотая пластина), которую первосвященник надевал на лоб, искупала бесстыдство, о котором пророк говорит: «Чело развратницы было у тебя, ты не захотела устыдиться» (Ирмеяу 3:3).
ЭФОД
Поскольку назначение эфода (фартука) — поддерживать центральную часть одеяний — хошен, Всевышний повелел, чтобы эфод был изготовлен прежде всех остальных одеяний.
Эфод представлял собой своего рода полуфартук. Хотя по форме он напоминал фартук, следует отметить, что его основная часть оказывалась сзади, а не спереди. Он завязывался спереди поясом, представлявшим собой одно целое со всем тканым одеянием. Задняя часть эфода поддерживалась двумя лямками, перекинутыми через плечи коэна вперед. Эфод был соткан из нити, скрученной из двадцати восьми частей, включавших различные материалы, среди них и золотую нить.
Концы плечевых лямок украшали два ониксовых камня в золотых оправах. На камнях были высечены названия колен, по шесть на каждом. Колено Иосефа было представлено не Эфраимом и Менаше, а одним именем «Иосеф». Спереди лямки прикреплялись к двум золотым цепям, продетым в кольца нагрудника.
НАГРУДНИК
Нагрудник (хошен, или хошен мишпат — нагрудник судный) был выткан из нити, состоящей из двадцати восьми составных частей. Он имел форму прямоугольника и складывался пополам, образуя два квадрата. Первосвященник носил сложенный вдвое нагрудник на сердце. Между двумя его слоями был вставлены «урим ве-тумим» (пергамент с написанным на нём непроизносимым Именем Всевышнего).
В хошене имелось четыре ряда отделанных золотом углублений – по три углубления в каждом ряду, всего двенадцать углублений. В эти углубления вставлялись драгоценные камни.
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ХОШЕНА
На самих камнях были выгравированы имена колен Израиля, а также буквы, составляющие слова «Авраам, Ицхак, Яаков, шивтей йешурун (колена Израиля)». На каждом камне было шесть букв – само имя колена и дополнительные буквы, из которых состояли дополнительные слова. Приведём список всех камней. Рядом с названием камня указано соответствующее ему колено, а также буквы, которые были начертаны на нем:
Рубин — Реувен — алеф;
Топаз — Шимон — бет;
Изумруд — Леви — рейш, эй, мем (завершилось имя Авраам);
Карбункул — Йеуда — йуд;
Сапфир — Иссахар — цадик;
Алмаз — Зевулун — не было букв, потому что в самом имени Зевулун шесть букв;
Яхонт — Дан — хет, куф (завершилось имя Ицхак), йуд, айн;
Агат — Нафтали — куф;
Аметист — Гад — бет (завершилось имя Яаков), шин, бет, тет;
Хризолит — Ашер — йуд (завершилось слово «шивтей»), йуд, шин;
Оникс — Иосеф — рейш, нун (завершилось слово «Йешурун);
Яшма — Биньямин — не было букв, потому что в самом имени Биньямин шесть букв;
Имена наших праотцов и названия колен на нагруднике служили напоминанием о заслугах наших великих предков. Четыре ряда камней указывали на заслуги четырёх наших праматерей. Начертанные на хошене слова включали все буквы еврейского алфавита. Это позволяло, комбинируя буквы, строить предложения для того, чтобы с помощью «урим ветумим» получать пророчествая (в определённом порядке светились камни).
Рабену Бехайе пишет, что то, что на каждом камне хошена было шесть букв, символизирует что мир, сотворенный за шесть дней, основан на двенадцати коленах. Общее количество букв, равное семидесяти двум, соответствует семидесятидвухбуквенному Б-жественному Имени, которое поддерживает существование Вселенной, созданной в течение семидесяти двух часов (поскольку каждое из повелений Всевышнего, которыми был сотворен мир, произносилось в начале двенадцати дневных часов шести дней. Указание на тот факт, что сохранение мира связано с числом семьдесят два, содержится также в стихе: “Мир строится благословением” (Теилим 89:3). Численное значение слова хесед (милосердие) — семьдесят два).
Объясним теперь некоторый неявный смысл и символику, заключенных в драгоценных камнях нагрудника (хотя глубинные причины, определяющие их выбор, известны одному Всевышнему). Сразу оговоримся, что точный перевод названия этих камней на русский язык невозможен – есть разные мнения мудрецов, что означают названия этих камней.
Первый ряд драгоценных камней
— Рубин (одэм) — камень, красный как кровь, — был выбран для колена Реувена. Он указывал на заслугу Реувена, лицо которого покраснело от стыда, когда он признал свой грех в истории с Билъой (после смерти Рахель, Реувен ожидал, что Яаков перейдёт жить в шатёр его матери Леи, а Яаков вместо этого перешёл в шатёр служанки своей жены Билъи. Увидев это, Реувен взял ложе отца и отнёс его в шатёр своей матери Леи). Рубин наделен особой силой предотвращать выкидыши и способствовать беременности. Такая сила была дана камню за заслугу Реувена, принесшего своей матери цветы дудаим (мандрагоры).
— На топазе (питда) — зеленом камне — было высечено имя Шимона, чье лицо позеленело (побледнело) от стыда, когда глава колена Зимри, его прямой потомок, взбунтовался против Моше. И еще: вожди того же колена побледнели, когда их люди были совращены моавитянками. Этот камень обладает свойством успокаивать, помогая человеку сдерживать свою страстную натуру.
— Изумруд (барэкет) — разноцветный сверкающий драгоценный камень. Он был дан колену Леви, поскольку люди из этого колена освещали мир светом изучения Торы. Сила камня состоит в просвещении ума человека и придании ему мудрости.
Второй ряд
— Карбункул (нофех) — зеленоватый сверкающий камень, представляющий Иеуду. Он был дан ему в награду за то, что его лицо побледнело, когда Тамар бросила ему вызов и когда его отец заподозрил, что он убил Иосефа. Но в конце концов его лицо воссияло, когда Яаков в завершающем благословении своих сыновей снял с него подозрение. Тот, кто носит на себе этот драгоценный камень, обладает способностью заставить врага отступить.
— Сапфир (сапир). Иссахар был признан достойным получить сапфир — камень, из которого были сделаны Скрижали. Его небесно-голубой цвет — признак смирения. Этот драгоценный камень полезен для зрения человека и, как говорят, излечивает все физические недомогания.
— Алмаз (яалом) — белый драгоценный камень, носивший имя Зевулуна, — напоминает о белом кресле купца. Он способствует успехам в делах, что подходило колену Зевулуна, занимавшемуся торговлей, дабы поддержать Иссахара.
Третий ряд
— Яхонт (лэшем) — камень Дана — давал перевернутое изображение человека. Это указывало на то, что люди из колена Дана изменили истинной цели служения Всевышнему, когда установили идол Михи. В Книге Йеошуа это событие описывается следующим образом:
«После смерти Йеошуа и еще до назначения первого судьи один еврей по имени Миха решил поклоняться идолу. Воздвигнутый им истукан стал известен под названием пэселъ Михи. Для служения Миха нашел человека из колена Леви, по имени Ионатан, который согласился быть его жрецом.
Это случилось, когда колено Дана стремилось расширить свою территорию в Стране, считая, что им выделено недостаточно земли. На поиски подходящей территории была отправлена делегация. Проходя неподалеку от дома Михи, посланцы остановились у него на ночлег, потому что Миха отличался гостеприимством. Обнаружив истукана и жреца Йонатана, они попросили, чтобы Йонатан спросил у идола, дарует ли Ашем успех их миссии. (Все евреи в это время поклонялись Всевышнему, и этот идол был установлен, якобы, в честь Всевышнего. Но Тора запрещает поклоняться Ашему через посредство каких-либо изображений.)
Йонатан ответил, что Всевышний одобрил их предприятие, и они продолжили свой путь. Затем разведчики пришли в местность под названием Леиш, которая показалась им подходящей для завоевания. Они сочли это место предназначенным для них Свыше, потому что этот район изобиловал драгоценным камнем лэшем, соответствовавшим колену Дана на нагруднике. (Название Леиш происходит от «лэшем».}
В конце концов, колено Дана отправило шестьсот человек для завоевания земли. Их сопровождали разведчики, уже знакомые с дорогой. Проходя мимо дома Михи, они рассказали своим соплеменникам об идоле, который помог им, и биньямиты решили присвоить его себе. Миха был бессилен перед шестью сотнями вооруженных людей. Затем люди Дана завоевали Леиш и вернулись к своим братьям с идолом в руках. К ним присоединился и жрец Йонатан. Они уговорили его пойти с ними, сказав: «Не лучше ли тебе служить жрецом целому колену, чем одной семье?»
Так в колене Дана был установлен идол Михи, а Йонатан и его сыновья служили ему. И хотя члены колена Дана воспринимали служение этому изображению, как почести, оказываемые Б-гу, Всемогущий был разгневан. Он упрекал не только потомков Дана, но и всю Общину Израиля. В конце концов Он сурово наказал народ за то, что тот не возразил против поклонения истукану».
— Агат (шево) — драгоценный камень Нафтали — наделял всадника способностью крепко сидеть в седле. Он соответствовал колену Нафтали, потому что имя Нафтали означает «прикрепление».
— Аметист (ахлама) был предназначен для колена Гада, потому что этот камень укрепляет смелость человека в бою, а сыны Гада славились своим умением воевать.
Четвертый ряд
— Хризолит (таршиш) — камень Ашера — золотым цветом напоминает оливковое масло, которым был богат надел Ашера. Кроме того, этот камень помогает тем, кто его носит, становиться округлыми и сытыми. О хлебе Ашера сказано, что он был сытным (Берешит 49:20).
— Оникс (шоам) — камень Иосефа — обладает особой силой, которая наделяет человека обаянием. Название шоам содержит те же буквы, что и слово «Ашем», показывая, что именно Ашем наделил Иосефа способностью находить милость в глазах всех, от кого зависела его судьба (сначала купцы, которые его купили у братьев, затем Потифар, начальник тюрьмы, фараон).
— Яшпа (яшфэ) — разноцветный камень — был дарован Биньямину, потому что Биньямина после продажи Иосефа одолевали противоречивые мысли. Он не был уверен, что надо скрыть от отца то, что произошло. Но он сдержал свое желание раскрыть секрет и хранил молчание. В награду он получил драгоценный камень яшфэ, чье название — яш пэ — означает: хотя Биньямин мог открыть Яакову тайну продажи Иосефа, он, однако, воздержался от этого.
УРИМ ВЕ-ТУМИМ
Главной частью хошена были урим ве-тумим, скрытые между его сложенными частями. Урим ве-тумим — не что иное как свиток пергамента, на котором Моше написал Б-жественное Имя, состоящее из семидесяти двух букв.
Урим ве-тумим заставляли нагрудник светиться. Буквы давали Б-жественный ответ на заданные ему вопросы. Отсюда и название: «урим» — буквы освещены (от корня «ор», свет), «тумим» — их приговор был окончательным и неизменным (от корня «там», совершенный).
Хошен назывался также хошен мишпат, поскольку окончательное решение (мишпат) в каждом сомнительном случае принималось с помощью урим ве-тумим.
С помощью урим ве-тумим можно было решать только вопросы, связанные с царем, судом или всей общиной Израиля в целом. К ним не разрешалось обращаться по частным вопросам.
Задающий вопросы приходил к Первосвященнику. Первосвященник обращал взор к Ковчегу Завета (на котором пребывала Шехина), а задающий вопросы, стоя позади него, тихим голосом, тоном молящегося задавал свой вопрос. На первосвященника нисходил руах а-кодеш, и, глядя на буквы, светившиеся на хошене, он мог правильно расставить их и проникнуть в суть ответа Всевышнего.
МЕИЛЬ (ВЕРХНЕЕ ПЛАТЬЕ)
Верхнее платье (меиль) Первосвященника делали из небесно-голубой шерсти, без рукавов, но с двумя отверстиями для рук. Его ворот (отверстие для головы) был отделан двойной каймой для прочности. Подол был оторочен кружевным орнаментом в форме семидесяти двух гранатов, чередующихся с семьюдесятью двумя колокольчиками.
Эти колокольчики звенели, сообщая, что первосвященник входит в Мишкан или выходит из него. Отсюда мы учим, что человек не должен входить к себе в дом неожиданно. И тем более он не должен врываться в чужой дом, а должен постучать или каким-либо другим способом дать знать, что он пришел.
Меиль служил искуплением за грех злоречия (лашон а-ра). Кайма по его краям показывала, как следует совершить тшуву (раскаяние) тому, кто злословит. Такой человек должен воздерживаться от клеветы в будущем, окружив свой рот барьером так же, как меиль окружен кантом. Семьдесят два граната напоминают о семидесяти двух видах проказы, которые служат наказанием за грех лашон а-ра.
ЦИЦ (ЗОЛОТАЯ НАЛОБНАЯ ПЛАСТИНА)
Циц (налобная пластина) представлял собой золотую пластинку с выпуклой надписью Кодеш ла-Шем (святой для Всевышнего), включавшую четырехбуквенное Имя Всевышнего. Первосвященник носил его на лбу. Циц завязывался с помощью трех голубых лент, две из которых продевались в отверстия по краям пластины и шли к затылку, а третья продевалась через отверстие в середине цица. Средняя лента располагалась над мицнефет и на затылке соединялась с двумя другими.
Поскольку циц обладал большой святостью, Первосвященник, носивший его, должен был держаться особенно достойно. Он не мог ни на мгновение отвлечься от сознания того, что носит на лбу Б-жественное Имя.
Поведение Первосвященника, надевшего циц, дает нам важный урок, как вести себя, когда мы надеваем тфилин.
Циц искупал вину людей, евших жертвенное мясо в состоянии нечистоты, а также грехи бесстыдства и святотатства.
КЕТОНЕТ (НАТЕЛЬНОЕ ПЛАТЬЕ)
Нательное платье (кетонет) носили и рядовые коены, и Первосвященник. Она была соткана из белого льна и имела ячеистую структуру. Рукава изготовлялись отдельно и пришивались к рубахе. Длиной кетонет доходил до ступней коена.
АВНЕТ (ПОЯС)
Пояс (авнет) носили поверх нательного платья. Он был соткан из четырех различных видов материала. Достигая тридцати двух локтей в длину, он несколько раз обматывался вокруг талии коена. Число тридцать два соответствует числовому значению слова лев, сердце, потому что авнет искупал греховные мысли сердца.
МИХНАСАИМ (ПАНТАЛОНЫ)
Панталоны (михнасаим) были короткими, и их покрывал кетонет. Михнасаим шились из белой льняной ткани.
ГОЛОВНОЙ УБОР
Головной убор представлял собой длинную ленту из белого льняного полотна, которая несколько раз обвязывалась вокруг головы коена. Головному убору рядового коена придавалась остроконечная форма (мигбаат), а головному убору первосвященника — круглая (мицнефет).
ПОСВЯЩЕНИЕ КОАНИМ
После того, как Тора дала указания о строительстве Храма, о создании его предметов (сосудов), об одеждах коенов, Тора переходит к описанию торжественной процедуры посвящения Арона и его сыновей в священнослужители – Арона в Первосвященника, а его сыновей в обычных коенов. Более подробно это событие описывается в главе «Цав».
Суть процедуры заключалась в принесении специальных жертвоприношений на протяжении семи дней. Все они приносились Моше при участии Арона и его сыновьями в полном коенском обмундировании после того, как они окунались в микву. Аарона помазывали оливковым маслом как знак посвящения в Первосвященники. Помазание совершалось пальцем от бровей Аарона до его затылка. Подобным же образом посвящали и еврейских царей. Помазанный назывался «машуах» – отсюда и проистекает слово «Машиах».
В каждый из семи дней посвящения следовало совершать следующие жертвоприношения:
Хатат (грехоочистительная жертва)
Аарон и сыновья должны были по очереди возложить руки на голову быка как искупление за грех золотого тельца, к которому Аарон был причастен. Затем Моше зарезал этого быка и его кровью мазал выступы на медном жертвеннике, а остаток крови выливал на основание жертвенника. Жир, покрывающий утробу, печень с плёнкой, обе почки и жир, который на них воскуряли на жертвеннике. Мясо быка, его кожу и отходы сжигали в огне за пределами стана.
Ола (жертва всесожжения)
Судьба первого из двух баранов была следующей: Аарон и сыновья снова возлагали на него руки. Дальше Моше шхитовал его и окроплял его кровью жертвенник по кругу. Дальше он разделывал тушу барана, вымывал его утробу и голени, кладя их на жертвенник вместе с остальными частями. Далее все части этого барана воскуривались на жертвеннике.
Тора говорит, что это было благоуханием для Всевышнего. Все мы понимаем, какой не очень приятный запах это источало, и всё равно, Всевышнему этот запах был приятен. Объясняют мудрецы, что к Всевышнему неприменимы наши понятия о запахах, зрении, слухе и тд. Речь же здесь идёт о том, что Всевышнему приятно, что мы в точности выполняем Его волю. В этом основная суть заповедей – делать то, что заповедано.
Шломим (мирная жертва)
Второго барана Моше также шхитовал после возложения на его голову рук Аароном и сыновьями. Кровью этого барана мазали внутреннюю часть правой ушной раковины Аарона и его сыновей (там, где хрящ), большой палец правой руки и большой палец правой ноги. Далее кровью окропляли жертвенник по кругу. Чудесным образом кровь застывала на стенках жертвенника и не стекала вниз. Эту кровь брали, смешивали с оливковым маслом и брызгали этим на Арона и его одежду и на его детей и их одежду.
Жир барана (не очень понятно, какой именно), его курдюк, жир, покрывающий утробу, плёнку, покрывающую печень, обе почки и жир, который на них, а также правую голень клали на жертвенник. Затем брали по одному из трёх видов мучных пресных изделий и Аарон с сыновьями трясли ими во все четыре стороны света, а также вверх и вниз – Тому, Кому принадлежат все четыре стороны света, вся Земля и все небеса. Эти хлеба воскурялись вместе с частями барана на жертвеннике. Грудина барана шла Моше как награда за физическое приношение жертвы, а остальное мясо шло Аарону и его сыновьям как принёсшим животное для жертвы. Это мясо Аарон с сыновьями должны были есть во дворе Мишкана вместе с оставшимися пресными хлебами. Всё несъеденное должно было сжигаться в огне.
ТМИДИМ (ПОСТОЯННЫЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ)
Вслед за указаниями относительно жертв посвящения (корбанот милуим) Всевышний повелел, чтобы на Жертвеннике ежедневно приносили в жертву двух ягнят: одного утром и одного после полудня. После сжигания на жертвеннике этих двух жертв, на нём воскуряли мучное приношение, состоящие из муки и оливкового масла. В процессе этого жертвоприношения также возливали вино на жертвенник.
Подробности этих жертвоприношений, которые назывались тамид, изложены в главе «Пинхас».
ЖЕРТВЕННИК ДЛЯ ВОСКУРЕНИЙ
Последней из заповедей, связанных с Мишканом, было повеление Всевышнего построить алтарь для воскурений (мизбеах а-кторет). Он назывался также мизбеах а-заав (золотой жертвенник), или мизбеах а-пними (внутренний жертвенник).
Этот жертвенник был установлен в Мишкане, напротив Ковчега, но ближе к восточной стороне Мишкана (Ковчег был на западной). Он состоял из кедрового дерева и был покрыт золотом. Его размеры были небольшими – 1 локоть в ширину, 1 локоть в длину и 2 локтя в высоту (0,5х0,5х1 метр). Подобно большому жертвеннику, на котором приносились в жертву животные, у золотого жертвенника на верху по краям были выступы. Также у него были кольца и шесты для переноски во время странствий. По верхней части жертвенника шёл узор, символизирующий корону священнослужения.
На этом жертвеннике производили воскурение благовоний после приношения жертв тамид утром и после полудня. В Йом-Кипур выступы этого жертвенника мазались кровью быка и козла, приносимых в этот день в грехоочистительную жертву.
Воскурение благовоний на жертвеннике способствовало прощению Всевышним своего народа и аннулированию наказаний, в особенности, моров и эпидемий. Сегодня многие мудрецы говорят, что изучение законов этих воскурений является сгулой на избавление от пандемии.