ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ
Тора написана не в хронологическом порядке – это не книга истории еврейского народа. Так, например, заповеди о строении переносного Храма в пустыне были даны в предыдущих главах, а грех золотого тельца, описываемый в нашей недельной главе, произошёл до этого.
Также подсчёт количества евреев (точнее 11 колен, исключая колено Леви) произошёл после греха золотого тельца, и ставил своей целью определить оставшееся в живых количество евреев после мора, поразившего еврейский народ вследствие поклонения золотому тельцу.
Сам по себе подсчёт привлекает дурной глаз (айн ра) и может привести к мору, поэтому запрещено считать евреев. Как же определить их число? Для этого каждый давал монету весом в половину шекеля серебра. Шекель – это древняя мера веса, а название валюты произошло от этой меры. В одном шекеле примерно 19 граммов. Соответственно, в половине шекеля 9,5 граммов – по сегодняшней стоимости серебра это примерно 7,3 доллара.
После того как Всевышний окончательно простил евреев за грех золотого тельца, и Моше-рабейну спустился в Йом Кипур со вторыми скрижалями с горы Синай, Всевышний приказал еврейскому народу построить для Него Храм, где отныне будет пребывать его присутствие (Шехина). До греха Всевышний находился вместе с людьми, но после греха люди были недостойны столь явного проявления Всевышнего, поэтому Его Шехина могла пребывать лишь в Храме.
Первым этапом был подсчёт количества евреев и одновременно сбор средств для строительства Мишкана – из собранного во время подсчёта серебра были изготовлены подставки для брусьев, образующих стены Мишкана. По две подставки на каждый брус, что символизирует объединение половин во что-то очень значимое и важное. Этим подчёркивается важность социализации и общинной жизни: иудаизм – это, несомненно, общинная религия.
Интересно также, что половина шекеля равна по стоимости двум зузам (или двум зуз?). Помните пасхальную песню про козлёнка, которого купил папа за 2 зуза? В этой песне Папа – это Всевышний, а козлёнок – это мы, евреи. Всевышний приобрёл нас за половину шекеля, который мы принесли в жертву на строительство Храма и тем самым искупили свои души, спасшись от смерти за грех золотого тельца. А потом пришла кошка… В общем, читайте комментарии на эту «детскую песенку».
Левиты не были включены в этот подсчёт и не сдавали по полшекеля, потому что они не принимали участия в грехе золотого тельца. Учитывали только евреев мужского пола от 20 лет и выше из 11 колен кроме левитов.
УМЫВАЛЬНИК
Внезапно Тора снова возвращается к описанию устройства переносного Храма в пустыне. Теперь она описывает умывальник (кийор), а точнее чан с водой, из которого выходят краны и где коены омывают свои руки и ноги (одновременно руку с ногой сначала правые, потом левые) перед началом служения в Храме. Умывальник был сделан из меди, состоял из чана и основания в виде одной толстой ножки и располагался между Мишканом и жертвенником. Мидраш говорит, что кийор был изготовлен из медных зеркал (медь была очень сильно отполирована), с помощью которых женщины заигрывали со своими мужьями, когда приносили им еду в поле, где их мужья тяжело трудились, работая на фараона. Фараон запрещал мужьям возвращаться домой и быть со своими жёнами, так как он хотел сократить рождаемость, однако женщины приходили к своим мужьям в поля... Когда женщины принесли эти зеркала Моше как пожертвование на строительство Храма, Моше разгневался на них, сказав, что это служило для низменных целей и негоже таким предметам находится в Храме. Всевышний сказал Моше, что тот неправ, ведь именно в заслугу этих зеркал еврейский народ продолжил своё существование и увеличился. Возможно поэтому его описание приводится после заповеди о подсчёте сыновей Израиля.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ АРОМАТНОГО МАСЛА ПОМАЗАНИЯ
Переносной Храм в пустыне, а также все его сосуды: Ковчег свидетельства, Стол, Менора, золотой Жертвенник для воскурений, медный Жертвенник для жертвоприношений, медный Умывальник с его подставой, а также все аксессуары этих предметов – должны были быть помазаны специальным маслом. Это было ритуальное и символическое помазание, означающее их посвящение для службы.
Масло помазания было ароматизированным оливковым маслом, которое изготавливалось по достаточно сложному рецепту. Для его приготовления Брали камедистую смолу (мирру) весом 500 шекелей (9,5 кг), ароматную корицу весом 500 шекелей, ароматный тростник весом 250 шекелей и «кцию» (корень определённой травы) весом 500 шекелей, а также оливковое масло объёмом в ин (чуть больше 4-х литров). Всего было 33 с небольшим кг ароматных растений и всего 4 литра масла. Раби Меир считает, что эти растения и коренья варили в этом масле, а раби Йеуда считает, что невозможно сварить в столь небольшом количестве масла столь большое количество растений. Поэтому он считает, что растения вымачивали в воде до тех пор, пока они не впитают в себя влагу настолько, что уже не смогут впитать в себя воду. Затем воду сливали и заливали эти растения маслом. Масло впитывало в себя аромат этих растений, а затем его собирали с них – так получалось ароматизированное оливковое масло.
Этим маслом также помазывали на священно служение Аарона и его сыновей (в будущем только первосвященников). Этим же маслом в будущем будут помазывать на царство. Интересно, что царей помазывали на царство только в том случае, если права на престол оспариваются. Когда же престол передаётся по наследию и нет других претендентов, то помазывание не нужно.
Существует запрет Торы мазать этим маслом кого бы или что бы то ни было кроме заповеданного Торой. Кроме того, запрещено делать такое же по составу масло, если выдержаны все пропорции. Если же пропорции нарушены, то нет и нарушения заповеди Торы. Но и даже таким запрещённым маслом, нет запрета Торы мазать что-либо или кого-либо – данный запрет действует исключительно для масла, изготовленного Моше по указанию Всевышнего.
Талмуд говорит, что чудесным образом этого масла (всего 4 литра) хватило и на помазание Мишкана и всех его сосудов, и на помазание Аарона и его сыновей. Более того, это масло использовалось и в дальнейшем для помазания. Этим же маслом будут помазываться и предметы Третьего Храма, который уже скоро будет стоять на Храмовой горе в Иерусалиме (оно где-то спрятано). То есть это, фактически, была разовая заповедь.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ БЛАГОВОНИЙ ДЛЯ ВОСКУРЕНИЯ
Благовония, которые воскурялись ежедневно на золотом Жертвеннике, стоявшем внутри Мишкана, состояли из одиннадцати ингредиентов: бальзам с бальзамовых деревьев, корня ароматного растения (гладкого и блестящего как ноготь, который на святом языке называется «ципорен», что означает ноготь. Этим же словом называют гвоздику, поэтому во многих переводах ошибочно этот ингредиент называют гвоздикой), гальбана (растение с резким запахом), ливан, мирра, кассия, корень нерда, шафран, кост, камедь и корица.
Изготовление благовоний было сложной и искусной работой. Мидраш говорит, что секретом их приготовления владела одна семья, которая использовала своё монопольное положение, завышая цену на благовония. Мудрецы порицали их за это и просили раскрыть секрет приготовления другим, но те отказывались, ссылаясь на то, что если рецептура станет известной широким кругам, то эти благовония станут использовать и для служения идолам. Сама же семья Автинас очень щепетильно относилась к использованию этих благовоний. Настолько, что в их семье существовал запрет вообще использовать женщинам какие-либо благовония, чтобы снять с себя малейшие подозрения в использовании своих знаний не во Имя Небес.
Запрещено изготовлять такие же благовония в той же пропорции для воскурений не для службы в Храме.
СТРОИТЕЛИ МИШКАНА
Всевышний назначил Бецалеля главным строителем Мишкана и всех его предметов. Бецалель был внуком Хура, а Хур был племянником Моше – сыном его сестры Мириям и Нахшона бен Аминадава (он был главой колена Йеуды). Сам Хур был убит во время греха золотого тельца, так как он противился его созданию.
Также Всевышний назначил ему в помощники Оалиава сына Ахисамаха. А также всех тех, у кого была мудрость в сердце – комментаторы объясняют это как Б-гобоязненность и упование на Творца (упование – чтобы были душевные силы и мотивация деятельности, Б-гобоязненность – чтобы эта деятельность была в правильном направлении). Всех их Всевышний наделил мудростью и умением делать необходимые при строительстве Мишкана и всех его предметов работы.
СОБЛЮДАЙТЕ ШАББАТ
После окончания описания работ по созданию переносного Храма в пустыне, Всевышний напоминает, что несмотря на такое важное занятие как строительство Мишкана, необходимо приостанавливать все работы в Шаббат. Из того, что эти отрывки следуют один за другим, мудрецы учат, что все те работы, которые совершались при строительстве Мишкана и его предметов и являются теми работами, которые запрещены в Шаббат.
Шаббат – это знак величия еврейского народа. Это не обуза, а великий дар, которым одарил нас Всевышний – возможность прикоснуться и немного почувствовать Будущий мир. Каждый, кто полноценно соблюдал Шаббат, может вспомнить эту необычайный духовный подъём и эту особую атмосферу – это 1/60 часть Будущего мира, как говорит Талмуд.
Шаббат – это цель творения. Всевышний не создал всю эту сложную систему ради работы – Он создал её ради полноценного наслаждения, просто для того, чтобы наслаждение было полноценным, оно должно быть заслуженным, иначе мы будем испытывать что-то на подобие стыда, получая его, что будет немного портить это наслаждение. Наш материальный мир и является тем самым коридором перед входом в Будущий мир – мир наслаждения. Здесь, в коридоре, нам нужно привести себя в порядок, сделать необходимую от нас работу по самосовершенствованию перед тем, как войти в торжественный зал – Будущий мир. Такое сравнение приводится в трактате Авот.
Человек, который соблюдает Шаббат – признаёт тем самым, что Всевышний создал этот мир, и что Он сделал это не просто так, а ради Будущего мира, который весь является Шаббатом. Человек, который не соблюдает – показывает, что ему не нужен Будущий мир. Он выбирает наслаждение «Матрицей» – довольствуется ложными и эфемерными ценностями на протяжении 80 лет (в хорошем случае), из которых большинство времени посвящено тяжёлому труду, страданиям и сну, обменивая эти ложные и малочисленные наслаждения на вечное истинное наслаждение в Будущем мире.
Ввиду столь высокой важности Шаббата, за его нарушение полагается суровое наказание – смертная казнь в случае осознанного нарушения при двух свидетелях (в то время, когда существовал Храм и Санедрин), отсечение души (карет) в случае намеренного нарушения без свидетелей (нарушение карет в этом мире проявляется в виде сокращения длительности жизни). Такое наказание вполне логично – Всевышний создал этот мир с определённой целью. Если человек не готов принимать эту цель, то и мир не для него.
СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА
После того, как Всевышний раскрылся народу Израиля на горе Синай шестого (по некоторым мнениям седьмого) Сивана, Моше поднялся на гору, где должен был пробыть 40 дней, получая Тору от Всевышнего.
По истечению этих 40 дней Всевышний вручил Моше две Скрижали, на которых самим Всевышним были написаны десять Речений. Это были сапфировые Скрижали. Каждая Скрижаль была размером 6 тефахов (4 пальца ладони в ширину, 8 см в тефахе по мнению рава Хайма Ное) в длину, 6 тефахов в ширину и три тефаха в толщину. То есть 48х48х24 см, или 55296 см3. Удельный вес сапфира 4г/см3. Получается, что масса одной Скрижали была 221 кг 184 грамма, а масса обоих Скрижалей – 442 кг 368 граммов!
Как мог Моше их держать в руках? Дело в том, что в них были буквы, написанные Всевышним, которые стремились вверх, и эта сила, видимо, нейтрализовала силу тяжести, уменьшая вес скрижалей (мы помним, что вес и масса – это разные понятия).
Так вот, увидев грехопадение народа во время поклонения золотому тельцу, буквы со Скрижалей упорхнули ввысь – они не захотели доставаться грешникам, Моше выронил из рук Скрижали, которые вдруг стали неимоверно тяжелы, и они разбились. Существует и другое мнение – Моше намерено разбил Скрижали. По этому мнению Моше был неимоверно сильным, ну или Всевышний сделал чудо и Моше мог нести эти Скрижали.
ГРЕХ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА
Почему же евреи согрешили, создав себе идола – золотого тельца? Для них была очень важной связь со Всевышним, а Моше был тем человеком, который им эту связь обеспечивал. Точнее, проявлял, напоминая им из раза в раз, что Всевышний находится рядом с ними, что Он заботится о них, слышит их.
Когда Моше поднялся на гору Синай, духовный уровень народа начал мало по малу опускаться, потому что им всё ещё нужен был Моше как связующее звено между ними и Всевышним. На самом деле это было заблуждением, которое и привело их в итоге к страшному греху. Почему они так хотели посредника? Потому что это снимало с них ответственность – они боялись столь явного проявления Всевышнего, столь очевидного вовлечения Его в свою повседневную жизнь, ведь находясь постоянно в Его поле зрения, малейший проступок заметен и наказуем, а народ хотел обычной жизни. Они готовы были служить Всевышнему, но не так интенсивно… Этого они в конце концов и добились – после греха золотого тельца, присутствие Всевышнего в стане Израиля было уже не столь явным – Его Шехина с тех пор пребывала в Мишкане.
Итак, на протяжении 40 долгих дней они ожидали возвращения Моше. Уже не было им мочи. И вдруг наступает тот час, когда по их расчётам он должен был вернуться, а его нет. Талмуд говорит, что они ошиблись в расчёте на день, приняв к учёту тот день, когда Моше поднялся на гору, а нужно было считать 40 полных суток.
Приводится в Талмуде, что человека ведут по тому пути, который он себе выбирает. Есть свобода выбора. И если человек решил пойти по тропе зла, то его по ней поведут. Сатан помог им ошибиться ещё больше – он навёл на мир непогоду, которая скрыла солнце, так что евреи не могли определить время. В сердце каждого он посеял сомнение (почва была благородной), что Моше не вернётся. А затем он показал людям с помощью магии образ умершего Моше на небе. Люди были в шоке. Они потеряли связь с Б-гом! А ведь они хотели быть вместе с Ним, не столь интенсивной связи, но обязательно быть с Ним.
Они прибежали к Аарону и потребовали от него создать им замену Моше – божества, которые могли бы его заменить. Хур – племянник Моше и Аарона – попытался отговорить их от этого, но они в состоянии аффекта убили его. Аарон понял, что если он не пойдёт на поводу у народа, то они убьют и его, а такой грех им уже никто не простит, поэтому он принял волю народа.
Тем не менее Аарон хитростью пытался тянуть время. Он потребовал собрать у женщин и детей их ювелирные украшения и использовать их для создания божеств, надеясь на то, что женщины и дети будут противиться этому и в результате всех этим домашних ссор удастся протянуть ещё день до возвращения Моше. Он также намекнул им на запрет создавать золотых идолов, потребовав собрать именно золото, ведь эту заповедь они слышали от Всевышнего на горе Синай и должны были бы задуматься и одуматься.
Но, к сожалению, ни одна из этих хитростей не помогла – народ быстро собрал всё необходимое золото и принёс его Аарону. Аарон бросил это золото в огонь в надежде, что ничего не произойдёт и люди, видя, что Всевышний не помогает им в создании божеств, осознают свою неправоту и разойдутся. Однако в это время колдуны из народов, примкнувших к евреям при выходе из Египта (эрев рав) произнесли заклинания и золото превратилось в золотого тельца, который вышел из огня. «Вот твои божества, Израиль, которые вывели тебя из Египта!» – провозгласили эти колдуны.
Увидев, что произошло, Аарон решил прибегнуть ещё к одной хитрости. Он построил жертвенник (это заняло время), а затем объявил всем, что завтрашний день станет днём празднеств в честь золотого тельца. Аарон надеялся, что народ поспит подольше, а к тому времени и Моше придёт. Но замысел снова не удался – народ проснулся с утра пораньше и принесли жертвы идолу…
После этого они стали пировать и… забавляться. Объясняют мудрецы, что стали они развратничать. Говорит Талмуд, что люди служат идолам ради того, чтобы разрешать себе то, что запрещено, и, прежде всего, разврат. Ведь идол молчалив – что ты ему вложишь в «уста», то он и «сказал»…
РАСПЛАТА
Первым наказанным за грех золотого тельца оказался Моше. Всевышний сказал ему, что наделил его величием только ради народа Израиля, а теперь, когда народ Израиля опустился, и Моше не полагается его величие. Всевышний ставит ему в упрёк то, что народ, который Моше принял в свой стан – эрев рав (те кто не являлись потомками Яакова, но решили присоединиться к евреям) – развратил потомков Яакова. «Извратился ТВОЙ народ» – говорит ему Б-г.
Всевышний также говорит Моше оставить Его и не мешать Ему уничтожать еврейский народ (потомков Яакова вместе с эрев рав – ибо все они стали евреями у горы Синай), а Моше станет праотцом нового народа. В этих словах Моше усматривает намёк на возможность спасения – ведь Моше ещё и не обмолвился о прощении, а Всевышний уже говорит оставить Его, намекая на то, что таки есть возможность молить Его о прощении.
Моше незамедлительно принимается за молитву о прощении. Главным его доводом является то, что уничтожение народа станет осквернением Имени Всевышнего в мире. Дальше Моше апеллирует к заслугам Авраама, Ицхака и Яакова, чтобы в память о них, Всевышний простил бы их потомков. Всевышний прислушался к Моше и решил не уничтожать народ.
НАКАЗАНИЕ
Спустившись с горы 17-го Тамуза, Моше встретил Йеошуа, который как верный ученик ожидал возвращения своего учителя. Он всё это время провёл у подножья горы и был не в курсе происходящего. Когда, по дороге к стану, Йошуа услышал доносящийся до него громкий шум, он подумал, что на евреев напали враги и идёт война. «Это не глас, возвещающий победу, и не глас, возвещающий поражение. Голос поругания я слышу» – ответил ему Моше, который знал, что народ согрешил.
Увидев ликующих и «забавляющихся» евреев, Моше разгневался и разбил Скрижали, которые он получил от Всевышнего (см. выше). После этого, 18-го Тамуза, он взял тельца и сжёг его в огне, растёр его и рассеял над водой, напоив этой водой народ Израиля. Это было подобно водам, которыми испытывается сота – женщина, которую муж обоснованно подозревает в измене. Те, кто служили идолу и этому были свидетели, которые предупреждали грешившего о грехе и неизбежном наказании, казнились мечом. Тех, кто служил идолу, и этому были свидетели, но не было предупреждения, поражал мор. Те, кто служил идолу, но этому не было свидетелей, погибали от выпитой воды. Тем же, кто не служил золотому тельцу, вода не наносила никакого ущерба.
Моше призывает к себе всех верных ему людей, произнеся известную фразу: «Кто за Всевышнего – ко мне!». К нему пришли все левиты, а остальные остались в стороне… С тех пор священнослужение – право служить в Храме – целиком и полностью принадлежит потомкам колена Леви. До того момента священнослужителями являлись первенцы. Важно не упускать возникающих возможностей освятить Имя Всевышнего, сделать доброе дело. Это влияет не только на твою жизнь, но и на жизнь всех твоих потомков. Сегодня один человек является левитом или коеном только потому, что его предок в тот ответственный момент примкнул к Моше в то время, как предок другого человека (коих большинство) упустил эту возможность.
В тот день левиты во главе с Моше убили около 3000 человек.
До сих пор мы пожинаем плоды греха золотого тельца. Говорит Талмуд (Санедрин 102а), что в каждом бедствии, приходящим на народ Израиля, есть доля расплаты за грех золотого тельца. Всевышний по милости своей не обрушивает на нас всё наказание разом – ведь мы не способны были бы его выдержать, а разделяет его на небольшие части и приводит постепенно. Возможно наше длительное изгнание объясняется, в том числе, и этим…
ВНЕ СТАНА
19-го Тамуза Моше вновь возвращается на гору Синай с тем, чтобы вымолить у Всевышнего полное прощение. Ему недостаточно того, что евреи остались в живых – ему важно, чтобы Всевышний вновь озарил их Своим присутствием, чтобы Он полностью простил их. Там он проводит 40 дней и 29-го Ава возвращается в стан. А в новомесячье Элуля Всевышний призывает его снова подняться на гору Синай, чтобы получить там вторые Скрижали взамен разбитых первых. Моше спускается уже с новыми скрижалями в Йом Кипур, 10-го Тишрея, что ознаменовывает полное прощение Всевышним своего народа.
11-го Тишрея началась подготовка к строительству Мишкана, который был завершён к 1-му Нисана.
Всё то время, что переносной Храм в пустыне не начал функционировать, Моше пребывал вне стана, на расстоянии 2000 локтей (примерно 1 км), символизируя тем самым, что Б-жественное присутствие покинуло стан Израиля.
ПРОЩЕНИЕ
Сам Моше очень переживает из-за того, что Всевышний покинул стан Израиля. Более того Он сообщил Моше, что более не будет сопровождать народ в их странствиях по пустыне по дороге к Земле Израиля – их поведёт ангел Всевышнего. Моше вымаливает у Всевышнего прощение и добивается того, чтобы именно Всевышний вёл еврейский народ, а не ангел.
Увидев удачу в переговорах со Всевышним, Моше просит Всевышнего не раскрываться другим народам, а навечно остаться с еврейским народом. Всевышний отвечает положительно и на эту просьбу. Моше решает пойти ещё дальше и просит Всевышнего раскрыть, почему есть праведник, которому плохо и есть злодей, которому хорошо – как это соотносится с высшей справедливостью Всевышнего? Однако Всевышний ему этого не раскрывает. Он говорит, что «увидишь Меня сзади», то есть постфактум вам станет понятно, почему происходит так, а не иначе, но наперёд вы не будете этого знать.
Всевышний повелевает Моше самостоятельно вытесать из камня Скрижали, подобные первым, которые были разбиты. Сам же Всевышний написал на них снова десять Речений.
ТРИНАДЦАТЬ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ
Всевышний обучает Моше тринадцати качествам Своего милосердия, с помощью которых в будущем еврейский народ сможет удостаиваться прощения. И по сей день во дни постов, включая в Йом Кипур, во время чтения слихот, мы произносим эти тринадцать качеств милосердия, взывая к милости Всевышнего. Перечислим и опишем их вкратце (взято из книги «Ор Цафун» в переводе «Беерот Ицхак»).
Ашем (четырёхбуквенное имя Всевышнего): Вначале Всевышний помогает человеку не грешить [так как первое Имя открывается из очень высокого духовного мира, в котором нет греха].
Ашем (четырёхбуквенное имя Всевышнего): После греха Всевышний помогает человеку раскаяться и вернуться к Нему, и вновь стать желанным перед Творцом, благословен Он [так как второе Имя, которое открывается из духовного мира, в котором существует сокрытие Лика и свобода выбора, освящено первым Именем, которое раскрывает святость души Израиля].
Кель (двухбуквенное имя Всевышнего): Бесконечная способность Всевышнего делать добро Своим созданиям.
Рахум: Жалеет тех, у кого есть заслуги, но недостаточные, чтобы вынести строгий суд, [и терпит их нарушения].
Ве-ханун: Безвозмездно дает тем, у кого нет заслуг [и пренебрегает их преступлениями].
Эрех апаим: роявляет сияние Лика исправления по отношению к праведникам, задерживая их награду, [таким образом увеличивая ее в грядущем мире]. Проявляет сияние Лика исправления по отношению к злодеям, задерживая их наказание, [чтобы у них было время раскаяться].
Ве-рав хесед: Придает большее значение праведным поступкам (которые включают изучение Торы, выполнение заповедей и добрые дела), чем злодеяниям, когда судит средних, чтобы склонить чашу весов в сторону добра [и заслуг].
Ве-эмет: Исполняет все это, чтобы качество добра было задействовано.
Ноцер хесед ла-алафим: Сохраняет и развивает добро, [для тех, кого называют «тысячами»]. Также – управление, которое следит за тем, чтобы было множество тех, кому подобает получить Его благо. Речь идет и о количестве поколений, и о количестве душ в каждом из них.
Носе авон: Всевышний выдерживает [благодаря заслугам праотца Якова] грех, который был совершен из-за вожделений, когда человек кается из страха.
Ва-феша: Всевышний выдерживает [благодаря заслугам праотца Авраама] грех, который был совершен из-за мятежа, когда человек кается из страха.
Ве-хатаа: Всевышний выдерживает [благодаря заслугам праотца Ицхака] грех, который был совершен по ошибке, когда человек кается из страха.
Ве-наке: Когда каются из любви, Всевышний очищает все недостатки и превращает их в заслуги.
ЗАВЕТ ВСЕВЫШНЕГО
Всевышний обещает Моше, что Он вернётся в стан народа Израиля и приведёт его в Святую Землю. При этом он запрещает евреям заключать союз с народами, населяющими Землю Израиля, ведь они будут продолжать служить идолам и неизбежно совратят тебя вслед за собой (что и произошло).
Далее Всевышний повелевает праздновать праздник Песах, посвящать Ему всех первенцев – и людей, и скота, и ослов. Причём людей необходимо выкупать, ослов либо выкупать, либо убивать (ведь не может посвящённое Б-гу использоваться для чего бы то ни было ещё – это будет осквернением. Само убийство здесь написано для тех, кто решил бы «всех обмануть» и оставить себе первенца осла без выкупа – пользоваться им в таком случае будет нельзя).
Также Всевышний снова напоминает о важности соблюдения Шаббата и о необходимости соблюдения шмиты – седьмого года, в который запрещено возделывать землю. Затем следует заповедь праздновать праздники Шавуот и Суккот. Во все эти три праздника – Песах, Шавуот и Суккот – следует подниматься в Иерусалим, в Храм.
Другие заповеди, упоминающиеся в недельной главе: запрет приносить пасхальную жертву, пока в домах ещё есть квасное; не оставлять до утра от жертв, которые не было возложены на жертвенник; приносить бикурим – первинки плодов в Храм, запрет смешивать мясо с молоком.
РОГА
Когда Моше спустился с горы Синай в Йом Кипур, от его головы исходил свет наподобие рога в виде луча. Это было проявлением святости вследствие соприкосновения со Всевышним – говорят мудрецы, что Всевышний положил «Свою руку» на его лицо. Народ испугался этого вида, а точнее такого явного проявления святости. Моше же призвал к себе всех лидеров народа во главе с Аароном и начал обучать их Торе. Мудрецы учили: Каков порядок обучения? Моше воспринимал из уст Всемогущего; входил Аарон, и Моше повторял ему. Аарон отходил в сторону и садился по левую руку Моше. Входили сыновья Аарона сыновья, и Моше повторял им. Они отходили в сторону; Элазар садился по правую руку Моше, а Итамар — по левую руку Аарона. Входили старейшины, Моше повторял им; старейшины отходили и занимали места с обеих сторон. Входил весь народ, и Моше повторял им. Таким образом, народ воспринимал один раз, старейшины — два, сыны Аарона — три, Аарон — четыре и т. д. (Раши).
После того, как Моше закончил обучать народ, он возложил на своё лицо покров. Моше снимал его только тогда, когда общался со Всевышним или когда передавал слова Всевышнего народу Израиля.