Начало: вечер пятницы 26-го мартаОкончание: выход звёзд в субботу 27-го марта До 10:28 в Москве (времена в других городах нужно смотреть в календаре:
https://toldot.ru/urava/jdate/) необходимо избавиться от всего квасного и произнести декларацию отказа от квасного.
Во времена Храма с полудня приносили пасхальную жертву. Дай Б-г, чтобы в этом году и мы удостоились!
Субботние трапезыДля субботних трапез допускается использовать обыкновенные халы, хотя они и являются
хамецем, и, как и в обычный шаббат, следует съесть объём хлеба, равный объёму среднего куриного яйца (
кебейца)
[1]. Постфактум достаточно съесть даже объём, равный объёму оливки (
кезаит)
[2].
Необходимо следить, чтобы
хамец, который едят на трапезах, не соприкасался с субботней едой, кошерной на Песах. Если же человеку тяжело есть на субботних трапезах
хамец, хотя, по некоторым мнениям, разрешается есть вместо него
мацу аширу (то есть мацу, замешенную не на воде, а на фруктовых соках)
[3], большинство законоучителей с этим не согласились. Поэтому подобает в таких случаях использовать варёную мацу, причём каждый её кусок должен быть объёмом хотя бы
кезаит. Перед такой мацой также читают благословение «Выведший хлеб из земли», а после неё –
Биркат а-Мазон[4].
МолитваМолитву
Шахарит следует провести рано
[5] и не слишком её затягивать
[6]. В большинстве общин читают афтару из книги пророка Малахи, начиная со стиха «Будет сладостно Всевышнему приношение Йеуды и Иерусалима» (
Малахи 3:4)
[7].
После молитвы следует сразу устроить субботнюю трапезу, разбив её на две части; на каждой из этих двух трапез следует есть хлеб
[8].
Другая возможность – устроить одну утреннюю трапезу, которую следует завершить до времени, с которого запрещено есть
хамец[9]. Третью же трапезу можно устроить, как обычно, после молитвы
Минха. Сефарды могут есть на этой трапезе
мацу аширу, которая требует благословения «Сотворивший виды пропитания» вначале и «
Меэйн шалош» в конце
[10]. Ашкеназы же, у которых принято не есть в канун Песаха со времени, с которого запрещено есть
хамец, даже
мацу аширу, могут на третьей трапезе есть мясо и рыбу
[11], а если их нет – то по крайней мере фрукты и овощи. По другим мнениям, лучше всего использовать для трапез варёную или изжаренную в масле мацу, поскольку такая маца уже не годится для заповеди в ночь седера, а потому и не запрещено есть её накануне. Однако, поскольку она сохраняет облик хлеба, на нее можно произнести благословение «Выведший хлеб из земли» (разумеется, если человек ест хотя бы
кезаит), а после неё –
Биркат а-Мазон[12]. Кроме того, на третьей трапезе можно есть и
китнийот – крупы, которые, хотя и не являются
хамецем, у ашкеназов в Песах есть не принято из опасения, что туда всё же мог попасть
хамец, или что человек перепутает и съест
хамец вместо них
[13].
Уничтожение хамецаЕсли после утренней трапезы остался
хамец, следует либо выбросить его в уличный мусорный бак (в местах, где есть эрув), либо спустить в канализацию
[14], либо отдать нееврею
[15]. Наконец, можно сделать его негодным в пищу даже собаке, вылив на него достаточно едкое чистящее средство, не являющееся
мукце (например, жидкое мыло, которым можно пользоваться в шаббат). Если же нет возможности сделать с
хамецем ничего из этого, следует по крайней мере отказаться от всяких прав на него и накрыть его сверху посудой, а на исходе йом-това уничтожить
[16].
После трапезы следует тщательно прополоскать рот, чтобы
хамец не остался между зубами, и проверить, не осталось ли его под ногтями. Разрешается пользоваться зубочисткой, однако следует быть особенно осторожным, чтобы не поранить десну, так как это запрещено в шаббат. Некоторые алахические авторитеты разрешают даже пользоваться зубной щёткой, не моча её
[17], однако другие это запрещают
[18].
Битуль хамец (аннулирование квасного)До начала шестого алахического часа (точное время следует определить как в соответствии с географическим положением, так и в соответствии с обычаем конкретной общины: в тех общинах, где следуют мнению
Маген Авраама, это время наступает раньше) необходимо исполнить обряд
битуль хамец, произнеся отрывок «Всякая закваска и квасное, что есть в моём владении»
[19]. Не обязательно делать это именно на арамейском: важно, чтобы человек понимал, что отказывается от права владения
хамецем, поэтому читать этот отрывок следует на том языке, который человек понимает
[20]. После этого принято читать молитву «Да будет воля Твоя»; её тест напечатан в сидурах. Начиная с момента, когда
хамец запрещён для всякого использования, он становится
мукце, и его нельзя даже перемещать
[21]. Единственный способ это сделать (при определённых условиях) – попросить нееврея
[22]. Однако некоторые полагают, что посуду, которой пользовались для приготовления
хамеца, можно передвигать и после времени, с которого начинается запрет, чтобы убрать её в специально предназначенное место
[23].
В шаббат после полудня· Следует помолиться
Минху в самое раннее возможное время (
Минха гдола), чтобы успеть съесть третью субботнюю трапезу до начала десятого алахического часа. В
Минхе после амиды не говорят отрывок «Благодеяние Твоё – как горы»
[24].
· Начиная с десятого алахического часа (как и во всех остальных случаях, следует уточнить точное время в зависимости от географического положения), запрещено устраивать полноценную трапезу; более того, запрещено есть что бы то ни было, что требует благословения «Сотворивший виды пропитания»
[25]. Тем не менее разрешается есть овощи и фрукты, мясо и рыбу, однако не следует наедаться, поскольку мацу во время седера нужно есть с аппетитом.
· Запрещено пить немного вина, поскольку считается, что вино насыщает, однако пить достаточно много вина можно, поскольку оно усиливает аппетит
[26] (но не стоит пить столько, чтобы опьянеть).
· Мацу можно перемещать в шаббат – она не является
мукце, хотя есть её накануне Песаха запрещается. Однако если человек отложил упаковку мацы специально для того, чтобы съесть её для исполнения заповеди на седере, такая коробка –
мукце, и двигать её нельзя
[27].
Приготовления к йом-тову в шаббатЗапрещено как бы то ни было готовиться к йом-тову в шаббат, в том числе накрывать на стол, за которым будет проходить седер
[28]. Более того, днём в шаббат человек не должен говорить, что идёт поспать, чтобы не быть усталым во время седера
[29]. Однако спать днём разрешается, даже если человек всё-таки намерен таким образом набраться сил перед седером, – главное – не произносить этого
[30]. Кроме того, если человек пользуется специальный махзором на Песах, в месте, где есть эрув, всё же не следует относить его в синагогу до начала йом-това.
-----------
[1] Шулхан Арух,
Орах Хаим, 291:1.
[2] Мишна Брура, 639:23.
[3] Респонсы
Игрот Моше,
Орах Хаим, ч.1:155; по мнению р. Моше Файнштейна, так следует из респонсов Радбаза (ч.1:489) и
Магид Мишне («Законы
хамеца и мацы», 3:3).
Магид Мишне пишет, что у многих было принято следовать более строгому мнению и не есть
хамец вовсе, а брать для трапез
мацу аширу. Однако в кодексе обычаев Маариля («Законы
Шаббат а-Гадоль и кануна Песаха) сообщается, что
маца ашира требует не благословения «Выведший хлеб из земли», а благословения «Сотворивший виды пропитания», как всякая выпечка, не являющаяся хлебом, причём даже в канун Песаха. И так же говорится в респонсах
Йехаве Даат (ч. 1:91).
[4] Так написано в книге
Алихот Шломо – собрании алахических постановлений р. Шломо-Залмана Ойербаха («Законы праздников», гл. 8:13). То же мнение изложено в книге
Хазон Овадья (о законах Песаха, стр. 262).
Мацу аширу следует использовать затем, чтобы на шаббат в доме не было
хамеца, от которого после трапезы остались бы крошки после времени, к которому весь
хамец надо уничтожить. Особенно это актуально в семьях, где есть маленькие дети, которые не сидят за столом и могут разнести
хамец по всему дому. Кроме того, посуду, которую используют для
хамеца, в шаббат невозможно будет должным образом вычистить, поскольку запрещено в шаббат совершать приготовления для нужд другого дня. Таким образом, эта посуда будет запрещена до исхода йом-това (а в диаспоре – второго йом-това). Поэтому лучшее, что можно сделать, – уничтожить весь
хамец в канун шаббата, не оставив ни крошки, а всю посуду, использовавшуюся для приготовления
хамеца, спрятать в укромное место, тщательно её вычистив и вымыв. Во время субботних трапез следует пользоваться исключительно посудой, кошерной на Песах, и есть только пищу, кошерную на Песах, а вместо хал взять мацу, сваренную в мясном или курином бульоне следующим образом: после того, как само мясо полностью сварится, нужно снять кастрюлю с огня, и, пока её содержимое ещё горячее (то есть не холоднее температуры
яд соледет бо – примерно 45 градусов), погрузить туда поочерёдно несколько листов мацы (столько, сколько требуется для трапезы), чтобы они хорошо пропитались бульоном. Такая маца годится для всех трёх субботних трапез. Правильным было бы не извлекать листы мацы из кастрюли, пока её содержимое не остынет полностью, и можно будет достать мацу целой: таким образом возможно будет также исполнить закон «
лехем мишне», то есть произнести благословение над целым хлебом. Хотя она пропитается бульоном, она сохранит свой изначальный облик, и в каждом листе будет более
кезаита. Кроме того, возможно изжарить мацу в масле для субботней трапезы. Наконец, если человек того пожелает, на первую – вечернюю – субботнюю трапезу допустимо взять и обычную мацу (поскольку, по букве закона, запрет есть мацу в канун Песаха наступает лишь днём), а на вторую и третью трапезы оставить варёную и жаренную в масле мацу.
[5] Так написано в
Сефер Хасидим (раздел 314) и
Рокеах, 267. Это мнение фиксирует и
Мишна Брура, 429:13 и 444:4 (со ссылкой на Маариля).
[6] При Хадаш, 44:2, и
Мишна Брура, 444:4.
[7] Сефер а-Пардес, 25, со ссылкой на Раши, и
Ор Заруа, 393. Однако, по обычаю Виленского Гаона, следует читать обычную афтару для соответствующей недельной главы, как написано в книге
Маасе Рав, стр. 176.
[8] Так пишет
Маген Авраам,
Орах Хаим, 444:1, и Виленский Гаон в комментарии на
Шулхан Арух. Так же постанавливает и
Мишна Брура (там же, параграф 8). Тем не менее так допустимо поступать лишь в том случае, если есть достаточно времени, чтобы прочесть
Биркат а-Мазон и сделать небольшой перерыв между двумя трапезами. В противном случае человек рискует произнести ненужное благословение, поскольку, если не делать вовсе никакого перерыва, две трапезы сольются в одну, и получится, что, по закону, ещё раз читать благословение перед поеданием хлеба будет не нужно.
[9] Следует уточнить, какой системе расчёта времени следуют в общине, где человек молится.
[10] См.
Шулхан Арух,
Орах Хаим, 444:1, поскольку мацу на утренней трапезе есть уже запрещено, а
хамец по причинам, которые мы описали выше, также есть не стоит. Тем не менее даже
мацу аширу следует съесть до начала десятого алахического часа.
[11] Так пишет
Маген Авраам (процитированный раздел, параграф 2). Такого же мнения придерживаются
Хемед Моше (раздел 6) и
Махазик Браха (раздел 3), а также
Шулхан Арух а-Рав (параграф 2). Однако, по мнению
Хок Яаков, предпочтительнее есть на третьей трапезе только овощи и фрукты, а не рыбу и мясо (параграф 2).
[12] Так постановил
Хайей Адам, 129:13. Однако, по мнению комментария
Маген Авраам (параграф 2) со ссылкой на Маариля, это не так. Виленский Гаон (основываясь на книге
Зоар) постановил так же, как
Маген Авраам. См. также книгу
Йосеф Омец, 331, и
Орхот Хаим, «Законы
хамеца и мацы», 79, а также
Коль Бо, 48. Наконец, так же сказано и в книге
Хазон Овадья, стр. 264.
[13] При Мегадим,
Эшель Авраам, параграф 2, с которым, однако, не согласен автор
Хок Яаков. См. также респонсы
Шевет а-Леви, ч. 3:31.
[14] При Мегадим,
Мишбецот Заав, параграф 6. Так же пишет и рабби Акива Эйгер в комментарии к
Шулхан Аруху (параграф 5), и
Мишна Брура, параграф 21.
[15] Шулхан Арух, Орах Хаим, 444:4.
[16] Шулхан Арух, Орах Хаим, 444:5 (в этом разделе говорится о ситуации, в которой во владении человека в Песах остался
хамец). И см.
Мишну Бруру, параграф 21.
[17] Так сказано в
Игрот Моше,
Орах Хаим, 112, и в респонсах
Ябиа Омер, ч. 4:29. В респонсах же
Минхат Ицхак уточняется, что нужно выбрать мягкую щётку, чтобы нечаянно не поранить дёсны до крови; при этом зубная щётка должна быть специально предназначена для шаббата.
[18] В респонсах
Циц Элиэзер, ч. 7:30, написано, что поступать так запрещено; такого же мнения придерживается и автор
Шмират Шаббат ке-Илхата (гл. 14:34): не следует чистить зубы щёткой, даже если не пользоваться при этом зубной пастой.
[19] Шулхан Арух,
Орах Хаим, процитированный раздел, параграф 6.
Мишна Брура, параграф 22.
[20] Рамо,
Орах Хаим, 434:2, и
Мишна Брура, параграф 9.
[21] Мишна Брура, там же, параграф 21. Так же написано в
Шулхан Арух а-Рав, 434:13.
[22] Мишна Брура, там же, параграф 21, на основе комментария
При Мегадим.
[23] Мишна Брура, 451:16. В
Шулхан Арухе,
Йоре Деа, 121 объясняется, что такой посудой запрещено пользоваться не на постоянной основе для холодной еды, если тщательно их вычистить и вымыть перед этим.
[24] Шулхан Арух,
Орах Хаим, 429:2.
[25] Шулхан Арух,
Орах Хаим, 444:1 и 479:1, и
Мишна Брура там, параграф 2.
[26] Шулхан Арух,
Орах Хаим, там же, и см.
Мишну Бруру, параграф 6.
[27] При Мегадим,
Эщель Авраам,
Орах Хаим, 444, параграф 1.
[28] Поскольку нельзя вести приготовления к йом-тову в шаббат, см.
Эрувин 38б. Так постановили и Рамбам в «Законах праздника», 1:19, и
Шулхан Арух, Орах Хаим, 503:1. См. также респонсы Маари Вайля, 197, и комментарий
При Хадаш, в конце 444; и см. Рамо
, Орах Хаим, 267:1.
[29] Так утверждает
Хок Яаков (параграф 48) со ссылкой на
Сефер Хасидим. См.
Мишну Бруру, 290:4.
[30] Бен Иш Хай на гл.
Цав, 7.