KEРООР DIGEST #4
Глава "Дварим"
2 Ава 5780 (23 июля 2020)
ТЕМЫ НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ
Краткое содержание главы "Дварим"
1. Народ Израиля стоит у реки Ярден (Иордан), готовый войти в Святую Землю. Моше-рабейну, которого Всевышний наказал тем, что он не войдёт в Землю Израиля, прощается со своим народом. Перед самой смертью он напоминает им об их ошибках для того, чтобы они не повторяли их в будущем и благодаря этому удостоились бы долгой и счастливой жизни на Святой Земле.

2. Моше кратко перечисляет народу Израиля историю их сорокалетнего странствия по пустыне, уделяя особое внимание местам, где народ Израиля вёл себя неподобающе. Из того, что он обращает их внимание именно на эти места, евреи, прекрасно знающие свою историю, должны были сделать выводы. Именно так, мягко, намёками, Моше как истинный лидер наставляет свой народ.

3. История странствий начинается с горы Синай, где народ Израиля пробыл почти 12 месяцев (на 10 дней меньше). Моше напоминает, что там была выстроена судебная система (помните совет Итро?), обращая внимание на то, что народ занимался сутяжничеством и относились к Моше непочтительно, стремясь обвинить его во всём, что только можно. Сам факт установления такой системы был проблемным – народ должен был бы желать учиться и судиться только у Моше, так как у него была прямая связь с Б-гом. Они же предпочли отдалиться от Моше в вопросах суда, чтобы иметь возможность «влиять» на судей.

4. Следующим местом, которое упоминает Моше, стал Кадеш-Барнеа, в котором народ провёл долгие 19 лет. Здесь произошёл грех разведчиков, о котором им напоминает Моше. Объясняя согласие Моше отправить разведчиков, Раши приводит следующую притчу: Человек сказал своему ближнему: «Продай мне этого осла». Сказал ему тот: «Хорошо». «Дашь ли его мне для испытания?» Сказал ему: «Да». «На горах и холмах?» Сказал ему: «Да». Видя, что не чинят ему никаких препятствий, покупатель решил: «Уверен он, что не найду в животном никакого недостатка». Тотчас сказал ему: «Бери деньги, я не стану испытывать». Так и Моше соглашался с народом, полагая, что они откажутся от задуманного, видя, что Моше ни в чём им не препятствует. Однако они не отказались от своего замысла, и теперь мы постимся 9-го Ава…

5. Моше напоминает народу, что из-за греха разведчиков они задержались в пустыне на много лет вместо того, чтобы сразу войти в Землю Израиля. Теперь они возвращаются назад, идя в строну Тростникового моря, обходя гору Сеир вместо того, чтобы перейти её и войти в Эрец Исраэль.

6. Гора Сеир – наследие Эсава (там жили кадмони), Моав (там жили кенизи) и Амон (там живут кени)– наследие Лота (поскольку Авраам относился к Лоту как к своему сыну, потомки Лота получили этот надел, обещанный Аврааму). Моше напоминает народу, что Всевышний запретил им воевать с жителями Сеира, Моава и Амона.

7. Моше напоминает, как они переходили поток Заред (между Эдомом и Моавом). С момента прихода в Кадеш-Барнеа до перехода через Заред прошло 38 лет.

8. Моше рассказывает о переходе через поток Арнон, который находится между Моавом и царством эморейского царя Сихона. Всевышний отдал всю страну Сихона в руки народа Израиля – от потока Арнон до потока Ябок.

9. Моше напоминает, как на них напал Ог – царь Башана – со своей мощной армией и как народ Израиля с помощью Всевышнего наголову разбил их, захватив всю их землю.

10. В заключении Моше рассказывает, что отдал восточную сторону реки Ярдена (Иордана) половине колена Менаше, колену Реувена и колену Гада на том условии, что они будут идти впереди еврейского войска во время завоевания Земли Израиля.

КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Этот Шаббат называется «Шаббат Хазон». "Хазон" – это первое слово афтары, Во времена первого Храма пророк Йешаяу упрекает народ, предупреждая его, что Иерусалим будет захвачен, Храм разрушен, а народ изгнан. Все мы сегодня знаем, что народ не внял его пророчествам…

Не многим посчастливится побывать в синагоге в этот Шаббат и услышать слова пророка. Поэтому давайте приведём здесь небольшой отрывок из афтары:
«К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Г-сподь, – Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови быков и овец и козлов не желаю Я. Когда вы приходите, чтобы предстоять Мне, кто просит вас топтать дворы Мои? Не приносите больше пустого дара. Воскурение – мерзость для Меня. Собраний, которые вы собираете в начале нового месяца и в субботы, не терплю Я: беззакония с празднеством. Жертвы ваши в начале нового месяца и празднества ваши ненавистны стали душе Моей, обузою они стали для Меня: устал Я терпеть их. И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы вы ни молились, Я не услышу – руки ваши полны были крови. Омойтесь, очиститесь, удалите зло поступков ваших от очей Моих, перестаньте творить зло. Учитесь творить добро, требуйте справедливого суда, поддержите угнетенного, верно судите сироту, вступайтесь за вдову».

Сильные, мощные слова пророка. К сожалению, актуальные и сегодня. Есть известный вопрос: Всевышний дал Моше Скрижали Завета, состоящие из двух частей. На одной части написаны заповеди между человеком и Б-гом, а на другой – между человеком и человеком. Однако заповедь уважения отца и матери написана на первой части. Почему? Ведь это заповедь между человеком и человеком.

Есть масса ответов на этот вопрос, но недавно во время своего ежедневного онлайн урока по Пятикнижию с комментариями Раши, мне пришло в голову крайне простое решение. А может быть просто на Скрижалях было 4 заповеди между человеком и Б-гом и 6 заповедей между человеком и человеком? Чтобы подчеркнуть, что Всевышнему куда важнее, чтобы люди «творили добро» друг с другом, чем «приносили воскурения». «Воскурения» – тоже важная часть Торы и без неё нельзя, но главное – не они.

Так говорил и старец Илель, когда к нему пришёл нееврей с просьбой обучить его всей Торе, пока он стоит на одной ноге: «То, что ненавистно тебе, другому не делай. В этом вся Тора полностью, а всё остальное – комментарии. Иди и учись!». Так говорил раби Акива: «И возлюби ближнего своего как самого себя – это большое (основное) правило в Торе». Так говорил и пророк Йирмияу. Наверное, в этом что-то есть. Стоит прислушаться.

Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР


Издаётся при поддержке Агентства недвижимости "Шапира".

Покупка, продажа, аренда квартир и вилл в Иерусалиме.

www.Shapira-Dom.com, +972-546-259-458

АЛАХА
Заповеди любить ближнего и следовать путями Творца
В Торе есть две похожие друг на друга, но, тем не менее, различные заповеди:
— «Возлюби своего ближнего, как самого себя» («Ваикра», 19:18);
— «Следуй Его путями» («Дварим», 28:9).
Первая заповедь обязывает нас всем сердцем любить ближнего, из-за этого не причиняя ему никакой боли, не позоря его и стараясь уберегать от любого ущерба: телесного или материального.
Вторая говорит о том, что нужно улучшать свои черты характера и поступать так же, как Всевышний поступает с людьми — а это достигается постоянной помощью другим людям.
Поэтому иногда бывают случаи, когда человек может быть освобожден от первой заповеди, но вторую, включающую, например, посещение больных, погребение мертвых, доставление радости жениху и невесте и т.п., обязаны выполнять все.

Однажды рав Йосеф Хаим Зонненфельд, раввин Иерусалима, сильно задержался после утренней молитвы. Дочку отправили проверить, в чем дело. Она нашла отца в одном из соседних дворов: он стоял у колодца и помогал маленьким мальчикам черпать ведром воду.
— Папа, ты решил стать водоносом? — удивилась девочка.
Рав Зонненфельд ответил ей:
— Эти мальчики еще совсем маленькие и могут упасть в колодец, а помочь им некому. Их отец болен, мать недавно родила, а водонос отказывается носить им воду, потому что им нечем платить.
— А что люди скажут? — спросила дочь. — Что раввин так поступается своим достоинством?
— А на Небе что скажут? — ответит отец. — Что сидит этот раввин и спокойно завтракает, в то время как бедные еврейские дети подвергают себя опасности, чтобы принести больным родителям воду? Неужели я могу молча на это смотреть и ничего не делать?

По книге "Пути мира и добра" рава Ицхака Сильвера


эссе на тему недельной гЛавы
Идти за мудростью
«Возьмите себе людей мудрых и понимающих, известных коленам вашим, и поставлю я их во главе вас» (Дварим, 1:13).
«Сказал рабби Йеошуа бен Леви: Однажды хвост змеи предложил ее голове: «Доколе тебе идти первой? Дай-ка я пойду впереди!». Голова согласилась: «Иди!». Пошел он и упал в лужу – и голова за ним, пошел и попал в огонь – и голова за ним, пошел и запутался в кустах – и голова за ним. И все потому, что пошла голова за хвостом. Так, когда малые слушаются больших, большие мудрецы решают, и Всевышний принимает их слова. Но когда большие следуют за меньшими – они оступаются» (Мидраш Раба).
Вскоре после того, как рав Ицхак Зеэв Соловейчик стал раввином г. Бриска (Бреста), в день Рош а-Шана в его синагогу пришли польские офицеры. Они хотели, чтобы рав отправился с ними к еврею-заключенному, осужденному на смерть, – произнести с ним исповедь. Рав в это время был погружен в молитву, и офицеры, не желая мешать ему, вышли. На предложение одного из молившихся пойти вместо рава военные ответили, что приказано привести именно раввина города. Закончив молитву и услышав о происходящем, рав категорически отказался идти. Но часть евреев опасалась, что решение рава ослушаться властей дорого обойдется всей общине. И некоторые, знавшие молодого раввина еще с детства, позволили себе спорить с ним и даже повысить на него голос.
В середине молитвы Мусаф офицеры снова появились в синагоге. Рав Соловейчик, заметив их, сделал вид, что до сих пор не закончил молитву. Терпение собравшихся лопнуло. Один из стариков встал и, представившись «гостям» как раввин города, отправился с ними.
Уже после молитвы в дом рава в спешке вошли несколько полицейских. Все домашние перепугались, решив, что пришли арестовать непослушного раввина. Вскоре, однако, оказалось, что полицейские посланы узнать, пошел ли рав, чтоб сказать исповедь с осужденным. И, если да, бежать вслед за ним. Сейчас выяснилось, что тот еврей осужден по ошибке и невиновен. Но посланцы опоздали…
А тот самый старик, который, с одобрения общины, представился раввином, привел к смерти невиновного. Если бы община послушалась рава, хоть и молодого, но мудрого, не случилось бы беды.
Почему же раввин отказывался идти? Он сам объяснил это так: если враги требуют от евреев выдать на казнь человека, который на самом деле не заслуживает смерти, те не имеют права его выдавать. Если бы я пошел, сказал рав, несчастного казнили бы сразу же после исповеди, и получилось бы, что я как будто выдал его на смерть. Пока я отказывался идти, я продлевал ему жизнь…

Рав Яаков Байфус (источник: beerot.ru)


Стихотворение недели
Быть с утра должна молитва -
Знает каждый иудей,
Цикл отточен, словно бритва,
Право слово - every day.

И, закутавшись в талиты,
Начиная свой почин,
Б-га воинств аколиты
Возлагают свой тфилин.

И бубним с прононсом брохи,
Неуверен голос, тих...
Но какие-то, хоть крохи,
Извлекаем мы из них?

Неуклонно время движет,
Мысли бередит в уме:
Где миньян? Число ведь ниже,
Чем должно быть в кворуме!

Крутим головой, в надежде,
Вот сейчас уже, родной,
Даже в верхней, пусть одежде,
К нам зайдет...Расклад такой:

Есть семь кип. Конечно можем
Ждать десятого бойца...
Но боюсь, подсчет не сложен -
Надо три таких лица.

Языком лица движений,
Жестами - таков закон,
Принимается решенье -
Прекратить пустой трезвон.

Только семеро добрались
Из миньяна; посему,
Опция у нас осталась:
Продолжать по одному...

И без Борху, Кдуши, ШаЦа.
Без Кадиша и Крии...
Позже будем разбираться,
А пока что - C'est la vie

Всем, порой, бывает сложно
Ни заря, ни свет вставать.
Под дождем и бездорожью
В синагогу путь держать

У евреев нету Храма
Больше многих сотен лет.
Нет - Тамида, нет - Корбана
И Ашама тоже нет.

Тяжела с рутиной битва:
Изгонять из сердца лень...
Службу в Храме нам молитва
Заменяет трижды в день.

И не важно, что в кармане:
Дырка или шесть нолей,
Для молитвы во миньяне
Ценен каждый иудей!
Рав Михаэль Фрумин, главный раввин Саратова и области

трактат "авот"
Глава 1, мишна 3
Антигнос из Сохо получил Устную Тору от Шимона а‑Цадика. Он говорил: «Не уподобляйтесь рабам, которые служат господину ради того, чтобы получить награду. А будьте подобны рабам, которые служат господину не ради того, чтобы получить награду, и да будет в вас страх перед Небесами».
Чем плохо служение ради награды?
Комментаторы объясняют: призывая не уподобляться рабам, «которые служат господину ради того, чтобы получить награду», мишна имеет в виду служение Всевышнему. Не следует исполнять заповеди ради каких-либо выгод. Такое служение неполноценно, ибо человеком при этом движет не повеление Всевышнего, а расчет на награду. Есть в этом и пренебрежение служением Б-гу: человек показывает, что награда для него важнее самого служения. Абарбанель добавляет, что такой человек словно превращает заповеди в рыночный товар, «продавая» их в обмен на награду за исполнение.

Слова «будьте подобны рабам, которые служат господину не ради того, чтобы получить награду» означают: человек должен служить Всевышнему лишь из любви к Нему и исполнять Его повеления только ради исполнения Его воли. А основой любви к Творцу должна быть не только благодарность за блага, которые человек получает от Него [хотя, безусловно, и благодарность тоже], но и осознание Его величия.

Рамбам пишет, что настоящая причина выполнения заповедей – осознание того, что их выполнение – истина. И это называется «служением из любви». Человек, который ищет, что он получит за служение Всевышнему, ищет цель того, что само является целью. Рамбам добавляет, что это очень высокий уровень служения и далеко не каждому удается его достичь. Все, что человек делает, он делает «для чего-то», и ему трудно понять и принять, что за истиной следует идти не ради чего-то, а лишь из-за того, что это истина.

Объясняя слова мишны, Раши пишет, что «человек должен заключить в своем сердце: даже если в конце концов я не получу никакой награды, я люблю моего Создателя и хочу выполнять Его заповеди» (Авода зара 19а).

Следует подчеркнуть: безусловно, Творец награждает соблюдающих Его заповеди и наказывает нарушающих Его заповеди – так формулируется один из тринадцати принципов веры. Но мишна говорит не о действиях Творца, а о намерениях и целях человека при выполнении Его заповедей.
Как сочетаются слова мишны и слова Торы о награде?
Комментаторы отмечают, что Тора, говоря о соблюдении заповедей, неоднократно сопровождает свои предписания указанием на награды и прочие блага, полагающиеся за соблюдение. Например: «И храни Его законы и заповеди, которые я тебе заповедую ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя и чтобы ты долго жил на земле…» (Дварим 4:40), или «Почитай отца своего и мать, чтобы продлились дни твои…» (Шмот 20:12). Как совместить это с наставлением мишны не служить ради награды? – спрашивают комментаторы.

Комментаторы задаются также вопросом, как призыв мишны служить Всевышнему исключительно из любви согласуется со сказанным в гемаре Псахим (8а): тот, кто дает монету на благотворительность ради того, чтобы его сын был здоров или чтобы удостоиться Будущего мира, называется совершенным праведником.
На эти вопросы имеется множество ответов. Ниже приведена часть из них, касающаяся ряда правил и основ бескорыстного служения:

Ран (Псахим 8б) указывает: служение ради награды приемлемо в глазах Всевышнего и человек, выполняющий заповеди по таким мотивам, считается праведником. Мишна же говорит о более высоком уровне служения, являющемся уделом благочестивых. Этим объясняется и тот факт, что Тора неоднократно побуждает к выполнению заповедей, называя награду за них: не каждый человек способен подняться на столь высокий уровень – служить Всевышнему исключительно из любви.
Маараль и Тосфот Йом Тов добавляют, что ни в коем случае нельзя утверждать, будто служение Всевышнему ради награды запрещено. Человек, который служит Всевышнему небескорыстно, достоин, тем не менее, называться «служащим Б‑гу». Антигнос же имел в виду, что наивысшей ступенью служения является служение из любви, без расчета на награду.

В Тосафот (Псахим 8б) сказано, что, отвергая служение «ради награды», мишна имеет в виду случай, когда человек не просто движим надеждой получить награду, но как бы обусловливает выполнение заповеди получением награды, так что, если ожидаемой награды не получит, будет сожалеть, что потрудился выполнить заповедь. Однако если человек служит Всевышнему, чтобы выполнить Его волю и чтобы получить за это награду и другие блага [но в любом случае не жалеть о выполнении заповеди], он не относится к категории «служащий ради награды», о которой говорит мишна. И, соответственно, слова мишны не противоречат сказанному в Талмуде (Псахим 8б), что такой человек является полным праведником.

Выше указывалось, что изъян служения Всевышнему ради награды заключается в самом служении, совершаемом на этой основе. Однако существует мнение, согласно которому отрицательный момент состоит в требовании награды. Мишна имеет в виду: человеку не следует требовать награды за свое служение [несмотря на то, что он, несомненно, получит ее]. Все, что человек получает от Всевышнего, он должен воспринимать как подарок, проявление доброты Творца.

Такой взгляд на вещи имеет два объяснения.
Ряд комментаторов пишут: человек всегда должен чувствовать, что он уже получил свою награду; он должен сознавать, что Всевышний даровал ему блага и проявил к нему доброту еще до того, как человек начал служить Ему. Поэтому служить Всевышнему следует не ради награды.
Другие комментаторы объясняют: человеку постоянно следует опасаться, что ему не полагается награда за служение – возможно, где-то он его не довершил, не выполнил всей возложенной на него задачи. И даже если он служил Всевышнему безупречно и выполнил множество заповедей, Всевышний ему ничего не должен, поскольку человек принадлежит Б-гу и обязан служить Ему. А награда за служение есть не что иное, как проявление милости Творца.

Согласно комментариям, рассмотренным выше, мишна утверждает, что служить Всевышнему ради награды не следует в принципе, либо потому, что само такое служение ущербно, либо потому, что не подобает требовать награды за служение.
Согласно другим комментариям, мишна не отвергает служения ради награды полностью, а имеет в виду определенные аспекты «расчета на награду». Так, по мнению некоторых комментаторов, слова мишны «не уподобляйтесь рабам, которые служат господину ради того, чтобы получить награду» означают: не надо служить Всевышнему в расчете на награду в этом мире, главной целью служения должна быть возможность удостоиться духовной награды в Будущем мире.

Меири (Таанит 9а ד"ה כתוב) объясняет, что мишна имеет в виду: выполняйте заповеди не для того, чтобы испытать Всевышнего, то есть убедиться, даст или не даст Он вам награду за их выполнение, обещанную в Торе. Руководствуясь таким мотивом, человек нарушает запрет Торы «Не испытывайте Г‑спода, Б‑га вашего…» (Дварим 6:16).

Рамбан (Эмуна у-витахон 1) и Мидраш Давид называют еще одну причину, по которой не следует служить Всевышнему ради награды. К поступкам человека, служащего ради награды, Небеса присматриваются особенно пристально, чтобы выяснить, достоин ли он награды, на которую рассчитывает.
Этрог Виленского гаона
Один из величайших авторитетов Торы раби Элияу из Вильно, которого называли Виленский гаон, соблюдал законы Торы из любви к Творцу, не ожидая награды ни в этом мире, ни в Грядущем. Он часто повторял: «Элияу может служить Б-гу и без Грядущего мира» [не рассчитывая на посмертное воздаяние]. Ему же принадлежит такое парадоксальное высказывание: «Даже будь воздаяние обратным: за выполнение заповеди – Геином, а за прегрешение – Ган-Эден, и тогда бы я предпочел выполнить заповедь и получить Геином, а не совершить грех и оказаться в Ган-Эдене» (рав Д. Элиах, А-гаон, с. 232).

Предание рассказывает, что как-то в засушливый год возникли трудности с покупкой этрогов – плодов цитрусового дерева, необходимых для выполнения заповеди арбаат а-миним в праздник Суккот. Посланец из Вильно отправился в Италию, где выращивают эти плоды, но вернулся ни с чем. Совет виленской общины постановил: необходимо приобрести хотя бы один этрог, сколько бы он ни стоил, – для Виленского гаона.
Новый посланец был направлен в теплые страны. После долгих скитаний ему удалось обнаружить этрог удивительной красоты, однако еврей, которому принадлежал этот плод, не соглашался его продать. Когда же посланец открыл ему, что покупает этрог для Виленского гаона, владелец этрога отказался от денег, но назначил другую цену: он поставил условие, чтобы награда, которую Виленский гаон получит в Грядущем мире за выполнение этой заповеди, досталась ему.
Перед самым праздником посланец принес этрог Гаону и рассказал ему о необычном условии. Вопреки его ожиданиям раби Элияу обрадовался: теперь у него была уникальная возможность выполнить заповедь Творца заведомо бескорыстно (А‑гаон а‑хасид ми-Вильна, с. 44-45).
Служение из любви и служение из страха
Комментаторы отмечают: указав в начале мишны, что Всевышнему надо служить из любви к Нему, Антигнос добавляет, что при этом необходима и Б‑гобоязненность. Сочетание любви и страха перед Творцом делают служение целостным, так как служение из любви побуждает тщательно выполнять предписывающие заповеди, а служение из страха побуждает особенно остерегаться нарушения запретов.
Меири объясняет: поскольку в начале мишны речь идет о служении из любви, в конце мишна предостерегает человека, что, любя Всевышнего, он не должен, однако, возомнить себя настолько близким к Творцу, чтобы вести себя по отношению к Нему так, как ведут себя друг с другом домочадцы. Человек всегда должен стоять перед Всевышним в трепете и страхе, как подобает тому, кто сознает свое ничтожество.


Существуют два вида страха перед Всевышним: страх получить наказание или лишиться награды [в этом мире или в Будущем] и трепет, вызванный сознанием величия Творца.

Маген авот указывает, что мишна прежде всего имеет в виду второй вид страха – трепет перед величием Творца, о чем говорит слово «Небеса» [а не, например, Геином] в выражении «страх перед Небесами» – слово, подразумевающее возвышенность и величие. Трепет перед величием, поясняет Маген Авот, очень близок к любви, и служение, обусловленное таким трепетом, подобно действиям человека, который боится сделать неугодное тому, кого он любит, из любви к нему, а не из опасения мести.
Тем не менее, добавляет Маген авот, служение из страха перед угрозой наказания, хотя и находится на значительно более низкой ступени, тоже похвально.
Рабейну Йона (Шаарей тшува 3) пишет, что трепет перед Всевышним – основа всех основ, как сказано: «А теперь, Израиль, чего Г‑сподь, Б‑г твой, требует от тебя? Только трепета перед Г‑сподом, Б‑гом твоим…» (Дварим 10:12). Такой трепет делает человека желанным Всевышнему, как сказано: «Желанны Г‑споду боящиеся Его» (Теилим 147:11).
Представляю Г-спода перед собой всегда
Рама (או"ח א א) пишет, что стих «Представляю Г‑спода перед собой всегда» (Теилим 16:8) содержит важное правило Торы, которое определяет поведение праведников, следующих путями Всевышнего. Поведение человека у себя дома: то, как он сидит, двигается и действует, – отличается от того, как он ведет себя в присутствии великого царя. Его речь, вольная, когда он дома, непохожа на его речь подле царя. Насколько же иным должно быть поведение человека, сознающего, что Властелин Вселенной, Святой, благословен Он, славой Которого полнится земля, присутствует рядом и наблюдает за всеми его поступками, как сказано: «Если спрячется человек в тайнике, то разве Я его не увижу? – сказал Г-сподь. – Ведь и небо, и земля полны Мною» (Ирмеяу 23:24). Осознав это, человек постоянно будет ощущать трепет перед Всевышним, покорность Ему и стыд перед Ним.

По книге "Пиркей Авот. Собрание комментариев. Том 1" издательства "Кеилат Москва" (КЕРООР)


СПРОСИ РАВВИНА
Что делать, если во время чтения Торы пропал миньян?
вопрос:
Что делать, если начали читать Тору в миньяне, но в процессе чтения несколько человек вышли? Можно ли читать Тору дальше, если в молельном зале не осталось 10 взрослых мужчин?
ответ:
Общее правило таково: если какую-то часть молитвы (Амида, чтение Торы) начали в миньяне, а затем остался в синагоге «ров миньян» (большая часть миньяна), то есть 6 человек и больше – разрешено завершить ту часть (тему), которую начали в миньяне, но нельзя начинать новую тему.
Что касается чтения Торы, то, если начали в миньяне, а потом остался «ров миньян», разрешено вызывать к Торе на все оставшиеся подъёмы к Торе и читать с благословениями до и после. И также говорят Хаци-Кадиш после чтения Торы. Но не вызывают мафтира.
Однако, если для мафтира читают особую главу из Торы (например в Шабат «Захор» или «Шкалим»), разрешено дать прочитать эту главу последнему (седьмому) из вызванных к Торе в этот день, но без благословений до и после.
В заключении следует обратить особое внимание, что с начала и до конца чтения Торы запрещено выходить из молельного зала. И о тех, кто выходят без уважительной причины, сказано: «…оставившие Всевышнего исчезнут» (Иешаяу 1:28).
Если выйти всё же необходимо – лучше выйти в промежутках между восхождениями, когда Свиток Торы свёрнут, и неуважение к Торе не так ярко выражено.

Ответ подготовил рав Пинхас Кандаль


Еврейские майсы
"Чёрствое" сердце ребе
Однажды секретарь ребе Элимелеха из Лиженска обратил внимание на то, что ребе уже несколько дней не надевает тфилин Рабейну Там. Эти тфилин не обязательны по закону, но каббала советует их надевать после обычных тфилин.

Секретарь аккуратно спросил у ребе, что случилось и почему ребе отходит от своего обычая. Ребе с грустью сказал: «Я согрешил и недостоин надевать их…». Секретарь очень удивился: «Во-первых, я не верю, что ребе мог согрешить. А во-вторых, существует же раскаяние!».

«Все не так просто», - ответил ребе и рассказал, что случилось: «В начале недели я принимал людей до глубокой ночи. Выслушивал их проблемы и вопросы, давал советы, и когда закончил приём, был совсем обессилен. Глубокой ночью я рухнул в кровать, но не сумел уснуть. Глубоко за полночь меня разбудил настойчивый стук в дверь. Моя дочь открыла, на пороге стоял еврей, который сказал, что ему срочно нужен ребе. Дочь объяснила ему, что я совсем обессилен, но он настаивал, так как у его жены тяжёлые роды, и он просит, чтобы я за неё молился… я все это услышал и подумал возмущённо - неужели нельзя было явиться раньше? Кончено же, я отогнал эту мысль, благословил его, и роды завершились успешно ещё до того, как он вернулся домой. Но мне не давала покоя мысль, как я мог допустить возмущение в отношении человека в беде! Неужели, если бы речь шла о родах моей дочери, я бы мог так подумать даже на мгновение?».

«Но при чем тут тфилин Рабейну Там?» - уточнил секретарь. «Галаха говорит нам, что эти тфилин следует надевать только богобоязненному и праведному человеку, - пояснил ребе Элимелех, - Если у меня различаются отношения к проблемам близких и неблизких людей, если я не воспринимаю чужую беду, как свою, значит, мое сердце зачерствело и я должен усердствовать над собой, чтобы исправить этот дефект в своём восприятии. Пока я не воспитаю в себе отношение к каждому страдающему, даже если его беда мне непонятна, а время неудобно, я недостоин считаться богобоязненным и надевать тфилин Рабейну Там!».
Рав Авигдор Носиков, главный раввин Воронежа и области

Еврейские ПРИТЧИ
О Гершале, который скопил много жира
Много лет назад жили-были Гершале с его женой Сарой. У них было 9 дочек. Однажды вечером, когда супруги по своему обыкновению сидели на крылечке, Сарале сказала:
- Гершале, Гершале! Что же с нами будет? Наши дочки растут в нищете. Но ведь придет время, и нам надо будет выдавать их замуж! Где мы возьмём для них приданое?
Гершале почесал затылок, наморщил лоб и сказал:
- А ты ведь, как всегда, права! Знаешь, что? Вчера в наш город вернулся сапожник Шимон...
- Тот бедняга и недотёпа?
- Именно! Но он больше не бедняк - он настоящий богач! Говорят, что он был в дальней стране и там заработал много денег. Может быть и мне отправиться за моря и попытать счастья там?

Так они и решили. Тем более, что другого выбора не было. Гершале собрал все небольшие сбережения, одолжил у своих родственников и друзей немного денег (много у них не было) и кое-как собрал деньги на дорогу.

Плавание было дальним и опасным. Много недель корабль бороздил океан и вот, когда до берега оставалось лишь несколько дней, начался ужасный шторм. Корабль бросало из стороны в сторону как какую-то щепку. Все моряки и пассажиры пытались сделать, что могли, но, к сожалению, корабль затонул. Гершале очнулся, лёжа в спасательной шлюпке, очень смутно помня, что произошло. Он поблагодарил Б-га за чудесное спасение и попросил Его направить его по верному пути, чтобы добраться до берега.

И вскоре - о чудо! - Гершале увидел вдалеке землю! Когда Герашле подплыл на лодке к берегу, он был обессилен, но был очень рад спасению. “Спасибо Тебе, милостивый Б-г!” - успел прошептать он, прежде чем упасть на берег и заснуть.

Когда он проснулся, то ахнул от изумления - оказалось, что он спит на бриллиантах! Вокруг него было полным полно драгоценных камней. Как галька на обычном морском пляже, здесь были бриллианты. Их невозможно было сосчитать!

"Вот это да! - воскликнул Гершале с восторгом, - Вот что, значит, имеют в виду, когда говорят, что есть места, где деньги валяются под ногами!"
Он немедленно набил себе полные карманы бриллиантами. Теперь-то он может смело возвращаться домой - богатая жизнь обеспечена ему, всей его большой семье, всем его друзьям на многие-многие поколения!

Осталось только найти корабль, который увезёт его - Богача Гершале - назад домой. Приглядевшись, он увидел дома и решил пойти туда, чтобы узнать, когда отходит ближайший корабль в его направлении. Купить билет теперь не составит труда! “Я сказочно богат!” - радостно подумал Гершале, нащупывая горсть драгоценных камней в кармане. В животе заурчало и Гершале подумал, что неплохо бы и подкрепиться. С такими деньгами как у него, его ожидал королевский пир!

Когда Гершале нашел ресторан, то официант, осмотрев его грязные и рваные одежды, сказал ему:
- Уважаемый, вы наверное ошиблись адресом. Это самый дорогой ресторан города. Вот видите там на холме есть столовая для нуждающихся. Возможно там вам дадут немного хлеба и супа.
- Не судите по одёжке! Я сказочно богат! - Гершале протянул официанту один из бриллиантов, - На все! Сдачи не надо!
- Эй, ты! Что за шутки? Я сейчас вызову полицию!
- Почему? Я понимаю, что я даю слишком много, но поверьте, я не украл этот бриллиант. Он мой и у меня есть ещё много. Я же говорил, что я сказочно богат!
- Ты что, с Луны свалился? С каких пор бриллианты стали драгоценными камнями? Ты сумасшедший и наверняка опасный! Охрана! Охрана!

Гершале убежал, не дожидаясь проблем. “Какая чушь! Просто сумасшедший официант. Или он просто злодей, пожелавший посмеяться надо мной…” В раздумьях Гершале дошёл до вершины холма и там нашёл благотворительную столовую.
- Ты что, с Луны свалился? - спросил у Гершале его сосед по столу.
- Ты говоришь прямо как тот злодей официант, из-за которого я чуть не оказался в полиции!
- Ну а как тебе пришло в голову прийти в этой рваной одежде в самый дорогой ресторан города и предложить официанту в качестве оплаты мелкий камушек с пляжа?!
- Какой камушек?! Это бриллиант! Бриллиант!! Он стоит целое состояние! На него можно купить всю эту столовую, да ещё и останется!
- Ну ты точно сумасшедший… Отсяду-ка я от тебя подальше…
- Погоди… Ты серьёзно не видишь ценности в этом камне?
- Ну конечно же нет! Этими камнями у нас усыпан весь пляж. Ненавижу их - очень неудобно по ним ходить и лежать на них! Обычные морские камни. Выдумал тоже...
- Н-даааа… - протянул Гершале, поняв, что он оказался в неизвестном до этого месте. Пожалуй, вернуться отсюда домой у меня займёт намного дольше, чем я предполагал. Нужно думать… - А что же здесь ценится?
- Рыбий жир, конечно же! О… если бы у меня было много рыбьего жира, я бы не сидел здесь с тобой - сумасшедшим! Я бы сидел и кушал жареного барашка, запивая дорогим вином, в том ресторане, откуда тебя прогнали!

Делать нечего и нужно как-то жить. Рыбий жир - так рыбий жир. Гершале подался в рыбный бизнес, тем более, что он всегда любил ловить рыбу и умел это делать.

Работа оказалась не такой простой, как казалась изначально. Рыбу здесь хотели ловить все, и поэтому было много сложностей. Однако Гершале был упорен в своём стремлении разбогатеть. Он трудился не покладая рук. Через год он купил себе маленькую рыбацкую лодку, через два года тяжёлой работы он смог сменить её на целое судно. А по прошествии десяти лет Гершале стал богачом - одним из богатейших людей города!

"Пришло время возвращаться домой!" - решил Гершале. Он заказал огромный корабль и загрузил его до отказа большими ящиками с рыбьим жиром. Счастливый и довольный собой он попрощался с новыми знакомыми и отплыл домой.

Через недели две плавания на корабле стало очень плохо пахнуть. Прошло пару дней и запах стал просто невыносимым. Капитан корабля подошел к Гершале и сказал ему:
- Уважаемый господин! К сожалению, я вынужден Вас огорчить. Ваш товар в ящиках испортился и его ужасный запах делает пребывние на корабле абсолютно невыносимым, а нам еще предстоит несколько недель пути. Я очень сожалею, но нам придётся выбросить все Ваши ящики в море.
- Нет, нет!! - Гершале схватился за голову и начал бегать по палубе, - В этих ящиках всё мое богатство!

Никакие уговоры не помогли. Да и сам Гершале понимал, что лучше выкинуть ящики здесь в море, чем привезти испорченный товар в порт, ведь там потребуется что-то с ними делать, терпеть дополнительные убытки, а он уже и так нищий. Ящики выбросили. Весь его тяжёлый десятилетний труд погружался на дно океана, а по щекам Гершале текли слёзы…

Удрученный, с низко опущенной головой, он вернулся домой, в свой город. Он боялся встретиться глазами с кем-то из его старых знакомых. Домой он приехал поздним вечером. Сарале чуть в обморок не упала от радости, увидев его, и краем глаза пыталась разглядеть, что же он с собой привёз из дальних стран. Стал ли он Богачом Гершале подобно тому сапожнику Шимону?

Но Грешале ничего с собой не привез... Предчувствуя беду, она решила не мучать мужа расспросами до утра. Уложив Гершале спать, Сарале решила постирать его одежду. Когда она вытряхивала карманы его брюк, оттуда вдруг выпал… огромный бриллиант!

Сарале чуть не упала в обморок от удивления и восторга! "Я знала, что на Гершале можно положиться! Какой же он молодец! Он смог заработать целое состояние! Теперь и мы, и вся наша большая семья обеспечены до конца жизни! Слава Б-гу! Непонятно только, почему Гершале мне ничего не сказал и выглядел таким удрученным. Наверное решил разыграть меня. Но теперь ему простительно если не всё, то многое!"

Счастливая жена никак не могла дождаться утра, чтобы отблагодарить своего умницу мужа. Как только Гершале проснулся, она начала прыгать вокруг него от радости.
- Мы богатые! - кричала Сарале.
- О чем ты говоришь? - печально спросил Герашле, - Ты умудрилась разбогатеть, пока меня не было?

Сарале протянула ему бриллиант, и вдруг... Гершале потерял сознание. Когда он пришел в себя, он спросила:
- Что с тобой происходит?
- Оооооой, какой же я дурак! Какой же я дурак! Дурак! Дурак! - кричал Гершале.
- О чём ты, дорогой? Ты сказочно разбогател! Твоя поездка оказалась очень успешной! - не понимала Сарале.
- Да в той стране где я был, такие бриллианты валялись под ногами, и я мог запросто набрать их ящиками! - ответил Гершале.
- Почему же ты этого не сделал, Гершале?! Что ты молчишь? Отвечай!
- Потому что там бриллианты не ценились, а ценился отвратительный рыбий жир. Я десять лет тяжело работал и заработал много жира. Я был самым богатым человеком города! Подумать только, какой я был дурак… Хорошо ещё весь жир испортился по дороге и я его выкинул. Представляю, как бы меня здесь подняли на смех, если бы я привез сюда десятки тонн жира! Как же я забыл о бриллиантах и не набил ими ящики?!

Мы все понимаем насколько глупо поступил Гершале. Но удивительно совсем другое. Удивительно, что множество очень умных людей в жизни ведут себя точно так же, как он!

Мы все знаем, что находимся в этом мире лишь временно. Что наша задача - “набрать себе” в этой жизни как много больше заповедей: сделать как можно больше добрых дел, как можно больше изучить Торы. Ведь это и только это ценится в мире истины! Но вместо того, чтобы собирать то, что дороже всех драгоценных камней, всего золота и серебра вместе взятых, мы увязаем в погоне за “жиром” - за деньгами и за благами этого материального, преходящего мира. Но они, в отличие от заповедей, ничего не стоят в мире грядущем, да мы и не сможем их с собой туда взять, даже если очень захотим!

Внимательный читатель скажет: в чём проблема? Пусть Гершале снова снарядит корабль и отправится в путь, ведь теперь он знает, где находится то место! Однако не всё так просто.

Во-первых, для этого придётся снова рискнуть жизнью и отправиться в опасное путешествие, снова рискнуть попасть под влияние того общества и забыть об истинных ценностях. Говорят наши мудрецы, что гильгуль - повторное возвращение души в этот мир - страшное наказание для души, которого она всячески старается избежать.

Во-вторых, зачем теперь Гершале так рисковать? Он и его жена теперь обеспечены! И теперь, с помощью этой притчи, мы можем лучше понять то, что пишет Рамхаль в четвёртой главе своей знаменитой книги “Месилат Йешарим”:
«Есть среди глупцов, ищущих легкой жизни, такие, что скажут: “Зачем так утомлять себя благочестием и воздержанием? Нам вполне достаточно не оказаться среди злодеев, осужденных на пребывание в аду! Мы не станем проталкиваться в самый центр Ган Эдена [рая], ведь даже если наша доля там и не будет велика, малая доля нам обеспечена! Этого хватит, и мы не станем утяжелять свою ношу ради большего!”»

Да, Гершале и Сарале, несомненно, стали богаты. Но всю оставшуюся жизнь они будут помнить о том, что всё их богатство - лишь маленькая толика от того, что могло бы быть, если бы Гершале не был бы таким дураком. Снова рискнуть жизнью Гершале не осмелится, а ощущать свою потерю он будет всю жизнь.

Продолжает Рамхаль: «И хотя сегодня в нашем мире человек, не зная ни будущего мира, ни его ценности, не относится к нему серьезно, – в грядущем ему предстоит узнать все, к своему стыду и боли. И очевидно, что боль эта будет великой и вечной. Как мы видим, их [глупцов] самоуспокоенность, которой они желают облегчить себе строгость служения, – это не истина, а обман, которым соблазняет их дурное начало».
Раббанит Керен Кацен, директор онлайн школы "Беерот Ицхак" (при поддержке КЕРООР)

НОВОСТИ ОБЩИН
Орёл
100 лет - это далеко не предел! До 120 лет минимум!

Абрам Израилевич Миркин – уважаемый член еврейской общины города Орла – отметил свой столетний юбилей!

Жизнь этого человека поистине достойна восхищения! Он из немногочисленного уже поколения защитников и хранителей Родины. Отстаивал нашу свободу с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны, был командиром огневого взвода, под его руководством сбили больше сорока фашистских самолётов. Был дважды контужен. Весть о победе услышал на боевом дежурстве на небольшой железнодорожной станции в Финляндии.

Абрам Израилевич – человек очень активный. В 97 лет он сдал нормативы на золотой значок ГТО, а в 98 стрелял из пушки Петропавловской крепости. Несмотря на свой возраст, он жизнерадостен и полон сил. Абрам Израилевич, душевный, энергичный, чуткий, крайне порядочный человек, которым гордится весь город Орёл и, в особенности, Еврейская община города. Про таких людей говорят – «соль земли»!

От всего сердца мы желаем Абраму Израилевичу крепкого здоровья, бодрости духа, радости, оптимизма и долголетия.

Мазаль тов и минимум до 120 лет жизни!

Ярославль
Изучение Торы. Каждый день!

Еврейская община Ярославля во главе с равом Моше Деруновым запустила новый печатный проект – «Лимуд йоми. Сборник материалов для ежедневного изучения Торы».

Сборник позволит эффективно учиться тем, у кого нет возможности посвятить много времени учёбе. Отрывки тщательно подбираются и распределяются так, чтобы каждый день можно было бы изучить немного по каждой из тем.

Пока что сборник издаётся раз в неделю и базируется на Пятикнижии с комментариями Раши, но вскоре будет добавлена Мишна, еврейские законы, мировоззрение и возможно другие темы.

Наши поздравления и пожелания успехов общине с реализацией этой прекрасной и нужной идеи!

Воронеж
Кошерный медведь
Главный раввин Воронежской области рав Авигдор Носиков наладил выпуск партии кошерной продукции на Воронежской кондитерской фабрике, входящей в состав холдинга «Объединённые кондитеры». Под сертификацию ЕЕК попадут известные всем тортики «Коровка» и «Мишка косолапый», а так же вафли и печенье «Добрый совет». Теперь даже евреи Израиля и США смогут попробовать кошерные воронежские продукты!

© Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма
"Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России"