Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР
9-го Ава запрещены пять вещей: еда и питье, мытьё, умащение, ношение кожаной обуви и супружеская близость.
Некоторые нюансы относительно этих запретов:
- Принято уменьшать удовольствие от сна, изменяя привычный порядок, например, спать без подушки, без простыни и т.д.
- Ночью 9-го Ава супругам не следует спать в одной кровати, также принято воздерживаться от проявлений нежности.
- При омовении рук утром и после туалета принято омывать только пальцы.
- Можно промыть глаза водой, намочив пальцы. Если этого недостаточно, то разрешается умыться как обычно.
- Принято не чистить зубы. Если человек от этого испытывает страдание, то допускается почистить зубы, следя за тем, чтобы при этом не проглотить ни капли воды.
- Разрешается пользоваться дезодорантом, однако запрещено пользоваться духами, кремами и другой косметикой.
- Тем, кто каждый день читает «Псалмы царя Давида», 9-го ава желательно перенести их чтение как можно ближе к Минхе.
- Не принято приветствовать друг друга словом «Шалом». Однако сказать «здравствуйте», «до свидания», «привет», «пока» не возбраняется. Также можно говорить «мазаль тов».
- Принято не работать, не заниматься домашними делами, ремонтом до полудня 9-го Ава, а если есть возможность, то в течение всего поста. Если есть вероятность появления неприятного запаха или насекомых, — разрешено помыть посуду, вынести мусор и т.д.
- Не следует готовить еду до полудня. После полудня при готовке, если есть необходимость что-либо помыть, желательно не пользоваться горячей водой.
- Запрещено курить. Тем, кому очень трудно воздержаться от курения, разрешено курить после полудня в укромном месте.
- Желательно в этот день не наслаждаться запахом благовоний.
Канун 9-го Ава:
- С полудня 8-го Ава и до завершения поста запрещено изучать Тору за исключением тех разделов, которые повествуют о разрушении Храма и побуждают к раскаянию и исправлению грехов, из-за которых был разрушен Храм.Порядок молитв в пост 9-го Ава:
- Вечером после молитвы Маарив читают «Свиток Эйха» (в том числе и при молитве дома без миньяна). Если читают по кошерному свитку, то произносят благословение на чтение свитка. Если читают просто из книги, то не произнося благословение.
- Ашкеназские евреи в вечерней и утренней молитве не говорят вставки «Нахем» и «Анейну», а в минху говорят обе. Сефарды вставляют оба отрывка во все три молитвы 9-го ава. «Нахем» говорят в благословении о Иерусалиме, а если забыл сказать там, должен вставить его без упоминания имени Всевышнего в благословении о возвращении храмового служения, а если и там забыл — в конце молитвы, там где просят о том, чтобы Творец хранил уста от злых речений. Если в этом месте не сказал — нет больше возможности сказать эту вставку, но молиться заново из-за этого обязанности нет.
- В утренней молитве Шахарит также читают «Свиток Эйха», но уже без благословений.
- Принято до полудня сидеть на полу или на низких стульях и читать «Кинот» — «Плачи» по разрушенным святыням.
- Во время утренней молитвы не накладывают тфилин и не одевают талит гадоль.
- В молитве Шахарит не говорят «песнь дня», которую пели Левиты во времена Храма. Не говорят молитву «Авину малкену», в это утро коэны не благословляют народ, хазан также не читает благословение коэнов, не говорят «Таханун».
- В дневную молитву Минха накладывают тфилин и облачаются в талит гадоль (когда благословляют на большой талит, нужно иметь в виду, что благословение относится и к малому талиту, на который не благословили утром).
- В Минху восполняют «песнь дня», затем говорят «счастливы пребывающие в доме Твоём», читают фрагменты из Торы, установленные для дней общественных постов, и Афтару (отрывки из Пророков). Как упоминалось выше, отрывок «Нахем» говорится в благословении об Иерусалиме, а вставка «Анейну» — в «Слышащем молитву».
- Как и во все общественные посты в 19-м благословении Амиды в Минху говорят «Сим шалом» (Установи мир), вместо «Шалом рав» (Великий мир).
- В молитве Минха Хазан говорит вставку «Анейну» между благословением о «Вызволении из изгнания» и благословением об «Излечении».
- В случае, если Минху молятся близко к заходу солнца, коэны благословляют общину так же, как они обычно делают это в Шахарит.
- В Минху не говорят «Авину малкейну» и «Таханун».
Рав Пинхас Швальб на основе книги рава Лейба Нахмана Злотника о законах трёх траурных недель
ולא תתחתן בם בתך לא תתן לבנו ובתו לא תקח לבנך. כי יסיר את בנך מאחרי ועבדו אלהים אחרים וחרה אף ה' בכם והשמידך מהר
Рав Пинхас Швальб
По книге "Пиркей Авот. Собрание комментариев. Том 1" издательства "Кеилат Москва" (КЕРООР)
Ответ подготовил рав Давид Ворона
Мы очень надеемся, что этот замечательный проект будет жить и развиваться! Читатели - берите на вооружение и начинайте учиться со своими супругами!