Мидраш Шмуэль приводит следующее объяснение:
реваха – благополучие и достаток пребудут только в доме того, кто сделает бедняков своими домочадцами, постоянно оказывая им помощь
[1].
Об этом же, в обратном ракурсе, написано и в трактате
Дерех эрец (7:21-22): «Открывай свой дом настежь, чтобы не потерять свое пропитание, и следи за дверями своего дома, чтобы они не закрывались [перед бедными] во время твоих трапез, так как это может привести тебя к обнищанию»
[2].
Мидраш Шмуэль находит еще одно объяснение словам мишны: бедняки почувствуют себя домочадцами в доме у человека только тогда, когда этот дом будет широко открыт как для бедных, так и для богатых. В таком случае бедные не будут чувствовать себя неловко от того, что их принимают из милости, только потому, что они – бедные. Наоборот, находясь на равных со всеми, они будут знать, что этот хозяин любит принимать у себя гостей, и почувствуют себя его домочадцами.
Мидраш Шмуэль приводит еще несколько объяснений связи между двумя наставлениями мишны:
1. Мишна подчеркивает, что, даже широко открыв двери своего дома перед бедняками, главное – давать им с радостью – так же, как своим домашним
[3].
2. Мишна наставляет человека: широко открывай свой дом для неимущих, потому что ниспосланный тебе с Небес достаток не вечен, и рано или поздно твои потомки могут оказаться в положении нуждающихся. Поэтому широко открывай свой дом, чтобы впоследствии и к твоим потомкам отнеслись так же, как ты относишься к беднякам
[4], оказывая им бескорыстную помощь.
3. Мишна учит человека: даже если бедняки настолько привыкнут приходить к тебе домой, что уже смогут называться твоими домочадцами, и тебе придется нести из-за них дополнительные расходы, – не обращай на это внимания и, несмотря ни на что, держи дом широко открытым для них
[5].
Хафец Хаим пишет, что мишна обращается к людям, которые не приглашают путников к себе в дом, оправдываясь тем, что не знали заранее об их прибытии и не приготовили подобающего гостям угощения. Мишна учит не поступать так, а открывать двери дома широко и не беспокоиться об особых кушаньях, а принимать бедняков запросто, как своих домочадцев, для которых всегда в доме найдется какая-нибудь еда, пусть и не самая изысканная.
----------
[1] Кнесет Исраэль добавляет, что как только ты примешь решение сделать неимущих своими домочадцами, твой дом станет «открыт» для благополучия и достатка, потому что Всевышний засчитывает доброе намерение за совершённый поступок.
[2] Об этом же говорится в трактате Ктубот (66б): «Желающий сберечь свое имущество пусть раздает деньги на благотворительность».
[3] Комментатор добавляет: главное, за что человек удостаивается благословения с Небес, – это радость, с которой он помогает бедным, как сказано (Дварим 15:10): «Подай, подай ему [бедняку], и да не будет досадно сердцу твоему, когда дашь ему, ибо за это [за отсутствие досады в сердце] благословит тебя Г-сподь, Б-г твой…». Об этом же пишет
рав Эзра Атия: Основная награда дающему полагается за его искреннюю щедрость, за готовность давать, на что намекает Писание, повторяя слово «подай» в указанном стихе. Ведь когда человек дает неоднократно, это доказывает, что у него щедрое сердце, и за это он удостаивается благословения.
[4] В заслугу твоих стараний, согласно принципу «мера за меру».
[5] Об одном чрезвычайно гостеприимном еврее из Лондона рассказывают такую историю. Его огромный дом всегда был полон путников из Святой Земли, которым предоставлялось питание, ночлег и все необходимое для пребывания на чужбине. При этом хозяин вел себя на равных с гостями, стараясь скрыть от них, что это – его дом. Так случилось, что один из постояльцев однажды поинтересовался у хозяина [не подозревая, к кому он обращается], как долго разрешено здесь гостить, на что получил следующий ответ: «Не могу сказать точно, но я проживаю здесь очень давно, и меня никто не выгоняет».