“
Однажды бедняку Шимону крупно повезло – местный богач, обновляя гардероб, отдал ему один из своих старых костюмов и туфли.
Нарядился Шимон в дорогой костюм, надел лакированные туфли, вышел на улицу и почувствовал себя настоящим миллионером. Проходя мимо вокзала, он увидел приезжего незнакомого еврея. Еврей засмотрелся на важного богача и в ответ получил снисходительный кивок. Шимон сделал величественный жест рукой, подзывая незнакомца.
“Что от меня хочет этот почтенный господин?” – подумал Гершале, спеша подойти к нему.
- Я вижу, вы новый человек в нашем городе. У меня выдалось несколько свободных часов, так как мой виз-а-ви не явился на деловую встречу. Могу вам предложить небольшую экскурсию по нашему замечательному городу.
- Спасибо большое за предложение, но, право, у меня нет на это денег…
- Что вы, какие деньги? Я буду рад помочь дорогому брату-еврею. Да и мне не мешало бы прогуляться, а то, знаете ли, вечно эти кареты… – сказал Гершале, похлопывая себя по круглому животу.
- Я даже не знаю как отблагодарить Вас! Конечно, я с удовольствием приму Ваше предложение!
Они шли по центральной улице и Шимон рассказывал приезжему еврею об истории города, о его жителях, о домах, которые они проходили.
Оказавшись у дверей шикарного ресторана, у Шимона, которого дома ждала весьма скудная пища, родилась гениальная идея.
- Гершале, дорогой мой! А не откушать ли нам? Вы, должно быть, изрядно проголодались.
- Реб Шимон, уважаемый… У меня, к сожалению, нет возможности оплатить и стакан воды в этом дорогом ресторане. Мне жена дала в дорогу немного хлеба – не волнуйтесь, я не умру с голоду.
- Ха ха ха! Кусок хлеба! Я приглашаю вас, дорогой мой Гершале! Заказывайте всё что хотите – почувствуйте себя человеком! Я плачу за всё!
Гершале стоял в ступоре. С какой это стати этот богач решил его так облагодетельствовать? Что-то здесь не так! Но с другой стороны… Так хочется вкусно и сытно покушать!
Шимон, как будто прочитав его мысли, взял Гершале под локоть и, не давая опомниться, завёл в ресторан.
- Ваш слуга тоже будет с Вами, уважаемый господин? – спросил метрдотель.
- Это мой старый друг, а не слуга. Подыщите нам подходящее место.
- Конечно-конечно, сударь. Сейчас-сейчас. Вот пройдите, пожалуйста, к этому столу.
- Прекрасно, благодарю.
Шимон и Гершале принялись изучать меню. Гершале не мог сдержать своего удивления: какие шикарные блюда! какие высокие цены! Да ему целую неделю нужно работать, чтобы оплатить один салат! Знал бы он, что Шимон не зарабатывал на такой салат и за целый месяц, он бы стремглав убежал оттуда!
- Гершале, я умоляю вас, не смотрите на цены. Берите всё, что пожелаете: солёную рыбку, язык, оливки, гусиный паштет… А не заказать ли нам целого ягнёнка? Заберёте то что не съедим домой, деткам, а то они вам ни за что не поверят!
Стол ломился от всевозможных яств. Напитки, в том числе и алкогольные, текли рекой. По прошествии двух часов, когда Шимон и Гершале настолько объелись, что с трудом могли пошевелиться, Шимон сказал: “Мой друг, подождите меня здесь, мне надо отлучится буквально на минутку!” – и, не давая Гершале времени на раздумья, вышел из зала.
Шимон быстро нашёл черный ход и сбежал из ресторана. Зря Гершале сидел и ждал, когда же его благодетель вернётся обратно и оплатит обед. Шимон и не думал возвращаться!
- Ваш счет, господин! – официант подал Гершале счет, от которого у того чуть не случился инфаркт.
- Это ошибка! – закричал Гершале, – Этот счет должен платить не я, а реб Шимон – тот господин, который меня пригласил на обед!
- Я не знаю никакого Шимона. Вы здесь сидите один уже час. Очевидно ваш Шимон ушёл и не собирается возвращаться. Вы здесь ели и пили, поэтому вы и должны платить!
В этой притче Шимон – это йецер а-ра (дурное начало) человека, задача которого заключается в том, чтобы привести человека к греху. Дурное начало притворяется нашим другом, наряжается в дорогие одежды, чтобы выглядеть достойным в наших глазах. Предлагает нам все удовольствия мира и обманывает нас, говоря, что нам за это не придётся платить. Оно соблазняет нас и потом торопит, не давая одуматься, и… часто достигает своей цели! Сытое нашими грехами дурное начало радостно потирает свои руки, а мы испытываем жгучее чувство стыда и опустошённости.
Написано в Мишне Пиркей авот (3:16): “Всё дано под залог, и сеть раскинута над всем живущим. Лавка открыта, и хозяин отпускает в долг – долговая книга распахнута, и рука пишет. Всякий, желающий взять в долг, может прийти и взять. Но сборщики постоянно, каждый день, обходят должников и взимают с человека долги – как с его согласия, так и без его согласия. Ведь у них есть для этого основания...»
Как же не попасть в сети, умело расставленные нашим дурным началом? Как нам не попасть впросак, как Гершале?
Ответ даётся также в Мишне Пиркей авот:
Пиркей авот (2:1): «...Соотноси ущерб, который ты понесешь из-за неисполнения заповеди, с наградой за следование ей, а награду за воздержание от греха – с ущербом, который ты понесешь, если совершишь его. Помни о трех вещах, и ты не согрешишь: знай, что над тобой – око зоркое и ухо чуткое, а все поступки твои записываются в книгу...»
Пиркей авот (3:1): «Помни о трех вещах – и ты не угодишь в паутину греха: знай, из чего ты произошел, и куда ты идешь, и перед Кем тебе предстоит держать ответ на суде и отчитываться...»
Раббанит Керен Кацен, директор онлайн школы "Беерот Ицхак" (при поддержке КЕРООР)