KEРООР DIGEST #8
Глава "Шофтим"
29 Ава 5780 (19 августа 2020)
ТЕМЫ НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ
Краткое содержание главы "Шофтим"
В этой главе Моше продолжает перечислять заповеди, данные народу Израиля на горе Синай. Для народа это было повторением изученного, мы же здесь встречаемся со многими заповедями впервые.
Книга «Сефер а-Хинух» насчитывает в этой главе 41 заповедь: 14 повелительных и 27 запретительных. Вкратце приведём их:

1. Обязанность назначать судей и надсмотрщиков (полицейских) в каждой общине Израиля.
2. Запрет сажать дерево на территории Храма (чтобы не походить на идолопоклонников).
3. Запрет устанавливать мацейва (высокое сооружение из камней или земли, вокруг которых раньше собирались идолопоклонники для служения).
4. Запрет приносить в жертву животное с увечьем, даже если это временное увечье.
5. Обязанность исполнять постановление Великого Суда (Бейт дин а-гадоль) в Иерусалиме. Этот закон действует также в отношении законов мудрецов, принятых большинством мудрецов даже после того, как Великий Суд в Иерусалиме перестал функционировать. Также «Сефер а-Хинух» приводит, что в соответствии с этим законом сегодня мы обязаны слушать духовных лидреров своего поколения.
6. Запрет противоречить (поступать вопреки) постановлениям Великого Суда в Иерусалиме. Также и нарушать заповеди мудрецов, и постановление духовных лидеров нашего поколения.
7. Назначать еврейского царя над народом Израиля.
8. Запрет назначать нееврейского царя над народом Израиля.
9. Запрет еврейскому царю умножать количество лошадей. Речь идёт о лошадях без наездников, идущих перед царём ради его славы – нельзя так пускать даже одну лошадь. Нет проблем разводить лошадей для войны или других нужд.
10. Запрет жить в Земле Египта (если он будет частью Земли Израиля, то можно будет жить).
11. Запрет еврейскому царю чрезмерно умножать количество жён (не больше 18, даже если все они очень праведные).
12. Запрет еврейскому царю чрезмерно умножать собственное богатство. Однако можно умножать богатство своей страны.
13. Обязанность еврейского царя написать свиток Торы, который будет постоянно находиться с ним. Этот свиток призван постоянно напоминать царю, что нужно вести себя в соответствии с заповедями и принципами Торы.
14. Запрет колену Леви иметь надел в Земле Израиля.
15. Запрет колену Леви получать долю от военных трофеев.
16. Повеление дарить коэнам определённые части домашних животных, а именно: верхнюю часть передней правой ноги, челюсти (часть шеи с языком), желудок с жиром вокруг него. Эти подарки следует давать от каждого зашхитованного животного. По мнению Рифа и Рамбана эта заповедь действует и сегодня.
17. Заповедь отделять трума гдола (большое пожертвование) для коэнов от зерновых, вина и оливкового масла. Тора не даёт каких-либо норм для размера этих пожертвований, однако мудрецы устанавливают размер как 1/50 от урожая.
18. Заповедь отдавать коэнам первую состриженную шерсть с животных. Тора не определяет размер этого пожертвования, однако мудрецы устанавливают это как 1/60 часть в случае стрижки 5 и более животных.
19. Заповедь разделять коэнов и левитов, служащих в Храме, на смены. В праздники – работают все вместе.
20. Запрет заниматься ясновидением.
21. Запрет колдовать и использовать магию.
22. Запрет заклинать (животных, раны и тд).
23. Запрет обращаться к тому, кто вопрошает у мёртвых (ов).
24. Запрет обращатья к яадони. Это человек, который вставляет себе в рот кость животного, которое называется ядаа, и эта кость чудесным образом говорит.
25. Запрет вопрошать мёртвых.
26. Повеление слушать истинного пророка.
27. Запрет пророчествовать ложно.
28. Запрет пророчествовать от имени идолов.
29. Запрет отказываться казнить ложного пророка из-за страха перед ним.
30. Заповедь приготовить шесть городов убежищ, в которые должен будет убегать убийца по неосторожности.
31. Запрет проявлять жалость к убийце или к тому, кто нанёс другому увечье.
32. Запрет сдвигать межу (границу земельных участков).
33. Запрет принимать решение в суде на основании свидетельство одного свидетеля, если дело касается материальных вопросов или если за проступок полагаются физические наказания.
34. Повеление присуждать злоумышленным свидетелям (эдим зомемин) то же наказание, которого они хотели добиться для обвиняемого.
35. Запрет бояться врагов на войне и убегать от них. На практике это означает не думать о доме, о жене, о детях, о своих деньгах во время битвы, а концентрироваться на военных действиях.
36. Повеление назначать (помазать) коэна для войны. Его задачей является произнести перед войском следующие слова Торы: «Кто построил новый дом и не обновил его, пусть пойдет и возвратится в свой дом, чтобы не умер он на войне и другой не обновил бы его. И кто насадил виноградник и не почал его, пусть пойдет и возвратится домой, чтобы не умер он на войне и другой не почал бы его. И кто обручился с женой и не взял ее, пусть пойдет и возвратится домой, чтобы не умер он на войне и другой не взял бы ее… Кто боязлив и робок сердцем, пусть пойдет и возвратится домой, и не расслабит сердце братьев своих, как свое сердце». Также коэн, помазанный на войну, мотивирует солдат своими речами.
37. Повеление предлагать мир вражескому городу во время разрешённой (не заповеданной) войны, то есть обещать сохранить жизнь сдавшимся жителям взамен выплаты дани.
38. Не оставлять в живых никого из семи народов, населявших Землю Израиля при входе туда народа Израиля.
39. Запрет срубать фруктовые деревья во время осады вражеского города. В этот запрет включается также уничтожение любой другой ценности без необходимости (в народе эта заповедь известна как «бэ-аль ташхис»).
40. Заповедь эгла аруфа – ритуальное убийство телёнка в случае, если на открытой местности (в поле или на дороге) вне черты города было обнаружено тело убитого человека, и нет никакой информации о его убийце. «Сефер а-Хинух» объясняет, что смысл этой заповеди заключается в том, чтобы привлечь к происшествию максимальное внимание и таким образом найти убийцу.
41. Запрет возделывать землю в том месте, где проводился обряд эгла аруфа в память об этой трагедии – убийстве человека.

КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Наступает месяц Элуль. Последние тридцать дней до суда, который определит всю нашу судьбу на будущий год. Кто будет жить, а кто, не дай Б-г, умрёт. Кто разбогатеет, а кто, не дай Б-г, всё потеряет. Кто будет прославлен, а кто, не дай Б-г, опозорен…

Почему мы достаточно легко воспринимаем наступление этого месяца и приближение суда, несмотря на запущенный обратный отсчёт? Почему не боимся и не пытаемся судорожно исправить все наши дела, срочно став лучше, чтобы удостоиться на суде благосклонного приговора? Почему, если мы и пускаем скупую слезу, боясь наказания, молясь за себя и за своих близких, то только перед окончательным закрытием Врат Небес в молитве Неила на исходе Йом Кипура?

Я, конечно, не говорю сейчас о тех, кто сомневается в существовании Б-га. Кто обращается к Нему лишь в случаях крайней нужды, когда уже нет никакого другого шанса, по принципу «А вдруг Он всё-таки есть? Чем чёрт ни шутит!».
Я говорю о полноценно верующих людях. Как мы с вами.

Ответ, мне кажется, прост. Мы уверены, что Б-г добрый, что Он всё простит.

Но тут, если задуматься, есть три проблемы:

Во-первых, Б-г добрый, а сосед "злой". Б-г простит, а сосед – нет. А есть известное правило, что Всевышний не прощает грехи, которые совершены между людьми, если одна сторона не простила другую, что очень логично.

Во-вторых, даже если Он простит, то кто сказал, что наградит? А разве мы не хотим жить лучше? Неужели хотим, чтобы всё осталось в текущем статус-кво. Тут недавно стал популярным мем, что Парфёнов замучается снимать передачу о 2020. Хотелось бы года получше, мягко скажем…

Ну и, наконец, а что, если нет? Что если не простит? Ведь, наверное, не просто так приводят наши мудрецы, что тот, кто говорит, что Всевышний всепрощающий, того Он не прощает? Не нужно путать милосердие (желание оправдать) и долготерпимость (задержка в приведении наказания в исполнение в надежде на искреннее раскаяние) со всепрощением (прощение без причины).

Почему же, несмотря на эти, достаточно очевидные логические проблемы, мы продолжаем, по большому счёту, вести себя как ни в чём не бывало?

Ответ даётся в нашей недельной главе «Шофтим»: «…не бери взятки, ибо взятка ослепляет глаза мудрецов…».
Какое отношения к нам имеют взятки? Самое прямое, к сожалению. Подобно тому, как судья, получивший взятку, будет благосклонен к своему «благодетелю» и не может судить справедливо, так же и мы, привыкшие к запретным удовольствиям (а это ли не взятка, которую даёт нам наше дурное начало?), привыкшие к нашей рутине (здесь накричать, тут в интернете посидеть часиков 5 перед сном, там обмануть), не можем трезво судить о самих себе.
Мы предвзяты, нам очень хочется разрешить себе всё, очень не хочется меняться. Поэтому мы будем либо утверждать, что Б-га нет, либо, что Он добренький и всё обязательно простит.

Какой же выход может быть из всего этого? Если мы сами не можем себя справедливо судить, то как быть?
Наши мудрецы говорят нам, что в этом нам помогут книги по мусару (еврейской этике, вопросам веры). Изучая их, понимая, каким действительно должен быть человек, как он должен себя вести, мы, постепенно, научимся смотреть на себя со стороны, сравнивая с этим идеальным Человеком.
И тогда у нас появится шанс на трезвый взгляд на себя, на свою жизнь. Тогда мы сможем стать лучше не в теории, а на практике, и таким образом удостоимся благосклонного суда в Рош а-Шана.

Да будем мы все записаны в Книгу хорошей жизни!

Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР



АЛАХА
Запрет обижать и причинять страдания
- Если людям был задан вопрос, и мы не уверены, что один из присутствующих знает ответ, запрещено обращаться к нему со словами «Ну, что ты скажешь?»

- Ученикам запрещается задавать вопрос, который может поставить учителя в неловкое положение.

- Если человек по ошибке задал неуместный или даже глупый вопрос, не следует сразу смотреть на него. Ему будет не так тяжело и стыдно, если на него не будут бросать иронические взгляды.
Госпожа Гринберг разговаривала с приятельницей на свадьбе своей племянницы. Неожиданно дорогой бокал, который она держала, выпал из ее рук и разбился. Многие из присутствующих сразу повернулись и посмотрели на нее. Она ловила эти взгляды, и ей было очень стыдно и неловко. Единственное, что ее утешило: сидящие за главным столом самые уважаемые жены раввинов даже не подняли глаз и продолжали заниматься своими делами.
На самом деле, женщины, которые сидели за главным столом, тоже слышали звон разбитого бокала, но решили, что лучше не смотреть в ту сторону.

- Человек, который привык повышать свою значимость за счет посрамления ближнего, теряет свою долю в будущем мире. Причем это касается и случая, когда его товарищ при этом не присутствует. Например, когда человек сравнивает свои поступки с поступками товарища, чтобы стало ясно, насколько он выше его.

Рав Ицхак Сильвер, книга "Пути мира и добра"


эссе на тему недельной гЛавы
Судить самого себя
«Судей и стражей поставь себе во всех воротах твоих» (Дварим, 16:18).
Говорит рав Моше Файнштейн, что слово «себе» в этом стихе, казалось бы, лишнее.
Очевидно, Тора хотела также подчеркнуть, что каждому человеку нужно быть судьей над самим собой. Как судье, ему следует всегда следить за своими поступками и оценивать их правильность.
Кроме того, каждому следует быть также «стражем» над самим собой, следящим за порядком в делах и заботящимся о том, чтобы осуществить решения, принятые судьей. И если окажется, что решение судьи не выполнено, стражу следует оштрафовать «виновного» – разумеется, себя самого.
Иногда «судья» может обязать человека поклясться, чтоб придать ему сил в исполнении заповедей, как сказано: «клянутся исполнить заповеди» (Недарим, 8).

Ту же мысль можно видеть и в продолжении сказанного. «Не искривляй правосудие и не взирай на лица» также сказано в единственном числе, чтобы предостеречь человека от искривления правосудия и предвзятого отношения к самому себе. Так, например, тот, кто сведущ в Торе и обладает заслугами добрых дел, склонен оправдывать себя, даже когда он не прав. Поэтому и говорит Тора: «не взирай на лица». Не думай, что, будучи знатоком Торы, ты наверняка поступаешь правильно. Суди о своих делах скрупулезно и непредвзято, как если бы ты был простым человеком.

И еще предостерегает Тора: «не бери взятки». Пусть никакая польза и выгода не будет для тебя взяткой. Следует быть осторожным, чтобы не увлечься вожделениями или выгодой и не оправдывать ради них свои дурные дела. «Справедливости, справедливости ищи» – найди для себя справедливый суд. Отыщи для себя учителя, который укажет тебе правильный путь, согласно совету мудрецов наших (Санэдрин, 32).

Рав Яаков Байфус (по материалам журнала "Беерот Ицхак")


ГЕМАТРИЯ
Гематрия в недельной главе "Шофтим"
В начале недельной главы «Шофтим» сказано о важности установления единства судебной и исполнительной власти: «Шофтим (судей) и шотрим (судебных исполнителей) поставь себе во всех вратах твоих... чтобы судили они народ судом справедливым».

Попробуем разобраться, используя числовые значения слов «шофет» (395) и «шотер» (515), что это установление означает на духовном уровне.

Начнём с исполнителя («шотер» – 515).
Как известно, почти «идеальные» исполнители воли, желания Творца – это ангелы. У пророка Йехезкеля (1:7) сказано про ангелов: «И ноги их – нога (в единственном числе) прямая («яшара» – гематрия тоже 515). Отсюда мы учим, что во время молитвы («тфила» – и здесь гематрия 515) нужно плотно сдвинуть ноги, как будто это одна нога «яшара» (515), уподобляясь ангелам – исполнителям желания Творца.
Слово «тфила» (молитва) имеет корень «палаль», что означает судить, отличать, выяснять, принимать решение. А глагол «молиться» («леитпалель») имеет возвратную форму. Это означает, что действие, принятие решения, вынесение судьёй судебного постановления обращено на субъект действия, то есть на молящегося.

А судьи кто? Такое же числовое значение как «шофет» (судья) имеет слово «нешама» (395) – душа. Получается, что молитва – это своеобразный «суд» над собой, во время которого наша душа (нешама) выясняет, определяет, принимает решение – по какому пути идти человеку, что и кого впускать в «ворота», а что отвергать.

Но нужно задать ещё вопрос: а на каком основании принимает «нешама» свои решения, исполняемые человеком, стоящим на «регель яшара» (515) – на прямой ноге – подобно ангелам?
Изучение Торы и её повторение – «мишна» (и здесь гематрия 395!) даёт нам, нашей душе, почувствовать и понять реальную волю Творца и принимать к исполнению правильные решения.

Рав Пинхас Кандаль, раввин в г. Саратов


Стихотворение недели
Дождями туча нерестится,
Все в серой, беспросветной мгле.
Лишь разноцветные зонтов грибницы
Над головой бредущих по земле.

Природа плачет, провожая лето,
И в слезах траура разбитый тротуар...
А губы сжатые молящего поэта
Трубят надрывно поутру в шофар.

И мечется душа во бренном теле,
И плачет в унисон дождю, скорбя:
О том, что сделали, о том, что не сумели,
О том, как жалко лето и себя.
Рав Михаэль Фрумин, главный раввин Саратова и области

трактат "авот"
Глава 1, мишна 7
Нитай из Арбеля говорит: «Отдаляйся от дурного соседа, и не сближайся с нечестивцем, и не зарекайся от беды».
Правильный выбор места жительства
Чтобы уберечься от дурного соседа, пишет Рабейну Йона, человек должен, покупая или снимая квартиру, предварительно расспросить о соседях и выбрать жилье возле праведных, сторонясь дурных. Больше того. Если дурной человек по собственному выбору поселился по соседству, пишет Маараль, следует переехать в другое место, на что указывает слово «отдаляйся».
Не сближайся с нечестивцем
Тана наставляет: «И не сближайся с нечестивцем» – уточняя этим, что мало избегать соседства, то есть постоянного контакта с нечестивцем; всякие дела с ним, даже кратковременные и случайные, тоже запрещены (Рамбам и Меири).

Мидраш Шмуэль объясняет, что под словами «отдаляйся от дурного соседа» подразумевается отдаление даже от человека, праведного в сфере отношений между человеком и Всевышним, но недостойного в сфере отношений с людьми. Слова «не сближайся с нечестивцем» дополняют: и с человеком, хорошим в отношениях с людьми и добрым соседом, но грешным в сфере отношений между человеком и Всевышним, также не сближайся.

Хида объясняет: «Отдаляйся от дурного соседа», а если не можешь переехать и вынужден жить по соседству – «не сближайся» с ним. Конец мишны дополняет: если ты и не сближаешься с ним, но живешь по соседству, «не зарекайся от беды», то есть наказания, которое может постичь его, а заодно и тебя вместе с ним, пока не отдалишься от него.
Влияние дурного окружения и его последствия
Необходимость отдалиться от дурного соседа [кроме практического соображения: уберечься от материального ущерба, который может причинить такой сосед (Меири)] и от плохого товарища проистекает из общей обязанности избегать дурного влияния. Рамбам пишет (דעות פ"ו ה"א): «Природа человека такова, что на его взгляды и поступки влияют друзья и окружение и что его поведение определяют местные обычаи. Поэтому человеку следует сближаться с праведниками и постоянно пребывать среди мудрецов, чтобы учиться их делам, и следует отдаляться от нечестивцев, бредущих во тьме, дабы не научиться их путям».

В Мидраш мишлей (13) говорится по этому поводу следующее. «Сказано: «Кто идет с мудрыми, будет мудр» (Мишлей 13:20). Чему это подобно? Человек входит в лавку благовоний; даже если он выйдет, ничего не покупая, запах благовоний сопутствует ему, его одежда пропитана им, и аромат не оставляет его весь день. Об этом сказано: «Кто идет с мудрыми, будет мудр». Далее сказано: «Кто дружит с глупцами, сокрушен будет». Чему это подобно? Человек входит в кожевенную мастерскую; даже если он ничего там не делал, запах мастерской сопутствует ему, одежда его пропитана им, и он не оставляет его весь день. Об этом сказано: «Кто дружит с глупцами, сокрушен будет».

Пример пагубного влияния дурного соседства мы находим в истории распри с Моше-рабейну, затеянной Корахом: «И взял [отделился] Корах… и Датан и Авирам, сыновья Элиава, и Он, сын Пелета из колена Реувена» (Бемидбар 16:1). Мудрецы объясняют (Бемидбар раба 18:5), что присоединение Датана и Авирама к Кораху, завершившееся их гибелью, произошло из-за их соседства с ним: сыновья Кеата, из числа которых был Корах, и колено Реувена, к которому принадлежали Датан и Авирам, располагались в стане по соседству – к югу от Святилища. Соседство это привело Датана и Авирама к соучастию в распре Кораха и к суровому наказанию, постигшему участников этой распри.
Греховность отношений с нечестивцем
Помимо дурного влияния, присутствующего в отношениях с нечестивцем, сами эти отношения – тяжелый грех. Раби Акива говорит: «Тот, кто сближается с совершающими грех, хоть и не следует делам их, получает возмездие, подобно им». И наоборот: «Тот, кто сближается с исполняющими заповеди, хоть и не следует делам их, получает награду, подобно им».
Наказание за такое сближение, пишет рабейну Йона, беспримерно велико: ведь человек, совершивший грех, даже тяжелый, в конечном счете совершил только один грех; тогда как тот, кто сближается с нечестивцем, имеет долю во всех его грехах. Так что, хотя реально он не грешил и не пользовался плодами греха, он считается совершившим грехи – многочисленные и тяжелые. Причина в том, объясняет Рашбец, что своим сближением с нечестивцем человек косвенно поощряет его продолжать свои дела, поскольку тот думает: «Что я теряю, поступая так? Ведь и при этом люди меня любят и ищут моей близости!»

Насколько строг запрет сближаться с нечестивцами, мудрецы показывают на следующих примерах из Писания (Авот де раби Натан, 9).
Один из них – эпизод из книги Млахим (I 22), где описана война с Арамом, в которой праведный царь Иудеи Йеошафат присоединился к Ахаву – нечестивому царю Израильского царства. Когда Йеошафат вернулся в Иерусалим, навстречу ему вышел пророк Йеу бен Ханани и сказал (Диврей а‑ямим II 19:2): «Помогать ли нечестивцу и ненавидящих Г-спода любить?! За это – гнев на тебя от Г-спода!»
Другой пример. По прошествии времени Йеошафат вместе с царем Израильским Ахазьяу, сыном Ахава, – нечестивцем, как и его отец, – послал корабли в Офир за золотом, но корабли эти были разбиты в пути (Млахим I 22:49). Причину несчастья открыл Йеошафату пророк Элиэзер бен Додавау (Диврей а-ямим II 20:37): «Так как присоединился ты к Ахазьяу, разрушил Г-сподь твои дела!»
Не зарекайся от беды
Даже в час преуспевания и душевного спокойствия человеку не подобает быть безмятежным и полагать, что успех и счастье ему гарантированы. Он должен помнить, что возмездие может прийти внезапно, если к этому приведут его грехи, постоянно остерегаться греха, укрепляться в Торе и заповедях – и будет его сердце всецело наполнено страхом перед Всевышним (Рабейну Бехае и Рашбец по Авот де раби Натан 9).
Также человек не должен считать, что его успехи – это сопутствующие [основной награде] плоды его хороших дел, тогда как сама основная награда хранима для него в Будущем мире. А следует ему опасаться, что, быть может, успех этот – награда за какую-то заслугу, которая у него нашлась, и Всевышний награждает его в этом мире, чтобы лишить доли в Будущем мире[1].

Таким страхом обладал наш праотец Яаков. Узнав, что его брат Эсав выходит навстречу ему в сопровождении четырехсот человек, «И устрашился Яаков очень» (Берешит 32:8). Рав Яаков бар Иди спрашивает (Брахот 4а), чего устрашился Яаков, если Всевышний обещал ему, что будет с ним и охранит его: «И вот, Я с тобой, и буду хранить тебя всюду, куда ты ни пойдешь» (Берешит, 28:15). И отвечает: Яаков боялся, что совершил прегрешение, из-за чего обещание может быть не выполнено.

Аналогично объясняет Гемара (там же) слова царя Давида: «Властелин мира! Я уверен в Тебе, [в том] что Ты даешь добрую награду праведникам в Будущем мире. Но я не знаю, будет ли у меня удел среди них!» Причина этого опасения, как объясняет Гемара, та же: несмотря на то, что Давид был абсолютным праведником и знал об этом, он боялся, что согрешит и будет наказан.

Маараль подчеркивает: здесь не имеется в виду, что человек должен постоянно пребывать в страхе перед возможным несчастьем; наоборот, подобный страх – качество дурное. Имеется в виду, что человек не должен быть уверен, что наказание его минует, и всегда должен помнить о его возможности.
----------
[1]Об этом принципе, который Творец положил в основу управления миром, Тора говорит в конце главы Ваэтханан (Дварим 7:10): «И воздающий ненавидящим Его в лицо их, чтобы уничтожить их; не замедлит Он: ненавидящему Его, в лицо ему воздаст Он». То есть Всевышний награждает в этом мире ненавидящих Его за хорошие дела, которые у них есть, чтобы лишить их удела в мире будущем (Онкелос, там же).
Не отчаивайся из-за несчастья
Раши пишет, что слова мишны [в переводе – «и не зарекайся от беды»] можно понимать и как «не отчаивайся из-за несчастья». Не отчаивайся, когда приходит беда, и не переставай ждать добра, так как помощь с Небес, быть может, близка, как сказал пророк: «Ведь не коротка рука Г‑спода, чтобы спасать» (Йешаяу 59:1).
Об этом говорит Гемара (Брахот 10а): «Сказали раби Йоханан и раби Элазар: Даже если острый меч приставлен к шее человека – пусть не воздерживается от просьбы о милосердии, как сказано (Ийов 13:15): "Пусть убивает Он меня – на Него я надеюсь"».
Мишна как «инструкция» по борьбе с дурным началом
Мидраш Шмуэль объясняет, что всю мишну в целом можно понимать как наставление по борьбе с дурным началом в человеке. «Отдаляйся от дурного соседа» означает: если дурное начало – близкий сосед, обитающий прямо в твоем сердце, – приближает грех к тебе, отдались от него, то есть отдались от греха, насколько сможешь.
Даже если дурному началу удалось подтолкнуть тебя к греху, ибо ты не отдалился от него вовремя, и теперь оно соблазняет тебя самому искать грех, уже не столь близкий, – «не сближайся с нечестивцем»! Крепись, и уж самое малое – не ищи сближения со злом.
А в конце тана говорит: Даже если ты оступился, и связался со злом, и грешил раз за разом – «не отчаивайся из-за несчастья [из-за твоих грехов]», не думай, что из-за тяжести твоих грехов нет для тебя надежды на возвращение к Всевышнему. Ибо милосердие Его безмерно велико, и Он принимает возвращающихся к Нему грешников, даже если грехи их очень тяжелы.

По книге "Пиркей Авот. Собрание комментариев. Том 1" издательства "Кеилат Москва" (КЕРООР)


СПРОСИ РАВВИНА
Проверка мезузы
вопрос:
Скажите, пожалуйста, есть ли у мезузы срок годности? Нужно ли их проверять, заменять?
ответ:
Строго говоря, у мезузы нет срока годности, однако мы опасаемся, что она может испортиться под влиянием внешних факторов, таких как влажность, жара или механическое повреждение. Поэтому есть обязанность проверять мезузы 2 раза в 7 лет (שו״ע יור״ד רצ״א א׳).

В общине Франкфурта было принято проверять мезузы каждый адар бет (второй месяц адар), который выпадает раз в два-три года, чтобы не пропустить проверку.

В книге “Кицур шульхан арух” приводится обычай проверять мезузы каждый месяц Элуль в преддверии Рош а-шана. Однако это не является обязанностью, а считается хорошим обычаем.

Маариль (раби Яаков бар Моше Алеви Мёллин, живший в 14-15 веках) в своих респонсах советует проверять мезузы, если в доме произошли несчастья. Многие следуют его совету.

Желательно, чтобы мезузу проверял специалист, но если её уже проверял специалист после написания хотя бы один раз, то, в принципе, человек может осуществить проверку сам. Для этого нужно осторожно развернуть мезузу и посмотреть, все ли буквы и таги на месте, нет ли размытости, не стёрлись ли буквы или их части, не осыпались ли где-то чернила. Проверять мезузу нужно спокойно, не спеша, и очень скрупулёзно. Если всё в порядке, то нужно свернуть мезузу в обратном порядке, и очень следить, чтобы при свёртывании не тереть письмо о клаф, чтобы не стереть букву при этом.

Если при самостоятельной проверке у вас возникло сомнение относительно кошерности мезузы, то можно отправить хорошую фотографию этой мезузы специалисту.

Вне зависимости от того, кто проверяет мезузы, нужно постараться завершить весь процесс проверки и установить мезузы как можно быстрее, чтобы не оставлять надолго дверной проём без мезузы. Если же прошло три и более часов, то при возвращении мезузы нужно благословить на её установление. Также нужно следить, чтобы каждая мезуза была возвращена именно на тот дверной проём, с которого она была взята.

В том случае, если в мезузе были найдены недочёты, которые делали её некошерной и которые были исправлены специалистом, то нужно благословить на установление такой мезузы, даже если прошло менее трёх часов.

Если проверка мезузы занимает длительное время, и дверной проём останется без мезузы на целую ночь, то желательно на это время установить запасную мезузу, а после возврата мезузы заменить запасную на постоянную. В таком случае нужно будет благословить на установление проверенной мезузы.

Ответ подготовил рав Давид Ворона


Еврейские майсы
Сохраняя тайну

В еврейском Иерусалиме начала прошлого века радость и веселье: община готовит свадьбу! И не просто свадьбу, а свадьбу сироты! В те бедные для евреев времена было заведено, что все участвуют в приготовлении трапезы для гостей, а гостями будет вся община. Каждый готовит, что может и умеет, и помогает с продуктами, а когда дело касается сироты, заповедь помочь важна вдвойне. Конечно, все ждали единственного мясного блюда на свадьбе, ведь из-за бедности мясо было большой редкостью.


И тут случилась беда: в огромную кастрюлю, где готовили мясо, случайно вылили молоко. Соотношение молока к мясу превышало один к шестидесяти, что никак не позволяло нивелировать молоко, а смесь мяса с молоком категорически запрещена в пищу.

Свадьба была под угрозой… Печаль сироты-жениха, его невесты и всей общины не знала границ. Тогда в Иерусалиме раввином был рав Йосеф-Хаим Зоненфельд, великий мудрец Торы и праведник, и люди побежали к нему с вопросом, как быть. Неужели торжество сорвано? Денег на мясо уже нет, да и готовить некогда…


Рав Зоненфельд сказал, что ему нужен час на решение, и ушёл. По прошествии часа взволнованные евреи ждали вердикта раввина. «Блюдо кошерное, – сказал рав Йосеф-Хаим, – но я не могу объяснить вам причину. Однако, для того чтобы все гости были уверены в кошерности еды, я приду на свадьбу и тоже буду есть его с вами». После такого вердикта раввина и его личного присутствия все успокоились, и свадьба прошла спокойно.


Прошли десятки лет, рав Зоненфельд уже умер. Однажды в синагоге в перерыве между молитвами вспоминали праведность покойного раввина. Один старый еврей сказал: «Рав был сверхпорядочным, я вам это докажу. Помните свадьбу сироты много лет назад, когда рав одобрил смесь мяса с молоком? В то время я работал молочником. Когда рав попросил всех подождать час, он прибежал ко мне, дал слово, что никому никогда не расскажет, и спросил, сколько воды я добавляю в молоко… Я ему честно рассказал, и тогда он подсчитал, что чистого молока в смеси было меньше, чем одна шестидесятая, и разрешил смесь, сохранив мою репутацию и забрав мой секрет в могилу!».
Рав Авигдор Носиков, главный раввин Воронежа и области

Еврейские ПРИТЧИ
Гершале с улицы Маньяна
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил был добрый и мудрый царь. Он очень любил своих подданных — простых людей, которые жили в его стране, и очень хотел всем помочь.

Люди тоже очень любили царя и знали, что их царь очень добр к ним, поэтому, когда у кого-то из них случались неприятности, когда происходили ссоры, когда что-то ломалось, они знали, что могут просить царя о помощи, и он обязательно поможет.

Но была одна большая проблема — попасть к царю было очень непросто, ведь он был очень занят и государственными делами, и приёмом простых людей. На всех времени катастрофически не хватало.
Поэтому у Царя был специальный министр, чьей задачей было допускать людей к царю, а у этого министра был секретарь. Тот, кто хотел встретиться с царём, должен был вначале написать письмо и передать его секретарю.
Затем секретарь проверял письмо и если считал его важным, то передавал министру. Министр тоже проверял письмо и назначал человеку встречу с царём только в том случае, если находил письмо достаточно уважительным, а просьбу важной.

Понятно, что в такой системе многие просьбы вообще не доходили до царя, а те, что доходили, ставились в очередь на приём к царю. Часто просители вынуждены были ждать аудиенции с царём целых полгода!

Царь знал, как тяжело его подданным добиться встречи с ним, и ему было очень жаль их, ведь он понимал, что они нуждаются в его помощи. Подумав, царь решил установить закон о Царском месяце. В соответствии с этим законом ежегодно царь садился в свою карету и на целый месяц выезжал за пределы дворца, общаясь с простыми людьми.
В течение всего месяца царь ездил по всей стране, заезжая во все города и все деревни. Он ехал медленно, останавливаясь на каждой улице и в каждом переулке. Каждый, кто хотел поговорить с царём, мог подойти к карете, и царь внимательно выслушивал его и обязательно помогал.

Понятно, что все подданные очень ждали этого Царского месяца. Для них это была очень большая радость — встретить царя! Они радовались не только тому, что смогут попросить у царя помощи, но и тому, что смогут подойти к царю совсем близко, увидеть его, пожать ему руку, ведь все они очень любили и ценили своего правителя.

Все жители страны готовились к встрече с царем. Они проводили генеральную уборку, пропалывали грядки, убирали улицы, украшали ворота и дома. Шили праздничную одежду, ведь не могли же они выйти к царю в старом платье! Не забывали они и о красочных плакатах с приветствиями.

Однако на улице Маньяна всё шло своим чередом...

— Шмерл, ты слышал какой-то стук?
— Да, Гершале! Это на улице Стахановцев делают новые ворота для царя. Настоящие стахановцы, ах-ха-ха! Догоним — перегоним!
— Ой, Шмерл! Царский месяц на дворе! Давай тоже подготовимся к встрече с царём!
— Слушай, мне, в целом-то, и неплохо живётся…
— Постой, разве у тебя не умерла корова от голода?
— Да, бедняга… Представляешь, я совсем забыл её выпустить из хлева, когда отправился на в отпуск на море.
— Какой отпуск, Шмерл? Ты же без-ра-бот-ный!
— И правда. Ха-ха-ха!
— Шмерл, но серьёзно, на что ты теперь будешь жить? Ты ведь торговал молоком и так зарабатывал! Не можешь же ты постоянно занимать...
— Верно… Что-то придумаю. Знаешь, царь у нас добрый, когда он заедет к нам, то я попрошу у него новую корову. А пока пойду на озеро — погода же прекрасная! Ты же помнишь, что сам царь говорил, что тот, кто не наслаждается его страной, будет держать перед ним ответ.
— Шмерл, давай же и мы подготовимся к визиту царя. Ведь будущее зависит от этого!
— Успеется, Гершале! Помни, что царь добрый и он всё простит! — сказал Шмерл, отправляясь с котомкой на озеро.
— Успеется… — проговорил Гершале… — Как же успеется, когда у нас тут и конь не валялся. Ему и прилечь-то тут негде — всё в мусоре! Ах-ха-ха, как это я сострил! Шмерл, Шмерл, погоди! Подожди меня! Я с тобой! Послушай, какую я шутку придумал!

Так, откладывая всё на завтра, жители улицы Маньяна так и не сделали ничего для приезда царя. А между тем наступил долгожданный день. Все жители города, празднично одетые, вышли из своих домов. Город блистал чистотой. Въехать в город царю предстояло через новые ворота, сделанные специально для него. На каждой улице висели яркие плакаты, со словами приветствия.

И вот послышались звуки царских труб. Издалека подданные увидели царскую карету. Весь народ замер в ожидании...

Как только царь приблизился к городу, жители начали кричать: «Слава царю! Да здравствует наш царь!», — и посыпать главную улицу цветами.
Царь выглянул из кареты, приветствуя своих любимых подданных. Он был счастлив видеть, как радуются ему люди, как они ждали его, усердно готовясь к приезду. Он заметил всё — и новые ворота, и чистые улицы, и покрашенные заборы, и клумбы с цветами. И царь очень захотел одарить жителей города.

Он беседовал с горожанами и каждому дарил щедрые подарки. Никто не уходил от царя с пустыми руками. «Какая честь разговаривать с царем! Какое счастье видеть его вблизи!», — говорили люди друг другу.

Радости людей не было предела, когда они получали от царя ценные подарки.
«Теперь мы сможем целый год жить в достатке и в радости! И всё благодаря щедрости нашего дорогого царя! Слава царю! Да здравствует наш царь!», — радостно говорили они.

Царская карета проезжала по всем улицам города. На каждой улице царь останавливался, общался с людьми и дарил им подарки. И вот царская карета подъехала к улице Маньяна.
«Какая странная улица! Как много здесь мусора, по дороге не проехать. Заборы не покрашены, калитки сломаны, да и людей не видно. Наверное, здесь никто не живёт...», — подумал царь и приказал своим слугам развернуть карету в обратную сторону.

— Вот видишь, Гершале. Ничего страшного и не произошло. Зато в отличие от этих отсталых стахановцев мы с тобой каждый день классно проводили на озере! Вот это царская жизнь!
— Да, Шмерл, ты был прав. А знаешь что?
— Что?
— Пойдём-ка на озеро опять!
— Отличная идея, друг!

Проходя по городу, они не могли не заметить всеобщей радости и ликования.
— Шимон, чему ты так радуешься? Перестань улыбаться, а то у тебя рот разорвётся!
— Шмерл, дорогой, ты не поверишь! У меня недавно сгорел сарай со всем инструментом. Я был в таком горе… И тут царь… Представляешь? Царь дал мне столько денег, что я теперь могу купить 5 таких сараев, 5(!) Шмерл!
— Ух ты, как тебе повезло!
— Да не только мне. Леви царь дал столько денег, что он теперь построит новый каменный дом взамен покосившегося старого деревянного! Вот это радость! Слава нашему царю! А что он тебе подарил, Шмерл?
— Мне? Мне… Это будет нескромно, если я буду перед тобой хвастаться. Но поверь мне, Шимон, что он подарил мне тоже ого-го! Слава царю!

— Шмерл… Это катастрофа! Мы ведь тоже могли бы получить уйму денег! Посмотри на мой дом. Он в куда худшем состоянии, чем был у Леви. О, Б-же, у меня мог быть новый каменный двух, нет, трёх этажный дом!!! Это всё из-за тебя Шмерл! Ты во всём виноват! Озеро-озеро. К чёрту твое озеро!
— Дурак ты, Гершале! В сказки веришь. Если царь начнёт раздавать всем такие дорогие подарки, то в казне денег не останется. Они всё врут! Также как я им наврал, так и они врут. А ты, дурак, уши-то и развесил. Лапшу сними!
— Как врут? Но ведь ты своими глазами видел мешочек с золотом в руках у Шимона!
— Фальшивка! А если и нет, то это наверняка просто для отвода глаз сделано, чтобы заморочить голову толпе. Не знаешь, что ли как это делается? Идём я тебе расскажу! Прежде всего, царь уже давно ничем не правит…
— Как не правит? А кто же тогда?
— Святая простота, Гершале! Идём, расскажу всё тебе на озере…

Плавая в озере и загорая на солнце, они и не знали, что на стол мэра города легла бумага с приказом царя о сносе домов на улице Маньяна… Ведь там никто не живёт, а люди города так просили сквер...

Мораль этой притчи предельно проста. Царь — это Всевышний. Царский месяц — это месяц Тишрей (месяц Рош а-шана, Десяти дней раскаяния, Йом Кипура, праздников Суккот и Шмини Ацерет). Подготовка к царскому месяцу — это месяц Элуль, а визит царя — это День Суда (Рош а-Шана).

Всевышний — Он наш милосердный Царь, который очень любит нас и хочет одарить нас своим благословением. Попасть к Нему на аудиенцию может каждый, но на протяжении года этого удостаиваются не многие, ведь для этого нужно очень сильно, от чистого сердца, молиться.
Но в месяц Тишрей Он сам приходит к нам, желая осыпать нас своими подарками, и тогда Он принимает каждого. Всё что нам нужно сделать — это подготовиться к Его приходу: проанализировать свои поступки, раскаяться в своих грехах, усилить свои добрые качества, свою добродетель, примириться со всеми — в общем стать тем человеком, которым мы на самом деле очень хотим быть.

Те же, кто не меняют себя к лучшему в этот период, кто не готовится к встрече с Царём, а продолжает жить обыденной жизнью, не только не получает благословения, но и рискует, подобно Шмерелю и Гершале, потерять и то, что было...
Раббанит Керен Кацен, директор онлайн школы "Беерот Ицхак" (при поддержке КЕРООР)


© Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма
"Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России"