KEРООР DIGEST #9
Глава "Ки теце"
6 Элуля 5780 (26 августа 2020)
ТЕМЫ НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ
Краткое содержание главы "Ки теце"
В недельной главе «Ки теце» содержится 12% всех заповедей Торы, что делает её безусловным лидером по количеству заповедей – всего 74, из которых 27 повелительных и 47 запретительных. Перечисление этих заповедей (с краткими пояснениями) и будет кратким (но не очень) содержанием главы:

1. Заповедь, повелевающая, а точнее регулирующая отношения еврейского мужчины с нееврейской пленницей (иша яфат тоар), захваченной во время военных действий. Всевышний, зная слабости человека, разрешил взять такую женщину себе в жёны после прохождения ею специального обряда, призванного лишить пленницу её внешней красоты (женщины специально красиво наряжались, чтобы совращать еврейских солдат, стремясь призвать на них проклятие, так как Всевышний ненавидит разврат) и последующего гиюра. По ряду мнений разрешается вступить с ней в близость один раз до этих обрядов.
2. Запрет продавать иша яфат тоар в рабство после первого вступления с ней в близость.
3. Запрет порабощать иша яфат тоар после первого вступления с ней в близость.

Далее в главе приводится две заповеди, которые автор книги "Сефер а-Хинух" не перечисляет среди 613 заповедей, но мы не можем обойти их стороной – иначе наш обзор главы не будет полным. Это заповедь о том, что если у мужчины будут две жены – любимая и ненавистная ему – и первенец будет от ненавистной жены, то именно ему он должен оставить двойную долю наследства по закону первородства.

Следующая заповедь – наказание смертью беспутного и строптивого сына, который ещё до совершеннолетия (до 13 лет) крадёт деньги и покупает на них мясо и вино, объедается и напивается ими. Учат мудрецы, что если человек поддастся своему дурному началу и возьмёт себе в жёны иша яфат тоар, то вскоре он разлюбит её и станет она ему ненавистной, а её сын-первенец получит двойное наследство. Кроме того, в браке, где нет любви между родителями, дети могут вырасти бунтующими, и не дай Б-г дойти до злодейства.

4. Заповедь вешать казнённых побиением камнями для предостережения народа от совершения грехов. Вешают перед заходом солнца и практически сразу снимают, чтобы не позорить тело, а также, чтобы люди своими разговорами об этом не приводили бы к осквернению Б-га.
5. Запрет оставлять тело висеть всю ночь.
6. Заповедь хоронить казненного в день казни и любого умершего в день смерти.
7. Заповедь возвращения потери.
8. Запрет отворачиваться от находки, чтобы не заниматься её возвращением.
9. Запрет оставлять животное другого еврея, которое упало под весом груза (а также и самого еврея, упавшего под тяжестью переносимого груза) без помощи. Есть также повелительная заповедь разгрузить такое животное или человека (приведена в главе Мишпатим).
10. Заповедь помогать нагрузить животное или человека, у которых упал груз во время перевозки. То есть, если мы увидели еврея, чей осёл лежит под весом груза, то нам запрещено пройти мимо и заповедано разгрузить, а затем снова нагрузить этого осла или человека.
11. Запрет женщине надевать мужскую одежду. Это касается уникальной для мужчины одежды, а также оружия. Суть этой заповеди, чтобы мужчины и женщины явно отличались друг от друга и таким образом не смешивались бы друг с другом, приводя к разврату.
12. Запрет мужчине надевать женскую одежду. В этот запрет включены также причёски и женские украшения, удаление седых волос, крашение волос.
13. Запрет брать гнездо с птицей и яйцами или птенцами вместе.
14. Заповедь прогонять птицу, если есть желание взять её яйца или птенцов. Суть заповеди – побудить человека понять, что Всевышний заботится обо всех своих творениях, в том числе (тем более) о человеке.
15. Заповедь устанавливать ограду на крыше, а также, в целом, делать безопасным окружающее нас пространство. Суть заповеди – несмотря на то, что всё происходит по воле Всевышнего, нам заповедано оберегать себя. Бережённого Б-г бережёт! Как пелось в одной детской еврейской песне «Hashem is our protector – He gave us a smoke detector!» (Всевышний оберегает нас, поэтому Он дал нам детекторы дыма).
16. Запрет ставить камень преткновения, то есть создавать риски, делать окружающее наше пространство опасным.
17. Запрет делать килаим (смесь) в виноградниках в Земле Израиля, то есть не сеять зерновые, коноплю и аронник в виноградниках, смешивая таким образом разные культуры с виноградом. Мудрецы запрещают также засеивать виноградники и другими культурами. Суть заповеди этой и других заповедей килаим – запрет скрещивания различных видов животных и различных видов растений, так как Всевышний создал мир таким, как Он хотел («И увидел Б-г всё, что Он сотворил, и вот – хорошо очень»), повелев животным и растениям оставаться внутри своих видов.
18. Запрет есть урожай, собранный с того места, где росли килаим в виноградниках Израиля. Суть заповеди – отдалиться от пьянства, то есть относиться к вину крайне ответственно, и если рост винограда начался с греха, то не использовать ни виноград, ни другие растения, росшие вместе в запрете.
19. Запрет запрягать вместе два вида животных. По Торе запрещено запрягать кошерное животное с некошерным. По мудрецам – любых двух разных животных. Суть заповеди – не причинять страдания животным. Говорит автор книги «Сефер а-хинух», что отсюда умный человек выучит, что не нужно давать задание двум людям, которые не совместимы друг с другом.
20. Запрет носить шатнез – одежду, состоящую из шерсти и льна. Это заповедь – хок, то есть заповедь, не имеющая логического объяснения. Однако автор «Сефер а-хинух» приводит намёк на суть этой заповеди (по факту всех заповедей килаим – смесей). Он говорит, что у каждого растения, у каждого живого существа есть свой ангел. Соединение разных видов подрывает духовные корни каждого из них, поскольку приводит к возникновению нового вида, над которым управляющие ими высшие силы уже не властны. Это несёт вред миру.
21. Заповедь делать кидушин (посвящение женщины мужчине) при создании семьи. Суть заповеди – с помощью ритуала выделить и освятить семейные отношения, чтобы не сделать их подобными отношениям с женщинами с пониженной социальной ответственностью, а также донести до сердца женщины, что отныне она принадлежит своему мужу и не может быть ни с кем другим.
22. Заповедь оставить своей женой (не разводиться) женщину, на которую муж вознёс напраслину, говоря, что она не была девственницей, так как развратничала с кем-то после эрусин (помолвки) и приводит лжесвидетелей в доказательство своих слов. Согласно этой заповеди он также обязан выплатить штраф в размере 100 сэла серебра.
23. Запрет разводиться с женой, на которую муж вознёс напраслину (см предыдущую заповедь).
24. Повеление еврейскому суду побивать камнями тех, кому присуждена казнь скила (побиение камнями).
25. Запрет наказывать того, кто нарушил что-либо вынуждено (насилие, форс-мажор).
26. Повеление насильнику жениться на изнасилованной им девственнице (разумеется, если она согласна), а также выплатить её отцу штраф в размере 50 серебряных монет. Суть заповеди – чтобы еврейские девушки не были «лёгкой добычей» в глазах злодеев.
27. Запрет насильнику разводиться с изнасилованной им девушкой после того, как он женился на ней (разумеется, речь идёт о том, когда он хочет развестись с ней против её воли).
28. Запрет кастрату жениться на еврейке. Суть заповеди – чтобы оградить еврейских мужчин от кастрации (раньше делали в карьерных целях, чтобы служить у царей, например, в гаремах).
29. Запрет мамзеру (рождённому от запретной связи) жениться на еврейке. Суть заповеди – отдалиться от мамзеров, так как они несут в себе плохие качества, принятые от своих родителей.
30. Запрет амонитянам и моавитянам, принявшим гиюр, жениться на еврейках, поскольку у них отсутствует качество добродетели и гостеприимства.
31. Запрет заключать мир с народами амон и моав.
32. Запрет не позволять внукам (третьему поколению) потомков Эйсава, принявшим гиюр, жениться на еврейках по рождению.
33. Запрет не позволять правнукам (четверому поколению) египтян, принявшим гиюр, жениться на еврейках по рождению. И в этой, и в предыдущей заповеди нет повеления выдавать своих дочерей за принявших гиюр – речь идёт об отсутствии запрета жениться с ними.
34. Запрет ритуально нечистому заходить в лагерь левитов. Согласно этому запрету ритуально нечистому запрещено заходить на Храмовую гору (по многим мнениям и сегодня).
35. Повеление еврейским солдатам выделять особые места в качестве туалетов, содержа свой лагерь в чистоте во время войны. Суть заповеди – поскольку в солдаты брали лишь праведных людей (а если и попадались неправедные, то они гибли в бою), то в лагере находилось Б-жественное присутствие.
36. Заповедь каждому еврейскому солдату иметь при себе лопатку для того, чтобы закапывать свои испражнения.
37. Запрет возвращать хозяину, живущему за пределами Земли Израиля, раба, который убежал в Землю Израиля. Суть заповеди – подчеркнуть важность и величие Земли Израиля.
38. Запрет притеснять раба, убежавшего в Землю Израиля от своего хозяина, живущего за пределами Земли Израиля.
39. Запрет еврейским женщинам быть проститутками. В рамках этой заповеди – запрет вступать в интимные отношения с еврейскими женщинами без ктубы и кидушин (то есть без еврейского обряда бракосочетания).
40. Запрет приносить в жертву животное, которое было передано проститутке за её услуги, а также запрет приносить в жертву животное (или животные), которые были обменяны на собаку. Суть заповеди – чтобы во время жертвоприношения у приносящего не возникало неподобающих мыслей (мысли о проституции понятны, а проблема с собакой заключается в том, что они считаются наглыми животными, и мысли о них и о их природе могут помешать смиренным мыслям, необходимым во время приношения жертвы).
41. Запрет одалживать евреям под проценты. Суть заповеди – не наживаться на беде других, а наоборот помогать нуждающемуся в беде.
42. Заповедь одалживать нееврею под проценты. Однако при выборе кому одолжить – еврею без процентов или нееврею под проценты, приоритет отдаётся еврею.
43. Запрет задерживать приношение жертв, в которых мы обязались по своей воли, либо по закону.
44. Заповедь выполнять обещанное.
45. Заповедь позволять наёмному работнику кушать из плодов поля или сада, где он работал, по окончанию своей работы. Речь идёт о плодах, которые прикреплены к земле, то есть ещё не собраны.
46. Запрет наёмному работнику, описанному в предыдущей заповеди, брать больше еды, чем он съест.
47. Запрет наёмному работнику кушать во время работы из плодов поля или сада, в котором он/она работает.
48. Повеление человеку, который хочет развестись со своей женой, делать это посредством гета (разводного письма).
49. Запрет мужчине снова жениться на разведённой им женщине после того, как она как она была замужем за кем-то ещё. Суть заповеди – отдалиться от разврата.
50. Запрет мужу покидать свою жену в течение первого года после свадьбы на длительный срок. Суть заповеди – установить крепкую связь между мужем и женой.
51. Повеление мужу радовать свою жену в течение первого года после свадьбы. Эта заповедь является противоположностью предыдущей заповеди и выполняется тем, что муж не покидает свою жену на протяжении первого года.
52. Запрет брать в залог вещи, которые необходимы заёмщику для приготовления еды.
53. Запрет удалять симаним (проявления) царат (ритуального поражения кожи человека, одежды, дома).
54. Запрет самостоятельно силой забирать залог у должника, а только по решению суда и только с помощью судебных приставов.
55. Запрет отказывать бедняку-должнику в использовании залога, который он передал в залог долга, когда ему необходим этот заложенный предмет.
56. Заповедь возвращать бедняку-должнику заложенный предмет, когда он необходим ему для использования (после использования он обязан снова передать предмет кредитору).
57. Заповедь своевременно выплачивать зарплату работнику.
58. Запрет человеку выступать свидетелем в деле, если в этом деле вовлечён его родственник.
59. Запрет извращать суд, в котором одной из сторон является прозелит или сирота. Это дополнительный запрет к общему запрету извращать суд.
60. Запрет брать залог при одалживании средств вдове.
61. Заповедь оставлять бедным «забытый» (шихха) урожай на поле или в саду во время сбора урожая. Речь о небольшом объёме.
62. Запрет возвращаться за забытым на поле урожае (или не оставлять часть его для бедных изначально). Если хозяева забыли на поле большой объём урожая, то разрешено возвращаться (но затем надо оставить небольшой объём).
63. Повеление суду наказывать нарушителей ряда запретительных заповедей ударами плетью.
64. Запрет добавлять к постановленному судом количеству ударов плетью. Частью этого запрета также является запрет бить еврея.
65. Не препятствовать животному есть во время его работы (и посредством надевания намордника, и посредством физических действий или даже крика).
66. Запрет яваме выходить замуж за кого-то другого, кроме его явама до проведения обряда халица. Если у женщины умер муж, у которого не было детей, то она, чтобы восстановить его имя, должна выйти замуж за его брата. Этот обряд называется йибум, женщина называтся явама, а брат – явам. Если же брат не хочет взять её в жёны, то проводят обряд халица.
67. Заповедь делать йибум.
68. Заповедь делать халица, если не хотят делать йибум.
69. Заповедь спасать преследуемого еврея, которого хотят убить. Разрешено даже убить преследователя, если нет другой возможности защитить преследуемого. Суть заповеди – Всевышний создал мир для того, чтобы он мог существовать, а это невозможно, если слабый не будет защищён от сильного.
70. Запрет испытывать жалость и не препятствовать преследователю, желающему убить другого еврея.
71. Запрет иметь весы и гири, показывающие неверный вес, даже если они не используются в работе. Суть заповеди – отдаляться от лжи.
72. Заповедь помнить о том, что сделал Амалек при выходе евреев из Египта. Суть заповеди – знать, что каждый притеснитель народа Израиля ненавистен Всевышнему, и что падение этого притеснителя будет пропорционально его злоумышлениям.
73. Заповедь уничтожить семя Амалека.
74. Запрет забывать от том, что сделал Амалек с нашими отцами при выходе из Египта.

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Одной из многочисленных заповедей, приведённых в нашей недельной главе «Ки теце», является возвращение потери.


«Не можешь ты, видя быка твоего брата или его ягнёнка, отбившихся, отвернуться от них; возвратить должен ты их брату твоему. А если не близок твой брат к тебе или ты не знаешь его, то возьми это в свой дом, и будет оно у тебя, пока не истребует брат твой это и возвратишь это ему. И так же поступи с его ослом, и так же поступи с его платьем, и так же поступи со всякой потерей брата твоего, что будет потеряно им, а ты найдешь; не можешь ты отвернуться» (Дварим 22:1-3).


Мудрецы отмечают, что в этом отрывке приводятся две заповеди: одна запретительная – не отворачиваться, а вторая повелительная – вернуть потерю.


Так следует поступать не только с потерянными животными, но и «со всякой потерей брата твоего» – не отворачиваться, а возвращать.


Оставляя детали закона в стороне, я предлагаю подумать вот о чём.

Всевышний отправил в этот мир множество душ – каждую со своей задачей. Каждая душа – это целый мир. Учат наши мудрецы, что весь мир стоило сотворить ради всего лишь одного человека.


Так вот, многие из этих душ, подобно ягнятам из стиха Торы, отбиваются от своего пути и теряются в дороге. Видя их, мы не вправе отвернуться, сказав, что это не наша проблема, что они сами виноваты. Мы обязаны «взять её (душу) в свой дом», заботиться о ней и вернуть её Хозяину.


«Хозяин не придёт её забрать», – скажет кто-то. И будет неправ. Всевышний обязательно приходит и помогает душе вернуться на свой путь. Каждый из нас, вернувшихся к иудаизму, испытал на себе этот Зов.


Наша же задача здесь – заботиться об этой душе, «взять в свой дом», приблизить к себе, окружив участием, уважением и любовью. А дальше Всевышний Сам обязательно проявится.

Кстати, мы далеко не всегда сможем заметить это проявление и связанное с ним внутреннее изменение человека, ведь часто этот процесс возвращения может занять годы, а то и больше. Часто «растение», которое взошло, не совсем соответствует той нашей наивной картинке, которую мы себе нарисовали: «Это не роза, а какой-то кактус!». Наша задача – «сеять» и потом не испортить молодой росток, не перегнуть палку. Это тоже нетривиальная, кстати, задача.


Сейчас, в канун Рош а-Шана, такое прочтение этой заповеди как никогда актуально. «Беров ам адрат а-мелех» – слава Царя раскрывается в количестве его преданных подданных.

Царь, которого воспринимает как такового лишь небольшая группка вооруженных до зубов бойцов, – смешон.

Царь, которого искренне любит и уважает его народ, – велик.

Чем больше нас – любящих и уважающих своего Творца, признающих Его и испытывающих к Нему чувство благодарности, –тем ярче проявляется слава Всевышнего в мире, тем больше в мире благословения и добра.


Есть здесь и более простая и понятная мотивация. Тора не раскрывает нам награды за исполнение заповедей, но мы можем судить о величине награды, соотнося её со строгостью наказания за противоположные повелениям запреты.

В нашей же главе приводится, что за похищение человека полагается смертная казнь. Очень строгое наказание. Значит за возвращение человека полагается огромная награда. А здесь, в нашем случае, речь идёт даже не о временном теле, а о вечной душе!


И ещё сказано в Торе относительно законов возвращения потери, что владелец потери обязан компенсировать нашедшему все издержки, связанные с хранением и поиском владельца.


В трактате Санедрин (100а) приводится интересная дискуссия.

Сказал раби Меир: «В соответствии с мерой, которую человек отмеряет для других, отмеряют ему на Небесах». Спрашивает его раби Йеошуа: «Разве это действительно так? То есть если человек пожертвует нуждающемуся свою пригоршню, то Всевышний в награду за это отмерит ему Своей пригоршней? Ведь Его «ладонь» несравненно больше человеческой! Получается, что это не соответствует принципу мера за меру, а мы знаем, что Всевышний управляет этим миром по этому принципу».

Отвечает Талмуд, что принцип мера за меру работает в строгом соответствии лишь тогда, когда речь идёт о наказании, в случае же награды, Всевышний всегда награждает нас за выполнение Его заповедей сверх положенного.

Выходит, что, занимаясь кирувом – приближением евреев к Торе, невозможно потерять. Можно только приобрести. На более высоком уровне понимания – это даёт нам возможность прославить Царя. А на самом высоком уровне – это даёт нам возможность безвозмездно помочь другому человеку найти себя.

Отличная заслуга для Дня Суда!

Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР



АЛАХА
Запрет обижать и причинять страдания
- Даже если человек не собирается обижать ближнего, в любом случае необходимо придерживаться правил, которые помогут отдалить вас от конфликтов и неприятностей, даже если это происходит непреднамеренно. Соответственно, необходимо следить, например, за тем, чтобы не разбудить спящего человека, не опережать стоящих в очереди, не курить рядом с другими людьми, не делать вещей, неприятных другим людям (например, плевать, ковырять в носу и т.п.). Все это способно вызвать отрицательные эмоции.

- Когда из дома выносят больного, чтобы забрать его в больницу, не следует стоять рядом и пристально разглядывать. Это может быть очень неприятно самому больному или его родственникам.

- Если человек плюнул на другого и попал на него, его наказывают денежным штрафом. Если же он попал только на одежду или просто обидел другого человека словами, то не обязан платить за моральный ущерб. Тем не менее, бейт-дин может ввести особые постановления и принять меры, чтобы создать дополнительную ограду закона и восстановить порядок. По некоторым мнениям, его могут отстранить от общины, до тех пор пока не извинится, или наказать плетьми.

- Некоторые авторитетные законоучители считают, что в случае, когда кто-то издевается над своим ближним и всячески обижает его, разрешается ответить ему тем же, поскольку Тора не может запретить человеку защищать себя в момент, когда ему причиняют боль. Однако при этом мудрому человеку следует всегда быть спокойным и не уподобляться своему обидчику. Известно, что многие праведники старались вообще не реагировать на унижения и как можно больше отдалить себя от огня ярости и ссор.

- В некоторых случаях, когда учитель видит, что ученик не готовится к урокам и не владеет как следует материалом, разрешается строго разговаривать с учеником и даже сказать ему что-то обидное. Но все это допускается, если ученик способен спокойно отреагировать на замечания и всерьез взяться за учебу, а учитель желает только помочь ему в этом.
- Если ученики не владеют материалом из-за его сложности, то учитель должен, набравшись терпения, повторять с ними материал, пока они не усвоят его хорошо. В случае, когда отец должен упрекнуть или сделать замечание сыну или другим домочадцам, он также должен постараться не обидеть их и не причинить страданий.

Ученики ешивы «Эц хаим» в возрасте тринадцати лет должны были пройти экзамен на знание Талмуда у знаменитого рава Исера Залмана Мельцера. Ученики подходили по очереди.
Один из учеников неправильно ответил на вопрос, и тогда рав Мельцер сказал: «Ты, наверное, имел в виду вот это…». Ученик покачал головой и повторил свою точку зрения, уточнив, как он понимает этот отрывок текста. Рав еще раз попытался помочь ему исправить положение, предложив еще один вариант прочтения отрывка, но мальчик стоял на своем. Так продолжалось в течение десяти минут. Неожиданно рав Мельцер извинился и сказал, что должен удалиться на некоторое время. Он вышел и стал прохаживаться по коридору, повторяя себе: «Заповедь уважать ближнего касается также и маленьких детей!» Через несколько минут он вернулся в класс и опять начал спокойно объяснять ученикам тот же отрывок текста.

-----------


В детстве Макс учился в талмуд-торе. Он до сих пор еще помнит наизусть несколько трактатов, несмотря на то, что оставил традиционный еврейский образ жизни и даже женился на нееврейке.

С чего же все началось? Однажды у одного из учеников пропали вещи, и учитель по какой-то причине заподозрил в краже именно Макса (тогда еще Мойше). Он обвинил его в краже на глазах у всех учеников. Мальчику было очень тяжело, но он был уверен, что родители смогут разобраться во всем и помочь ему. Однако случилось непредвиденное. Отец отнесся к подозрениям учителя серьезно и набросился на своего сына.
— Как ты мог позорить всю нашу семью! — кричал он. — Сейчас я тебе задам как следует, чтобы ты не смел делать такое еще раз!

Это было ударом для Мойше. Он плохо спал, потерял аппетит и не мог сосредоточиться во время уроков. Это привело к плохим оценкам, а впоследствии — и к потере всякого интереса к учебе. Самое страшное, что Мойше перестал уважать самого себя. Постепенно он познакомился с такими же ребятами, которые по тем или иным причинам чувствовали себя «неудачниками». Вместе с ними он начал гулять, бездельничать и делать глупости. Они ощущали себя отвергнутыми, что порождало в их сердцах ненависть к окружающим. Тем не менее, несмотря на новое «свободное» положение, они совершенно не чувствовали себя счастливыми.

Мойше перешел в другую школу (нерелигиозную), но и оттуда после нескольких проделок его пришлось выгнать. Он поменял имя и снял кипу.
Сегодня Макс уже взрослый и, конечно, несет ответственность за свои поступки. Но тень обвинения за многие проступки лежит не только на нем, но и на его учителе, поскольку именно из-за той обиды Мойше докатился до своего сегодняшнего положения.

Рав Ицхак Сильвер, книга "Пути мира и добра"


эссе на тему недельной гЛавы
Есть ли граница для благодарности?
«Не гнушайся египтянина, поскольку ты был пришельцем в его земле» (Дварим, 23:8).
Удивительно, насколько велико требование благодарности, которое предъявляет к нам Тора. Даже по отношению к египтянам, которые безжалостно порабощали евреев и бросали еврейских детей в Нил, мы должны испытывать чувство благодарности, поскольку они предоставили евреям жилье во время голода.

Требование благодарности является одним из центральных в иудаизме. У всех мудрецов Торы можно увидеть особенную признательность каждому, кто сделал даже самое небольшое добро по отношению к ним.

Приведем в качестве примера следующую историю. Лет 20 назад в городе Бней Брак проходили похороны малоизвестного человека. Было холодно, дождь лил как из ведра. Вдруг один из немногих сопровождающих обратил внимание, что за гробом идет также великий мудрец Торы, глава поколения рав Элазар Менахем Шах. Он шел без пальто и без зонта.
«Что Вы делаете на похоронах этого еврея? Он не был ни раввином, ни каким-то знаменитым человеком», – изумлённо спросил сопровождающий. На что рав Шах ответил, что много лет назад, будучи учеником в ешиве, он был настолько беден, что у него не было даже одеяла, чтобы накрыться ночью. И этот человек принес ему свое старое пальто, которое ему было уже не нужно. Это пальто спасало рава Шаха от холода по ночам.
«Я провожаю его в последний путь, поскольку мое сердце полно благодарности за то, что он мне сделал. Я иду без пальто и без зонта, чтобы почувствовать холод и еще лучше осознать, насколько большую милость этот человек проявил по отношению ко мне», – пояснил рав Шах.

Рав Реувен Куклин (по материалам журнала "Беерот Ицхак")


ГЕМАТРИЯ
Гематрия в недельной главе "Ки теце"
В самом конце недельной главы «Ки теце» есть короткий, но очень важный отрывок из трёх стихов, который называется «Парашат захор». «Захор (помни), что сделал тебе Амалек…» (Дварим 15:17), а в последнем стихе говорится: «И вот, когда даст тебе Всевышний покой от всех врагов твоих… «тимхе» (сотри) память об Амалеке; не забудь!» (Дварим 15:19).

Каждый еврей обязан раз в год, помимо регулярного чтения в недельной главе, услышать чтение этого отрывка из кошерного свитка Торы. Учитывая принцип «слушающий как говорящий», нам нужно каждый год не просто вспомнить, но и проговорить вслух то, что сделал Амалек.

Это ежегодное действие напоминает известный психотерапевтический приём, применяемый для излечения психологических травм: сначала на протяжении нескольких сеансов «вспомнить всё», проговорить, найдя тем самым причину болезни, вытащить из закоулков подсознания, чтобы потом успешно стереть весь негатив, нанесённый этой травмой.

Слово «захор» (помни) – имеет числовое значение 233. Такое же числовое значение имеет слово «регель» (нога). Можно предположить, что ежегодным воспоминанием (захор) мы пытаемся излечиться, восстановиться от травмы, «перелома ноги» (регель), нанесённой нам Амалеком. Мы помним, что ангел Эйсава боролся с нашим праотцом Яковом и повредил ему седалищный нерв, из-за чего Яков стал хромать на одну ногу. Амалек – потомок и лучший ученик Эйсава.

В Танахе в нескольких местах для обозначения процесса излечения используется слово «аруха» (ארוכה) с числовым значением 232.
Например, Ирмияу (30:17): «…дам Я “аруха” тебе». Комментирует Раши: «Аруха» – это «рефуа» (излечение, восстановление, удлинение, продолжение жизни). Дополняет Мальбим: «Аруха» – это излечение травмы, сращивание, рубцевание перелома, появление соединительной ткани.

Для того, чтобы понять, как лечить, нужно понять причину болезни. В чём суть перелома, травмы, нашей «духовной ноги» (регель)? Очевидно, в ослаблении связи со Всевышним, который «Эхад» – Один. То есть заживление (аруха – 232) «духовной ноги» (регель – 233) произойдёт, только тогда, когда эта связь со Всевышним (232+1) восстановится.

Когда же это произойдёт? Когда, наконец, сотрётся память об Амалеке?

Разница между окончательным стиранием (тимхе – 453) памяти об Амалеке и процессом излечения от травмы (аруха, происходящая благодаря восстановлению нашей связи со Всевышним (232+1), нанесённой нам Амалеком, составляет, как нетрудно посчитать, 220 (453-233).

Что мы можем из этого выучить? Может быть то, что покой от всех наших врагов наступит тогда, когда произойдёт наше возвращение (хазара – 220) на своих «вылеченных» ногах (регель) на праздник Всевышнего (также в Торе зовётся «регель») в Йерушалаим.

Слово «тимхе» (сотри) имеет числовое значение 453. Такое же числовое значение имеет словосочетание «Мелех а-Машиах» (Царь Машиах) в период правления которого будет полноценна раскрыта слава Всевышнего и будет окончательно стёрта память об Амалеке.

Рав Пинхас Кандаль, раввин в г. Саратов


Стихотворение недели
Весь мир – Всевышнего заказник...
Пусть не поднимется рука
Засеять злаком виноградник
И запрягать с ослом быка.

Со льном одежды шерстяные
Не надевай и не носи.
И все запреты прописные
В игнор-листы не заноси.

Узреть картину мира в целом
Для нас, увы, не суждено.
Но мудрецами, между делом.
Нам многое разъяснено.

Легко быка себе представить:
В процессе полевых работ,
Бык у осла рождает зависть –
Безостановочно жует.

– А где мой корм? – Ослу обидно.
(Есть чувства даже у скотин!)
Скажите, где такое видно:
В работе – двое, ест – один!

Как непросты ослины муки!
Но есть, бесспорно, и сильней.
Не для того ль даны науки –
От боли уберечь людей?

Когда в безудержном веселье
Эмоций в нас бурлит поток,
Хотя б на миг задайся целью
Понять – с тобою рядом кто?

Быть может, тяготят заботы
И не хватает отпускных,
Или усталость – до икоты
От горьких бед пережитых.

В своем веселье будь скромнее,
Да не застит глаза успех!
Вниманье к ближнему важнее,
Чем обоснованный наш смех.
Рав Михаэль Фрумин, главный раввин Саратова и области

трактат "авот"
Глава 1, мишна 8
Йеуда бен Табай и Шимон бен Шатах получили Устную Тору от них. Йеуда бен Табай говорит: «Не уподобляй себя адвокатам. И когда тяжущиеся стоят перед тобой, пусть они будут в твоих глазах как нечестивцы. А когда они уходят от тебя, пусть они будут в твоих глазах как невиновные, если они приняли на себя постановление суда».
Не уподобляй себя адвокатам
Это правило адресовано судье, заседающему в суде: остерегаться и не вести себя подобно адвокатам, которые помогают тяжущимся формулировать свои доводы; то есть судье запрещено помогать участникам судебного спора в изложении своих доводов[1]. Данное правило опирается на стих «удаляйся от лжи» (Шмот 23:7), который запрещает судьям отклоняться от правосудия. Если судья помогает кому-то из тяжущихся, может показаться, что он пристрастен, то есть склоняется в пользу одной из сторон.

Другие комментаторы объясняют, что запрет относится к судье, к которому человек приходит вне рамок суда, чтобы выяснить, каким, согласно закону, должно быть решение по его делу. На основании услышанного от судьи человек может понять, какие доводы ему следует привести в свою пользу, и таким образом судья уподобляется адвокату[2].

Гемара (Ктубот 52б, 86а) приводит данный запрет как относящийся к каждому, кто берется консультировать тяжущихся в суде. Гемара рассказывает об амораим [мудрецах эпохи Гемары], давших совет своим родственникам, как улучшить их позиции в одном судебном деле. Потом они пожалели об этом, сказав: «Мы уподобили себя адвокатам». Гемара объясняет, что вначале они посчитали, что помочь родственникам – их долг. Но потом, обдумав свои действия, они раскаялись, поняв, что лица с их статусом не должны давать советы участникам судебной тяжбы, даже если те являются их родственниками. Общественно значимому человеку следует особенно остерегаться подозрения, будто он помогает кому-то выиграть в суде нечестным путем[3]. В соответствии с этим некоторые комментаторы объясняют, что предупреждение «не уподобляйся адвокатам» относится также и ко всякому важному лицу, даже не являющемуся судьей в этом деле.
----------
[1] Рашбец. Закон этот приведен у Рамбама (סנהדרין כ"א י-יא) и в Шулхан арух (חו"מ י"ז ח-ט). Однако там добавляется, что если судья видит, что у одного из тяжущихся есть довод в его пользу, и он хочет его высказать, но затрудняется сформулировать, либо у него есть истинный довод, но из-за волнения или недостаточной грамотности ему не удается его высказать, судье разрешается помочь ему и дать понять, как удачнее выразиться. Но следует хорошо обдумать, как сделать это так, чтобы не уподобиться адвокатам.
[2] Риваш (179). Закон этот приводит Рама (חו"מ י"ז ה). Следует отметить, что бывают ситуации, когда такое консультирование разрешается, см. там, в Питхей тшува (п. 11), ссылку на многие источники по этой теме.
[3] Рабейну Йона здесь и Тосафот Рид (Ктубот 52а, ד''ה ולבסוף). Из слов Рабейну Йоны следует, что запрет этот неоднозначен, но поступать так не стоит. Раши (там 86а ד''ה אדם) пишет, что причина запрета для важного лица в том, что у него будут учиться другие, и впоследствии будут советовать не только родственникам [мнение его подобно приводимому ниже, – что такая консультация разрешена обычным людям исключительно в помощь родственникам].
Разрешение на адвокатскую деятельность - в свете сказанного выше
Из сказанного следует, что частному [не общественно важному] лицу не запрещено помогать тяжущемуся формулировать свои доводы. Разрешено даже давать советы по поводу действий, которые могут улучшить его положение в этом деле. Разумеется, разрешенные действия не подразумевают содействие в приведении ложных аргументов и доводов; адвокат, делающий это, – законченный злодей.

Но некоторые делают вывод из сказанного в Гемаре, что разрешение консультировать по поводу действий, улучшающих положение тяжущегося в деле, действует только в отношении родственников [если советчик не является важным лицом], так как обязанность помогать им превалирует над обязанностью помогать чужим людям. Но, если тяжущийся не родственник, не следует давать ему таких советов, ведь помогая одному участнику тяжбы, советчик вредит другому. А когда помощь касается только формулирования и представления суду доводов, но не действий, нарушающих существующее положение, то консультирование разрешено всякому человеку.
Однако некоторые законоучители постановили, что тяжущемуся, который не является родственником, нельзя помогать даже в формулировании и упорядочении доводов[1].
----------
[1] Бах (חו"מ יז יב), Шаар мишпат (17:5). Рав Й.Ш. Эльяшив придерживается этого мнения הערות למס' כתובות)), но добавляет, что, если консультант работает за плату [т.е. обычный адвокат], следует разрешить ему это, так как у него есть интерес в данном деле и он сам считается как бы «стороной» в нем. См. также в Ковец Незер А-Тора 23 (стр. 319) в статье р. Натана Гештетнера на эту тему.
Не веди себя как глава судей
Слово "орхей" [в нашем переводе – «адвокат»] может означать также «главный»[1]. Исходя из этого, некоторые комментаторы объясняют слова мишны так: «Не веди себя как глава судей». То есть если пришел в Дом Учения и там обсуждают какую-то тему, не строй из себя «главного и всезнающего судью», а спрашивай и уясняй для себя этот закон, его смысл и причины.

Рав из Бартануры объясняет, что слова эти адресованы ученику, сидящему перед учителем-судьей: не веди себя как глава судей и высказывай свое мнение скромно и не категорично.

Следуя данной трактовке, Мааяней Йеошуа объясняет, что это высказывание Йеуды бен Табая связано с инцидентом, о котором рассказывается в трактате Хагига (16б). Однажды, заседая во главе суда, он ошибся и приговорил человека к незаслуженной смерти. Узнав о происшедшем, Шимон бен Шатах указал ему на ошибку, и Йеуда бен Табай взял на себя обязательство выносить алахические решения только в присутствии Шимона бен Шатаха. Вследствие этого он и предупреждает каждого судью: не смотри на себя как на «главу судей» и не думай, что не нуждаешься в помощи при вынесении решений.
----------
[1] Архэ (греч.) – главный.
Равное отношение к тяжущимся – независимо от личности
Это предупреждение судье: не допускать мысли, что, поскольку один из тяжущихся – важный или праведный человек, он наверняка не лжет; такая мысль помешает увидеть аргументы против него. Долг судьи – всегда смотреть с одинаковым подозрением на обоих тяжущихся.
И так пишет по этому поводу Тур (חו"מ יז): «Если предстали перед ним [судьей] двое, один известен как человек добропорядочный, а другой – как непорядочный, судья не должен говорить себе: поскольку этот второй – непорядочный, следует полагать, что он лжет, тогда как относительно первого следует полагать, что он не искажает истины, – буду склонять суд к обвинению непорядочного. Но пусть всегда оба участника судебного разбирательства будут в глазах судьи как непорядочные, а их доводы как лживые, и пусть он судит согласно тому, как видятся ему обстоятельства дела».
Разумеется, правило это действует, только когда доводы тяжущихся противоречат друг другу и один из них наверняка лжет.
Судья также не должен видеть в обоих тяжущихся праведников, поскольку тогда он не сможет распознать ложь и изъяны в их доводах.
Солгавший в суде – не всегда лжец
Даже когда очевидно, что проигравший лгал перед судом, не считай его после этого лгуном. Комментаторы приводят тому несколько причин:
1. Возможно, он просто ошибался и вообще не намеревался лгать.
2. Иногда ответчик лжет потому, что ему нечем платить и он хочет отсрочить дело, пока у него не появятся деньги (Бава мециа 3б).
3. Иногда человек взыскивает через суд никогда не принадлежавшее ему имущество, поскольку ответчик не возвращает ему старый долг, который истец не может взыскать через суд из-за отсутствия доказательств, и он надеется вернуть себе свое имущество посредством ложного иска (там 6б).
4. Даже если человек лгал без всякого оправдания, неправильно подозревать его в том, что он будет вести себя так и впредь. После того как он признал решение суда, необходимо думать, что он, вероятно, исправит пути свои.
Мишна как руководство по восприятию своего духовного состояния
Хида (в книге Зроа ямин) дает вариант понимания мишны как руководство каждому человеку по восприятию своего духовного состояния. «Не уподобляй себя адвокатам» – не выискивай оправдания своим дурным поступкам и неподобающему поведению, как это делают адвокаты в суде. Они находят оправдание обвиняемому тонкими приемами и хитростями, несмотря на то, что вина подсудимого очевидна.

Суди себя прямо и искренне. Ведь в этом и состоит хитроумие злого начала в человеке – приуменьшать грехи в собственных глазах; тогда как на самом деле даже незначительное свое нарушение следует рассматривать как великий грех: ведь он нарушил волю Всевышнего, Творца мира.

«И когда тяжущиеся стоят перед тобой, пусть они будут в твоих глазах как нечестивцы». Помни, что ты непрерывно стоишь перед судом Всевышнего, и подозревай себя, как судье надлежит подозревать участников спора, видя в них потенциальных грешников.

«А когда уходят от тебя, пусть будут в глазах твоих как невиновные [подобны невиновным], если приняли на себя постановление суда». Даже и не стоя уже перед судом, то есть вернувшись уже к Всевышнему и приняв на себя страдания во имя искупления, все же не будь уверен в себе, а рассматривай себя лишь подобно «невиновному», но не как несомненно «невиновного», и всегда подозревай и суди себя.

По книге "Пиркей Авот. Собрание комментариев. Том 1" издательства "Кеилат Москва" (КЕРООР)


СПРОСИ РАВВИНА
Сознание после смерти человека
вопрос:
Что происходит с сознанием человека после его смерти?
ответ:
Душа человека, которая, в основном, проявляется как сознание, остаётся и после смерти. Однако, как говорит Рамхаль в книге “Дерех Ашем”, душа в этом мире стеснена телом и потому не может полноценно ощутить влияние на неё исполнения заповедей. Поэтому, когда она освобождается от тела, то она принимает положенные ей духовные габариты.
То же можно сказать и о сознании – после выхода души из тела сознанию открываются новые возможности, которые были недоступны ему из-за стеснения материального мозга.

Ответ подготовил рав Давид Ворона


Еврейские майсы
Рубашка, спасшая жизнь
На всех заборах местечка висело объявление: «Все евреи должны завтра в пять утра собраться на центральной площади. С собой из личных вещей допускается один чемодан на каждого весом не более 10 килограммов. Вас перевозят в рабочий лагерь».

Некоторые жители местечка уже распускали слухи о зверских убийствах, учинённых нацистами. Царило недоумение. Некоторые готовились к худшему, другие предпочитали верить немцам и пытались взять с собой как можно больше ценных вещей. Одни зашивали деньги в подкладках пальто, другие прятали золото в подошвах и даже глотали драгоценные камни. Люди старались надеть как можно больше одёжек – вдруг их повезут в Сибирь, где царит жуткий холод, или просто брали как можно больше родных вещей. Вещей из дома, которого скоро не будет.

«Мой отец, – рассказывает один из единственных жителей этого местечка, переживших Холокост, – не повёл себя как все. Он не прятал золото и не собирал одежду. Он позвал меня и попросил погладить ему рубашку. Я подумал, что папа не в себе и не понимает, что происходит. “Папа, зачем тебе глаженная рубашка? Нас ведь убьют или в лучшем случае подвергнут каторжным работам!”. Но отец настоял, чтобы я погладил ему рубашку. Когда я закончил, он попросил, чтобы я почистил ему ботинки. "Папа! Тебе не жалко времени? Скоро уже надо быть на площади, а мы всё ещё не собрались...".

Отец, не обращая на меня внимания, надел рубашку, завязал галстук, накинул пиджак и обул сверкающие ботинки. Он был похож на того, кто собирается на свадьбу, а не на смерть.

Когда мы шли к площади, отец решил развеять мои сомнения: "Смотри, сын. Те, кто собирают с собой ценности, не хотят понимать, что нацисты их обчистят до или после того, как убьют. Я даю тебе в путь подарок, который спасёт твою жизнь. Сказано в Торе: “Почитай отца и мать своих, чтобы продлились дни жизни твоей”. Благодаря тому, что ты выполнил мою волю в этот момент, заповедь почитания отца защитит тебя и продлит твою жизнь, как обещал Всевышний в Торе!»

«Этот рассказ я повторяю на каждой из свадеб своих внуков, – рассказал по прошествии десятков лет тот самый "мальчик". – Я единственный, кто пережил Холокост из нашего местечка. В самый тяжелый момент мой отец подарил мне возможность исполнить драгоценную заповедь, которая, в этом я уверен, сохранила мне жизнь несмотря на все невыносимые мучения лагерей!»
Рав Авигдор Носиков, главный раввин Воронежа и области

Еврейские ПРИТЧИ
О том, как Гершале упустил драгоценный бриллиант
Жил был однажды один торговец бриллиантами. Раз в год он уезжал из дома на целую неделю на ярмарку в большом городе. Вместе с ним на ярмарку съезжалось множество торговцев и там можно было приобрести лучшие бриллианты по самым выгодным ценам, которые позже можно было продать с большой прибылью.

Торговец тщательно готовился к ярмарке, копил деньги, собирал лучшие инструменты с помощью которых можно было точно оценить стоимость бриллианта и отличить драгоценный камень от подделки.

Однажды накануне отъезда к торговцу подошел его младший сын.
– Папа, ты же знаешь, что у меня есть коллекция красивых камушков, которые я давно коллекционирую? Некоторые из них я собрал на берегу моря, какие-то – на дне реки. У меня есть рубль, и хочу тебя попросить, чтобы ты купил мне на него на ярмарке какой-нибудь интересный камушек для моей коллекции".
– Хорошая идея! Обычно у входа на ярмарку стоят несколько пареньков, которые продают разные безделушки. Думаю, что я найду тебе там что-нибудь подходящее.

Как только торговец приехал в большой город, ярмарка закрутила его в своем круговороте. Целую неделю он носился от прилавка к прилавку, присматривался к товару, торговался и закупал бриллианты. Лишь только на выезде из ярмарки, он вспомнил о своем обещании сыну.

Торговец подошел к молодому человеку, который торговал красивыми камешками, ракушками и прочими безделушками у входя на ярмарку, покопался в его товаре, набрав несколько камешков для сына и уже собирался расплатиться и уйти, как вдруг его профессиональному взгляду открылся настоящий клад. Огромный бриллиант, хоть и был покрыт коркой земли, но опытный взгляд специалиста немедленно оценил его высочайшую стоимость.

– Сколько стоит этот камушек? – спросил торговец у молодого человека, стараясь никак не выдать своего волнения.
– Рубль! – ответил тот, будучи абсолютно уверенным, что совершает лучшую сделку за день, ведь только сумасшедший заплатит целый рубль за грязный камень.

Ни секунды не раздумывая, торговец открыл кошелек и купил драгоценный бриллиант, а затем, купил ещё других безделушек на рубль своего сына.
Когда торговец приехал домой и очистил камень, то оказалось, что бриллиантов такой величины и чистоты почти не бывает в мире. Он стоил баснословных денег! Торговец сказочно разбогател и его история была напечатана во всех газетах мира.

Одна из газет попала в руки и тому молодому продавцу который продал "грязный камушек" за рубль. Молодой человек сразу понял, что речь в статье идет о нем. Он начал рыдать и рвать на себе волосы от досады.

"Как же я мог упустить такое сказочное богатство из своих рук?!"
Его плач услышал его отец и сказал ему: "Гершале, дорогой мой сын! Сколько раз я говорил тебе пойти учиться у профессионалов? Если бы ты знал толк в драгоценных камнях, то сегодня ты был бы этим сказочно богатым человеком!"

Нам всем очень жалко этого шлимазала Гершале. Но ведь и мы все во многом похожи на него!
Сколько раз мы упускаем возможности заработать куда большую награду, чем даже самый драгоценный бриллиант! Каждая молитва, произнесенная с чувством, каждое благословение, каждое доброе дело, каждое слово святой Торы, ценится на Небесах больше всего золота и драгоценных камней этого мира!

Почему же это происходит? Почему из раза в раз мы упускаем эту возможность? Потому что мы недостаточно учимся у профессионалов и недооцениваем важность Торы и заповедей. Давайте учиться у мудрецов Торы, которые не позволят нам упустить возможность заработать себе великую награду!
Раббанит Керен Кацен, директор онлайн школы "Беерот Ицхак" (при поддержке КЕРООР)

НОВОСТИ ОБЩИН
Самара
Опять 25! В Самаре в 25-ый раз прошёл семейный лагерь "Мишпаха"
С 16 по 21 августа еврейская община города Самары проводила летний семейный лагерь «Мишпаха». В этом году лагерь проводился уже в 25 раз!
Татьяна Борисовна Курилова – руководитель самарского еврейского культурного центра "Маккаби" – является основателем и бессменным организатором этого прекрасного лагеря, который является самым ожидаемым событием в жизни еврейской общины города! Дай Б-г ей крепкого здоровья и долгих лет жизни!
В лагере традиционно проводились занятия для всех возрастов: от дошкольников до взрослых.
Говорили о 75-ти летии Победы, и о том, как эти Победа повлияла на многие еврейские семьи, пережившие Холокост.
Дети посещали занятия живописи, разучивали танцы и песни. Взрослые ходили на занятия по традиции с равом Александром Гольденгершем – главным раввином Самары и области, участвовали в интерактивных занятиях на тему "История еврейской семьи" с директором еврейской школы ОРТ Юлией Генгут и в занятиях по семейной психологии с психологом Наоми (Еленой) Строгановой (она же раббанит Гольденгерш!), и, конечно же, участвовали в спортивных соревнованиях "Маккабиада".
Участницы женского клуб традиционно делали тесто для хал, благословляя родных и близких.
Было и много занятий для подростков, которые проводили Марк Малый и Даниэль Илишаев – лидеры молодёжного проекта при еврейской общине Самары.

© Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма
"Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России"