Одной из многочисленных заповедей, приведённых в нашей недельной главе «Ки теце», является возвращение потери.
«Не можешь ты, видя быка твоего брата или его ягнёнка, отбившихся, отвернуться от них; возвратить должен ты их брату твоему. А если не близок твой брат к тебе или ты не знаешь его, то возьми это в свой дом, и будет оно у тебя, пока не истребует брат твой это и возвратишь это ему. И так же поступи с его ослом, и так же поступи с его платьем, и так же поступи со всякой потерей брата твоего, что будет потеряно им, а ты найдешь; не можешь ты отвернуться» (Дварим 22:1-3).
Мудрецы отмечают, что в этом отрывке приводятся две заповеди: одна запретительная – не отворачиваться, а вторая повелительная – вернуть потерю.
Так следует поступать не только с потерянными животными, но и «со всякой потерей брата твоего» – не отворачиваться, а возвращать.
Оставляя детали закона в стороне, я предлагаю подумать вот о чём.
Всевышний отправил в этот мир множество душ – каждую со своей задачей. Каждая душа – это целый мир. Учат наши мудрецы, что весь мир стоило сотворить ради всего лишь одного человека.
Так вот, многие из этих душ, подобно ягнятам из стиха Торы, отбиваются от своего пути и теряются в дороге. Видя их, мы не вправе отвернуться, сказав, что это не наша проблема, что они сами виноваты. Мы обязаны «взять её (душу) в свой дом», заботиться о ней и вернуть её Хозяину.
«Хозяин не придёт её забрать», – скажет кто-то. И будет неправ. Всевышний обязательно приходит и помогает душе вернуться на свой путь. Каждый из нас, вернувшихся к иудаизму, испытал на себе этот Зов.
Наша же задача здесь – заботиться об этой душе, «взять в свой дом», приблизить к себе, окружив участием, уважением и любовью. А дальше Всевышний Сам обязательно проявится.
Кстати, мы далеко не всегда сможем заметить это проявление и связанное с ним внутреннее изменение человека, ведь часто этот процесс возвращения может занять годы, а то и больше. Часто «растение», которое взошло, не совсем соответствует той нашей наивной картинке, которую мы себе нарисовали: «Это не роза, а какой-то кактус!». Наша задача – «сеять» и потом не испортить молодой росток, не перегнуть палку. Это тоже нетривиальная, кстати, задача.
Сейчас, в канун Рош а-Шана, такое прочтение этой заповеди как никогда актуально. «Беров ам адрат а-мелех» – слава Царя раскрывается в количестве его преданных подданных.
Царь, которого воспринимает как такового лишь небольшая группка вооруженных до зубов бойцов, – смешон.
Царь, которого искренне любит и уважает его народ, – велик.
Чем больше нас – любящих и уважающих своего Творца, признающих Его и испытывающих к Нему чувство благодарности, –тем ярче проявляется слава Всевышнего в мире, тем больше в мире благословения и добра.
Есть здесь и более простая и понятная мотивация. Тора не раскрывает нам награды за исполнение заповедей, но мы можем судить о величине награды, соотнося её со строгостью наказания за противоположные повелениям запреты.
В нашей же главе приводится, что за похищение человека полагается смертная казнь. Очень строгое наказание. Значит за возвращение человека полагается огромная награда. А здесь, в нашем случае, речь идёт даже не о временном теле, а о вечной душе!
И ещё сказано в Торе относительно законов возвращения потери, что владелец потери обязан компенсировать нашедшему все издержки, связанные с хранением и поиском владельца.
В трактате Санедрин (100а) приводится интересная дискуссия.
Сказал раби Меир: «В соответствии с мерой, которую человек отмеряет для других, отмеряют ему на Небесах». Спрашивает его раби Йеошуа: «Разве это действительно так? То есть если человек пожертвует нуждающемуся свою пригоршню, то Всевышний в награду за это отмерит ему Своей пригоршней? Ведь Его «ладонь» несравненно больше человеческой! Получается, что это не соответствует принципу мера за меру, а мы знаем, что Всевышний управляет этим миром по этому принципу».
Отвечает Талмуд, что принцип мера за меру работает в строгом соответствии лишь тогда, когда речь идёт о наказании, в случае же награды, Всевышний всегда награждает нас за выполнение Его заповедей сверх положенного.
Выходит, что, занимаясь кирувом – приближением евреев к Торе, невозможно потерять. Можно только приобрести. На более высоком уровне понимания – это даёт нам возможность прославить Царя. А на самом высоком уровне – это даёт нам возможность безвозмездно помочь другому человеку найти себя.
Отличная заслуга для Дня Суда!
Рав Пинхас Швальб, председатель КЕРООР
-----------
Рав Ицхак Сильвер, книга "Пути мира и добра"
Рав Реувен Куклин (по материалам журнала "Беерот Ицхак")
Рав Пинхас Кандаль, раввин в г. Саратов
По книге "Пиркей Авот. Собрание комментариев. Том 1" издательства "Кеилат Москва" (КЕРООР)
Ответ подготовил рав Давид Ворона