В этот Шаббат мы будем читать первую главу Торы – «Берейшит». Конечно же все знают о чём повествует эта самая популярная в мире глава самого массового бестселлера всех времён и народов – Библии. Но давайте немного дополним известные всем истории, комментариями наших мудрецов.
Каждый подзаголовок – это определённое событие из недельной главы. Мы расположили их в хронологическом порядке, а не в порядке повествования в Торе.
Всевышний творит мир за 6 дней
Прежде всего «Вначале сотворил Б-г небо и землю» — это неправильный перевод. И вот почему: написано «и дух Б-жий витал над водою», то есть вода уже была сотворена и предшествовала небу и земле.
Правильный перевод: «В начале творения Б-гом неба и земли». Тора – это не книга истории или археологии, это даже не труд о происхождении видов. Тора происходит от слова «ораа», что переводится как инструкция. Это инструкция по использованию жизни, и всё что в ней написано имеет своей целью научить нас чему-то мудрому, доброму, вечному.
Кстати, в период творения мир был совершенно другим в физическом (а также химическом и каком угодно ещё) плане, Земля крутилась вокруг солнца (которого сначала вообще не было) и вокруг своей оси с другим темпом, а потому «дни» могли тянуться тысячи, миллионы и миллиарды наших сегодняшних лет. Так что заявления археологов о том, что миру намного больше, чем 5781 год имеют под собой все основания – миру действительно намного больше лет (в нашем сегодняшнем простом понимании слова «год»).
Всевышний создаёт человека
На шестой день Всевышний создал человека. Человек – это не наиболее разумное из животных, это тот самый «венец творения», ради которого и был создан мир. Поэтому из уважения к человеку Всевышний сначала подготовил для него всё необходимое для выполнения своей функции и лишь только затем сотворил.
Удивительно, но сначала Б-г создаёт человека, который включает в себя и мужское, и женское начало, а затем разделяет его на мужчину (Адама) и женщину (Хаву). В этом заложена глубокая идея и, в целом, наша миссия в этом мире – самостоятельно прийти к совершенству, которое изначально заложено в нас Всевышним.
Подобное этому мы находим также в трактате Нида (30б), что плод в утробе матери обучают всей Торе, а затем, перед рождением, ангел делает так, чтобы ребёнок всё забыл. То есть вначале человек соединён с Торой, а затем его с ней разделяют, но лишь для того, чтобы он воссоединился с ней снова своими усилиями.
Подобно этому и в нашей главе Всевышний вначале творит свет для праведников, а потом прячет его, для того, чтобы люди своими собственными усилиями пришли к этому свету, раскрыли его.
Первые указания
Всевышний заповедует Адаму плодиться и размножаться, заботиться о Райском саде и запрещает ему вкушать от Дерева Познания Добра и Зла.
Придя в мир, Адам увидел, что в потенциале всё тут должно расти и цвести, а на деле этого не происходило. Он понял, что миру необходимо благословение, и что именно он должен был его принести. Адам успешно справился с этой задачей, помолившись Б-гу о дожде, после которого весь мир расцвёл.
Да, до греха вся наша работа заключалась в том, чтобы понять проблему и попросить Б-га её решить. После греха мы должны трудиться, не забывая, конечно же, о нашей исконной, а значит и главной работе – обращаться к Б-гу.
Первые роды
Адам, Хава, Каин и Авель формально были ровесниками – все они появились на свет в шестой день творения! До греха процесс родов был принципиально другим – дети рождались тут же, без боли и сразу взрослыми. Как это происходило технически – не спрашивайте, но одно понятно – телесность людей до греха была принципиально другой, ведь по ряду объяснений одежды, в которые их одел Всевышний после греха, это был кожаный покров.
Первый грех
Змей (он же Злое начало, он же Сатан, он же ангел смерти – то есть он совращает, он же обвиняет и он же приводит приговор в исполнение) совращает Хаву и убеждает её съесть запретный плод. Хава уговаривает Адама съесть плод вместе с ней.
«И увидела женщина, что дерево было хорошо для еды…». Как можно увидеть вкус? Воображение – это главное орудие нашего злого начала (справедливости ради отметим, что оно же и одно из важнейших орудий нашего доброго начала – всё зависит от нашего выбора!). Все грехи начинаются с, казалось бы, безобидных мыслей… Но, закрепляясь в мозгу, эти мысли постепенно реализуются, посылая сигналы в соответствующие части тела, побуждая нас к активному действию (более современные учёные обнаружили, что наши мысли приводят к нейрогенезу – физическому формированию новых нейронных связей, то есть мысли по факту материализуются). Ощущение вкуса было настолько явным для Хавы, что она «видела» его.
Первые наказания и первая тшува
Всевышний наказывает Адама и Хаву за нарушение заповеди и изгоняет их из Райского Сада. С тех пор все люди смертны, а зло стало нашей неотъемлемой частью. И ещё с тех пор женщин тянет к мужчинам, несмотря на болезненные роды, а мужчины должны тяжело работать, чтобы обеспечивать семью.
Змей же был наказан удивительным наказанием – «на брюхе будешь ползать и прахом питаться все дни жизни твоей». Оставив аспект имиджа в стороне, разве это проклятие? У него всегда прямо под носом еда! Человеку нужно тяжело трудиться, в поте лица добывать свой хлеб, а этому главному злодею – «ешь не хочу»!?
Быть обречённым на бессмысленное существование без какой-либо связи с Б-гом – это самое большое наказание из возможных. У Змея всё есть – ползай, да ешь. Не к чему стремиться – всё что нужно есть. В таком случае обычно быстро забывают о Б-ге и не ищут Его, постепенно связь ослабляется и нет надежд на её восстановление.
В отличие от Змея человек был наказан таким образом, что он постоянно будет находиться на связи со Всевышним, не сможет забыть о Нём. Наказание, но не разрыв отношений.
И грех, и наказание за него – всё произошло в шестой день. Поистине насыщенный событиями день!
Кстати, после греха Адам и Хава развелись… Возможно это тоже они успели в шестой день.
После того как Адам осознал всю тяжесть своего греха, он совершил полную тшуву (раскаяние) и Всевышний простил его, однако ввиду тяжести греха, приговор Всевышнего остался в силе (эта тема разбирается в трактате «Шаббат» 55б).
Шаббат шалом
Всевышний создаёт Шаббат – день отдыха и покоя от созидательной работы. Очень частый (и правильный!) вопрос: почему в Шаббат нельзя зажечь свет? Это же не составляет никакого труда!
Ответ заключается в том, что в Шаббат не запрещён труд, в Шаббат запрещена работа! Помните из школьного курса по физике?
A (работа) = F (сила) * S (проделанный вследствие действия силы F путь)
Так вот, если S равно нулю, то какую бы вы силу ни прилагали, работа не совершается.
В Шаббат запрещено созидать что-то новое, значимое, творить подобно Б-гу, ведь Он сам покоился в этот день. Так вот, если ничего нового, ничего значимого не происходит, то можно таскать на плечах шкаф по квартире из комнаты в комнату весь Шаббат. При этом включить свет – это запустить целую огромную систему. В наше время с помощью нажатия на кнопку (особенно красную) можно изменить мир до неузнаваемости. Так что электричество – это колоссальное значение «S» и в результате даже минимальное «F» (щёлк) производит работу!
В нашем материальном мире Храм олицетворял собой всю Вселенную, а строительство его, соответственно, символизировало строительство Вселенной. Поэтому те работы, которые выполнялись для строительства первого переносного Храма в пустыне, были запрещены как значимые работы (S>0).
Семь дней творения
В первый день Всевышний сотворил свет и отделил свет от тьмы, таким образом сотворив день и ночь. Говорит Раши, что на самом деле Всевышний создал всё в первый день, а в последующие дни лишь включал их в систему мироздания (до этого они не функционировали).
Во второй день – создал небеса и разделил воды на верхние (над небесами) и нижние (под небесами).
В третий день – создал сушу под небесами, сотворив таким образом сушу и моря. На земле Всевышний создал травяной покров и плодовые деревья.
В четвёртый день – создал солнце, луну и звёзды.
В пятый день – создал обитателей морского дна, птиц и рыб.
В шестой день – создал домашних животных, ремес (ползающую или передвигающуюся на очень коротких ножках живность) и зверей. В этот же день Всевышний создал человека – Адама и Хаву.
В седьмой день Всевышний ничего не создавал, сотворив таким образом отдых.
В конце (во время сумерек) шестого дня:
Мишна Авот (5:6) сообщает, что «Десять вещей были сотворены в канун первого Шаббата во время сумерек, и вот они: уста земли (проглотившие Кораха), устье колодца (речь о колодце Мирьям, который снабжал евреев водой в пустыне), уста ослицы (которая разговаривала с Биламом), радуга (знак союза между Творцом и человечеством, заключенного во времена Ноаха), манн, посох (речь о посохе Моше, с помощью которого он творил чудеса), шамир (вид червя, с помощью которого обтёсывали камни при строительстве Храма), письменность (форма букв, высеченных на скрижалях), письмена на скрижалях (которые чудесным образом читались со всех стороны) и сами скрижали (первые скрижали, которые были из сапфира). А есть говорящие: также духи-вредители и могила Моше, и ягнёнок праотца Авраама (которого он принёс в жертву вместо Ицхака). А есть говорящие: также и кузнечные клещи, изготавливаемые при помощи других клещей».
Первые жертвы и первые жертвы
Каин занимался земледелием, а Авель – скотоводством. В какой-то момент они решили отблагодарить Всевышнего и принести ему жертвы.
Каин принёс жертву первым. Справедливо посчитав, что Всевышнему на самом деле не нужны его жертвы (ведь Б-г совершенен и не нуждается ни в чём), Каин принёс в жертву то, что было далеко не самого лучшего качества. Один мидраш говорит, что он принёс льняные зёрна, другой – что он взял первое, что попалось под руку, не выбирая лучшее.
Авель же решил, что это унижение для Б-га принести Ему что-то отличное от идеального, а потому принёс в жертву лучший свой скот.
Стоит ли удивляться тому, что Всевышний принял жертву Авеля и пренебрёг жертвой Каина? Действительно Б-гу не нужны наши жертвы, но они нужны нам, чтобы посредством их приблизиться к Б-гу, принести как бы часть самого себя, то есть лучшее, что у нас есть.
Из ревности Каин убивает своего брата. Причём, не зная, как правильно убивать, он долго и мучительно бьёт его, пока из Авеля не вытек критический объём крови…
Второе наказание в истории и вторая тшува
Каин довольно дерзко отвечает Б-гу на Его вопрос «Где брат твой Авель?», говоря всем известное: «Не сторож я брату своему».
Этому он научился у своих родителей, которые при Всевышнем начали перекладывать с себя ответственность на другого, бросая вызов Б-гу.
«Это жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я съел», – неблагодарно сказал Адам, перекладывая вину то ли на Хаву, то ли на самого Б-га.
«Змей обманул меня, и я съела», – поспешила оправдаться Хава вместо того, чтобы раскаяться.
Каин практически моментально раскаивается в содеянном и просит Всевышнего о менее строгом наказании, чем Он намеревался его наказать. В результате его смерть была отложена на целых 7 поколений – вот это сила тшувы!
Десять поколений от Адама до Ноаха. Подготовка к потопу
1. Адам. 0 – 930 г. (от сотворения мира, естественно)
2. Шет (третий сын Адама и Хавы). 130 – 1042 г.
3. Энош (первый идолопоклонник). 235 – 1140 г.
4. Кейнан. 325 – 1235 г.
5. Мехалалель. 395 – 1290 г.
6. Йеред. 460 – 1422 г.
7. Ханох. 622 – 987 г.
8. Метушелах (самый долгожитель, прожил 969 лет). 687 – 1656 г.
9. Лемех (он убил Каина, перепутав его на охоте со зверем). 874 – 1651 г.
10. Ноах (он же Ной). 1056 – 2006 г.
По всей видимости легенда об Атлантиде имеет свои корни в самом первом потопе, точнее наводнении в поколении Эноша, когда люди впервые стали поклоняться идолам.
Большую часть населения Земли тогда просто смыло водой в наказание за грехи, но, как показывает дальнейшая история, людей это ничему не научило и уже во времена Ноаха (Ноя) ситуация стала настолько плачевной, что Всевышний решил уничтожить всех людей, кроме праведной семьи Ноаха…
По своей милости Всевышний отвёл 120 лет на то, чтобы дать возможность людям раскаяться и вернуться на путь истинный. Но народ, как это часто бывает, принял милосердие за всепрощение и вседозволенность, и случился потоп, о котором, с Б-жьей помощью, поговорим, обсуждая следующую недельную главу.